Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

1. 2 психологическое время как предмет психологического исследования




о

В различных исследованиях онтогенетического развития человека, особое внимание, в большинстве случаев отводится процессу прохождения кризисных этапов взросления детей. Как и у детей, так и у людей более зрелого возраста, в том числе пожилого, присутствуют определенные психологические изменения, которые связаны с внешними факторами и внутренними психологическим процессам. Поздние этапы онтогенетического развития человека сопровождаются не только психологическими особенностями, но и кризисами, связанными с выходом на пенсию и изменением финансового состояния, со сменой рода деятельности, также сменой круга общения, и многими другими факторами, оказывающими влияниями на определенный. физиологическими.

Данные процессы адаптации описываются в структуре периодизации позднего возраста Муруговой В. В. и Утеевой Э. Н., которая включает в себя следующие периоды пожилого возраста:

«Молодой», пожилой возраст – это возраст, на этапе которого происходит адаптация к пенсии, изменение хозяйства, проблемы наследования. Большинство пожилых людей либо продолжают работать, либо ведут активную деятельность на каком-либо другом поприще – помогают детям воспитывать внуков, подрабатывают, занимаются дачей. Но именно в этот период, пожилые люди испытывают душевное волнение, связанное с размышлениями о том, как сложится их дальнейшая жизнь. Данный период длится в течение пяти лет, и имеет возрастные границы от 55-ти до 60-ти лет, или нижняя пенсионная граница для женщин и мужчин.

Период активной социально-экономической адаптации занимает восемь лет и длится от 61-го года до 69-ти лет. Данный возрастной период – это период активной социально-экономической адаптации к своему новому положению.

Начало «зрелой» старости 70–75 лет. Это период старости, когда пожилые люди в идеале должны быть еще бодрыми, материально обеспеченными, иметь возможность заниматься любимым делом или полноценно отдыхать.

Период завершения трудовой деятельности. 76–80 лет. В этом возрасте пожилые люди завершают свою трудовую деятельность. В идеале они должны быть материально обеспеченными, бодрыми, жить в покое, достатке, в ладу со своими близкими и с самими собой. Данный раздел хотелось бы дополнить следующей оговоркой: трудовую деятельность пожилые люди могут завершить и раньше, но способность к труду резко снижается именно на этом возрастном этапе, хотя все может быть сугубо индивидуально и зависеть от физических показателей, и интеллектуальных способностей субъекта, от которых напрямую зависит каждый период онтогенетического развития.

«Зрелая» старость. Возраст свыше 81 года. На этапе «зрелой» старости, пожилой человек не утрачивает интереса к жизни благодаря обеспеченному стабильному положению, доступности медицинской помощи, заботе близких, хорошей организации социального обслуживания.

Долгожители. Свыше 90 лет – долгожители, люди данного возраста остаются в здравом рассудке, в случае занятий умственного вида деятельности.

Социальная зрелость характеризуется развитым чувством ответственности. Развита способность предвидеть развитие разных социальных ситуаций, понимать других людей, активно участвовать в жизни общества, проявляется потребность заботиться о других людях, максимально использовать свои способности и знания в области экономики. [22 – См. с 96]

В исследовании жизненные ценности и временной фокус у людей пожилого возраста с различным уровнем субъективного экономического благополучия был взят период возраста испытуемых от 55-ти до 80-ти лет, который проходит через четыре этапа периодизации, а именно «молодой», пожилой возраст, период активной социально-экономической адаптации, начало «зрелой» старости, период завершения трудовой деятельности. Учитывая вышеуказанную концепцию, следует отметить, что возраст испытуемых исследования охватывает практически всю периодизацию позднего возраста.

Существует также понятие субъективного возраста:

Субъективный возраст человека – это самовосприятие собственного возраста. Когнитивная иллюзия возраста – это разница между хронологическим и субъективным возрастом человека, которая возникает в процессе жизни человека. Хронологический возраст отражает, сколько лет прожито, а субъективный возраст свидетельствует, как субъективно себя ощущает человек. Причем, если подростки и молодые люди оценивают себя старше, то после 25 лет нарастает тенденция оценивать себя моложе своего хронологического возраста. При этом разница хронологического и субъективного возрастов нарастает и особенно значительна после 50 лет, достигая 16 лет у пожилых людей. [28]


1. 2 ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ВРЕМЯ КАК ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Понятие времени достаточно широко, его можно рассматривать с разных аспектов науки. Однако, если рассматривать понятие времени с точки зрения психологической литературы, то оно может существенно сужаться до границ восприятия человека. Например, субъективно воспринимаемая продолжительность времени, и оно часто зависит от текущей деятельности, а именно – интересная и осмысленная деятельность в нашем восприятии занимает короткой промежуток времени, что касается той деятельности, которая, по мнению субъекта бессмысленна и неинтересна, занимает гораздо более длительное время.

Концепции, касающиеся времени, как предмета психологического исследования, заключаются в следующем:

Современные философские и психологические исследования убедительно показывают, что для большинства систем, как физических, так биологических и социальных, характерно некое внутреннее время, имеющее свой закономерный ход, который определяет эволюцию или развитие этих систем и находится в неоднозначной взаимосвязи со временем физическим, которое мы привыкли измерять секундами, минутами и часами. Например, этот внутренний ритм может то ускоряться, то замедляться по сравнению с ровным и неизменным течением хронологического времени. Данные современных наук позволяют говорить, по крайней мере, о двух типах времени, присущих человеку – биологическом и психологическом, или субъективном, которые находятся в тесной взаимосвязи. Что касается биологического времени человека, то оно в гораздо меньшей степени определяет отношение современных людей ко времени, нежели субъективное восприятие времени личностью, но именно на его основе возникает, последнее. В этом смысле психологическое время вторично по отношению к биологическому времени, закономерностям которого подчинен человек как природный организм. События внешней среды носят повторяющийся, периодический характер. Живые организмы по ходу эволюции приспосабливались к внешней среде, путем выработки определенных ритмов, или так называемых биологических часов.  

Суточный ритм животных не нарушается даже в условиях изоляции, но что касается человека, его день может быть короче или длиннее, в зависимости от его восприятия и физиологического состояния, на которое могут повлиять внешние обстоятельства (например, изменение температуры и т. д. ), либо внутренние (нервное напряжение, возбуждение, состояние покоя), по средствам которых происходит переоценка времени. Также может повлиять на субъективную оценку времени наличие веществ, возбуждающих и вызывающих ускорение протекания физиологических и психологических процессов, что с субъективной точки зрения «растягивает» время, отнюдь, средства, оказывающие успокоительное действие создают впечатление ускоренного протекания времени.

Помимо наличествующих внешних средств, изменения протекания времени, имеются внутренние, например, высокая мотивация вызывает ускорение психологических процессов, что приводить к ускорению времени.

И, наоборот, низкая мотивация приводит в состояние покоя, тем самым замедляет физиологические процессы, субъективно растягивает время.

Что касается внутренних часов организма, то не до конца изучен вопрос о наличествующих факторов физиологических механизмов воздействия на биологические ритмы, изучен недостаточно. В исследованиях Греченко Т. Н., касающихся психофизиологии организма говорится, о том, что гипоталамус регулирует околосуточные ритмы субъекта, а кора больших полушарий в свою очередь отвечает за восприятие прошлого и будущего, устанавливает хронологический порядок воспоминаний и обеспечивает правильное восприятие времени. [12]

 

Субъективное время личности может формироваться по средствам истории, социального взаимодействия, культуры, также собственного опыта, что в сою очередь может повлиять на отношение к прошлому, настоящему и будущему, таким образом данное обстоятельство способно определить его жизненный путь в целом, но несмотря на выше указывалось вышеупомянутые умозаключения данный вопрос изучен также недостаточно

В концепции Рубинштейна С. Л., касающейся времени, выделяются две составляющие, а именно – чувственная основа восприятия времени и непосредственное ощущение длительности, связанное с висцеральной чувствительностью. Рубинштейн С. Л. разделяет два понятия – понятие времени и понятие длительности.  [27]

Существует связь между восприятием времени и органическими ощущениями, данную концепцию доказывают исследования, показывающие влияние температуры на восприятие времени, также имеются факты, имеющие подтверждение, о том, что оценка деятельности коротких временных интервалов может зависеть от конкретной деятельности

Люди под воздействием анестезии способны утрачивать оценку времени, что является внешней обусловленностью. Время, в его понимании – это отражение временной. [27]

Восприятие времен является отражением временной длительности. С. Л. Рубинштейн ввел закон заполненного временного отрезка. Чем наиболее заполнен отрезок времени различными делами, тем стремительней проходит время, чем меньше на данный период поставлено задач, тем медленнее он тянется, поэтому субъективно-воспринимаемое время может отличаться от реального времени.

 Несмотря на это субъективное восприятие времени также имеет свои закономерности. Например, когда человек находится в ожидании желанного для него события, то данное переживание длительно для восприятия, однако ожидание нежелательного кажется короче.

В данном конкретном случае может играть роль закон эмоционально детерминированной оценки времени, который из себя представляет следующее: время, насыщенное благоприятными для субъекта делами, проходит для него быстрее, чем заполненное негативными событиями. [27].

Более того С. Л. Рубинштейн рассматривает прямую корреляцию между восприятием пространства и времени.

По его мнению, может, существовать взаимосвязь между скоростью объекта и величиной проделанного им пути.

существуют прямые доказательства на примере которых выяснилось, что при перемещении на большой скорости, близкой к световой – время замедляется. Но пространственное восприятие, на взгляд Рубинштейна С. Л., остается без изменения, то есть не искажается, в отличии от восприятия времени, по-видимому, данная концепция может послужить основой для восприятия временной последовательности. Временная локализация идентифицируется ощущением того, что событие близко или отдалено, более того способность оперироваться в соотношении временных величин гарантирует однозначность вышеупомянутого определения.

Время направленно, что указывает на наличествующую систему единиц измерения, постоянную ведущую точку отсчета, и этой точкой служит настоящий момент времени, который разделяет прошлое и будущее. От точки, как правило ведется отсчет, посредством постоянных общих единиц счисления. [27]

 По мнению К. Левина события прошлого и будущего протекают одновременно, вне зависимости от временной последовательности. [11]

Пытались раскрыть особенности Головаха Е. И. и Кроник А. А корреляции прошлого, настоящего и будущего в сознании личности, они являются авторами причинно-целевой концепции времени, в которой за единицу психологического времени принято считать связь между событиями.

В исследования Теда Джеймса выявили наличие у каждого человека есть отличный от других собственный способ кодировки времени. Данный способ помогает ему в ориентировке прошлого, настоящего и будущего. Данное явление по сути находится на бессознательном уровне, и благодаря ему люди имеют возможность различать что было вчера, что сегодня и что будет завтра, иными словами время представлено в психике человека определённым образом, и по-разному для каждого человека. [20]

Что качается жестах, используемых в коммуникации, то они также проявляются по-разному, в зависимости от того какое время упоминается в разговоре, прошлое, настоящее или будущее, данный феномен объясняется тем, что прошлое, настоящее и будущее находится в разных областях мозга.

В большинстве случаев у людей события прошлого хранятся слева, а будущего – справа, но для некоторых прошлое находится прошлое находится сзади, а будущее впереди.

В качестве актуального способа можно привести внутрипсихологическую организацию времени, которая иными словами может именоваться включенным временем, или нахождением непосредственно в настоящем моменте времени. например Фриц Перлз говорил о том, что необходимо находиться здесь и теперь, и не забегать необоснованно вперед, вызывая тем самым излишние переживания.

Однако в исследованиях субъективного времени Прокопьевой Е. В. и Бережнёвой приводились следующие результаты, доказывающие, что тем, кто, ценит настоящий момент, довольно нелегко правильно планировать свою деятельность и распределять свое время. Они не укладываются в собственные рамки, приходят не вовремя, опаздывают и оставляют незаконченные дела. Считается, что подобный способ поведения по большей части свойственен детям. [24]

Что касается пожилых людей, то для них более свойственно поведение, в котором прослеживается акцент на прошлое, нежели на настоящее или будущее. Они постоянно думают о прошлом, анализируют, мысленно возвращаются к давно минувшим дням, все самое лучшее в прошлом и на будущее в их понимании никаких перспектив, в данном случае есть необходимость в принятии себя, своего тела, физического состояния, адаптироваться и выбрать ряд действий, полезных на данный момент.

Когда пожилые люди, увлеченно занимаются социально-значимой деятельностью, их воспоминания запечатлеются наиболее интенсивно, следовательно, субъективная временная шкала будет по большому счету соотноситься с физической шкалой.

Существует понятие временного фокуса: Временной фокус – это внимание, которое люди уделяют размышлениям о прошлом, настоящем и будущем, и эта концепция важна, потому что она влияет на то, как люди включают восприятие прошлого опыта, текущих ситуаций и будущих ожиданий в свои отношения, познания и поведение. [39]

В данном исследовании использовалась методика определения направленности на прошлое, настоящее и будущее – «Шкала временного фокуса». Люди сосредотачивают свое внимание на прошлом, настоящем и будущем, это проясняет их реакцию на явную и неявную временную информацию. Изменение реакции, в сою очередь, является фактором влияния на поведение.

Поскольку функция восприятия времени обнаруживает зависимость от возраста, разработанные и адаптированные методики в перспективе могут быть включены в батарею тестов и функциональных проб для определения биологического возраста. Анализ тонких возрастных изменений временных шкал и стратегий позволяет по-новому подойти к проблеме периодизации старения, вычленить периоды относительной стабильности сенсорно-перцептивных процессов и их прогрессирующей инволюции.

В позднем возрасте наблюдается огрубление временного восприятия, выражающееся в изменении дифференциальной чувствительности по длительности, деформации субъективных временных эталонов, сужении диапазона субъективных оценок.

Когда люди приступают к решению проблемы структурирования времени, то они в каком-то смысле занимаются программированием. Имеются три основных вида программ: материальные, социальные и индивидуальные. Наиболее простой, привычный, распространенный и удобный способ структурирования времени – заняться каким-нибудь реальным делом, попросту говоря – работой. В данном случае нам, правда, придется употреблять термин " деятельность", поскольку в общей теории социальной психологии любое социальное взаимодействие принято считать формой деятельности. [32]

Наряду с понятием временного фокуса, существует такое понятие как временная перспектива:

По мнению Ф. Зимбардо у любого человека существует индивидуальная временная перспектива, формирование которой происходит под влиянием множеств факторов, таких как: культурные ценности, присущие той или иной стране, региону, где проживает непосредственно человек; тип образования – базовое, специальное, высшее, гуманитарное, техническое; социально-экономический статус человека и его положение в обществе. [17]

Также на временной фокус могут повлиять временная ориентация и временная перспектива.

«Временная установка – это позитивная и негативная настроенность

субъекта по отношению к своему прошлому, настоящему и будущему». [23]

«Временная ориентация – доминирующая направленность поведения

на объекты и события прошлого, настоящего или будущего». [23]

Учитывая все вышеперечисленные факторы временного фокуса, хотелось бы привести культурные факторы, в числе которых могут быть жизненные ценности субъекта, и экономические факторы, включающие уровень субъективного благополучия. На базе теоретических данных можно предположить, что у людей пожилого возраста с разным уровнем субъективного благополучия, также различается и временной фокус и различаются жизненные ценности, именно различия могут проявляться следующим образом: пожилые люди, ставящие в приоритет свои жизненные ценности, имеют достаточно высокий уровень субъективного благополучия и направляют свое внимание к своим целям, а это говорит о наличествующей направленности на будущее, и на настоящее, в то время как пожилые люди, имеющие, на их взгляд субъективно низкий доход, напротив скорее могут ориентироваться на свое прошлое, так как с физиологической точки зрения, воспоминания всегда представлены в лучшем виде, и это обусловлено стремлением подсознания приукрашивать прошлое, дабы предотвратить негативные последствия, иными словами организм до последнего борется за самосохранение, тем самым запуская различные защитные механизмы, и идеализация своего прошлого и своих воспоминаний находится в их числе.

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...