Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Социальная и технологическая функции культурных норм




Культурные нормы, с одной cтороны, унифицируют поведение людей, обеспечивают единообразие и согласованность их коллективных действий. Следование культурным нормам выступает как необходимое условие организации совместной деятельности и поддержания общественного порядка. В этом состоит социальная функция культурных норм. Совместная жизнь людей была бы невозможна, если бы не существовало норм, регулирующих их взаимоотношения и действия. Даже жизнь стада животных упорядочивается «правилами», которые определяют отношения между входящими в него особями, «обязанности» и «права» вожака, действия в случае опасности и пр. А жизнь коллектива людей несравненно более сложна. Поэтому-то и требуется культура как средство ее надбиологического регулирования.

С другой стороны, культурные нормы представляют собою процедурные правила, способы и программы деятельности, нацеленные на получение желаемого результата. В этом заключается их технологическая функция. Основное значение слова «технология» связано с производством. В этом значении технологией называют организацию работы в какой-либо отрасли производства (например, «технология строительных работ», «химическая технология»). Однако в современном языке это слово приобрело и более широкий смысл: под технологией понимают организацию не только производственной, но и вообще человеческой деятельности. В таком широком смысле здесь и говорится о технологической функции культурных норм: они определяют технологию человеческой деятельности, т. е. что и как надо сделать, чтобы достичь успеха в ком-либо деле, получить конкретный «технический результат» (не только на производстве, в технике, но и в любых других областях – в быту, в науке, в спорте и т.д.).

Функции культурных норм могут различным образом соотноситься меж­ду собой. Существуют культурные нор­мы, несущие только социальную функ­цию (например, такие нормы нравственности, как «золотое правило»: как:хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними). Они ус­танавливают общие правила социаль­но одобряемого поведения, но нетехно­логичны, потому что не указывают кон­кретных способов и процедур, с помощью которых в каждом отдельном случае эти правила должны быть вы­полнены. Другие нормы, наоборот, име­ют лишь технологическую функцию (например, методики решения матема­тических или физических задач, про­изводственно-технические нормы, «сек­реты» профессионального мастерства, а также вообще приемы всякой инди­видуальной деятельности). Они несо­циальны — в том смысле, что опреде­ляют лишь конкретные алгоритмы и программы действий, ведущих к постав­ленной цели, но не определяют ни по­становку самой этой цели, ни ее соци­альную значимость, а потому с их по­мощью могут быть получены как полезные, так и вредные для человека (индивида, социальной группы, обще­ства в целом) результаты.

Случается, что технология норма­тивных процедур и их продукт хотя и прямо преследуют определенную соци­альную цель, но не обладают теми свой­ствами или «техническими параметра­ми», которые от них ожидают. Одна­ко, несмотря на это, символический смысл процедур делает их в социаль­ном плане достаточно эффективными.

На островах Океании, у индейцев Южной Америки, в Новой Гвинее существу­ет обычай кувада, согласно которому муж во время беременности жены должен вмес­те с нею соблюдать ряд табу и предосторож­ностей — не стричь волос, поститься, не поднимать тяжести и т. д., а во время родов жены он ложится в постель и корчится в родовых муках. Считается, что от выполне­ния этих правил зависит здоровье и судьба ребенка. Но хотя фактически описанные действия мужа никак не обеспечивают же­лаемый результат, они в социальном отно­шении приносят пользу: способствуют един­ству супругов, их взаимопониманию, раз­витию родительских чувств у отца, укреплению семьи.

Когда жрецы-авгуры в Древнем Риме, понаблюдавши за полетом птиц или поко­павшись во внутренностях жертвенной овцы, предсказывали исход предстоящего военного сражения, то их операции ничего предсказать на самом деле не могли. Ци­церон писал, что авгуры были просто об­манщиками и не могли удержаться от улыб­ки, когда смотрели друг на друга во время своих гаданий. Но полководцы Древнего Рима обращались к ним накануне битвы и начинали ее, только получив от них благо­приятное предсказание. И это способство­вало победе, поскольку вселяло в воинов уверенность в своих силах.

Возможна и противоположная ситу­ация, когда обусловленная культурны­ми нормами технология дает желаемые «технические» результаты, но в соци­альном отношении приводит к совер­шенно нежелательным, вредным послед­ствиям. С ситуациями такого рода мы постоянно сталкиваемся в процессе раз­вития техники. Сплошь и рядом про­изводятся новинки с прекрасными тех­ническими параметрами, но угрожаю­щие здоровью и благополучию людей (в том числе средства уничтожения — вплоть до ядерного оружия, способного истребить человечество вообще). Чуть ли не каждое техническое достижение при его практическом использовании порождает социальные следствия позитивного, так и негативного характера. Компьютер — замечательное изобретение, но когда его страстным почитателям контакты через модем заменяют все формы живого человеческого общения, это вряд ли можно считать благодетельной для совместной жизни людей.

Социальная и технологическая функции культурных норм сочетаются вместе в единую регулятивную систему, если результат технологических процедур непосредственно служит решению социальной задачи — сплоченению коллектива, упорядочению общественных отношений и т. п.

Например, во многих примитивных сообществах существует обряд инициации, требующий, чтобы подростки накануне совершеннолетия прошли через ряд достаточно тяжелых испытаний, только после которых их признают взрослыми. Испытания у разных народов были разными: удаление от общины для самостоятельной жизни в течение некоторого времени; работы, связанные с большой физической нагрузкой; голодание; лишение сна; мучительные процедуры — выдирание волос, бичевание, обрезание и др.

Нетрудно видеть, что обряд иници­ации непосредственно соединяет вмес­те технологическую и социальную функ­ции: «нормальное» доведение подвер­гаемого испытаниям подростка должно продемонстрировать, с одной стороны, его физическую и духовную зрелость («техническая» задача), а с другой — его способность пользоваться правами и выполнять обязанности полноценно­го члена общины (социальная задача).

В современном обществе, как и в прошлом, социальная функция куль­турных норм часто опирается на сим­волизацию нормативной технологии. Это касается, например, многих тор­жественных ритуалов — государствен­ных (вставание при исполнении госу­дарственного гимна), религиозных (при­частие), воинских (парад) и пр. Их символика служит средством идеологи­ческого воздействия на людей, поддер­жания и укрепления патриотизма, об­щественного долга, дисциплины.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...