Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 3. Роль ООН в развитии. международного уголовного права




Глава 3. Роль ООН в развитии

международного уголовного права

Общепризнанным центром координации деятельности го­сударств и международных организаций в борьбе с преступ­ностью является ООН. Ее работа в этой сфере осуществляется Как внутри государств, так и на международном уровне. Это Достигается путем установления единых стандартов и норм,


принятия унифицированных международных уголовно-право­вых актов и эталонов обращения с правонарушителями1.

Подготовка проектов международных договоров и другие формы нормотворечества входят в компетенцию Генеральной Ассамблеи ООН, Секретариата ООН, Экономического и Со­циального Совета ООН (ЭКОСОС) и других органов и специ­ализированных учреждений ООН. Большую роль в этом пла­не играют проводимые в рамках ООН конференции и конгрес­сы. К примеру, Сектор по предупреждению преступности и уголовному правосудию Секретариата ООН в 1994 г. органи­зовал и провел в Неаполе Всемирную конференцию на уровне министров по проблеме организованной транснациональной преступности. На ней были представлены 142 государства. Конференция отметила быстрый рост современных преступ­ных синдикатов, их изощренность в финансовых делах и меж­дународный характер их преступной деятельности. По оцен­кам специалистов, они ежегодно получают доход в размере 750 млрд. дол. США, подрывают экономику ведущих стран и це­лых регионов, нередко соперничают с правительствами, пре­тендуя на политическую власть.

Неапольская конференция приняла Политическую декла­рацию и Глобальный план действий. Предложено разработать проект и принять юридически обязательную международную конвенцию по транснациональной преступности. Государст­вам рекомендовано установить уголовную ответственность за «отмывание преступных денег», конфискацию основных средств преступных организаций, заключать двусторонние договоры и присоединяться к многосторонним соглашениям о выдаче преступников, обмене свидетелями и уликами.

Основным органом, координирующим деятельность госу­дарств в борьбе с преступностью, является ЭКОСОС ООН. В его составе постоянно функционирует Комиссия по предупреж­дению преступности и уголовному правосудию, которая гото­вит и проводит раз в пять лет конгрессы ООН по предупреж­дению преступности и обращению с правонарушителями (Конгрессы). С 1955 г. было проведено 9 конгрессов, в кото­рых СССР принимал участие, начиная со Второго.

Обладая высоким международным авторитетом, конгрес­сы способствуют совершенствованию международного уголов­ного права и его унификации, дают возможность специалис-

1 См.: Сборник стандартов и норм ООН в области предупреждения преступ­ности и уголовного правосудия. — ООН. Нью-Йорк. — 1992; Приложения 4— 6. —С. 193—216.


там обмениваться опытом успешной борьбы и предупрежде-ния международной преступности. В их работе принимают участие эксперты разных стран по уголовному праву, пенитен­циарии, криминологии, пенологии, должностные лица поли­цейских служб, а также специалисты по правам человека и ре­абилитации жертв преступлений.

I Конгресс в Женеве (1955 г. ) принял Минимальные стан­дартные правила обращения с заключенными, одобренные в 1957 г. резолюцией ЭКОСОС, а в 1966 г. включенные в ст. 9, 10 Пакта о гражданских и политических правах. В 1984 г. Прави­ла были дополнены Процедурами эффективного выполнения Минимальных правил обращения с заключенными.

На II Конгрессе в Лондоне (1960 г. ) рассматривались меры по предупреждению преступности среди несовершеннолетних и вопросы о труде заключенных, условном досрочном осво­бождении и помощи после отбытия наказания. Были приня­ты рекомендации по профилактике отдельных преступлений в развивающихся странах и необходимости постоянного изу­чения государствами динамики и структуры преступности.

III Конгресс в Стокгольме (1965 г. ) утвердил Доклад, в ко­тором преступность рассматривалась не только как проблема антиобщественного поведения личности и охраны правопо­рядка, но и как явление, связанное с экономическим и соци­альным развитием стран. Был одобрен ряд общих мер преду­преждения и мер по борьбе с рецидивизмом.

На IV Конгрессе в Киото (1970 г. ) принята Декларация по предупреждению преступности и обращению с правонаруши­телями, поддержанная специальной резолюцией ЭКОСОС ООН в 1971 г. Положения, содержащиеся в Декларации, реко­мендовали государствам принимать необходимые правовые и организационные меры по борьбе с преступностью, изучать тенденции в ее динамике и строить научно обоснованные про­гнозы с целью усиления борьбы с наиболее опасными преступ­лениями международного характера.

Декларация о защите всех лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания была принята на V Конгрессе в Женеве в 1975 г. Она открыла путь к принятию ГА ООН в 1984 г. одноименной Конвенции. Были заложены основы для принятия Кодекса по­ведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, который в 1979 г. был принят резолюцией ГА ООН. Кодекс предназначен для непосредственного включения в националь­ные правила, необходимые для соблюдения должностными


лицами по поддержанию правопорядка и в особенности слу­жащими полиции и других сил безопасности. Кодекс явился важным правовым средством реализации требований ст. 7 Международного пакта о гражданских и политических правах и Конвенции против пыток.

На VI Конгрессе в Каракассе (1980 г. ) приняты резолюция «Тенденции в области преступности и стратегия по ее преду­преждению» и Каракасская декларация, поддержанная ГА ООН в ее резолюции 35/171 1980 г. Одобрен был и Доклад это­го конгресса. Обсуждались Стандартные минимальные прави­ла отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила).

На VII Конгрессе в Милане (1985 г. ) приняты: Миланский план действий по укреплению международного сотрудниче­ства в борьбе с преступностью, одобренный резолюцией ГА ООН 1985 г., Руководящие принципы в области предупрежде­ния преступности и уголовного правосудия в контексте раз­вития и нового международного экономического порядка. ГА ООН в своей резолюции 40/32 1985 г. рекомендовала их для осуществления на национальном, региональном и междуна­родном уровнях; Основные принципы, касающиеся незави­симости судебных органов; Типовые соглашения о передаче заключенных-иностранцев и Минимальные стандартные пра­вила ООН в отношении мер, не связанных с тюремным заклю­чением (Токийские правила).

VIII Конгресс в Гаване (1990 г. ) принял более 50 докумен­тов, большинство из которых способствуют совершенствова­нию международного уголовного права. Среди них — Типо­вые договоры о выдаче преступников и о взаимной помощи по уголовным делам; Руководящие принципы для предупреж­дения организованной преступности и борьбы с ней; Меры по борьбе с международным терроризмом; Типовой договор о пе­редаче уголовного судопроизводства; Типовой договор о пе­редаче надзора за правонарушителями, которые были условно осуждены или условно освобождены; Руководящие принци­пы, касающиеся роли лиц, осуществляющих судебное пресле­дование; Основные принципы применения силы и огнестрель­ного оружия должностными лицами по поддержанию право­порядка; Типовой договор о предупреждении преступлений, связанных с посягательством на культурное наследие народов в форме движимых ценностей, и др. Значительное место в ра­боте Конгресса заняло обсуждение таких вопросов, как отме­на смертной казни, борьба с коррупцией в сфере государст-


венного управления, борьба с преступлениями, связанными с применением компьютеров, а также комплекс проблем чисто криминологического характера.

Созыву этого Конгресса предшествовали пять региональ­ных совещаний в рамках институтов ООН по предупреждению преступности и уголовному правосудию в Бангкоке, Хельсин­ки, Сан-Хосе и Аддис-Абебе. Кроме того, в Вене было прове­дено пять межрегиональных совещаний по подготовке Кон­гресса, который собрал представителей 127 государств.

На IX Конгрессе в Каире (1995 г. ) участвовали представи­тели 140 государств. В качестве наблюдателей на Конгресс был приглашен целый ряд подразделений ООН в лице представи­телей ее главных органов, центральных учреждений, отделе­ний ООН в Женеве и Вене, Межрегионального НИИ ООН по вопросам преступности и правосудия, Международного НИИ криминологии, а также Международного центра по реформе уголовного права и политике в области уголовного правосу­дия, ЮНЕСКО и Всемирного почтового союза.

Межрегиональные международные организации были представлены на Конгрессе Советом Европы, СНГ, Интерпо­лом, Международным комитетом Красного Креста, Всемир­ной таможенной организацией и т. п., а неправительственные международные организации — Армией спасения, Ассоциа­цией по контролю над наркотиками, Всемирным обществом виктимологии, Международной ассоциацией уголовного пра­ва, Международной ассоциацией полиции воздушных и мор­ских портов, Международным обществом социальной защи­ты, Международным движением за реформу уголовного пра­ва, Международным центром предупреждения преступности (г. Монреаль) и др. В работе Конгресса участвовало 190 отдель­ных экспертов.

В подготовительный период были проведены региональные совещания специалистов в области борьбы с международной преступностью в Кампале, Бангкоке, Вене, Коста-Рике, а так­же в Омане. Большую роль сыграли в этот период неофици­альные предсессионные консультации по выносимым для об­суждения вопросам.

Из рассмотренных Конгрессом проблем и принятых реше­ний особый интерес для международной борьбы с преступно­стью имеют следующие из указанных в повестке дня вопро­сов:

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...