Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 4. Профессиональное становление педагога профессионального обучения (4 часа).




Рассматривая личность педагога профессионального обучения как системное качество, приобретаемое индивидом в образовательной, предметной профессиональной деятельности и в общении, мы понимаем ее становление как прогрессивный процесс изменения личности под влиянием образовательных, социальных воздействий и собственной активности в области самосовершенствования и самореализации. Потребность в самосовершенствовании, саморазвитии называют самоактуализацией, имея в виду стремление человека к более полному выявлению и развитию своих личных возможностей, потребность в максимальной реализации своего потенциала.

Саморазвитие в общем смысле - непрерывный, закономерный, направленный процесс количественного и качественного изменения человеком своих природных механизмов, свойств, качеств, состояний, подчиненный целям самореализации и самосохранения; увеличение своего энергопотенциала, души, широты сознания. Результатом саморазвития человека выступает саморегуляция как система сознательных актов, действий, направленных на поддержание, достижение необходимого психического состояния, управление своей психикой (может достигаться самоубеждением, самовнушением, аутотренингом).

Самореализация предполагает наиболее полное проявление индивидуальных возможностей; проявление сущностных свойств и качеств человека.

Становление обязательно предполагает потребность в развитии, возможность и реальность ее удовлетворения.

Движение личности в пространстве и во времени профессионального труда получило название профессионального становления субъекта деятельности.

Ядром профессионального становления выступает взаимодействие личности и профессии. В процессе освоения профессии и выполнения профессиональной деятельности происходят структурные изменения в личности работника и самой его деятельности. Профессионализация приводит к изменению характера и содержания деятельности по профессии.

Цели профессионального становления:

· формирование профессиональной направленности, компетентности, социально значимых профессиональных качеств;

· готовность к постоянному профессиональному росту;

· поиск приемов качественного и творческого выполнения деятельности в соответствии с индивидуальными психологическими особенностями человека.

Под профессиональным становлением личности понимают процесс повышения уровня и совершенствования структуры профессиональной направленности, профессиональной компетентности, социально и профессионально важных качеств через разрешение противоречий между актуальным характером их развития, социальной ситуацией и ведущей деятельностью.

Профессиональное становление может быть обусловлено как внешними, так и внутренними обстоятельствами.

Движущей силой профессионального развития личности педагогов профессионального обучения являются противоречия, которые возникают между сложившимися свойствами и качествами человека и требованиями профессиональной деятельности.

Разрешение противоречий приводит к накоплению профессионального потенциала человека. Накопление потенциала зависит от биологических факторов (здоровье, тип нервной системы), психологических факторов - устремлений, выражающих потребностное отношение к развитию.

Под стремлениями понимают синтез желаний, намерений, интересов, идеалов.

Выделяют развитие личности в условиях определенной стадии, и развитие функциональное и переход от одной стадии профессионального развития к другой

В процессе профессионального становления личности, о чем свидетельствуют исследования Э.Ф. Зеера, выделяются стадии: выбора профессии (оптация), профессиональной подготовки, профессиональной адаптации, первичной профессионализации, вторичной профессионализации и профессионального мастерства. [12].

1 стадия – оптация. Формирование намерений, осознанный выбор профессии на основе учета индивидуально-психологических особенностей старшеклассников. Юноши и девушки находятся на завершающем этапе детства перед началом самостоятельной жизни. В школах вводятся предпрофильное (в 9 классах школы) и профильное (в 10 – 11 классах) образование.

Предпрофильная подготовка – система педагогической, психолого-педагогической, информационной и организационной деятельности, содействующая самоопределению учащихся старших классов основной школы относительно избираемых ими направлений будущего обучения и широкой сферы последующей профессиональной деятельности (в том числе и в отношении выбора профиля и конкретного места обучения на старшей ступени школы и иных путей продолжения образования).

Внутри предпрофильной подготовки выделяется работа по профильной ориентации.

Профильная ориентация – научно-практическая система подготовки молодежи к свободному, сознательному и самостоятельному выбору профессии, учитывающая индивидуальные особенности и потребности личности и рынка труда и осуществляемая через профессиональное информирование, профессиональную диагностику, профессионалную консультацию.

2 стадия - Профессиональная подготовка или этап профессионального образования.

Содержание понятия непрерывного профессионального образования, как уже определялось ранее, можно отнести к трем субъектам: к личности, к образовательными процессам и к организационной структуре образования.

Применительно к личности это означает, что человек учится постоянно либо в образовательных учреждениях, либо занимается самообразованием.

Этап профессионального образования характеризуется формированием профессиональной направленности учащихся или студентов, системы профессиональных знаний, умений и навыков, опыта решения профессиональных задач. Результатом данного этапа является потребность, и готовность к выполнению профессионально-педагогической деятельности на репродуктивном нормативном уровнях.

3 стадия - этап профессиональной адаптации проходит на рабочем месте молодого специалиста.

Основная цель профессиональной адаптации - освоение новой системы отношений, новой социальной роли, приобретение профессионального опыта и самостоятельное выполнение профессиональной деятельности на типовом уровне. На данном этапе происходит окончательное профессиональное самоопределение человека.

Профессиональное самоопределение – условие самореализации личности - есть самостоятельное, осознанное и добровольное построение, корректировка и реализация профессиональных перспектив, что сопряжено с совершенствованием избранной профессиональной деятельности.

Профессиональное самоопределение - самостоятельное и осознанное согласование профессионально-психологических возможностей человека с содержанием и требованиями профессионального труда, нахождение смысла выполняемой деятельности в конкретной ситуации.

Самоопределение связано с осознанным выбором человеком своего места в системе профессиональных отношений, со стремлением занять собственную позицию в структуре профессиональных, информационных, эмоциональных связей.

Профессиональное самоопределение может быть рассмотрено как процесс освоения человеком своих профессиональных ролей.

Профессиональная роль педагога – совокупность нормативно одобренных предписаний, предъявляемых к профессиональному поведению педагогического работника, которое контролируется представлением его самого и окружающих о характере этой роли, о необходимых действиях в конкретной педагогической ситуации.

Профессиональная роль по-разному интерпретируется в различных педагогических концепциях.

Гуманистическое направление рассматривает педагога как посредника в передаче общечеловеческих ценностей ученикам, как защитника ребенка, который признается равноценным уважаемым партнером учителя. Взаимоотношения в этой модели характеризуются со стороны учителя любовью к учащимся, теплотой, добротой, терпением и оптимизмом; со стороны учащегося – доверием к учителю, послушанием, чувством благодарности и защищенности.

Нормативно-функциональное направление в педагогике видит в педагоге носителя профессиональных функций. Основные функциями педагога профессионального обучения определяются в соответствии с его профессиограммой. Согласно этому положению, педагога профессионального обучения рассматривают как эксперта и специалиста в области НПО и дополнительного образования детей. [23].

Социально-психологическое направление считает педагога помощником, консультантом ребенка (взрослого) и педагогическим психотерапевтом. В центре внимания находятся трудности учащихся в обучении, межличностные и групповые отношения учащихся. Эта роль состоит в том, чтобы помочь адаптации учащихся в учебной группе. Она требует великодушия, установления контактов с детьми, понимания их чувств и проблем. Создание атмосферы доверия и взаимопомощи в группе учащихся – одна из форм реализации этой роли [Там же].

Специалист призван к качественному исполнению профессиональных ролей, обусловленных конкретной профессиональной ситуацией. В реальной действительности он может быть носителем одной из них.

На этапе адаптации молодой специалист усваивает нормы профессионального поведения, которые являются эталонами его профессиональной деятельности и регламентируются.

Профессиональные нормы – исторически сложившиеся или установленные стандарты поведения и трудовой деятельности человека. К системе норм профессиональной деятельности педагогов профессионального обучения относят нормы-обязанности, нормы-идеалы и нормы-традиции.

Значимость для труженика тех или иных профессиональных норм может быть разной, что определяется ценностными ориентациями личности.

В качестве норм-идеалов профессиональной деятельности для педагога профессионального обучения в настоящее время могут быть основные идеи гуманистической педагогики, достижения педагогической антропологии в области познания сущности человека как целостного духовно-энергетического существа, современные педагогические технологии, реализующие принципы педагогической антропологии, образцы передового педагогического опыта.

Результатом этапа адаптации является вхождение в профессию, освоение профессиональных ролей, усвоение новых профессиональных технологий деятельности, приобретение опыта самостоятельного выполнения профессиональных функций.

4 стадия - стадия первичной профессионализации. Характеризуется формированием у личности устойчивых и оптимальных способов профессиональной деятельности, новой системы отношений к деятельности и себе и возникновением личностных технологий выполнения профессиональных функций. На этапе профессионализации формируются формы профессионального поведения специалистов как устойчивая совокупность поступков педагога, соответствующих формальным или неформальным профессиональным нормам.

5 стадия - второй этап профессионализации - определяется повышением квалификации, индивидуализацией деятельности, выработкой собственной профессиональной позиция, высоким качеством труда и производительности, интеграцией профессионально значимых качество в единое целое, формированием профессиональной зрелости.

Профессиональная зрелость определяется высокой степенью усвоения эталонных требований профессиональной деятельности. Эти эталонные требования воплощаются в профессионально значимых качествах, которые выступают основой профессионального развития личности.

Стадия профессионального мастерства связана с полной самореализацией в профессии, с творческим самоосуществлением на основе интегративных психологических механизмов, с творческим проектированием своей карьеры, достижением вершин профессионального развития. Особенностью этого уровня является мобильность деятельности, развитие в ней исследовательского компонента. Применительно к педагогу это особенно важно в силу психологической сложности профессии.

Педагогическое мастерство – высокий уровень овладения деятельностью, специальный комплекс знаний, умений и навыков, профессионально важных качеств личности, позволяющий педагогу эффективно управлять развитием учащихся и осуществлять целенаправленное педагогическое взаимодействие.

Профессиональное мастерство – свойство личности, приобретаемое в процессе накопления опыта и представляющее собой высший уровень овладения профессиональными знаниями, умениями, навыками и элементами творческой деятельности.

В качестве уровней педагогического мастерства выделяют педагогическую умелость, собственно мастерство, педагогическое творчество и педагогическое новаторство.

Переход от одной стадии профессионального становления к другой в рамках означает смену ситуаций развития, изменение содержания ведущей деятельности, освоение новых ролей, новых модификаций профессионального поведения, перестройку личности. Вместе с тем переход к новой стадии профессионального развития сопровождается кризисами профессионального роста [42].

Кризисы профессионального становления соответствуют всем его этапам и характеризуются своими особенностями.

14 – 15 лет – кризис профессиональной ориентации (неустойчивость профессиональных намерений); выход – выбор профессионального учебного заведения.

16 – 18 лет – кризис профессионального выбора (неудовлетворенность профессиональным образованием); выход – коррекция выбора профессии.

18 – 20 лет - кризис профессиональной адаптации (несовпадение профессиональных ожиданий и реальной действительности); выход – активизация усилий или смена профессии.

23 года – 25 лет - кризис профессионального роста (неудовлетворенность возможностями занимаемой должности); выход – повышение квалификации, смена места работы, усилия в части карьерного роста, хобби.

30 лет – 33 года – кризис профессиональной карьеры (неудовлетворенность своим профессиональным статусом); выход – переход на новую должность, освоение новой специальности, повышение квалификации.

40 лет - 42 года – кризис профессиональной самоактуализации (неудовлетворенность возможностями реализовать себя в сложившейся профессиональной ситуации); выход – переход на инновационный уровень выполнения деятельности, творчество, переход на новую должность или работу.

55-60 лет – кризис утраты профессиональной деятельности (сужение финансовых возможностей и ролей, психофизиологические изменения); выход – специальная социально-психологическая подготовка к новому виду жизнедеятельности, общественно полезная деятельность, взаимопомощь между пенсионерами.

65-70 лет – кризис утраты профессиональной идентификации, неудовлетворенность жизнью. Выход – освоение новых социально полезных видов деятельности [42].

Переживание кризиса вызывает перестройку личности и изменение профессиональной направленности. Порождая психическую напряженность, кризисы стимулируют профессиональное развитие. Переживая кризис, личность поднимается на более высокий уровень развития. Преодоление кризисных явлений требует от личности профессионального поступка и компетентного отношения к себе. Отрицательные эмоции и пассивное отношение, заниженная самооценка приводят к деструктивным изменениям.

Профессиональные деструкции – изменения в сложившейся структуре личности и деятельности, негативно сказывающиеся на результатах и процессе деятельности.

Основными профессиональными деформациями педагогов являются авторитарность, демонстративность, дидактичность, догматизм, доминантность, инддифферентность, консерватизм, агрессия, ролевой экспансионизм, социальное лицемерие, поведенческий трансфер [Там же].

Авторитарность – централизация управления учащимися, использование распоряжений и наказаний.

Демонстративность – чрезмерная самопрезентация и самоутверждение.

Дидактичность – назидательное объяснение, шаблонность, монологичность.

Догматизм – стремление к упрощению, игнорирование теории.

Доминантность – требовательность, властность, нетерпимость к недостаткам учащихся.

Индифферентность – равнодушие, эмоциональная сухость, жесткость, игнорирование индивидуальных особенностей учащихся, негативное восприятие педагогической профессии.

Консерватизм – предубеждение против педагогических инноваций, приверженность устоявшемуся содержанию и технологиям обучения.

Экспансионизм – сосредоточение на собственных педагогических проблемах и трудностях. Преобладание назидательных суждений. Преувеличение значимости своей учебной дисциплины.

Социальное лицемерие – склонность к морализаторству, нетерпимость к ненормативным формам поведения, неискренность чувств и отношений.

Поведенческий трансфер – проявление эмоций и поведения, свойственных воспитанникам и учащимся.

С увеличением стажа работы начинает сказываться синдром «эмоционального сгорания»: усталость, тревожность, деформация эмоциональной сферы.

Профессиональные деструкции - это разновидность профессиональных заболеваний. Они вызываются неправильной позицией личности и нежеланием повышать свой профессионализм.

Профессиональные деструкции должны преодолеваться путем изменения позиции, путем профилактики этих негативных изменений.

Профессиональная реабилитация возможна несколькими путями:

· повышением социально-психологической компетентности;

· разработкой индивидуальных стратегий;

· прохождением тренингов личностного и профессионального роста;

· рефлексией профессиональной биографии;

· разработкой альтернативных сценариев профессионального роста;

· профилактикой дезадаптации начинающего специалиста;

· овладением приемами саморегуляции эмоционально-волевой сферы и самокоррекции профессионального поведения;

повышением квалификации и переходом на новую квалификационную категорию или должность

Тема 5. Содержание, структура, формы и методы освоения квалификации педагога профессионального обучения

Основными факторами успешности освоения специальности в вузе со стороны студентов выступают: характер мотивов выбора специальности, адаптация к условиям обучения, знание особенностей организации вузовского учебного процесса в вузе, владение формами и методами самостоятельной учебно-познавательной и учебно-практической деятельности, осознание психологических механизмов учебной деятельности, в основе которых лежит процесс познания, обусловленный мышлением конкретного человека, высокий уровень сформированности общеучебных умений.

Основными факторами успешности обучения считают уровень мотивации учения и желание учиться: «Если вы что-то хотите постичь, вы должны изучать это всем своим сердцем», «Только то, что любишь, может открыться тебе полностью».

Результаты исследований, проведенных в 2005 году в Профессионально-педагогическом институте ЧГПУ, свидетельствуют, что более трети студентов I-III курсов не уверены в правильности выбора профессии. У определенной части студентов института присутствуют мотивы, учения, ориентированные на экономическую результативность будущей профессиональной деятельности, на возможность работы по профилю специализации.

Адаптация студента к особенностям учебного процесса в вузе выступает одним из ведущих факторов освоения специальности. Особенности учебного процесса в вузе находят выражение в организационно-деятельностных механизмах освоения специальности. Они включают документы и материалы, регулирующие учебный процесс и учебную работу студентов: Типовое положение об учреждении высшего профессионального образования, устав образовательного учреждения, учебный план подготовки специальности (его модель в условиях конкретного вуза), государственный образовательный стандарт по специальности, Положение о проведении итоговой аттестации студентов, программы проведения практик, другие документы.

К условиям освоения специальности также относят владение студентами содержанием методических материалов, разрабатываемых преподавателями кафедр, которые обеспечивают организацию и осуществление учебной работы студентов по дисциплинам (методические указания по выполнению квалификационных работ, инструкции и методические указания по выполнению лабораторных, практических, проведению практикумов и практик, других видов работ).

Основными видами деятельности студентов и преподавателей в вузе на протяжении всего периода освоения студентами специальности являются учебная, научная, творческая, производственная, общественная. В совместной деятельности студентов и преподавателей достигаются результаты, которые должны соответствовать требованиям к уровню подготовки выпускников, закрепленным в государственном образовательном стандарте по специальности.

Студент включается в следующие формы учебной работы: аудиторную - по дисциплинам (лекции, семинары, практические занятия, лабораторные, контрольные работы, коллоквиумы, зачеты, экзамены), практикумы по рабочей профессии, курсовое и дипломное проектирование, прохождение нескольких видов практики в качестве стажеров (педагогической, квалификационной, технологической, преддипломной).

Присвоение квалификации педагога, как уже отмечалось, предполагает прохождение студентами профессионально-педагогического института или университета следующих видов подготовки: инженерно-технической, технологической, психолого-педагогической, а также получение разряда по профессии начального профессионального образования (профессии рабочего).

Формы организации обучения студентов в вузе различны. В настоящее время получают распространение инновационные формы: деловые и ролевые игры, тренинги, дистанционное обучение. Широко внедряются в учебный процесс информационные технологии.

Лекция позволяет организовать процесс обучения, направить учебно-познавательную деятельность группы студентов на одну цель, организовать эту деятельность в одном режиме и в определенной последовательности.

Студентам необходимо уяснить роль и место лекции в процессе учения, понятие лекции, виды лекций, структуру лекций разных видов, способы работы с содержанием лекции.

Методика чтения лекции может быть разной, лекторские данные педагогов могут быть совершенно различными, формы руководства работой студентов на лекции также многообразны.

Чтобы учение носило сознательный характер, необходимо представлять, что лекции классифицируются по характеру и содержанию изучаемого материала. Выделяются: вводная, информационная (традиционная), обзорная, проблемная, лекция-визуализация, лекция вдвоем, лекция – пресс-конференция.

В процессе чтения лекции могут применяться различные методы обучения.

В современных вузах применяются семинары трех типов: просеминар (занятие, готовящее к семинару), собственно семинар, спецсеминар. Цель просеминара – ознакомить студентов со спецификой самостоятельной работы по дисциплине, с источниками информации, методикой работы с ними. Второй этап работы – подготовка рефератов на определенные темы, третий - заслушивание их и обсуждение.

Практикуется три типа собственно семинаров:

· семинар с целью углубленного изучения курса;

· семинар, предназначенный для проработки тем методологического характера;

· семинар исследовательского типа по отдельным частным проблемам науки.

Формы семинарских занятий могут быть разные: развернутая беседа по заранее известному плану; доклады студентов с их последующим обсуждением; заслушивание рефератов, простое изложение темы студентами, согласно плану семинара. Семинары предполагают выступления студентов по ходу беседы, обмен мнениями. Выступления могут носить оценочный характер, обмен мнениями может перерасти в дискуссию.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...