Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Древнерусская литература. Практическое занятие №1. Библия и её значение в истории литературы и культуры. Основная литература




Древнерусская литература

Практическое занятие №1

Библия и её значение в истории литературы и культуры

 

1. Структура Библии. Состав Библии Ветхого и Нового заветов.

2. Мифы и история. Фольклорные истоки Библии (мифы, легенды, сказания, пословицы, загадки).

3. Притчи как один из библейских жанров. Определение притчи. Содержание притч, их композиция. Нравственно-религиозный смысл, литературное значение.

4. Влияние жизнеописания Христа в Евангелии на оригинальные русские жития.

5. Библия как источник литературных сюжетов.

6. Афористичность Библии, эмоциональность, образность.

7. Значение Библии в истории просвещения. Библейские сюжеты в живописи.

 

Основная литература

Библия. Любое издание.

История всемирной литературы. М., 1983. – Т. 1. – С. 501-516.

 Косидовский З. Библейские сказания. – М., 1968.

Крывелев И. А. Библия: историко-критический анализ. М., 1985.

Княжицкий А. И. Притчи. – М., 1994.

 Алексеев А. А. Песнь песней в древней славяно-русской письменности. – СПб., 2002. – С. 18.

Практическое занятие № 2

Торжественное и учительное красноречие как вид литературного творчества.

План занятия.

1. Характеристика жанра поучения-«слова», их тематика, особенности композиции, основные риторические приемы.

2. «Слово о Законе и Благодати» митрополита Илариона как выдающийся памятник ораторского красноречия.

а) характеристика времени создания памятника. Древняя Русь в годы правления Ярослава Мудрого. Как описывается в «Повести временных лет» расцвет культуры в эту эпоху? Что ставит в заслугу Ярославу Мудрому Нестор летописец? Какие сведения о митрополите Иларионе содержатся в летописи? Что послужило поводом, по предположению исследователей, для создания «Слова», при каких обстоятельствах оно было произнесено?

б) основные темы «Слова о Законе и Благодати»;

 в) философия священной истории: Закон и Благодать как два этапа духовного становления человечества;

г) характер понимания Ветхого Завета в его отношении к Новому Завету в «Слове» Илариона. Образное осмысление антитезы Закона и Благодати: сопоставление образов Агари и Сарры, Измаила и Исаака;

д) отражение в памятнике вселенского значения христианства и равноправия всех христианских народов;

е) образ святого Владимира. Какое главное событие отмечает автор в его судьбе? Как описывает Иларион действие Благодати на личность Владимира и распространение этого действия на Русскую землю? Кому уподобляется Владимир в своем деянии? Почему становятся возможны эти сравнения? Способы воплощения образа: из каких фактических сведений он складывается, их характер; к помощи каких риторических приемов прибегает автор?

4. Сочинения св. Кирилла Туровского:

а) общая характеристика и классификация литературного наследия св. Кирилла Туровского: основные темы и жанры, их связь с духовной деятельностью автора;

б) тематические циклы: молитвы, Пасхальный, в честь Пятидесятницы, о монашестве, дидактические и догматико-дидактические сочинения, а внутри последних празднично-догматические и празднично-торжественные. Полемические и покаянные мотивы в сочинениях Кирилла Туровского;

в) соотношение традиционного и оригинального в текстах св. Кирилла Туровского;

г) место аллегории в творческом методе св. Кирилла Туровского.  Привести примеры символического использования аллегорических образов;

д) понимание смысла человеческой жизни, проблемы соотношения духовного и телесного в человеке, природы его чувств в «Повести о белоризце-человеке и о монашестве» и в «Притче о человеческой душе и теле» («Слове о слепце и хромце»;

ж) роль и значение аскетических идеалов монашества в представлениях св. Кирилла Туровского о человеке и целях его бытия. Источник сюжета притчи, лежащей в основе «Повести о белоризце-человеке и о монашестве» и характер его переработки.

з) естественное и духовное в изображении весны в «Слове на новую неделю».

5. Сочинения Владимира Мономаха.

а) личность князя Владимира Всеволодовича Мономаха как выдающегося государственного деятеля и высокообразованного человека;

б) жанровая природа «Поучения чадам своим». Как проявились в ней традиции учительно-дидактической литературы? В чем ее самобытность и своеобразие?

в) автобиографичность образа идеального князя-воина и правителя. Что пишет Владимир Мономах о своих обязанностях и ответственности за судьбы земли и народа?

г) духовный аспект в постановке проблемы междоусобных войн, с помощью каких способов, средств и приемов художественной выразительности он вводится в ткань общих размышлений и личных переживаний Владимира Мономаха? Какой идеей проникнуто описание личной трагедии Владимира Мономаха (гибель сына) в его письме к Олегу Святославовичу Черниговскому?

Основная литература

Антонова М. Ф. Кирилл Туровский и Епифаний Премудрый. // ТОДРЛ – Л. 1981. – Т. 34.

Бегунов Ю. К. Древнерусская ораторская проза как жанр (к постановке вопроса) // Пути изучения древнерусской литературы и письменности. – Л., 1970.

Еремин И. П. Ораторское искусство Кирилла Туровского // ТОРДЛ. – Л, 1962. – Т. 18.

Идейно-философское наследие Илариона Киевского. Ч. 2. – М., 1986.

Колесов В. В. К характеристике поэтического стиля Кирилла Туровского // ТОРДЛ. – Л., 1981. – Т. 36.

Сазонова Л. И. Принцип ритмической организации в произведениях торжественного красноречия старшей поры // ТОРДЛ. – Л., 1974. – Т. 28.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...