Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Дополнительная литература. Практическое занятие №  10. Для самостоятельного изучения. Демократическая сатира и смеховая литература XVII в.




Дополнительная литература

Алехина Л. И. Образ Горя-Злочастия (к вопросу о мировоззрении автора «Повести о Горе-Злочастии») // Герменевтика древнерусской литературы. – Сб. 7. – Ч. 2. – М., 1994. – С. 313—322.

Бакланова Н. А. Эволюция русской оригинальной бытовой повести на рубеже XVII—XVIII вв. // Русская литература на рубеже двух эпох (XVII—XVIII в. ) – М., 1971. – С. 160—170.

Буслаев Ф. И. О литературе: Исследования. Статьи. – М., 1990. – С. 164—260.

Бычков В. В. Русская средневековая эстетика. XI – XVII века. – М., 1992. – С. 433—440, 455—483, 588—615.

Демин А. С. Русская литература второй половины XVII начала XVIII века: Новые художественные представления о мире, природе, человеке. – М., 1977. – С. 73—94, 118—161.

Званцева Е. П. Сказочная традиция в русской повести XVII века // Литература Древней Руси. - М., 1986. —С. 86—94.

История русской литературы: В 4 т. – Л., 1980. – Т. 1. – С. 306—390

Кожинов В. В. Происхождение романа. – М., 1963. – С. 189—200.

Меркелова Л. Г. Повесть о Горе-Злочастии в работах дореволюционных и советских литературоведов // Литература Древней Руси. – М., 1983. – С. 100—107.

Назаревский А. А. К изучению «Повести о Горе-Злочастии» // ТОДРЛ. – Л., 1969. – Т. 24. – С. 198-204.

Попков В. И. Демократические тенденции в русской литературе 1 трети XVII века. М., 1984.

Силантьев И. В. Сюжет как фактор жанрообразования в средневековой русской литературе. – Новосибирск, 1996. – С. 46—76.

Скрипль М. О. Повесть о Петре и Февронии Муромских в ее отношении к русской сказке // ТОДРЛ. – Т. 7. – М.; Л., 1949. – С. 131—167; 2) Повесть о Савве Грудцыне // Русская повесть XVII века. – М., 1954. – С. 385—399.

Ужанков А. Н. Истоки русской художественной прозы // Русская бытовая повесть XV – XVI вв. – М., 1996. С. 5–18.

Практическое занятие №  10

Для самостоятельного изучения

Демократическая сатира и смеховая литература XVII в.

 

План занятия

1. Историко-литературные причины возникновения сатирических повестей, их связь с предшествующей книжной и фольклорной сатирическими традициями и европейской смеховой культурой.

2. Принципы повествования и основные формы сатирических повестей:

а) соотношение отражаемой действительности, «смехового изнаночного мира» (Д. С. Лихачев) и мира идеального;

б) своеобразие древнерусской пародии (индифферентность к пародируемой форме, общественная целевая устремленность, внимание авторов не к человеческому характеру, но к осуждаемому явлению и т. д. )

в) повести с фольклорным сюжетом;

г) особенности стиля и языка сатирических повестей.

4. Обличение пороков судопроизводства XVII века в «Повести о Шемякином суде» и «Повести о Ерше Ершовиче».

5. Раскрытие темы социальной несправедливости и обездоленности в «Азбуке о голом и небогатом человеке».

6. Социальный смысл и сатирические приемы обличения «царева кабака» и «пьянства с неудержанием» в «Службе кабаку».

7. Идейно-художественное своеобразие антиклерикальной сатиры:

а) осмеяние христианской святости, критика культа святых в «Повести о бражнике»;

б) обличение быта и нравов черного духовенства в «Калязинской челобитной»;

в) образ плутоватого попа в «Сказании о попе Савве», жанровое своеобразие памятника (элементы авантюрной новеллы, стилизация под народную песню, пародия на торжественный акафист, черты народной сатирической сказки о попах);

г) выворачивание наизнанку благочестивой ситуации исповеди в «Сказании о Куре и Лисице», басенные и сказочные традиции в памятнике.

8. Идейно-художественное своеобразие памятников бытовой сатиры XVII века («Роспись о приданном», «Лечебник… как лечить иноземцев», «Послание дворительное недругу», «Слово о мужьях ревнивых», «Сказание о роскошном житии и веселии»).

9. Демократическая сатира XVII в. как русская версия смеховой культуры Ренессанса и начало «реально–обличительного направления» в русской литературе.

 

 

Основная литература

Адрианова-Перетц В. П. У истоков русской сатиры // Русская демократическая сатира XVII в. – М., 1977. – С. 107—142.

Лихачев Д. С., Панченко А. М. «Смеховой мир» Древней Руси. – Л., 1976.

Лихачев Д. С., Панченко А. М., Понырко Н. Г. Смех в Древней Руси. – М.; Л., 1984.

Лихачев Д. С. Историческая поэтика русской литературы: смех как мировоззрение. – СПб, 1997.

Смирнов И. П. Древнерусский смех и логика комического // ТОДРЛ. – Л., 1977. – Т. 32. – С. 305—308.

Дополнительная литература

Бахтина В. А. Русская сказка о животных и аллегория // Современные проблемы фольклора. – Вологда, 1971.

Власова З. И. Ерш Ершович. Возможные истоки образа и мотивов / ТОДРЛ. – Л., 1993. – С. 250—269.

Калиновская В. Н. К изучению древнейших русских поучений и слов против пьянства // Древнерусская литература: Источниковедение. – Л., 1984. – С. 55—63.

Пушкарев Л. Н. Общественно-политическая мысль России. Вторая половина XVII века: Очерки истории. – М., 1982. – С. 116—135.

Романов Б. А. Люди и нравы Древней Руси. – М.; Л., 1966. – С. 150—182.

Ученова В. В. От вековых корней. – М., 1985. – С. 132—144.

Федорова В. П. «Калязинская челобитная» и народные песни // Литература Древней Руси. – М., 1975. – С. 90—96.

Финченко О. С. К проблеме изучения литературной пародии XVII в. («Служба кабаку»)// Проблемы развития русской литературы XI – XX вв. – Л., 1990. – С. 15—16.

Фокина О. Н. Бытование «Повести о бражнике» в демократических сборниках XVII – XIX веков // Русская книга в дореволюционной России. – Новосибирск, 1987. С. 75—97.

 

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...