Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Язык как выразитель духовной культуры человека




Определение КР как единства нормативного, коммуникативного и этического аспектов недостаточно. Сам по себе язык во всей совокупности своих норм и правил ничего не выражает. В языке, речи резонирует вся культура, все разнообразные формы ее существования. Поэтому недостаточно просто овладеть нормами и правилами речевого поведения. Формы языка человек наполняет личностным содержанием, своей духовной культурой.

  1. Усиление хаотических процессов в современном языке.

В современной культуре чрезвычайно усилились хаотические процессы, наметились тенденции разрыва устойчивых связей. Детонатором этого «взрыва», в первую очередь, стала так называемая перестройка, призванная произвести своеобразную революцию в социальной сфере.

Одним из проявлений хаотических тенденций в языке стало интенсивное вторжение стихии общенационального языка.

В первую очередь пострадали «бастионы» коммуникативных аспектов языка: а) ситуации общения стали чрезвычайно разнообразны.

б) возросла диалогичность общения

в) расширилась сфера спонтанного общения.

г) активизировались поиски новых средств выражения, новых форм образности.

Эти коммуникативные процессы сопровождаются размыванием этических норм языка.

Естественно, что лингвистические параметры языка тоже вынуждены реагировать на эту меняющуюся ситуацию: в ЛЯ хлынули жаргонизмы, блатная «феня», просторечие, заимствования. Они сформировали многочисленные варианты норм.

Современный человек вынужден существовать во всех этих речевых пластах, владея сразу несколькими языковыми нормами (на некоем условном пересечении самых разных слоев культуры, пронизанных языком). В этой связи уместно говорить о языковой культуре личности современного человека, владеющего вариантами нормы, чутко ощущающего речевую ситуацию, часто небрегающего этическими нормами языка. Существование на пересечении множества границ культуры и языка формирует у современного человека ощущение языка как некоего «единства в многообразии».

3. Дискурс как способ властвования над стихией языка.

Человек, и общество стремятся вернуть себе контроль и власть над языком (автоцензура, образование, попытки «заговорить» язык с помощью языка и науки). В современной культуре власть над языком связывается с представлением о власти духа, мысли.

Одной из таких попыток обуздать стихию языка стало учение о дискурсах. Дискурс в самом приблизительном и общем плане можно определить как своеобразную гибкую языковую форму, способную выражать определенное направление мысли.

4. Дискурс и функциональный стиль ЛЯ.

Одним из проявлений дискурсивных практик в современном обществе можно считать теорию стилей – важнейшую составляющую курса «Русский язык и КР».

Стиль в языке – это закрепленный культурой способ соединения мысли (ее протекания) с языком, его устоявшимися формами, которые наиболее соответствуют именно данному способу разворачивания мысли. То есть стиль – это способ соединения мысли с языковыми способами ее выражения. Поэтому стиль можно рассматривать как одно из проявлений власти мышления над языком. Стиль, его собственно языковая составляющая – явление достаточно широкое и гибкое, что позволяет мысли беспрепятственно и естественно течь по предложенному руслу, управляя собственным движением

Итак, функциональный стиль – исторически сложившаяся разновидность ЛЯ, представляющая собой относительно замкнутую систему языковых средств, призванных выражать культурные формы мышления.

Общая характеристика функциональных стилей. Взаимопроникновение стилей.

Поскольку мысль может принимать самые разные направления, то и стилей в русском языке несколько. Во-первых, это книжные стилиофициально-деловой, научный, публицистический. В этих стилях, существующих в рамках СРЛЯ, преобладает норма. Ее влияние значительно менее выражено в разговорном стиле. Он противопоставлен книжным стилям и используется в неофициальном общении, в сфере бытовых отношений, в первую очередь. Особое место занимает стиль художественной литературы, где нормированная речь органически сочетается с достаточно многочисленными вариантами нормы и даже отступлениями от нее.

Стилевое богатство, разнообразие не разрушает единства РЛЯ. Будучи высшей формой национального языка, он обладает универсальными, общими характеристиками (словоупотребление, синтаксис морфология и т.п.).

Являясь органической частью СРЛЯ, функциональные стили получают возможность взаимодействовать друг с другом. Ведь человеческая мысль не признает каких-либо жестких ограничений и предписаний. Совершая своеобразные «скачки», «зигзаги», она иногда спонтанно требует использования выразительных средств самых разных стилей.

Основное различие стилей – в словоупотреблении (лексический состав). Но и грамматические признаки играют немаловажную роль, например, синтаксические особенности.

 

Лекция 4. Особенности научного стиля

  1. НС в отношении к мышлению ученого.
  2. Сюжет и композиция научного произведения.
  3. Сценарий НП. Текст и метатекст.
  4. Научная концепция.
  5. Речевые нормы научной и учебной сфер деятельности.

6. Жанры НС, научно-популярный подстиль.

НС в отношении к мышлению ученого

Основу научного стиля составляет закрепление в языке своеобразных схем развития научной мысли (унифицированные способы ее разворачивания с помощью языковых средств). Цель такого разворачивания почти всегда двоякая.

1. С одной стороны, язык помогает самому ученому прояснить свои цели, выдвинуть гипотезы, найти им подтверждение, довести свои мысли до определенного конца. В такой системе отношений язык выступает как способ «подключения» огромного пласта культуры к процессу почти всегда творческого диалога ученого со своим предметом.

2. С другой стороны, язык может препятствовать непосредственному диалогу ученого с исследуемым предметом, заставляя мысль течь по уже закрепленным в культуре «схемам думания».

Но у научного стиля есть еще одна цельзафиксировать полученноезнание, чтобы передать его другим людям. В первую очередь, произведения научного стиля обращены к читателю-профессионалу и должны учитывать его культуру восприятия подобного рода текстов.

От достижения таких целей во многом зависят важнейшие качества научного произведения – его точность, объективность и убедительность. Точность и объективность обеспечивают глубокий и всесторонний диалог исследователя со своим предметом. Убедительность, по преимуществу, ориентирована на читателя-профессионала и во многом обеспечивается точностью и объективностью (но к ним не сводится).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...