Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Закономерности и принципы воспитания




Закономерности и принципы воспитания

Закономерности воспитания

   В системе реальных отношений воспитанника с внешним миром отражаются объективные причинно-следственные связи, которые приобретают характер педагогических закономерностей.

   Нравственные идеалы являются высшими критериями мотивационно-ценностного отношения личности к жизни и окружающим людям. Личность развивается только в том случае, если она побуждается к активной деятельности. Из этого вытекает следующая закономерность воспитания: овладение общечеловеческой профессиональной культурой наиболее эффективно осуществляется в различных видах деятельности.

   Эффективность воспитания во многом зависит от собственной активности воспитанника, от содержания и способов организации его деятельности. Развитие личности зависит от степени индивидуализации и творческой направленности воспитательного процесса, который предполагает непосредственную мотивацию учебной и других видов деятельности, организацию самодвижения к конечному результату.      Нравственное профессиональное развитие дает возможность воспитаннику испытать радость от осознания собственного роста

   В процессе воспитания необходимо проявлять гуманность и уважение к личности в сочетании с высокой требовательностью. Психологической основой этой закономерности является то, что характер отношений педагога и воспитуемой личности вызывает у последней определенные внутренние (эмоционально-чувственные) переживания и непосредственно сказывается на ее деятельности и развитии.

   Общие принципы воспитания:

   1) Принцип гуманизации — ведущий принцип, выражающий необходимость сочетания целей общества и личности. Реализация этого принципа требует подчинения всей образовательно-воспитательной работы задачам формирования всесторонне развитой

личности. Такая работа не совместима с методами стихийного, спонтанного развития детей.

   2) Принцип гуманистической направленности предполагает последовательное отношение педагога к воспитаннику как к ответственному и самостоятельному субъекту собственного развития; стратегию его взаимодействия с личностью и коллективом в воспитательном процессе на основе субъект-субъектных отношений.

   3) Принцип природосообразности предполагает, что воспитание должно быть основано на безусловном приоритете общих законов развития природы, научном понимании взаимосвязи естественных и социальных процессов, на учете пола и возраста.

   4) Принцип культуросообразности в современной трактовке предполагает, что воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с ценностями и нормами национальных культур и особенностями, присущими населению тех или иных регионов.

   5) Принцип незавершимости воспитания вытекает из мобильного характера социализации, которая требует развития личности на каждом возрастном этапе.

   6) Принцип персонификации требует отношения к воспитаннику как к уникальному явлению независимо от его индивидуальных особенностей. Данный принцип предполагает, чтобы и сам воспитанник воспринимал себя такой личностью и так же расценивал каждого из окружающих людей. И педагоги, и воспитанники должны относиться к каждому человеку как к самостоятельной ценности для них, а не как к средству для достижения своих целей.

   7) Принцип дифференциации предполагает решение педагогических задач с учетом социально-психологических особенностей групп воспитания, которые существуют в сообществе детей как его структурные или неформальные объединения или выделяются педагогом по сходным индивидуальным, личностным качествам воспитанников

МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ

   В настоящее время наиболее объективной и удобной является классификация методов воспитания на основе направленности Г. И. Щукиной.

   Выделяют 3 группы методов воспитания:

   a) Методы формирования сознания личности

   - убеждение

   - рассказ

   - объяснение

   - разъяснение

   - лекция

    - этическая беседа

   - внушение

   - инструктаж-

   - диспут

   - доклад

   - пример

   b) Методы организации деятельности и формирование опыта общественного поведения

   - упражнения

   - приучение

   - педагогическое требование

   - общественное мнение

   - поручение

   - воспитательные ситуации

   c) Методы стимулирования поведения деятельности

   - соревнования

   - поощрение

   - наказание

   Рассказ на этическую тему – яркое, эмоциональное изложение конкретных фактов и событий, имеющих нравственное содержание, воздействующее на чувство, рассказ помогает воспитанникам понять и усвоить смысл моральных оценок и норм поведения.

   Разъяснение – это метод эмоционального, словесного воздействия на воспитанников. Важная черта – ориентированность воздействия на данную группу или отдельную личность. Применяется только тогда когда воспитаннику действительно необходимо что- то объяснить, так или иначе повлиять на его сознание

   Внушение – проникая незаметно в психику, действует на личность человека. Создаются установки и мотивы деятельности. Используются в том случае когда воспитанник должен принять определенную установку. (используется для усиления воздействия других методов воспитания.

   Этическая беседа – метод систематического и последовательного обсуждения знаний, предполагающий участие воспитателей и воспитанников. Воспитатель выслушивает и учитывает мнение собеседников.

   Цель этической беседы – углубление, упрочнение нравственных понятий, обобщение и закрепление знаний, формирование системы нравственных взглядов и убеждений.

   Пример – воспитательный метод исключительной силы. Его воздействие основывается на том, что явления, воспринимаемые зрением быстро и без труда запечатлеются в сознании.

   Пример дает конкретные образцы для подражания и тем самым активно формирует сознание, чувства, активную деятельность. Психологической основой примера служит подражательность. Благодаря ей люди овладевают социальным и нравственным опытом.

   Упражнение - практический метод воспитания, существование которого состоит в многократном выполнении требуемых действий, доведение их до автоматизма. Результат упражнений – устойчивые качества личности, навыки и привычки.

   Эффективность упражнения зависит от:

   · Систематики упражнений

   · Содержания

   · Объема

   · Доступности и пассивности

   · Частоты повторения

   · Контроля и коррекции

   · Личных особенностей воспитанника

   · Места и времени выполнения упражнения

   · Сочетание индивидуальных, групповых и коллективных форм упражнений

   · Мотивация и стимулирование (надо начинать упражнение как можно раньше, чем моложе организм, тем быстрее укореняются в нем привычки).

   Требование – метод воспитания, с помощью которого навыки поведения, выражаясь в личностных отношениях вызывают стимулирование или тормозят определенную деятельность воспитанника и проявляют у него определенные качества.

   По форме представления:

   · Прямые

   · Косвенные

   Косвенные могут быть:

   · Требование совет

   · Требование в игровой форме

   · Требование доверием

   · Требование просьба

   · Требование намек

   · Требование одобрение

   По результатам воспитания:

   · Позитивное

   · Негативное

   По способу предъявлении:

   · Непосредственные

   · опосредованные

   Приучение – это интенсивно выполняемые упражнения. Его применяют тогда, когда необходимо быстро и на высоком уровне сформулировать требуемое качество. Нередко сопровождается болезненными процессами, вызывает недовольство. Применяется на всех этапах воспитательного процесса.

   Поручение – с его помощью школьников приучают к положительным поступкам.

   Поручение дают для того, чтобы развивать необходимые качества.

   Метод воспитательной ситуации – ситуации не должны быть надуманными. Ситуации должны быть естественные. Не мало важную роль играет неожиданность.

   Поощрение – выражает положительную оценку действий воспитанников. Оно закрепляет положительные навыки и привычки. Действие поощрение основано на возбуждении положительных эмоций. Оно вселяет уверенность, повышает ответственность.

   Виды поощрения:

   · одобрение

   · ободрение

   · похвала

   · благодарность

   · награждение грамотой или подарком

   С поощрением нужно быть осторожным, чтобы не переусердствовать.

   Соревнование – это естественные потребности школьников к соперничеству и приоритету на воспитание нужных человеку и обществу качеств. Соревнуясь школьник развивает физические, нравственные качества. Эффективность соревнований повышается когда его цели, задачи и условия проведения определяют сами школьники, они же подводят итоги и определяют победителей.

   Наказание – метод педагогического воздействия, который должен предупреждать не желательные поступки, тормозить школьников, вызывая чувство вины перед собой и другими.

   Виды наказания:

   · связанно с наложение дополнительных обязанностей

   · лишение или ограничением прав

   · выражение моральных порицаний м осуждений

   Формы наказаний: неодобрение, замечание, предупреждение, обсуждение на собрании, отстранение от занятий, исключение.

   Сила наказания увеличивается, если оно исходит от коллектива или поддерживается им

СОДЕРЖАНИЕ ВОСПИТАНИЯ. БАЗОВЫЕ КОНЦЕПЦИИ ВОСПИТАНИЯ И

РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ.

   Содержание воспитания может быть выражено в его основных принципах, которые

звучат следующим образом:

   Концепции воспитания и развития личности:

   1) Гуманистическая концепция воспитания личности (Малькова, Новикова, Бадалёв). Сущность этой концепции заключается в том, что должны быть созданы в школах гуманистические воспитательные системы. Эта концепция исходит из гуманистической парадигмы воспитания, которая сегодня в педагогике признана важнейшей. В ней на первое место выдвигается личность ребёнка.

   Гуманистическое воспитание направленно на духовное состояние ребёнка, на его внутренний мир, развивает способности, через систему человеческих ценностей. В основе воспитания лежат человеческие ценности.

   Цели: воспитать человеческие, нравственные чувства, рационально-ценностное отношение миру, любовь к познанию, творчеству, поддержать и помогать в саморазвитии человеку, сформировать характер, мораль и ответственность человека, способность адаптироваться в социуме.

   2) Концепция творческой самодеятельности личности (Лихачёв, Сластёнин).

   Сущность это концепции заключается в том, что личность развивается через творческую деятельность самого человека.

   3) Формирование научного мировоззрения школьников. Суть этой концепции заключается в том, что надо формировать научное мировоззрение, основанное на научных

знаниях.

   4) Формирование личности в культуре и нравственности (Е. В. Бондаревская). Суть этой концепции заключается в том, что человек развивается, формируется как личность через познания культуры, нравственности общения, поведения и т. д. Формирование иразвитие личности в культуре и через культуру.

   5) Социально-ролевая концепция (Н. Таланчук). Суть этой концепции заключается в том, что человек проживает в этой жизни множество ролей. И к этому человека надо готовить.

   6) Концепция трудовой подготовки школьников (А. М. Седельковский). Суть этой концепции заключается в том, что надо дать человеку дело, а не просто говорить о труде.

   7) Концепция педагогической поддержки и помощи ребёнка (О. С. Газман). Современному ребёнку очень важно, чтоб была поддержка со стороны семьи и школы, это поможет ребёнку адаптироваться к взрослой жизни.

   8) Концепция самоопределения личности. Самое главное для человека — найти своё

место в жизни.

   9) Концепция формирования образа жизни, достойного человека (Н. Чуткова). Самое главное в воспитании — это истина, красота и добро.

   10) Системное построение процесса воспитания (В. Коротковский, Л. И. Новикова). В

этой концепции воспитание рассматривается как системное управление развитием личности, её социализация. Авторы считают, что воспитание должно помочь человеку стать индивидуальностью и личностью, но всё это возможно при системном построении воспитания.


 ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ. ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ, РАЗВИТИЯ

ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ. АВТОРСКИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ

СИСТЕМЫ.

   Воспитательная система - это упорядоченная целостная совокупность компонентов,

взаимодействие и интеграция которых обусловливает наличие у учреждения образования или его структурного подразделения способности целенаправленно и эффективно содействовать развитию личности учащихся. (Колесникова И. А. )

   Этапы становления, развития воспитательной системы.

   Общая логика и этапность развития воспитательной системы применительно к условиям школы были сформулированы в 1980-е гг. замечательным отечественным педагогом- практиком, директором школы и ученым В. А. Караковским. Она достаточно прозрачна:

   - выделение, создание, опробование на практике элементов воспитательной системы;

   - отработка связей между этими элементами;

   - совершенствование и коррекция развиваемых элементов и связей в повседневной жизни системы;

   - функционирование системы, обновление воспитательной системы.

   Реализация этой логики может иметь жесткий системный характер. (В этом случае живая развивающаяся система «подгоняется» под рамки прогностически заданной системной

модели. )

   Они утверждают, что любая воспитательная система проходит в своем развитии четыре стадии, такие как:

   1. Становление системы (отбор педагогических идей, формирование коллектива).

   2. Отработка системы (развитие школьного коллектива, органов самоуправления и соуправления, отработка педагогических технологий).

   3. Формирование системы

   4. Перестройка воспитательной системы (смена видов деятельности, возникновение новой системы).

   Для каждого этапа характерны специфические задачи, виды деятельности, организационные формы, системообразующие связи.

   Первый этап – становление системы. В качестве важной составляющей этого этапа

следует выделить прогностическую стадию. Именно здесь осуществляется разработка теоретической концепции будущей воспитательной системы, моделируются ее структура и связи между ее элементами.

   Главная цель первого этапа – выработка нового педагогического мышления, формирование коллектива единомышленников.

   Второй этап – отработка системы. На этом этапе происходит развитие школьного коллектива, органов само- и соуправления, утверждаются системообразующие виды деятельности, приоритетные направления функционирования системы, идет отработка наиболее эффективных педагогических технологий.

   Главная трудность на этом этапе состоит в согласовании темпов развития ученического и педагогического коллективов. Последний должен быть инициатором в организации жизнедеятельности школьного коллектива.

   Третий этап – окончательное оформление системы. На данном этапе происходит значительное повышение культуры педагогов-воспитателей, обретение ими гуманистической педагогической позиции, овладение ими технологиями гуманистического воспитания.

   Четвертый этап - обновления и перестройки системы.

   Авторские системы: (будет на предмете Быковой С. С. )

   Одной из первых авторских воспитательных систем стала система воспитания джентльмена, предложенная английским философом и педагогом Джоном Локком (1632–1704) и легшая в основу западной воспитательно-образовательной традиции XVIII–XX вв. В трактате «Некоторые мысли о воспитании» (1693) он обосновал тезис о решающей роли воспитания в формировании личности и значении среды в процессе воспитания, поскольку «душа человека – чистая доска без всяких знаков и идей, которую надлежит заполнить воспитанием». Идеалом воспитания, согласно Локку, является высокообразованный и деловой человек.

   Главными составляющими в его воспитании выступают:

   1) физическое воспитание, выработка характера, развитие воли;

   2) нравственное воспитание и обучение хорошим манерам;

   3) трудовое воспитание, основанное на знаниях по экономике и сельскому хозяйству, владениях ремеслами;

   4) развитие любознательности и интереса к учению, которое должно иметь теоретическую направленность и практический характер.

   Воспитательная система немецкого философа и педагога Рудольфа Штейнера (1861–

1925), известная как вальдорфская педагогика (по названию фабрики «Вальдорф-Астория», при которой была организована школа), базируется на теории свободного воспитания. Она может быть охарактеризована как система самопознания и саморазвития личности, которые осуществляются в партнерстве с учителем, в гармонии души и тела.

   Воспитательная система вальдорфских школ была призвана одновременно развивать интеллект (дух), тело и нравственность (душу) человека. Главный принцип, лежащий в основе данной воспитательной системы, – принцип свободы, которая при этом обязательно предусматривает ответственность. Школа представляет собой социальный организм нового типа. Прежде всего в ней нет директора. К решению всех важных вопросов привлекаются родители. Школа не имеет общих методик, точных учебных планов, учебников. Учителям предоставляется полная свобода в выборе содержания, форм и методов образовательного процесса.

   Педагоги вальдорфской школы были незаурядными личностями, высокоэрудированными, прекрасно подготовленными специалистами, для деятельности которых характерны:

   1) выбор в качестве основных средств обучения яркого, живого слова, ритма, природного материала, игры, творческой деятельности;

   2) опора на индивидуальные особенности детей, их душевные переживания как стимул для развития и осознания своего «Я»;

   3) ориентация на развитие у детей способности чувствовать, творчески созидать, изучать природу, воспринимать культуру и искусство;

   4) установка на обучение без отметок, на показ того, что педагог вместе с учениками ищет ответы на поставленные вопросы, не всегда зная ответы;

   5) стремление оказать помощь ученику в форме суждения-совета, который высказывается как пожелание в ходе свободного общения.

   Воспитательная система итальянского педагога Марии Монтессори (1870–1952) разработана в русле идеи свободного воспитания и раннего развития в детском саду и начальной школе. Главную задачу школы Монтессори видела в том, чтобы создавать окружающую среду, способствующую естественному процессу саморазвития ребенка.      Основными концептуальными положениями воспитательной системы М. Монтессори выступают следующие:

   1) обучение и воспитание должны проходить совершенно естественно в соответствии с развитием личности, поскольку ребенок сам себя развивает;

   2) девизом воспитательной системы должно быть обращение ребенка к педагогу («Помоги мне сделать это»);

   3) вся жизнь ребенка – от рождения до гражданской зрелости – есть развитие его независимости и самостоятельности;

   4) в организации воспитания необходимы учет сензитивности и спонтанности развития, единство индивидуального и социального развития;

   5) в разуме нет ничего такого, чего прежде не было бы в чувствах;

   6) сущность разума – в упорядочении и сопоставлении;

   7) не надо обучать ребенка: необходимо предоставить ему условия для самостоятельного развития и освоения человеческой культуры;

   8) сознание ребенка является «впитывающим», поэтому главное в воспитании заключается в том, чтобы организовать окружающую среду для такого «впитывания».

   Воспитательная система выдающегося французского педагога и философа Селестена

Френе (1896–1966), сельского учителя из местечка Ванс, разрабатывалась на основе концепции свободного воспитания. По мнению Френе, ребенок должен сам создавать свою личность, творчески развивать себя, раскрывать свои потенциальные возможности, самоактуализироваться.

   Функция педагога заключается в том, чтобы помочь ребенку обнаружить в себе и развить то, что ему органично присуще. В связи с этим Френе уделял особое внимание конструированию среды, в которой происходят обучение и саморазвитие личности.

   В ряде философско-педагогических трудов он описал и внедрил в реальную практику модель «детского заповедника», где целью воспитания выступает «максимальное развитие личности ребенка в разумно организованном обществе, которое будет служить ему и которому он сам будет служить».

 

СИСТЕМА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ.

 

   Ключевыми понятиями, характеризующими сущность воспитательной системы класса, являются индивидуальность, самостоятельность, доброта, творчество, активность, коллектив, которые одновременно исполняют роль принципов строящейся системы жизнедеятельности классного сообщества.

   Приоритетным видом деятельности в воспитательной системе является коллективная творческая деятельность. Основу этой деятельности составляет коллективное (совместное) творческое дело.

   Воспитательная система строится на основе:

   • «Конвенции о правах ребенка».

   • Закона РФ «Об образовании».

   • Устава школы.

   • Личностно-ориентированного подхода в соответствии с разработанной «Моделью выпускника школы».

   В центре системы находятся духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание, нацеленные на формирование основных качеств личности.

   Наряду с традиционными формами работы веду поиск новых.

   Цель – воспитание личности:

   • свободной

   • духовной

   • интеллектуальной

   • творческой

   • с социально активной личной гражданской позицией.

   Принципы:

   • Уважения личности ребенка, учителя, родителя;

   • Ориентации всего процесса на потребности ребенка, семьи, общества;

   • Ориентации в выборе содержания, форм и методов воспитания на традициях школы;

   • Личностного ориентированного подхода в воспитании.

   Духовно-нравственные ценности, любовь к Родине, патриотизм начинается с любви к близкому, к дому, к школе. Вот почему два основных направления в моей воспитательной системе духовно-нравственное и военно-патриотическое имеют четко обозначенную прямую: школа – Донской край – Россия.

   Воспитательный процесс направлен на:

   • организацию многообразной и разносторонней деятельности учащихся;

   • общение со сверстниками и взрослыми из окружающего социума;

   • формирование общественно необходимых и личностно значимых качеств личности;

   • формирование правильного отношения к окружающему миру, природе, людям, науке, культуре, здоровому образу жизни.

   Объектом, субъектом, предметом воздействия и результатом деятельности образовательного учреждения является личность выпускника, формирующаяся и развивающаяся в условиях школьного и внешкольного пространства, испытывающих постоянное воздействие макросоциума.

   Цель: становление личности учащегося в системе ценностных установок социума ласса и школы через социализацию и развитие индивидуальных способностей ребёнка.

   Задачи:

   • Изучить потребности, интересы, склонности и другие личностные характеристики учащихся.

   • Создать в классе благоприятную среду для самосознания учеником своей индивидуальности, саморазвития и самореализации.

   • Воспитание толерантного отношения к людям разных конфессий, национальностей, возрастов, к самому себе.

   • Содействовать развитию желания учащихся, вносить свой вклад в общее дело, традиции школы.

   • Создать условия для интеллектуального, коммуникативного, эстетического и физического самовыражения личности школьника.

   Воспитательная работа, тесно связанная с обучением, есть процесс целенаправленного, систематического формирования личности в целях подготовки ее к активному участию в производственной, культурной и общественной жизни. Этот процесс многогранный. Ему принадлежит ведущая роль в индивидуальном, нравственном, умственном и физическом развитии человека.

   Ориентиры развития и воспитания личности – гуманизация и демократизация.

   Основным принципом в воспитательной работе является отношение к каждому ребенку как к свободной личности, достойной уважения и стремления к сотрудничеству.

   Подобная воспитательная система создает условия для формирования у ребят таких качеств личности, которые помогут им в будущем состояться во взрослой жизни, а именно: интерес к самому себе, самопризнание себя как личности, управление самим собой, уважение чужого мнения, любознательность и вовлеченность в деятельность, желание действовать и совершать поступки.

   Принципы, на которых строится воспитательная работа:

   1. Принцип открытости.

   2. Принцип привлекательности будущего дела.

   3. Принцип деятельности.

   4. Принцип обратной связи.

   5. Принцип сотворчества.

   6. Принцип успешности.

КОЛЛЕКТИВ И ЛИЧНОСТЬ.

СТАДИИ РАЗВИТИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО КОЛЛЕКТИВА.

КТД (КОЛЛЕКТИВНАЯ ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И КОЛЛЕКТИВНОЕ

ТВОРЧЕСКОЕ ДЕЛО).

   Стадии развития воспитательного коллектива:

   На первом этапе в качестве средства, сплачивающего детей в коллектив, должно выступать единоличное требование педагога к учащимся. По А. С. Макаренко, требование, высказанное в форме, не допускающей возражений (" негнущееся", категорическое), необходимо на первых порах в каждом коллективе. Следует отметить, что большинство воспитанников, особенно младших возрастных групп, практически сразу и безоговорочно принимают требования педагога. Показателями, по которым можно судить о том, что диффузная группа переросла в коллектив, являются мажорный стиль и тон в группе, качественный уровень всех видов предметной деятельности и выделение реально действующего актива. О наличии последнего, в свою очередь, можно судить по наличию инициативы со стороны учащихся и по общей стабильности в группе.

   На втором этапе развития коллектива основным проводником требований к личности должен быть актив. Педагогу в связи с этим необходимо отказаться от злоупотребления прямыми требованиями, направленными непосредственно к каждому воспитаннику. Здесь вступает в силу метод параллельного действия, поскольку педагог имеет возможность опереться в своих требованиях на группу учащихся, которые его поддерживают. Однако сам актив должен получить реальные полномочия, и только с выполнением этого условия педагог вправе предъявить требования к активу, а через него и к отдельным воспитанникам.

   Таким образом, категорическое требование на этом этапе должно стать требованием коллектива. Если этого нет, то нет и коллектива в истинном смысле.

   Третий этап органично вырастает из второго, сливается с ним. " Когда требует коллектив, когда коллектив сближается в известном тоне и стиле, работа воспитателя становится математически точной, организованной работой", - писал А. С. Макаренко.

   Положение " когда требует коллектив" говорит о сложившейся в нем системе самоуправления. Это не только наличие органов коллектива, но и, главное, наделение их реальными полномочиями, переданными педагогами. Только с полномочиями появляются обязанности, а с ними и необходимость в самоуправлении.

   КТД

   Технология коллективного творческого воспитания — это, по существу, продуманная система ключевых мероприятий, которые благодаря целенаправленной деятельности педагогов направлены на комплексное решение задач гармоничного развития личности.

   Если мы хотим, чтобы многообразная школьная жизнь действительно стала важнейшим воспитывающим фактором, силами педагогов должны систематически приниматься меры, в том числе превентивные, упреждающие (отсюда мероприятие), корректирующие и направляющие течение педагогического процесса.

   Цель любого мероприятия с позиций педагогов — формирование того или иного отношения личности (к труду, обществу, учению и т. п. ). В технологии коллективного творческого воспитания совместные действия педагогов и воспитанников реализeются в таких мероприятиях, как разведка дел, совет дела, общие сборы и " огоньки", коллективное планирование, подготовка, осуществление, обсуждение и оценка сделанного и др.

   Непременным условием успешности коллективных творческих дел является прохождение тесно взаимосвязанных стадий.

   Подготовка мероприятия (КТД) предполагает на завершающем этапе строгое распределение ролей (кто за что отвечает, что делает каждый); определение места и времени его проведения. Само же проведение мероприятия связано уже с четвертой стадией. Она предполагает, в свою очередь, три этапа: начало, основную часть и окончание.

   Начало мероприятия как организационный момент (по аналогии с уроком) должно вызвать определенный психологический настрой воспитанников. В качестве средств здесь могут выступать песня, вступительное слово педагога или ведущего, музыка и др.

   Основная часть мероприятия отдается осуществлению запланированной предметной деятельности, объем которой должен соответствовать возрасту воспитанников и поставленным задачам. Применительно к этой части не может быть никаких других регламентации и ограничений.

   Окончание так же, как и начало мероприятия, — обязательный этап в его проведении. Здесь могут использоваться те же средства. Главное, чтобы они упрочили вызванное основной частью чувство удовлетворенности фактом причастности к коллективу, а также личностной значимости переживаний.

   Пятая стадия в проведении КТД — коллективное подведение итогов. Это может быть общее собрание коллектива или специальный сбор — " огонек", посвященный результатам данного дела. Во многих случаях после проведения мероприятия достаточно простого обмена мнениями: что получилось; а что не совсем, что учесть на будущее. КТД не завершается подведением итогов.

   На шестой стадии, тесно сливающейся по времени и содержанию с предыдущей, определяются ближайшие перспективы, выполняются те решения, которые были приняты на общем собрании, вносятся изменения в чередующиеся творческие поручения микрогруппам и отдельным учащимся, задумывается и подготавливается новое коллективное творческое дело.

   Коллективные творческие дела, в которых аккумулированы коллективные требования к личности, нельзя абсолютизировать, тем более уповать на них как универсальное средство, когда коллектив еще не сформирован. Если большие мероприятия могут быть три-четыре раза в году, то ежедневно педагог проводит те или иные малые мероприятия, решает множество более или менее сложных педагогических задач, выражая в той или иной форме требования общества к личности.

          Прим.: См. Методику А. Н. Лутошкина «Какой у нас коллектив».

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...