Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Налоговая система государства. Классификация налогов.




Основные положения теории налогов.

 

1.Понятие налогов

2.Основные функции налогов

3.Принципы налогообложения

Понятие налогов.

Мобилизуемые государством налоги имеют принудительный характер, взимаются для покрытия государственных расходов или для достижения определенных экономических целей, не требуют прямого или специального эквивалента и предполагают наличие в стране отдельных хозяйств, включая частные.

Налоги – движение части национального дохода общества.

Налог можно рассматривать как особую специфичную форму общей системы производственных отношений, и, в частности, отношений распределения. Налоги являются одной из форм связи производства и потребления, с помощью которой государство осуществляет перераспределение части вновь созданной в обществе стоимости в денежной форме. Здесь налоговые отношения, как форма производственных отношений, возникают, обособляются и функционируют на стадии распределения в процессе перераспределения части национального дохода общества.

В результате первичного распределения стоимости произведенного совокупного общественного продукта образуется фонд возмещения потребленных средств производства и национальный доход, который первоначально распределяется между основными слоями и классами общества в форме заработной платы рабочих и служащих, прибыли компании, ссудного процента, земельной ренты. Далее этот распределительный процесс продолжается в сфере распределения. Именно на стадии перераспределения в процессе движения созданного продукта происходит образование, функционирование и движение вторичных, третичных и.д.производственных доходов, которые опосредствуются налогами., из чего следует, что налоги могут лишь воздействовать на первичное распределение (влиять на соотношение прибыли и заработной платы, прибыли и процента и т.д.), но не в состоянии их существенно изменить.

Любое налоговое отношение является результатом взаимодействия как минимум двух субъектов, в качестве которых могут выступать: государство, различные юридические и физические лица. Эти субъекты различаются местом, ролью и положением в общественном производстве, а следовательно они имеют определенные потребности, интересы и цели.

В налоговых взаимоотношениях государства и отдельных классов и групп, как налогоплательщиков, с одной стороны существует единство интересов, которое выражается в том, что все должны платить налоги, и формально все равны перед законом, при этом государство выражает как общие интересы, так и интересы отдельных слоев общества в решении налоговых вопросов. Эти слои общества заинтересованы в существовании налогов, поскольку огосударствленная часть национального дохода (бюджет) используется в их интересах. С другой стороны существует противоречие в налоговых отношениях между отдельными слоями и группами, между ними и государством. Отсюда следует – единство интересов - относительно. Слои общества не однородны по своему составу и следовательно неоднозначно их отношение к налоговой политике государства, к тем или иным формам налога, то есть как персонифицированные налогоплательщики они против налогов. Поэтому налоговая система государства – это наиболее яркое проявление соотношения социальных сил общества, их интересов. В этих отношениях государство играет ведущую роль, оно придает им юридическую форму посредством налогового законодательства, то есть оно в правовом порядке устанавливает субъектов отношений, регламентирует процесс введения, исчисления и взимания налогов, отмены налогов, устанавливает налоговые льготы и скидки.

 

Основные функции налогов

Внутренне содержание налогов проявляется через их функции. Условно выделяют 3 функции налогов:

1) фискальная

2) Перераспределительная

3) Стимулирующая (регулирующая)

Фискальная функция вытекает из природы налогов. С помощью налогов образуются государственные денежные фонды и создаются финансовые условия для существования и функционирования государства

Перераспределительная функция заключается в том, что с помощью налогов осуществляется перераспределение финансовых ресурсов от одних слоев общества и классов к другим, из одной сферы производства в другую. При этом налоги существенно влияют на само производство, стимулируя или сдерживая его темпы, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или сужая платежеспособный спрос населения. Таким образом, перераспределительная функция налогов тесно связана и переплетается с регулирующей функцией.

Стимулирующая функция включает в себя льготы при налогообложении, ускоренную амортизацию (позволяет списать значительную долю основного капитала в первые годы его службы, а следовательно позволяет заменить этот капитал боле производительным).

Чем успешнее налогами выполняются перераспределительная и стимулирующая функции, тем успешнее выполняется фискальная функция.

 

3. Принципы налогообложения.

Классическую формулировку принципов налогообложения дал Адам Смит. Им были выделены следующие принципы:

1) «Подданные государства должны участвовать в покрытии расходов правительства каждый по возможности сообразно своей относительной платежеспособности, то есть соразмерно доходу, которым он пользуется под контролем правительства. Соблюдение этого положения или пренебрежение им приведет к так называемому равенству или неравенству обложения».

2) «Налог, который обязан уплачивать каждый, должен быть точно определен, а не произволен. Размер налога, время и способ его уплаты должны быть ясны и известны как самому налогоплательщику, так и всякому другому».

3) «Каждый налог должен взиматься в такое время и таким способом, какие наиболее удобны для плательщика»

4) «Каждый налог должен быть так устроен, чтобы он извлекал из кармана плательщика возможно меньше сверх того, что поступает в кассы государства»

Эти принципы легли в основу современной налоговой политики большинства развитых стран мира.

Дальнейшее развитие эти принципы получили в работах известного немецкого политика Вагнера, по мнению которого налогообложение в обществе базируется на следующих группах принципов:

Первая группа: финансово-технические (принцип достаточности и подвижности);

Вторая группа: народнохозяйственные (выбор надлежащего источника и выбор отдельных налогов с учетом того влияния, которое оказывает обложение на налогоплательщика);

Третья группа: принцип справедливости (всеобщность и равнонапряженность);

Четвертая группа: принцип податного управления (предусматривает определенность, удобство и дешевизну взимания).

Наряду с ними определенную роль в формировании принципов налогообложения сыграли русские экономисты начала 20 века – Н. Твердохлебов, Соколов.

Твердохлебов утверждал, что в качестве кардинального, объективного принципа при распределении податного времени необходимо считать «экономический принцип» - наименее препятствовать развитию среднего дохода общества.

Он говорит: «Рост среднего дохода, т.е. богатства народного, совпадает с улучшением благосостояния низших классов и следовательно не противоречит интересам других классов: рента с ростом народного богатства повышается и прибыль растет, хотя уровень ее иногда и падает. Рост среднего дохода зависти не только от роста сбережений, но и от улучшения производительных свойств работника путем повышения их культурного уровня, питания и т.д.

Таким образом, податной политике приходится считаться главным образом с двумя моментами: степенью финансовой нужды государства (финансового давления) и уровнем среднего дохода в стране. Так, в странах с низким средним доходом, где процент на капитал высок, желательно ввести прогрессию налогообложения и щадить низкие доходы. При высоком среднем доходе производительность труда работника меньше способна к дальнейшему росту и при повышении процента на капитал нет необходимости в прогрессивном обложении. При этом неясны те условия, при которых та или иная налоговая система благоприятно или неблагоприятно отражается на среднем доходе. Явно одно, что в странах с растущим населением рост среднего дохода предполагает развитие производительных сил. Т.О. развитие производительных сил – вот тот высший объективный принцип обложения, который должен лечь в основу всякой податной политики и с точки зрения которого наука имеет право оценивать те или иные системы сохраняя при этом политический нейтралитет».

Практические выводы Твердохлебова из этих принципов:

1. Поскольку развитие обмена (торговли и транспорта) представляет собой имущественный фактор производства, создавая наиболее целесообразное распределение и применение капитала, постольку все налоги, тормозящие обмен должны быть признаны вредными.

2. Следует, как можно меньше ограничивать производство, поэтому налоги, связанные с его процессами (процесс производства) вреднее налогов прямых, падающих на доходы и имущество.

3. Обложение предприятий и вложенного в них капитала самих предпринимателей менее желательно, чем обложение ссудных капиталов, собственники которых лично не участвуют в производстве.

4. Объектом обложения должны быть прежде всего и больше накопленный капитал, а не капитал в процессе его образования.

5. Капитал, затрагиваемый на постройки, в с\х мелиорацию и т.п. улучшения, увеличивающие плодородие риски следует освобождать от налога, особенно в экономически слаборазвитых странах.

6. Совершенно безопасно для развития производительных сил высокое обложение конъюнктурного прироста ценности имущества и прочих конъюнктурных обогащений, в том числе наследство.

Конъюнктурный прирост – условия, в зависимости от которых изменились (сложились) условия на рынке (прирост от акций, недвижимость).

Таким образом, принцип налоговой политики, выдвигаемый русскими экономистами начала ХХ века можно сформулировать так:

“Налоги должны содействовать или, по крайней мере, не противодействовать абсолютному и относительному росту чистого национального продукта (ЧНП) ”.

Вывод: можно выделить 2 подхода, сформировавшихся на рубеже ХХ века:

­ принцип равенства (Смит, Рикардо)

­ принцип приоритетов развития (русские экономисты нач. ХХ века)

Эти принципы получили дальнейшее развитие в современной, особенно заказной экономической литературе, в работах Стиглица, Хьюмена, Мюсдрея и т.д.

Стиглиц определяет следующие принципы:

1. Экономическая эффективность: налоговая система не должна препятствовать эффективному размещению ресурсов.

2. Простота управления: система налогов должна иметь дешевый аппарат и быть доступной для понимания налогоплательщиков.

3. Гибкость (т.е. налоговая система должна быть способна реагировать (в некоторых случаях автоматически) на изменение экономических условий).

4. Справедливость в отношении с различными налогоплательщиками.

Западные экономисты отмечают приоритетность 2-х принципов: справедливости и эффективности.

Большая часть теоретических споров по налоговым системам ведется вокруг определения справедливости той или иной системы. Здесь выделяется 2 основных подхода к определению справедливости:

- горизонтальная справедливость

- вертикальная справедливость

Принцип горизонтальной справедливости предполагает, что находящиеся в равных условиях должны трактоваться законами одинаково

Принцип вертикальной справедливости предполагает, что находящиеся в неравном положении должны трактоваться неодинаково.

Из этих принципов следует возникновение такой проблемы, как определение равенства. С одной стороны в качестве равных могут рассматриваться те налогоплательщики, у которых равны текущие доходы, тогда сумма взимаемых налогов будет основываться на величине получаемых доходов, которые не всегда отражают действительную платежеспособность.

С другой стороны экономисты в качестве базы налогообложения предлагают рассматривать размеры получаемых выгод от деятельности государства. При этом принцип вертикальной справедливости предполагает решение проблемы, т.о. находящиеся в неравных условиях трактуются неодинаково. В рамках этой проблемы выделяются 3 основных задачи:

1. Определение кто в принципе должен платить налоги по более высоким ставкам.

2. Выработка правил налогообложения, соответствующих этому принципу.

3. Определение на сколько больше должен платить налогоплательщик, облагаемый по более высокой ставке.

Западные экономисты предлагают 3 критерия в соответствии, с которыми решается вопрос об отнесении налогоплательщика в ту или иную категорию.

1. Способность платить

2. Уровень экономического развития

3. Возможности получения доходов (выгод) от государства.

Рассмотрим эти критерии подробней.

Платежеспособность – выражает точку зрения о необходимости государственного перераспределения доходов. Он подразумевает, что оплата услуг государства должна быть выше для богатых и выше для бедных.

Критерий получаемых выгод предполагает соответствие уровня выплат той выгоде, которую извлекает налогоплательщик, т.е. отсутствие перераспределения дохода.

Применительно к налогообложению этим критериям соответствует 2 точки зрения.

Одни экономисты считают, что текущее перераспределение доходов является приемлемым и необходимым, другие полагают, что государство не должно пытаться перераспределить доход.

Принцип эффективности

В понимании западных экономистов он предполагает, что налоговая система не должна препятствовать эффективному распределению ресурсов.

2 подхода

I. Налоговая система должна выбираться таким образом, чтобы максимизировать, находящихся в худших условиях и налоговых поступлений со всех лиц, не находящихся в худших условиях (эффективность по Роулз (Roulz J.)).

II. Структура налогов должна быть такой, чтобы никто на мог улучшить свое положение без того, чтобы в результате этого для кого-то положение не ухудшилось, т.е. подход предполагает максимизацию благосостояния одного (группы) налогоплательщика, который является основой достижения правительством цели получения большого дохода и источником выгод (эффективность по Парето).

В соответствии со вторым подходом выделяются так называемые “ неискажающие налоги” (lump-sum-taxes), то есть налогоплательщик ничего не может сделать, чтобы изменить свое налоговое обязательство, т.е. сумма налога фиксирована и не зависит ни от каких обязательств. Считается, что такие налоги обладают эффективностью по Парето, поскольку они не заставляют налогоплательщиков изменять свое поведение.

Искажающие налоги предполагают действия налогоплательщика к понижению своих налоговых платежей. Это вызывает дополнительные потери от налогообложения и отражается на эффективности.

В работах всех экономистов выделяются другие принципы налогообложения:

­ системности

­ стабильности

­ гибкости

­ унификации и др.

Принцип системности. Требует учета влияния проводимых налоговых мер на всю сложившуюся структуру экономических отношений. Реализация этого принципа связана с тем, что перераспределение доходов – один из самых сложных и болезненных вопросов в экономике. Поэтому введение нового элемента в налоговую систему влечет за собой существенные изменения перераспределения.

Следовательно, чтобы в полной мере овладеть налоговыми инструментами и предвидеть последствие применяемых налоговых решений, необходимо изучать налоги с точки зрения их взаимосвязей, внутренней логики построения, соотношения между различными формами налогообложения.

Унификация. Означает, что в рамках экономической системы все граждане и хозяйствующие субъекты должны находиться примерно в одинаковых налоговых условиях. Второй стороной этого принципа является то, что всвязи с формированием единого мирового рынка наблюдается процесс унификации налоговых систем в различных странах и решениях (яркое проявление – страны ЕС – введение НДС обязательно).

Гибкость. Необходимая предпосылка использования налоговых инструментов в целях экономического регулирования и, в частности, стимулирования НТП и учета региональных особенностей воспроизводства. Здесь основное значение придается скорости введения налогов (эта скорость, с которой изменения в налогах могут быть выполнены и промежуток времени за который предполагается достижение эффекта).

Эти принципы носят частный характер и отвечают общим системообразующим.

 


Налоговая система государства. Классификация налогов.

Налоговая система представляет собой совокупность налогов, взимаемых в государстве, формы и методы их построения, методы исчисления налогов и налоговый контроль. Налоговая система складывается на основе исторического развития, уровня социально-экономического развития и, следовательно, тех задач, которые стоят перед государством.

В зависимости от различных признаков налоги делятся на группы:

I. по объекту обложения

­ прямые

­ косвенные

II. по органу, осуществляющему взимание и контроль

­ государственные

­ местные

III. по порядку использования

­ общие

­ специальные

Рассмотрим каждую группу налогов подробнее.

I группа налогов:

Прямые налоги устанавливаются на доход или имущество физических или юридических лиц, проводящих уплату налогов.

Косвенные налоги - налоги на товары и услуги, которые оплачиваются в цене товара или включаются в тариф. При этом владелец товара или услуги при реализации их получают налоговые суммы, которые перечисляются в государственный бюджет.

Прямые налоги в свою очередь делятся на:

­ налоги на доходы (подоходный налог, налог на прибыль …)

­ налоги на собственность (поимущественный налог, налог на землю, на наследство и дарение).

Косвенные налоги:

­ НДС

­ акцизы

­ таможенные пошлины

Критерием деления налогов на прямые и косвенные является возможность их переложения на потребителя, т.е. окончательным плательщиком прямого налога является владелец обложенной собственности или получатель обложенного дохода, а окончательным плательщиком косвенных налогов является конечный потребитель товаров и услуг.

На практике этот критерий носит относительный характер. Поскольку прямые налоги при определенных условиях могут быть переложены на потребителя через механизм цен (условия благоприятной конъюнктуры на рынке, следовательно, можем поднять цену), а косвенные налоги не всегда могут быть переложены на потребителя через механизм цен, поскольку, рынок может не принять товар по повышенной цене в том же объеме.

II группа:

Компетенции органов власти в сфере налогового регулирования определяются в различных странах в зависимости от типа хозяйства, федеративного устройства и особенностей административно-территориального деления. В целом существуют 2 основных типа построения взаимоотношений в этой сфере (сфере налогового регулирования).

1 тип: когда определенный орган власти имеет общую компетенцию проведения налоговой политики (Великобритания, США).

2 тип: предполагает принцип долевого участия (автономия) органов власти в сфере налогового регулирования (Германия – заранее в рамках законодательства распределяются компетенции в сфере налогов и доли каждого уровня власти в налоговых отчислениях).

Этот принцип часто используют в странах ЕС.

В зависимости от характера ставок различают:

­ регрессивные

­ прогрессивные

­ пропорциональные налоги

При регрессивном обложении процент изъятия налога уменьшается с ростом дохода (все косвенные налоги).

При прогрессивных налогах процент изъятия налога возрастает с ростом дохода (подоходный, корпорационный).

Пропорциональный в независимости от дохода действуют одинаковые налоговые ставки (сборы на милицию, уборку территории).

В зависимости от использования (III группа) налоги бывают:

- Общие: предназначены для финансирования текущих и капитальных расходов бюджетов без закрепления за ними определенного вида расходов.

- Специальные: имеют строго-целевое назначение (взносы на нужды социального страхования).

Налоги так же подразделяются по объекту и источнику обложения.

По источникам обложения:

- обложение доходов “заработанных”

- обложение доходов не “незаработанных”

“заработанные” – з./п., прибыль компании.

“незаработанные” – дивиденды, проценты по вкладам, конъюнктурный прирост стоимости недвижимости и ЦБ, рента с земель и домов.

Объекты налогообложения можно классифицировать:

1-ый объект – доход (подоходный налог, корпорационный)

2-ой объект – имущество (налог на землю, на недвижимость, на прирост капитала и т.д.)

3-ий объект – передача имущества (гербовые сборы, налоги на имущество и дарение)

4-ый объект – потребление (акцизы на товары/услуги)

5-ый объект – ввоз и вывоз товаров за границу (таможенная пошлина).

Объект обложения не всегда совпадает с источником уплаты налогов.

 

Элементы налогов.

Элементы налогообложения – это основные категории налогового законодательства имеющие универсальный характер и определяющие налоговое обязательство и порядок его исполнения, такие элементы – существенные элементы налога.

В соответствии со ст.17 НК РФ к ним относятся:

1. Налогоплательщик

2. Объект налогообложения

3. Налоговая база

4. Налоговая ставка

5. Порядок уплаты налога

6. Порядок исчисления налога

7. Сроки уплаты налога

Факультативные элементы налога – это те элементы, отсутствие которых не влияет на степень определения налогового обязательства.

К таким элементам относят:

- порядок удержания и возврата неправильно начисленных сумм налога.

- ответственность за налоговые правонарушения.

- налоговые льготы.

В соответствии со ст.12 кодекса сюда же относят и форму отчетности по налогам и сборам РФ.

Дополнительные элементы налога – это те, не предусмотрены законодательно для установления налога, но существование которых позволяет более полно определить налоговое обязательство и порядок его исполнения.

К этим элементам относятся:

- предмет налога;

- масштаб налога;

- единица налога;

- источник налога;

- налоговый оклад;

- получатель налога;

Субъект налогообложения и налогоплательщик – в соответствии с кодексом это лицо, на которое возложена юридическая обязанность уплатить налог за счет собственных средств.

Необходимо различать субъекта и носителя налога.

Носитель налога – это лицо которое несет тяжесть налогообложения в конечном итоге.

Необходимо различать понятия налогоплательщик и налоговый агент.

Налоговый агент – это лицо, на которое возложена обязанность по исчислению, удержанию и перечислению его в бюджет.

Сборщики налогов и сборов – это уполномоченные органы (государственные, местные) и должностные лица осуществляющие прием от налогоплательщиков средств в уплату налогов.

Экономические отношения налогоплательщика и государства определяются на основе принципа постоянного местопребывания (резидентства). В соответствии с этим принципом налогоплательщики делятся на резидентов и нерезидентов. В РФ резидентами считаются лица, имеющие постоянное местопребывание в РФ, иностранцы или лица без гражданства прибывающие на территории РФ не менее 183 дней в году.

Предмет налогообложения – это реальные вещи (земля, автомобили и т.д.) и нематериальные блага (государственная эмблема, экономические показатели) с наличием которых закон связывает возникновение налоговых обязательств.

Объект налогообложения – это юридические факты (действия, события, состояния) которые обязывают субъекта заплатить налог. К ним относят:

­ совершение оборотов по реализации товара

­ владение имуществом

­ вступление в наследство

­ получение дохода и т.д.

Масштаб налога – это устанавливаемая законодательством характеристика (параметр) измерения предмета налога. Масштаб налога может быть измерена через стоимостные (экономические) и физические характеристики.

Единица налогообложения – это граница масштаба налога, которая используется для количественного выражения налоговой базы.

Налоговая база – это количественное выражение предмета налогообложения, она выступает основой для исчисления прямого налога (налогового оклада) и именно к ней применяется ставка налога. Различаются налоговые базы со стоимостными показателями (напр. суммы дохода), объемно-стоимостными показателями (напр. объем реализованных товаров и услуг) и средними показателями (напр. объем добытого сырья).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...