Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности наведения транса упациентов с ПТСР




ОСОБЕННОСТИ НАВЕДЕНИЯ ТРАНСА УПАЦИЕНТОВ С ПТСР

 

На первых сеансах формальное наведение транса у пациентов с посттравматическими стрессовыми расстройствами дело достаточно сложное, особенно у ветеранов боевых действий. В первую очередь мешает пациенту (и соответственно терапевту) напряжение и стремление контролировать ситуацию. Из этого вытекает сопротивление пациента, в том числе и полярные реакции. Кроме этого необходимо учитывать еще одну вещь, любые методы наведения транса при помощи замешательства могут вызвать негативную, а то и агрессивную, реакцию со стороны пациента. Особенно у комбатантов, так как у этой категории любое замешательство вызывает активизацию реакции страха и соответственно включается защита. А чтобы выжить в условиях войны, лучшая защита — это нападение. Поэтому необходимо использовать методики косвенного наведения транса. Например, то же углубление релаксации. После того как пациент выполнит упражнение по тому же Джеюбсу, можно начать использовать технику наведения транса 5-4-3-2-1 или технику перекрывания реальностей, или что-то в этом роде. Эти техники самые простые, легко утилизирующие любые реакции пациента и описаны в литературе по НЛП настолько доходчиво, что любой может ими овладеть.

Другой способ — использование естественно возникающих состояний транса. Например, описывая образ, лежащей на солнышке, кошки. Или используя какие-либо детские воспоминания пациента, именно те, которые есть практически у всех детей, например: “Многие дети срывают одуванчик, белья пушистый шарик на тонком стебельке, и дуют на него, и затем смотрят, как белые маленькие парашутики улетают все дальше и дальше на легком летнем ветерке”. Или что-нибудь другое, вроде: “Многие дети, засыпая, лежат в своей мягкой уютной постели и смотрят на потолок или стену, на те полоски или трещинки. И они складываются в какие-то, понятные только ему, картинки или надписи. И т. д. ”. Главное, чтобы содержание этих простых метафор было связано для пациента с чем-нибудь приятным.

Как сказал недавно после выхода из транса боец ОМОНА: “Ну, блин, пробило! Так ясно вспомнил как в детстве на рыбалке был. Думал, что забыл все хорошее. Хорошо то как! ”

 

ГЛАВА 11

ДЕСТАБИЛИЗАЦИЯ ТРАВМАТИЧЕСКИХ ВОСПОМИНАНИЙ

 

С точки зрения нейрологии травматическое воспоминание это всего лишь определенная комбинация нейронных сетей, такой подход позволяет взглянуть на ПТСР, как на нечто динамическое, способное к изменениям, а не как что-то вечное.

В нейролингвистическом программировании достаточно хорошо проработано такое явление, как субмодальности. Шуточное определение субмодальностей – разница, которое делает разницу разной. Это особые качества восприятия каждой из пяти первичных модальностей. Например, зрительная модальность воспринимает такие качества, как цвет, яркость, размер, форму, расстояние. Слуховая модальность – громкость, высоту звука, тембр, ритм и т. д.

Каждая субмодальность определяет качества, которые могут варьировать между двумя противоположными крайностями: яркость — блеклость, громкий — тихий, близко-далеко, тяжелый-легкий и т. д. Именно это соотношение и определяет для человека приятное или неприятное. Если нечто оказывается слишком близким к любой полярности, то оно начинает доставлять человеку неприятности. Иными словами, не только содержание воспоминаний или переживаний определяет реакцию человека, но и характеристика субмодальностей.

Существует некий паттерн субмодальностей, определяющих субъективно приятную или неприятную реакцию. Для примера, рассмотрим визуальные субмодальности приятного, они определяются тем, что человек дневное существо, и ими будут: яркое, движущееся, цветное, четкое и относительно близкое. Зная эту особенность, изготовители рекламной продукции ориентируются именно на эти характеристики. Субъективно неприятные чувства определяют следующие визуальные субмодальности: темное, блеклое, нечеткое, неподвижное, далеко и т. д. Оговорюсь, что какого-либо статистического исследования именно этого факта не проводилось, кроме различного рода исследований в рекламном бизнесе. Но возьмем его как достаточно достоверный факт. Рассмотрим характеристику визуальных субмодальностей психотравмирующих воспоминаний. Яркое, цветное, движущееся, близкое. И никаких приятных ощущений, а совсем наоборот-сильная, на уровне боли, реакция. Может быть именно этот парадокс и является причиной длительных и частых повторов психотравматических ситуаций, для того чтобы через множество повторений постепенно изменить характеристику субмодальностей. На стадии личностных изменений посттравматического стрессового расстройства те же визуальные субмодальности совсем другие, они гораздо ближе к “стандартным” — образ уменьшается, отодвигается, становится тусклее, темнеет и за счет этого интенсивность реакции на воспоминание снижается, но не становится абсолютно нейтральной. Сохраняется еще и содержание отрезка памяти; которое и определяет характер реакции.

На языке, теории самоорганизации, дестабилизация травматического отрезка памяти — это уменьшение глубины и ширины негативного аттрактора.

Для дестабилизации психотравматического эпизода можно использовать методы двух направлений — во-первых, метод десенсибилизации и переработки движением глаз (ДПДГ), во-вторых, методы нейролингвистического программирования, разработанные специально для сильных эмоциональных состояний.

Техника десенсибилизации и переработки движением глаз берет свое начало с 1987 года со случайного наблюдения автора метода Фрэнсис Шапиро. История создания данного метода достаточно интересна и в чем-то поучительна. Ф. Шапиро, литературовед по образованию, в 36 лет заболела раком молочной железы, была оперирована, в этот момент муж оставил ее. Начали беспокоить тревоги, кошмарные сны, депрессия. Традиционные методы психотерапии не помогали. И однажды, гуляя по парку, она обратила внимание на изменения в собственных мыслях и реакциях после серии движения глаз из стороны в сторону. Эффект изменения сохранялся и потом. После уже появилось теоретическое обоснование и были отработаны основные технические приемы. Метод достаточно прост и подтвердил свою эффективность при лечении жертв сексуального насилия, пострадавших от катастроф и стихийных бедствий, а также участников боевых действий.

Успешные клинические испытания метода подтвердили результаты лечения более чем 10 тысяч пациентов в том числе:

1) ветеранов боевых действий при операции “Буря в пустыне”, ветеранов войн во Вьетнаме, Корее и второй мировой войны, не поддававшиеся ранее проводимому лечению, у которых прекратились тягостные воспоминания, ночные кошмары и другие проявления посттравматического стрессового расстройства. (Carlson, Chembtob, Rusnak & Hedlund, Daniels, Lipke & Войт, 1992; Таbеr, Thomas & Gafner, 1993; Viols & McCarthy, 1994).

2) пациентов с фобиями, у которых было отмечено быстрое снижение страха и другой симптоматики (Doctor, 1994; Kleinkneht, 1993; Lohr & Tokin).

3) лиц, страдающих паническими расстройствами, у которых выздоровление наступало гораздо быстрее, чем от применения других способов терапии (Goldstein & Feske, 1993; О, Впеп, 1993).

4) жертв преступлений и полицейских, которых перестали беспокоить последствия пережитого ими нападения с применением насилия (Bacer & МсВгЫе, 1991; Kleinkneht, 1992; Page 8с Crino, 1993; Shapiro & Solomon, 1995).

5) лиц, избавившихся от переживаний чрезмерного горя, связанного с утратой любимого или близкого человека, или смертью других людей, происшедших по их вине (Puk, 1991; Solomon, 1994, 1995).

6) детей, излеченных от симптомов, вызванной травмой, пережитой во время нападения или при стихийном бедствиях (Abruzzesse, 1994; Соссо & Sharpe, 1993; Greenwald, 1994; Pellicer, 1993; Shapiro, 1991).

7) жертв сексуального насилия, вторые после лечения приобрели возможность вести нормальный образ жизни и иметь интимные отношения (Gould, 1994; Parnell, 1994; Puk, 1991; Spector & Huthwaite, 1993; Wolpe & Abrams, 1991).

8) жертв катастроф и пожаров, которые смогли расслабиться и вести нормальный образ жизни (McCann, 1992; Puk, 1991; Solomon & Kaufman, 1994).

9) клиентов с широким спектром проявлений посттравматического синдрома гимн диагнозами, получившим явное облегчение от применения метода и с другими диагнозами получившим явное облегчение от применения метода ДПДГ (Cohn, 1993; Fensterheim, 1994; Figley & СагЪопеИ,; or es, r & Burnette).

Кроме посттравматических расстройств, метод десенсибилизации движением глаз доказал свою эффективность и при терапии наркотической зависимости, сексуальных расстройств разного генеза, а также при терапии различных диссоциативных расстройств.

Информация из книги Фрэнсис Шапиро “Психотерапия эмоциональных травм с помощью движения глаз”.

Сама методика ДПДГ в техническом исполнении достаточно проста, но требует тщательной подготовки пациента к данной терапии, внимательности со стороны терапевта к процедуре проведения и аккуратного присоединения полученных изменении к будущему или утилизации возможного в начале терапии обострения негативных проявлений посттравматического стрессового расстройства.

Процедура разбивается на несколько шагов:

I. Подготовка пациента. Оценка пациента: справится ли он с негативными эмоциями, которые могут появиться в процессе терапии, критерии — раппорт и снижение мышечного напряжения. Возраст пациента (маленький для такой терапии или пожилой) и состояние его соматического здоровья, особенно сердечно-сосудистой и легочной систем. Состояние интеллектуальной сферы (дебильность и т. д. ). Наличие какого-либо реактивного психотического состояния и снижение интеллекта — относительные противопоказания к применению ДПДГ.

2. Подготовка. Объяснение пациенту, в доступной для него форме, суть метода и технику процедуры. Формирование ожидания пациента при помощи метафор, например, после присоединения рассказать примерно следующее: “У меня недавно был человек, у которого было почти тоже самое, что и у Вас. Он был также напряжен и не мог уснуть потому что его преследовали воспоминания о том, что ему довелось пережить. Он согласился на этот вид терапии и старательно следовал тому, что я ему говорил. Он внимательно следил за движением моей руки, хотя в какие-то моменты ему было и тяжело это делать. Ему хотелось вспоминать тот неприятный эпизод. Но по окончании процедуры он вздохнул, расслабился и улыбнулся, сказав, что будто гора с плеч свалилась, а болезненный эпизод почти стерся из памяти. И с этого момента ему стало гораздо лучше, восстановился сон, и настроение стало более ровным”. Подобные метафоры хороши тем, что программируют пациента на необходимую реакцию на ДПДГ и уменьшают сопротивление. Полезно добавлять в рассказ физиологические симптомы пациента и подробно давать изменение физиологии в последующем.

3. Определение цели для данного сеанса. Если психотравматический эпизод единичен, то может стоит разбить его еще на части и выбрать какую-нибудь часть, а можно работать и со всем куском. Если эпизодов несколько, как например, у ветеранов боевых действий, то необходимо рассортировать эпизоды по степени воздействия на пациента при помощи любой субъективной шкалы. Например, пациент сортирует эпизоды воспоминаний от 1 до 5 (или 10) по степени воздействия на него, в любом удобном для него порядке. Начинать ли с самых тяжелых психотравматических эпизодов или с самых легких, решает терапевт. Лично я предпочитаю начинать с тех, что полегче. За счет этого усиливается раппорт, да и пациент обучается данной процедуре, и потом проще отрабатывать самые болезненные эпизоды.

4. Оценка пациентом негативных эмоций, вызываемых выбранным психотравматическим эпизодом, при помощи Шкалы субъективных единиц. Просим пациента представить некую шкалу (помогая ему соответственными жестами) от 0 до 10. И спрашиваем его сколько единиц по его мнению имеет интенсивность данного события. А затем сколько единиц устроило бы пациента?

5. Собственно процедура десенсибилизации. Вначале необходимо определить паттерн движения глаз наиболее комфортное для этого пациента: или справа - налево, или сверху-вниз. Считается, что последнее более успокаивает. Просим пациента смотреть на руку.

6. Или выпрямленный палец терапевта. Двигая рукой, терапевт вызывает движения глаз пациента от одного края визуального поля до другого с максимально возможной скоростью.

Скорость движения определяется возможностью пациента двигать глазами на границе с дискомфортом, но не быстрее, вначале чуть медленнее, а затем убыстряя до максимально возможной. Руку терапевт держит на расстоянии 30 — 35 см от лица пациента и спрашивает: “Комфортно ли пациенту? ”. Затем медленно переводит руку горизонтально из правого визуального поля пациента в левое, затем ускоряет передвижение руки, определяя максимально возможную скорость. После того, как скорость передвижения глаз выбрана, просят пациента сосредоточиться на психотравматическом эпизоде. Если пациент начинает в какой-нибудь момент жаловаться на боль в глазах, то процедуру следует прекратить. Первая серия состоит из 24 движений руки терапевта (справо-налево и слева-направо = один раз). В случае если пациент начинает проявлять сильное беспокойство, то процедуру необходимо продолжать сколько возможно. После серии из 24 движений, спрашивают у пациента: “Сколько единиц интенсивности в настоящее время? ”. Ответ может быть и меньше и больше чем в начале, затем необходимо повторять серии движений глаз, большая интенсивность эмоционального реагирования требует гораздо больших движений глаз в серии — 36 и более за серию. Процедуру следует продолжать до изменения физиологии пациента, в первую очередь ориентируясь на те же движения глаз пациента, при уменьшении тревожности они становятся более плавными, “текучими” и их легче поддерживать. А также изменения тонуса лицевых мышц и цвета кожных покровов лица. После каждой серии надо спрашивать: сколько сохраняется единиц по субъективной шкале беспокойства. Не обязательно с первого раза достигать 0 или 1, достаточно и того, если количество единиц уменьшится вдвое. Иногда я применяю немного другой способ дестабилизации травматического эпизода. В момент когда пациент рассказывает о том, что произошло и начинает проявлять эмоциональное беспокойство, накладываю кинестетический якорь на руку или колено пациента и запоминаю ключевые слова и фразы которыми описывается происшествие. Затем провожу вышеописанную подготовку и серию из 72 движений глазами на различных горизонтальных уровнях. Вначале 24 движения на уровне визуальной модальности, потом 24 движения на уровне аудиальной модальности и затем 24 движения на уровне кинестетической модальности. Заканчиваю серию 3 — 5 восьмеркообразными плавными движениями. В середине серии “включаю” имеющийся кинестетический якорь, не прерывая движения глаз. А на всем протяжении повторяю те ключевые слова и фразы, которыми пациент описывал происшествие.

7. Завершение сеанса. После того, как получили какое-то физиологическое изменение, необходимо чтобы пациент встал, немного походил, сделал несколько простейших физических упражнений. Затем вновь усадить и проделать упражнение по созданию ресурса безопасности. Иногда провести сеанс расслабления и наведения транса, в котором привязать все полученные позитивные изменения к будущему и конкретным якорям — его близким, интерьеру его дома, улице, где пациент живет и т. д.

То, что я описал, это не есть вся терапия ДПДГ, а лишь небольшая часть, которую удобно использовать для дестабилизации психотравматических воспоминаний. Удобна она также и для усиления раппорта, по нескольким причинам: во-первых, минимум постороннего “давления” на пациента (как один ветеран войны мне сказал: “В душу доктор не лезет”); во-вторых, минимум вопросов; в-третьих, сам пациент регулирует, о чем думать во время процедуры, в-четвертых, достаточно быстрый эффект, ощущаемый пациентом. Необходимо добавить, что ДПДГ в США является государственной техникой и существует четко установленные правила ее проведения. А то, что я описываю это скорее всего вариации на тему.

Можно использовать прием Эриксона для сопротивляющегося клиента — обратную двойную связку. Вроде: “Не надо мне сейчас рассказывать, что тогда произошло” или “Не рассказывай на этом сеансе о том, что пережил”.

Только не надо думать, что одного двух сеансов ДПДГ будет достаточно для того, чтобы вылечить пациента, сама автор методики пишет: “Примерно в половине случаев процесс переработки травматической информации останавливается, и психотерапевту необходимо привлекать различные дополнительные стратегии для того, чтобы снова начать переработку”.

Дополнительными стратегиями дестабилизации психотравматического воспоминания являются хорошо отработанные, и доказавшие свою эффективность, техники НЛП.

Многие традиционные подходы в психологии и психотерапии утверждают, что повторное переживание неприятных воспоминаний делает их менее болезненными. Катарсис и т. д.

В том числе метод бихевиоральной экспозиции психической травмы (системная десентизация). По мнению ряда специалистов (Foa, Kozak, 1985), для снижения уровня беспокойства при лечении ПТСР необходимо два условия:

1) человек должен получить доступ к тому, что вызывает страх;

2) чтобы сформировать новую структуру, несвязанную со страхом, какая-то часть информации, которая и вызывала страх, должна отсутствовать в контексте, в котором пациент вспоминает о психотравмирующем эпизоде.

Авторы отмечают в данном подходе две проблемы:

1. Мощное перевозбуждение пациента в момент воспоминания, которое мешает лечению. Наоборот посттравматическое расстройство усиливается (Strian & Keicpera, 1978).

2. Эффективному лечению мешает, то что пациент начинает избегать ситуации, напоминающие о психотравме (в том числе и терапевта).

Это годится для эмоционально неприятных бытовых случаев жизни, но в случаях психической травмы — это садизм чистой воды. “Традиционная психиатрия утверждает, что, если существует какой-либо набор переживаний, который научил человека чему- либо, позволил ему выработать какое-либо обобщение, то повторное переживание данных воспоминаний только закрепляет и усиливает приобретенное понимание. Если то, чему Вы научились в какой-либо ситуации, ограничило ваши возможности и способности, повторное переживание таких событий снова и снова, одним и тем же способом, будет только подкреплять сделанное обобщение, а следовательно, закреплять и ограничения, налагаемые таким обобщением”. (Р. Бэндлер, Д. Гриндер, “Формирование транса”).

Да, чаще всего, пациент, если его заставлять вновь переживать травму, просто убежит и больше не появится и будет абсолютно прав. Но, чтобы ему помочь, надо чтобы он вспоминал происшедшее. “Такие психотерапевты, как Вирджиния Сатир и Милтон Эриксон, всегда возвращают людей в прошлое и заставляют их заново переживать события, но они заставляют переживать происшедшее не так, как переживали все это в первый раз. Вирджиния Сатир называет это “возвратиться и увидеть новыми глазами”. Милтон Эриксон заставлял людей возвращаться в прошлое, а затем полностью менял картину событий. Он реорганизовывал историю личности так, что пациент уже не способен был воспринимать происшедшее по-прежнему”. (Р. Бэндлер, Д. Гриндер, “Формирование транса”).

Для того чтобы пациент смог взглянуть на происшествие “другими глазами” применяется визуально-кинестетическая диссоциация. Существует множество модификаций техник НЛП, в которых основным стержнем является этот метод. Визуально- кинестетическая диссоциация вначале была создана, как техника для лечения различного рода фобий и оказалась весьма успешной. Затем стала применяться и для терапии посттравматического стрессового расстройства и также эффективно. Техника визуально-кинестетической диссоциации достаточно проста в исполнении, но только когда терапевт не только знает все шаги данной техники, но и понимает какой шаг для чего предназначен (присоединение, калибровка, якорение, само собой, оттренированы до автоматизма). Схема техники следующая:

Шаг 1. Подготовка пациента — релаксация, объяснение смысла техники, метафора. Иногда можно и не объяснять подробно, как и что работает. Можно сказать, что-то вроде следующего: “Сейчас сделаем одно замечательное упражнение. Оно простое, Вам даже не придется напрягаться, просто думайте, как будто будет получаться все, что я буду говорить”. Метафора тоже может быть незамысловатой, построенной по принципу у меня был на терапии человек с похожими проблемами и т. д. А затем подробно опишите весь процесс и желаемый результат.

Шаг 2. Создание позитивного ресурса и его якорение. Ресурс необходим достаточно мощный поэтому можно на один якорь (якорь # 1) собрать несколько ресурсов. Откалибровать полученную физиологическую реакцию. Проверка ресурса — неожиданно для пациента перевести речь на что-нибудь для него нейтральное и через некоторое время задействовать ресурсный якорь. Откалибровать и сравнить физиологическую реакцию с предыдущей.

Шаг 3. Первая диссоциация. Легче всего это сделать с помощью метафоры “Кинозал”. Предлагаете пациенту представить, что он находится в кинозале и сидит в первом ряду, и смотрит на экран, на котором идет фильм про..., и предлагаете пациенту какой-нибудь нейтральный сюжет из его жизни, обязательно нейтрального содержания. На экране, предлагаете пациенту, увидеть его самого в этой нейтральной ситуации. После этого ставите состояние первой диссоциации на якорь, тоже лучше кинестетический (якорь # 2). Иногда можно предложить пациенту просмотреть на экране несколько нейтральных эпизодов из его жизни, каждый раз при диссоциации задействовать якорь # 2.

Шаг 4. Вторая диссоциация. Предлагаете пациенту “отделиться” от своего тела, сидящего на первом ряду кинозала, и оказаться в будке киномеханика (при клаустрофобических появлениях — лучше что-нибудь другое, например верхний ряд или двери на входе в кинозал и т. д. ) и оттуда смотреть пациенту на него самого сидящего на первом ряду. Состояние второй диссоциации также необходимо поставить на якорь (якорь # 3).

Шаг 5. Прокрутка психотравматического воспоминания в состоянии двойной диссоциации. Задействуя якорь # 3, предлагаем пациенту смотреть на самого себя, сидящего на первом ряду. А в это время на экране идет в виде старого фильма травматический эпизод, можно предложить в виде черно-белого фильма или с полоса- ми от царапин можно — часто рвущийся фильм и т. д. Основная задача — любым способом изменить субмодальности психотравмирующего эпизода. При этом постоянно фиксировать внимание пациента на нем самом, сидящем на первом ряду, постоянно задействуя якорь # 3. В случае, если появляются физиологические проявления травматической реакции: напряжение, тремор, гипергидроз и т. д., следует отвлечь пациента и задействовать ресурсный якорь (# 1). Можно повторить такую процедуру несколько раз, пока физиологическая реакция пациента не станет устойчиво нейтральной в состоянии двойной диссоциации.

Шаг 6. Прокрутка психотравматического воспоминания в состоянии первой диссоциации. Предлагаем пациенту вернуться в “свое тело, сидящее на первом ряду”, при этом задействуем якорь # 2. Просим пациента “прокрутить” фильм-воспоминание на воображаемом экране от момента за 10 — 15 минут до происшествия и до момента 10-15 минут после завершения. Иногда полезно “заякорить” отдельно эти два момента отдельно, чтобы впоследствии при помощи интеграции этих двух состояний (до начала и после завершения) как бы замкнуть травмирующий эпизод, как выразился один психотерапевт, “во временной кокон”. Подобная интеграция также дестабилизирует некоторые субмодальности, относящиеся к временному и пространственному восприятию травматического эпизода в памяти. Если пациент вновь начинает проявлять травматическую реакцию, то необходимо вновь отвлечь и задействовать ресурсный якорь до достижения стабильно нейтральной физиологической реакции (относительно нейтральной, иногда получается просто немного смягчить реакцию). В некоторых случаях, полезно фиксировать внимание пациента, при “прокрутке” травматического эпизода, на каких-нибудь нейтральных деталях, одежда, обувь, головной убор, для того, чтобы усилить или поддерживать состоянии диссоциации.

Шаг 7. Ассоциация с травматическим эпизодом. Ассоциация с самим собой в момент психической травмы необходима для дальнейшей интеграции на уровне нейронных сетей утилизации болезненного реагирования. Существует множество вариантов этого шага.

Опишу несколько:

— Просим пациента “войти внутрь самого себя” на экране и помочь пережить этот эпизод, обладая новыми знаниями и опытом. В этот момент задействуем ресурсный якорь (# 1). Если появляется травматическая реакция, то возвращаемся на шаг # 6 и новь повторяем до достижения сравнительно нейтральной реакции.

— Просим пациента “войти внутрь себя” на экране в момент как прошло 10 —15 минут после завершения травматического события и “перемотать кусок воспоминания от конца началу с собой внутри”. Это только на первый взгляд звучит странно, практически у всех что-то получается. Главное результат, и неважно, логично это для кого-то или нет. Для того, чтобы такая ассоциация получилась, вначале задействую якорь завершения ситуации, нем отпускаю его и задействую якорь до начала травматического эпизода, с последующей интеграцией этих якорей. Этот вариант я предпочитаю если сохраняется выраженная травматическая реакция.

— Вначале, просим пациента “войти в экран” и весь травматический эпизод водиться рядом с собой в опасной ситуации, чтобы “помочь молодому самому себе”, затем “войти внутрь себя молодого” и весь пережить заново весь травматический эпизод, наблюдая за собой, который находится рядом и помогает.

Еще раз повторюсь, что вариантов подобной ассоциации великое множество и неважно который применяется, главное изменить физиологическую реакцию с мощной травматической на более мягкую.

Шаг 8. Экологическая проверка и присоединение к будущему. Задействуя ресурсный якорь, просим пациента, вновь вернуться к данному эпизоду и калибруем реакцию. Если физиологическая реакция достаточно удовлетворительная, то “привязываем” ее к каким-либо ориентирам, которые возникнут в будущем. Например, спрашиваем: устроит ли пациента такая реакция, когда он вечером, засыпая, вдруг вспомнит этот эпизод? Или вспомнит, встретившись с другом, или какая-нибудь передача по телевизору неожиданно напомнит”.

Можно использовать косвенную суггестию, самый простейший вариант: “Вы сильно удивитесь, когда будете вспоминать этот эпизод более спокойно”. Некоторое усиление интонации на слове “удивитесь”.

В случаях, если не получается справиться с сильной неприятной травматической акцией — выраженное напряжение, тремор всего тела и особенно если пациент начинает проявлять выраженную негативную реакцию на выполнение этого упражнения, то нельзя заставлять человека это делать. Лучше всего попросить пациента встать, встряхнуться, мать несколько простейших гимнастических упражнений, а затем попросить сесть в другое кресло или на другой стул. И продолжить сеанс релаксацией и выполнением упражнения “Поиск безопасного места”.

Интересно, иногда бывает, что на сеансе метод визуально-кинестетической диссоциации не получается, затем пациент приходит и рассказывает, что получилось у него самого во время сна. В моей практике было три таких эпизода. По тому, я всегда внушаю пациенту, при каких-либо у него затруднениях при выполнении данного упражнения, что главное, научить подсознание этому упражнению, и оно во время сна что значительно облегчит его состояние.

Не надо думать, что успешное проведение упражнения двойной визуально-кинестетической диссоциации сразу вылечит человека. Значительно улучшит его состояние, это да. В ряде случаев приходится применять этот метод для одного и того же травматического эпизода несколько раз. Но чаще всего наступает стойкое улучшение общего состояния. Навязчивые воспоминания практически исчезают. Но что немаловажно для ветеранов войн, при желании они могут все вспомнить и не испытывать при этом болезненных ощущений, а начинают ощущать чувство грусти, сожаления или даже гордости. Согласитесь, что это более полезные чувства, чем боль.

Вариант этой техники, описанной Питером Грегори в книге “Магия в действии”, в которой вначале проводится ассоциация пациента с самим собой в травматической ситуации, а затем диссоциация, на 1 стадии течения посттравматического стрессового расстройства не проходит. Пациент обычно “выдает” настолько бурную физиологическую реакцию, что никакой ресурс в этот момент не срабатывает. Это чревато разрывом раппорта и в дальнейшем, прекращение терапии. Поэтому полезнее все-таки начинать с двойной диссоциации.

Следующий этап дестабилизации проводится при необходимости, в случаях когда сохраняются какие-либо детали психотравматической ситуации, которые продолжают поддерживать болезненную реакцию. Эти детали – глаза насильника, блеск ножа, лицо погибшего друга, или образ накрученных на танковую гусеницу человеческих внутренностей, и т. д.

Для работы с такими яркими деталями лучше всего справляется техника НЛП под названием “Взмах”. Вариантов этой техники тоже великое множество, отсылаю читателя к книгам Р. Бэндлера и Андреасов, в которых эти варианты подробно описаны.

Опишу краткое изложение этой техники:

Шаг 1. Определение детали травматического происшествия которое продолжает запускать и поддерживает посттравматическую реакцию.

Шаг 2. Определение или создание образа, который займет место психотравматического образа. “Новый образ должен во всем удовлетворять позитивным целям проблемного образа, но при этом вызывать другую эмоциональную реакцию (аффект)”. (Р. Дилтс, “Стратегии гениев”, т. в” т. 3. Обычно используется образ самого пациента, но не такой какой обычно, а как бы выглядел этот человек, если бы реагировал на данную деталь более полезной для себя реакцией. Желаемую ответную реакцию подыскивает сам пациент, задача терапевта найти ту субмодальность, которая обеспечивала эффект “притяжения пациента к этому образу. Поэксперементировать с размером, цветом, расстоянием, пока не будет найдены необходимые субмодальности, чтобы пациенту действительно захотелось стать таким.

Шаг 3. Определение качества субмодальностей проблемного образа, которые уменьшают интенсивность болезненной реакции. Необходимо также поэкспериментировать с субмодальностями – размер, расстояние, цвет и т. д., найти ту субмодальность, которая сильнее всего изменяла бы проблемный образ (критическая субмодальность).

Шаг 4. В соответствии выявленных качеств критических субмодальностей производится следующее действие:

— если критическая субмодальность размер (т. е. при изменении размера образов меняется на них реакция). То берется проблемный образ и в правый нижний угол (помещается уменьшенный до точки ресурсный образ. Проблемный образ быстро уменьшают, а ресурсный увеличивают;

— если критическая субмодальность расстояние (т. е. при увеличении дистанции до образа меняется реакция). То проделывается почти все тоже самое, только проблемный аз быстро отодвигают, а ресурсный наоборот приближают.

После каждого такого действия пациент должен на мгновение убирать все образы из головы. Движения образов производят на максимально возможной скорости не менее раз.

Шаг 5. Экологическая проверка и присоединение к будущему. Просим вновь вспомнить проблемный образ и калибруем физиологическую реакцию и в случае если она изменилась, производим привязку к будущему стандартным способом.

Обычно всего перечисленного комплекса процедур вполне хватает для стойкого улучшения общего состояния или даже для полного выздоровления. В некоторых случаях следует оставлять небольшой страх для того, чтобы в будущем пациент более внимательно относился к потенциально опасным жизненным ситуациям. Пример из собственной практики:

Девушка, 21 года, студентка одного из ВУЗов города, обратилась за помощью жалобами на страх переходить улицы. В анамнезе — 1, 5 месяца назад ее сбила вина, когда она переходила улицу. Физических травм не было, но девушка сильно испугалась. Через 5 дней появилась тревога, нарушился незначительно сон — в виде затрудненного засыпания. Появился непреодолимый страх переходить любую широкую улицу. Если она видела вдалеке машину, то оставалась стоять на чине. Если улица была пуста, то девушка перебегала с закрытыми глазами. Через месяц появилось чувство тревоги, которое усиливалось при необходимости одеть из дома. Появились проблемы с учебой в ВУЗе. На первом сеансе, было ведено следующее: дестабилизация образа надвигающейся автомашины методом ДДГ, релаксация с выходом в трансовое состояние и созданием ресурса безопасности. На втором сеансе, была проведена визуально-кинестетическая диссоциация психотравматического эпизода. На третий сеанс, пациентка пришла и принесла квитанцию о штрафе за переход улицы в неположенном месте. С ее слов, выйдя после второго сеанса на улицу, ей захотелось проверить результат сеанса и пересекла главную площадь г. Новосибирска наискосок, несмотря на поток автотранспорта и была оштрафована сотрудником ГИБДД. Этот поступок свидетельствует о нарушении экологии терапевтического результата. Что и было исправлено на третьем сеансе, путем восстановления чувства опасности двигающейся автомашины до оптимального уровня. Катамнез через 1 год. Жалоб нет, самостоятельно передвигается по городу, сон нормальный, социальных нарушений нет.

Похожий подход можно применять к детям, пережившим психотравмирующую ситуацию, только при помощи кукольной “психодрамы”. Дети легко ассоциируются с образами кукол и можно разыгрывать какие-либо ситуации, вначале нейтрального или положительного для ребенка содержания, затем слегка похожие на психотравматическую ситуацию, и только потом и саму психотравму, только ребенку необходимо создать условия безопасности, иногда полезно создать телохранителя (образ, который у ребенка ассоциировался бы с личной безопасностью). Разыгрывать кукольную психотравматическую ситуацию, желательно помочь ребенку дестабилизировать травматическое воспоминания меняя для него роли, вводя дополнительные персонажи и т. д. Данный метод более подробно описан в различных пособиях по детской психотерапии, лично у меня опыт работы с маленькими детьми достаточно небольшой.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...