Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Карта обеспеченности учебной литературой




ЛИТЕРАТУРА

Основная литература

  1. Агапов Е. П. Методика исследований в социальной работе. Учебное пособие. М.: Дашков и К, 2011.

2. Безуглов И. Г. Основы научного исследования: учебное пособие для аспирантов и студентов-дипломников/ И. Г. Безуглов, В. В. Лебединский, А. И. Безуглов. – М., 2010.

  1. Кожухар В. М. Основы научных исследований: учеб. пособие. - М.: Дашков и К, 2010. - 216 с.
  2. Кузнецов И. Н. Научное исследование: Методика проведения и оформления.  Электронный ресурс
  3. Сабитов Р. А. Основы научных исследований: Учеб. пособие / Челяб. гос. ун-т. - (Электронная версия).

6. Стрельникова А. Г. Дипломная работа. Подготовка и оформление: Практическое пособие. М.: издательство    СпецЛит, 2010. - 96 с.

7. Шкляр М. Ф. Основы научных исследований: учебное пособие. М.: Дашков и К, 2009. 244 с.

 

Дополнительная литература

1. Введение в правовую информатику. Справочные правовые системы “Консультант-плюс”: Учебное пособие. - М.: ЗАО “К. Плюс”, 1999.

2. Введенский Н. Е. Условия продуктивности умственной работы. - М. , 1952.

3. Гецов Г. Работа с книгой: рациональные приемы. - М.: Книга, 1984.

4. Жолковская Л. А., Нагаев В. В., Усманова Е. А. Научно-исследовательская работа студентов по психологии: Методическое пособие. – Сыктывкар: изд-во СыкГУ, 2005. – 124 с.

5. Калошина И. П. Психология творческой деятельности: Учебное пособие. - М., 2003.

6. Мардахаев Л. В. Основы самостоятельной работы студентов: Учебно-методическое пособие. М., 1998.

7. Новикова С. С. Социологические и психологические методы исследований в социальной работе: учебное пособие / С. С. Новикова, А. В. Соловьев. - М. : Академ. Проект; Гаудеамус, 2005. – 496 с.

8. Основы социально-психологических исследований: Учебник. М.: Гардарика, 2007.

9. Поппер К. Логика и рост научного знания. - М., 2003.

10. Учитесь учиться: Советы и рекомендации студентам института по организации учебной деятельности / Под общ. ред. Л. В. Тычиной. - М., 1997.

11. Шабанов Г. А. Как быстро конспектировать лекции и читать учебную литературу: Учебно-методическое пособие. - М., 1995.

12. Яшина Л. А. Основы научных исследований: учебное пособие/ СГУ, МО и науки РФ. – Сыктывкар: изд-во СыктГУ, 2004. – 84 с.

 

8. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Лабораторные занятия студентов по «Основам научных исследований» проводятся в специально оборудованных компьютерных классах с выходом в Интернет. На лабораторных занятиях при решении исследовательских задач и обработке данных применяются различные пакеты программ (Microsoft Word, Power Point, Консультант-плюс).

Карта обеспеченности учебной литературой

Дисциплины «Основы научного исследования»

По направлению (бакалавриат) социальная работа

Институт социальных технологий

Форма обучения дневная, заочная

Блок дисциплин Б3. В. 12

 

Число студентов Список литературы Кол-во экз. Кол-во экз. на 1 студента
ДО -25 ОЗО 4 Основная литература    
 
  1. Агапов Е. П. Методика исследований в социальной работе. Учебное пособие. М.: Дашков и К, 2011.
0, 6
 
  1. Безуглов И. Г. Основы научного исследования: учебное пособие для аспирантов и студентов-дипломников/ И. Г. Безуглов, В. В. Лебединский, А. И. Безуглов. - 2010
0, 4
 
  1. Кузнецов И. Н. Научное исследование: Методика проведения и оформления.  Электронный ресурс
   
  4. Шкляр М. Ф. Основы научных исследований: учебное пособие для студентов вузов / М. Ф. Шкляр. - 5-е изд. - М. : Издательско-торговая корпорация " Дашков и К", 2013. - 244 с. - (Серия " Учебные издания для бакалавров" ). 0, 2
  Дополнительная литература    
  5. Хотемова Л. В. Основы научных исследований. Методические указания для самостоятельной работы студентов. – Сыктывкар: СыктГУ, 2012. Электронная версия      
  6. Кузнецов И. Н. Научное исследование: Методика проведения и оформления. – М.: «Дашков и К», 2004. Электронный ресурс    
 
  1. Кожухар В. М. Основы научных исследований: учеб. пособие. - М.: Дашков и К, 2010. - 216 с.
 
   

 

Составитель, преподаватель______________ Л. В. Хотемова

Зав. кафедрой______________И. А. Козырева

Дата составления карты «___»________ 2014 г.

 

СОГЛАСОВАНО:

Представитель библиотеки СыктГУ _______________     

«____»___________2014 г.

 

 

Глава III. МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

§ 1. ПОНЯТИЯ МЕТОДА

И МЕТОДОЛОГИИ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Метод научного исследования – это способ познания объективной действительности. Способ представляет собой определенную последователь-

ность действий, приемов, операций.

В зависимости от содержания изучаемых объектов различают методы

естествознания и методы социально-гуманитарного исследования.

Методы исследования классифицируют по отраслям науки: матема-

тические, биологические, медицинские, социально-экономические, право-

вые и т. д.

В зависимости от уровня познания выделяют методы эмпирического,

теоретического и метатеоретического уровней 42.

42 См.: Основы научных исследований: Учеб. / Под ред. В. И. Крутова, В. В. Попова. М., 1986.

С. 60.

К методам эмпирического уровня относят наблюдение, описание, срав-

нение, счет, измерение, анкетный опрос, собеседование, тестирование, экспе-

римент, моделирование и т. д.

К методам теоретического уровня причисляют аксиоматический, гипо-

тетический (гипотетико-дедуктивный), формализацию, абстрагирование, об-

щелогические методы (анализ, синтез, индукцию, дедукцию, аналогию) и др.

Методами метатеоретического уровня являются диалектический, ме-

тафизический, герменевтический и др. Некоторые ученые к этому уровню от-

носят метод системного анализа43, а другие его включают в число общелогиче-

ских методов44.

В зависимости от сферы применения и степени общности различают ме-

тоды:

1) всеобщие (философские), действующие во всех науках и на всех этапах

познания;

2) общенаучные, которые могут применяться в гуманитарных,

естественных и технических науках;

3) частные – для родственных наук;

4) специальные – для конкретной науки, области научного познания.

Подобную классификацию методов можно встретить и в юридической литера-

туре45.

От рассматриваемого понятия метода следует отграничивать понятия

техники, процедуры и методики научного исследования.

Под техникой исследования понимают совокупность специальных

приемов для использования того или иного метода, а под процедурой ис-

следования – определенную последовательность действий, способ органи-

зации исследования 46.

Методика – это совокупность способов и приемов познания. Напри-

мер, под методикой криминологических исследований понимают систему

способов, приемов, средств сбора, обработки, анализа и оценки информации о

преступности, её причинах и условиях, личности преступника и других крими-

нологических явлениях 47.

Любое научное исследование осуществляется определенными приемами

и способами, по определенным правилам. Учение о системе этих приемов,

способов и правил называют методологией. Впрочем, понятие «методология» в

литературе употребляется в двух значениях:

43 Там же. С. 61.

44 См.: Кохановский В. П. Указ. соч. С. 277.

45См.: Сырых В. М. Указ. соч. М., 1980. С. 13; Теория государства и права: Учеб. для вузов.

М., 1997. С. 11 – 17.

46См.: Панкратов В. В. Методология и методика криминологических исследований. М., 1972.

С. 37; Социология права: Учеб. пособие / Под ред. В. М. Сырых. М., 2001. С. 319.

47 См.: Криминология: Учеб. / Под ред. В. Н. Кудрявцева, В. Е. Эминова. М., 1995. С. 41.

1) совокупность методов, применяемых в какой-либо сфере деятель-

ности (науке, политике и т. д. );

2) учение о научном методе познания 48.

Каждая наука имеет свою методологию. Юридические науки также

пользуются определенной методологией. Ученые-юристы определяют её

по-разному. Так, В. П. Казимирчук толкует методологию правоведения как

применение обусловленных принципами материалистической диалектики

системы логических приемов и специальных методов исследования пра-

вовых явлений 49.

Сходное понятие научной методологии права и государства дано в

учебнике по теории государства и права: это применение обусловленной фи-

лософским мировоззрением совокупности определенных теоретических прин-

ципов, логических приемов и специальных методов исследования государст-

венно-правовых явлений 50.

По мнению других авторов, методология есть учение о методах, приме-

няемых в правовых науках для изучения своего предмета 51.

С точки зрения А. Д. Горбузы, И. Я. Козаченко и Е. А. Сухарева, методо-

логия правоведения – это базирующееся на принципах материализма науч-

ное познание (исследование) сущности государства и права, адекватно отра-

жающее их диалектическое развитие 52.

По поводу последней точки зрения следует заметить, что понятие

методологии несколько уже понятия научного познания, поскольку по-

следнее не ограничивается исследованием форм и методов познания, а

изучает вопросы сущности, объекта и субъекта познания, критерии его

истинности, границы познавательной деятельности и т. д. 53

В конечном счете и юристы, и философы под методологией научно-

го исследования понимают учение о методах (методе) познания, т. е. о сис-

теме принципов, правил, способов и приемов, предназначенных для успеш-

ного решения познавательных задач. Соответственно методология юридиче-

ской науки может быть определена как учение о методах исследования го-

сударственно-правовых явлений.

48 См.: Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1999. С. 354; Со-

временный словарь иностранных слов. СПб., 1994. С. 376.

49 См.: Казимирчук В. П. Право и методы его изучения. М., 1965. С. 44.

50 См.: Общая теория права и государства: Учеб. / Под ред. В. В. Лазарева. М., 1994. С. 19.

51 См.: Васильев А. М. Правовые категории. Методологические аспекты разработки системы

категорий теории права. М., 1976. С. 69; Теория государства и права: Учеб. для юрид. вузов.

М., 1997. С. 11.

52 См.: Горбуза А. Д., Козаченко И. Я., Сухарев Е. А. Понятие методологии уголовно-правовой

науки // Уголовно-правовые меры борьбы с преступностью в условиях перестройки: Межвуз.

сб. науч. тр. Свердловск, 1990. С. 11.

53 См.: Кохановский В. П. Указ. соч. С. 171.

Существуют следующие уровни методологии:

1. Всеобщая методология, которая является универсальной по отно-

шению ко всем наукам и в содержание которой входят философские и

общенаучные методы познания.

2. Частная методология научных исследований для группы родственных юридических наук, которую образуют философские, общенаучные и

частные методы познания, например, государственно-правовых явлений.

3. Методология научных исследований конкретной науки, в содержание которой включаются философские, общенаучные, частные и специальные методы познания, например, методология криминалистики, кри-

минологии и других юридических наук.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...