Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

III ПЕДАГОГИКА.  Характеристика педагогической профессии. Возникновение и становление педагогической профессии (краткая история педагогики). Особенности педагогической деятельности.




III ПЕДАГОГИКА

 Характеристика педагогической профессии. Возникновение и становление педагогической профессии (краткая история педагогики). Особенности педагогической деятельности.

   Возникновение: В глубокой древности, когда еще не было разделения труда, все члены общины или племени — взрослые и дети — участвовали на равных в добывании пищи, что составляло главный смысл существования в те далекие времена. Передача накопленного предшествующими поколениями опыта детям в дородовой общине была " вплетена" в трудовую деятельность. Дети, с ранних лет включаясь в нее, усваивали знания о способах деятельности (охота, собирательство и др. ) и овладевали различными умениями и навыками. Возникновение педагогической профессии имеет объективные основания. Общество не могло бы существовать и развиваться, если бы молодое поколение, приходящее на смену старшему, вынуждено было начинать все сначала, без творческого освоения и использования того опыта, которое оно получило в наследство. В Древнем Вавилоне, Египте, Сирии учителями чаще всего были жрецы, а в Древней Греции - наиболее умные, талантливые вольнонаемные граждане. В Древнем Риме от имени императора учителями назначались государственные чиновники, хорошо знавшие науки, но главное, много путешествовавшие и, следовательно, много видевшие, знавшие языки, культуру и обычаи разных народов. В средние века педагогами, как правило, были священники, монахи, хотя в городских школах, университетах ими все чаще становились люди, получившие специальное образование. В Киевской Руси обязанности учителя совпадали с обязанностями родителя и властителя.

   Своеобразие педагогической профессии. Принадлежность человека к той или иной профессии проявляется в особенностях его деятельности и образе мышления. По классификации, предложенной Е. А. Климовым, педагогическая профессия относится к группе профессий, предметом которых является другой человек (Прим. предметом педагогики по общепринятой классификации является – педагогический процесс, обеспечивающий развитие человека на протяжении всей его жизни)

   Особенности:

   • Потребность а общении

   • Умение ставить себя на место других

   • Широкий кругозор

   • Умение слушать

   • Любовь к детям

   • Оптимистический подход

   • Пед. деятельность- это управление деятельностью других

   • «отсроченность» результатов

   • Пед. деятельность-это искусство и наука одновременно

   • Деятельность связана со стрессом

   Но педагогическую профессию из рада других выделяют прежде всего по образу мыслей ее представителей, повышенному чувству долга и ответственности. Таким образом, педагогическая профессия требует двойной подготовки - человековедческой и специальной.

   За педагогической профессией исторически закрепились две социальные функции - адаптивная и гуманистическая (" человекообразующая" ). Адаптивная функция связана с приспособлением учащегося, воспитанника к конкретным требованиям современной социокультурной ситуации, а гуманистическая - с развитием его личности, творческой индивидуальности.

   В труде учителя всегда содержится гуманистическое, общечеловеческое начало.

   Сознательное его выдвижение на первый план, стремление служить будущему характеризовали прогрессивных педагогов всех времен. Известный педагог и деятель в области образования середины XIX в. Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег, которого называли учителем немецких учителей, выдвигал общечеловеческую цель воспитания: служение истине, добру, красоте. Великий русский писатель и педагог Лев Николаевич Толстой видел в педагогической профессии прежде всего гуманистическое начало, которое находит свое выражение в любви к детям.

   См.: История педагогики (Джуринский А. Н. )/ М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 432 с. +любые статьи, монографии Помелова В. Б. на eLIBRARY. RU

Педагогическое общение и его особенности. Стили педагогического общения и

возможности их использования. Культура педагогического общения.

   Педагогическое общение — это общение в процессе обучения и воспитания, направленное на оптимизацию педагогического процесса и развитие личности учащихся. Кроме обмена информацией и действиями, педагогическое общение включает в себя взаимное восприятие педагогом и учащимися друг друга (У и у). Педагог воспринимает

душевный и духовный мир своих учеников, предугадывает их возможное поведение.      Педагогическое общение позволяет изменять настроение воспитанника, его отношение к предметам, явлениям и людям; обогащать его знания, развивать мышление, изменять духовную деятельность.

   Основу техники педагогического общения составляют коммуникативные умения:

   • умение понимать психическое состояние учащихся по внешним признакам, особенно по выражению лица;

   • умение педагога регулировать и показывать учащимся свое психическое состояние, свое эмоциональное отношение к происходящему;

   • умение педагога наилучшим образом строить свою речь, заинтересовать, увлечь

рассказом, сообщением;

Стили педагогического общения:

   ^ общение на основе увлеченности совместной творческой деятельностью;

   ^ общение «Дистанция»; общение «Устрашение»;

   ^ общение «Заигрывание», суть которого в стремлении быстро завоевать авторитет, понравиться ученикам.

   Прим. иначе называются авторитарный, демократический, либеральный стили

   Основой эффективного педагогического общения является педагогический такт. Он

требует, чтобы в самых сложных и противоречивых ситуациях сохранялось уважение к личности ученика. Такт предполагает соблюдение чувства меры в действиях педагога, правил приличия и вежливости в общении. Негативными, деструктивными или дезорганизующими факторами педагогического общения могут быть:

   • непонимание или игнорирование индивидуальных особенностей воспитанника, его характера, темперамента, направленности личности и т. д.;

   • непонимание воспитанниками педагога, неприятие его в качестве наставника;

   • неадекватность действий педагога мотивам поведения воспитанника;

   • высокомерие педагога, задевающее самолюбие вос-ишанника и унижающее его

достоинство;

   Деструктивными являются также следующие ошибки педагога: категоричность мнения, неумение выслушивать, необъективность оценки, придирки, морализирование,

оскорбление, натянутость или скованность отношений, резкость интонаций, отсутствующий взгляд, нелепость или нелогичность поведения, агрессивность по отноше-нию к учащимся, пренебрежение их мнением, невнимательность к достижениям учащихся.

Для повышения продуктивности педагогического общения полезными могут быть

следующие правила:

   ^ установление личностного контакта с воспитанниками;

   ^ формирование чувства «Мы» с воспитанниками;

   ^ демонстрация им собственной расположенности к общению;

   ^ показ конкретных и ярких целей совместной деятельности;

   ^ подчеркивание положительного в поведении и характере воспитанника;

   Педагогическая культура — это целостность, включающая в себя высокий уровень развития способностей, профессиональных знаний и умений, качеств и ценностных ориентаций, способствующих успешному осуществлению пед. деятельности.

       

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...