Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Нормативно-правовые и организационные основы деятельности




Нормативно-правовые и организационные основы деятельности

образовательных организаций (экономика образования)

   Образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.

   Направленность образовани я - совокупность знаний, представлений, умений и навыков выпускника образовательного учреждения, приобретенных в процессе обучения по основным профессиональным образовательным программам и обеспечивающих возможность выполнения определенного вида профессиональной деятельности в соответствии с присваиваемой квалификацией.

   Государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются на следующих принципах:

   - признание приоритетности образования;

   - обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования;

   - гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования;

   - единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства;

   - создание благоприятных условий для интеграции системы образования Российской Федерации с системами образования других государств на равноправной и взаимовыгодной основе;

   - светский характер образования в государственных, муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность;

   - свобода выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его

способностей, включая предоставление права выбора форм получения образования, форм

обучения, организации, осуществляющей образовательную деятельность, направленности образования в пределах, предоставленных системой образования, а также предоставление педагогическим работникам свободы в выборе форм обучения, методов обучения и воспитания;

   - обеспечение права на образование в течение всей жизни в соответствии с потребностями личности, адаптивность системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам человека;

   - автономия образовательных организаций, академические права и свободы педагогических работников и обучающихся, предусмотренные настоящим Федеральным законом, информационная открытость и публичная отчетность образовательных организаций;

   - демократический характер управления образованием, обеспечение прав педагогических работников, обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся на участие в управлении образовательными организациями;

   - недопустимость ограничения или устранения конкуренции в сфере образования;

   - сочетание государственного и договорного регулирования отношений в сфере образования


Правовой статус педагога. Трудовой договор/ эффективный

контракт (экономика образования)

   Под правовым статусом педагогического работника понимается совокупность прав и свобод (в том числе академических прав и свобод), трудовых прав, социальных гарантий и

компенсаций, ограничений, обязанностей и ответственности, которые установлены законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

   Педагогические работники пользуются следующими академическими правами и

свободами:

   1) свобода преподавания, свободное выражение своего мнения, свобода от вмешательства в профессиональную деятельность;

   2) свобода выбора и использования педагогически обоснованных форм, средств, методов обучения и воспитания;

   3) право на творческую инициативу, разработку и применение авторских программ и методов обучения и воспитания в пределах реализуемой образовательной программы, отдельного учебного предмета, курса, дисциплины (модуля);

   4) право на выбор учебников, учебных пособий, материалов и иных средств обучения и воспитания в соответствии с образовательной программой и в порядке, установленном законодательством об образовании;

   5) право на участие в разработке образовательных программ, в том числе учебных планов, календарных учебных графиков, рабочих учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), методических материалов и иных компонентов образовательных программ;

   6) право на осуществление научной, научно-технической, творческой, исследовательской деятельности, участие в экспериментальной и международной деятельности, разработках и во внедрении инноваций;

   7) право на бесплатное пользование библиотеками и информационными ресурсами, а

также доступ в порядке, установленном локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность, к информационно-телекоммуникационным сетям и базам данных, учебным и методическим материалам, музейным фондам, материально-техническим средствам обеспечения образовательной деятельности, необходимым для качественного осуществления педагогической, научной или исследовательской деятельности в организациях, осуществляющих образовательную

деятельность;

   8) право на бесплатное пользование образовательными, методическими и научными услугами организации, осуществляющей образовательную деятельность, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации или локальными нормативными актами;

   9) право на участие в управлении образовательной организацией, в том числе в коллегиальных органах управления, в порядке, установленном уставом этой организации;

   10) право на участие в обсуждении вопросов, относящихся к деятельности образовательной организации, в том числе через органы управления и общественные организации;

   11) право на объединение в общественные профессиональные организации в формах и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации;

   12) право на обращение в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений;

   13) право на защиту профессиональной чести и достоинства, на справедливое и объективное расследование нарушения норм профессиональной этики педагогических

работников.

   Эффективный контракт — трудовой договор с работником, в котором конкретизированы:

   — его должностные обязанности;

   — условия оплаты труда;

   — показатели и критерии оценки эффективности деятельности для назначения

стимулирующих выплат в зависимости от результатов труда и качества оказываемых

государственных (муниципальных) услуг;

   — меры социальной поддержки.

  Правовые отношения в области охраны детства.

   Ребенок имеет право на особую, преимущественную и первоочередную заботу, как со

стороны родителей, так и со стороны государства. Государство гарантирует защиту прав ребенка как до, так и после рождения. Все дети имеют равные права независимо от происхождения, расовой, национальной и гражданской принадлежности, социального и имущественного положения, пола, языка, образования, отношения к религии, места жительства, состояния здоровья и иных обстоятельств, касающихся ребенка и его родителей. Равной и всесторонней защитой пользуются дети, рожденные в браке и вне брака. Дети имеют право на жизнь в мирных, безопасных и достойных условиях. Условия жизни детей должны обеспечивать их полноценное физическое, умственное и духовное развитие. Это социальные права детей. Все дети имеют право на жизнь в семье в кругу родителей и близких родственников, на их заботу и внимание, на получение бесплатного общего среднего и профессионально-технического образования в государственных учреждениях образования, на выбор учреждения образования и получение образования, на отдых и досуг, выбор внешкольных занятий в соответствии с потребностями здорового и гармоничного развития. Государство гарантирует каждому ребенку свободу слова, мысли, совести, творчества, право на независимый выбор взглядов, убеждений, на создание и участие в деятельности детских общественных организаций, в мирных собраниях, демонстрациях, шествиях, а также право на самостоятельный выбор жизненного пути. Право на материальное обеспечение, право на жилище.

   Подробнее см.: В. Н. Пугач. Основы экономики образования. Учебное пособие –М.: Мир науки, 2017.

• 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...