Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

1. 1 периодизация пожилого возраста и психологические особенности каждого этапа




ВВЕДЕНИЕ

В нашей стране в связи с повышением пенсионного возраста и невысокими размерами выплат, людям пожилого возраста необходимо адаптироваться в новых экономических условиях. Поэтому на сегодняшний день актуален вопрос экономического поведения людей пожилого возраста, а также факторов, влияющих на него.

Вопрос особенностей жизненных ценностей, временного фокуса у людей в пожилом возрасте, их влияния на экономическое благополучие изучен недостаточно. Данной областью исследования занимались специалисты в области социальной, организационной и экономической психологии. Так, В. А. Хащенко, изучал проблему субъективного экономического благополучия и ценностные ориентации. Т. В. Дробышева рассматривала экономическую социализацию с позиции ценностного подхода.

В российском обществе экономических отношений людей позднего возраста, которые, обусловлены общественной системой ценностей, хотелось бы выделить ценности и ценностные ориентации, одновременно выступающие ресурсами экономической социализации, ее факторами и критериями. К такому выводу можно прийти, анализируя теоретический материал, касающийся экономической социализации, как предмета психологического исследования, в работах Вяткина А. П.

Система и динамика ценностных ориентаций личности – в числе критериев и факторов экономической социализации, воспроизводство усвоенного экономического знания и опыта может быть реализовано в экономическом поведении, экономических отношений. [9]

В данном исследовании использовалась методика определения направленности на прошлое, настоящее и будущее – «Шкала временного фокуса». Понятие временного фокуса возникло сравнительно недавно, проблемой данной концепции занимался Шипп Э. Дж. Люди сосредотачивают свое внимание на прошлом, настоящем и будущем, это проясняет их реакцию на явную и неявную временную информацию. [39] Изменение реакции, в сою очередь, является фактором влияния на поведение.

Экономическая социализация также является неотъемлемой частью исследования, более того, полученные в ходе исследования данные вносят вклад в исследование поздней экономической социализации. [36] Следует также добавить, что экономическая социализация является фактором экономического поведения людей, посредствам чего может повлиять на уровень субъективного экономического благополучия.

Данные полученные в ходе исследования «Теоретической модели вторичной экономической социализации» подтвердили, что субъективное экономическое благополучие тесно связано с субъективно оцениваемым уровнем дохода, последний является одним из критериев более широкого понятия – экономическая социализация. [36]

 Экономической социализацией людей позднего возраста можно назвать «относительно устойчивый социальный процесс установления соответствия между совокупным уровнем их актуальных социально-экономических потребностей и наличным уровнем удовлетворения данных потребностей». [32]

Ресурсом экономической социализации могут послужить жизненные ценности личности. Например, с позиции Н. Ф. Голованова влияние на экономическую социализацию субъекта оказывают семейные ценности и установки, потому что они транслируются со стороны родителей, а родители в свою очередь являются наиболее важными субъектами в жизни человека, все экономические приемы положительно или отрицательно влияющие на экономическое благополучие формируют экономические установки.

Цель научной работы – выявить особенности жизненных ценностей и временного фокуса у людей пожилого возраста с различным уровнем субъективного экономического благополучия.

Объект – жизненные ценности, временной фокус, субъективное экономическое благополучие

Предмет – особенности жизненных ценностей и временного фокуса у людей пожилого возраста с различным уровнем субъективного экономического благополучия.

Гипотеза – жизненные ценности и временной фокус имеют специфику у людей пожилого возраста с различным уровнем субъективного экономического благополучия.

Задачи:

1. Рассмотреть теоретический феномен экономической социализации людей позднего возраста, его факторы и критерии.

2. Выявить и объяснить роль особенностей жизненных ценностей и временного фокуса у людей пожилого возраста с различным уровнем субъективного экономического благополучия

3. Подготовка психологического инструментария, выбор методик определяющих ценностного уровня, временного фокуса, субъективного экономического благополучия

4. Формирование группы испытуемых позднего возраста с учетом периодизации экономической социализации у людей пожилого возраста

5. Применение методик определяющих временной фокус, ценностный уровень и субъективное экономическое благополучие на группе испытуемых пожилого возраста.

Для определения жизненных ценностей, временного фокуса и уровня субъективного экономического благополучия у людей пожилого возраста были использованы следующие методы:

1. Временной фокус (автор А. Шипп)

2. Шкала Субъективного экономического благополучия Фенема А. (адаптация О. С. Дейнека, 1999)

3. Опросник жизненных ценностей Шварца Ш.

Исследование проводилось в отделении дневного пребывания (ОДП) Муниципального учреждения Комплексного центра социального обслуживания населения по Калининскому району города Челябинска.  

В качестве выборки испытуемых участвовало 100 человек возраста от в возрасте 50 – 80 лет, данный возрастной промежуток охватывает четыре возрастных периода пожилого возраста в структуре периодизации позднего возраста Муруговой В. В. и Утеевой Э. Н:

«Молодой», пожилой возраст 55-ти до 60-ти лет, период активной социально-экономической адаптации занимает восемь лет и длится от 61-го года до 69-ти лет, начало «зрелой» старости 70–75 лет, период завершения трудовой деятельности. 76–80 лет. [22]

На данном возрастном этапе идет процесс развития поздней экономической социализации. Выборку составили пенсионеры города Челябинска. Исследование, в виде опроса и тестирования проводилось, непосредственно, в отделении дневного пребывания (ОДП) Комплексного Центра Социального Обслуживания Населения. В нем принимали участие: 38 мужчин и 62 женщины.

Целесообразно организовывать и психологическую работу с пенсионерами по повышению уровня их экономической активности, разрабатывать программы профессиональной адаптации для пожилых людей, проводить тренинги, психологические консультации, которые позволят людям значительно продлить активную жизнь, чувствуя свою востребованность и получая возможность профессиональной реализации.

Данное исследование особенностей жизненных ценностей и временного фокуса у людей пожилого возраста с различным уровнем субъективного экономического благополучия направлено на расширение и углубление знаний в области в области экономической психологии, для использования в дальнейшем на практике, и разработки способов психологического просвещения, целью которого является повышение финансовой грамотности старшего поколения в геронтологических центрах реабилитации.


ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ЖИЗНЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ И ВРЕМЕННОГО ФОКУСА У ЛЮДЕЙ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА С РАЗЛИЧНЫМ УРОВНЕМ СУБЪЕКТИВНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ

1. 1 ПЕРИОДИЗАЦИЯ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ КАЖДОГО ЭТАПА

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...