Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Тема: Товарные знаки




Товарные знаки существовали в древнем мире. Еще 3000 лет назад индийские ремесленники имели обыкновение запечатлевать свои подписи на художественных творениях перед их отправкой в Иран. Позднее в употреблении находилось около тысячи различных римских гончарных клейм, включая фабричное клеймо FORTIS, которое стало настолько знаменитым, что его копировали и подделывали. Сфера использования товарных знаков возросла в условиях процветающей торговли средних веков.

Сегодня товарные знаки (часто сокращенно обозначаемые TM на английском языке) используются повсеместно, и большинство людей на планете могут отличить товарные знаки, используемые для двух видов безалкогольных напитков Пепси-кола® и Кока-кола®.

Растущая значимость товарных знаков в коммерческой деятельности обусловлена усиливающейся конкуренцией между фирмами, осуществляющими бизнес в более чем одной стране. Товарные знаки используются для того, чтобы облегчить потребителям идентификацию самих товаров и услуг, а также их качества и стоимости. Таким образом, товарный знак может рассматриваться как инструмент связи, используемый производителями для привлечения клиентов.

Товарным знаком в основном является обозначение, которое используется для того, что отличить товары или услуги, предлагаемые кем-то одним, от товаров и услуг, предлагаемых кем-то другим. Это очень упрощенное определение, однако, оно по существу объясняет, что такое товарный знак.

В основном существуют два отличительных свойства товарного знака: он должен обладать различительной способностью и не должен вводить в заблуждение.

Поэтому формальным определением термина “товарный знак” могло бы быть следующее:

“Товарный знак представляет собой любое обозначение, которое индивидуализирует товары или услуги данного предприятия и отличает их от товаров или услуг его конкурентов.

Товарный знак может состоять из слов, рисунков, букв, чисел или упаковки, слоганов, элементов, символов и т.д. (напр., Компания Кока-Кола ® Корпорация Пепсико, Инк. ®).

Нужно сказать, что знак обслуживания сходен с товарным знаком; отличие только в том, что товарный знак используется для идентификации товаров, а знак обслуживания для идентификации услуг. Вообще говоря, термин «товарные знаки» включает как товарные знаки, так и знаки обслуживания.

Существуют словесные знаки, состоящие из слов, букв, чисел, сокращений или имен, например, фамилий. Нам стоит лишь вспомнить о знаменитом производителе автомобилей, компании Форд, названной, естественно, в честь Генри Форда, который построил первый ее автомобиль; потом есть компания WH Смит - книгоиздатели, и т.д. Мы встречаемся со многими именами, используемыми в качестве товарных знаков. Мы также встречаемся с сокращениями, такими как IBM, однако товарные знаки могут быть также выполнены в виде эмблем или изобразительных элементов, как в случае нефтяной компании Шелл ойл.

Логотип Шелл – это только двухмерная эмблема, тогда как товарные знаки также могут быть трехмерными – представляющими собой упаковку товаров или сами товары. Кроме того, могут быть, конечно, защищены и цветовые решения товарных знаков. Мы также встречаемся, особенно в последнее время, с новым видом товарного знака, фигурирующим на рынке. Это товарный знак в виде голограммы. Если вы посмотрите, например, на кредитную карточку, вы увидите маленькое изображение, которое меняется в зависимости от угла, под которым вы на него смотрите. Существуют и такие вещи, как звуковые знаки: рекламный перезвон может служить товарным знаком. В некоторых странах существуют даже обонятельные знаки, когда определенный запах может быть защищен в качестве товарного знака. Итак, существует целый ряд разнообразных обозначений, используемых как товарные знаки, однако всегда действуют два одинаковых условия: знак должен обладать различительной способностью и не должен вводить в заблуждение.

В заключение следующие примеры могут помочь Вам понять, какие товарные знаки (включая знаки обслуживания) являются:

Словесными: “Apple”для компьютеров; Deutshe Bank для банка.

Произвольными или вымышленными обозначениями: Coca-Cola, Nikon, Sony, NIKE, Easy Jet.

Именами: Ford, Peugeot, Hilton (отель).

Слоганами: «Летай мной» для авиалинии.

Содержащими элементы: звезда для Mercedes Benz, летящая женщина для Rolls Roys.

Цифрами: одеколон 4711.

Буквами: GM, FIAT, VW, KLM.

Картинками или символами: Lacoste (маленький крокодил).

Признаки товарного знака:

1. Различительная способность. Для того, чтобы быть признанным обладающим различительной способностью, он должен по своей природе быть способным отличать товары и услуги, о чем я только что упомянул. Я думаю, хорошим примером могло бы стать слово “Apple – яблоко”. Слово “Apple” обладает хорошей различительной способностью в качестве товарного знака для компьютера, поскольку это слово не имеет совершенно ничего общего с компьютерами, однако, оно не будет обладать различительной способностью для самих яблок. Другими словами, тот, кто выращивает и продает яблоки, не может зарегистрировать слово “яблоко” в качестве товарного знака и защитить его, так как его конкуренты должны иметь возможность использовать это слово для описания их собственных товаров.

Поэтому, вообще говоря, товарный знак не признается обладающим различительной способностью, если он описательный. Он является описательным, если описывает характер или вид товаров или услуг, для которых он используется. Однако товарный знак также может быть вводящим в заблуждение, а именно, когда он заявляет качество товаров, которыми они не обладают.

2. Не должен вводить в заблуждение. Обычно вводящим в заблуждение товарным знаком будет такой, который сообщает, что товары, для которых он используется, обладают определенными качествами, которых на самом деле у них нет. Примером мог бы стать товарный знак “Натуральная кожа” для товаров, которые не изготовлены из настоящей кожи. Одним из ключевых вопросов, затронутых выше, является то, что при оценке различительной способности обозначения для товарного знака, он должен рассматриваться вместе с товарами или услугами, для маркировки которых он предназначен.

Товарные знаки также могут основываться на изображениях или эмблемах или даже комбинациях изображений и слов.

Чтобы товарный знак приобрел известность и признание, требуются значительные капиталовложения и, обычно, значительный период времени. Поэтому в интересах каждого, кто стремится использовать товарный знак, быть уверенным, что ему предоставляется охрана как ценному объекту интеллектуальной собственности.

Наиболее общепринятым способом охраны товарного знака является его регистрация в Реестре товарных знаков, и большое число стран ставит эту регистрацию условием охраны товарных знаков. Сначала знак должен быть зарегистрирован, и, как только он зарегистрирован, он охраняется, и его владелец имеет право воспрепятствовать другим лицам в его использовании. Однако регистрация не является единственным способом охраны товарного знака; в некоторых странах также охраняются незарегистрированные товарные знаки, однако это менее надежная форма охраны, поскольку незарегистрированный товарный знак не защищен до тех пор, пока он не приобрел достаточную узнаваемость и репутацию на рынке, на что может уйти значительное время после первоначального выпуска на рынок.

Выходит, что если у вас есть незарегистрированный товарный знак, который в течение длительного времени можно встретить повсюду, и каждый узнает его, то в некоторых странах он мог бы отвечать условиям охраны?

Это верно. Однако если вы начинаете сбывать на рынке ваши продукты под новым товарным знаком, о котором никто не знает, этот товарный знак будет очень уязвимым. Можно претендовать на охрану, предоставляемую законами о недобросовестной конкуренции, однако в этом случае наиболее важным моментом является то, что знак должен приобрести репутацию.

Товарные знаки обычно идентифицируют отдельные предприятия в качестве источников маркированных товаров или услуг. Некоторые страны предусматривают регистрацию коллективных и сертификационных знаков, которые используются как обозначения филиалов предприятий, пользующихся товарным знаком, или соответственно указывают на установленные стандарты, соблюдаемые для товаров, снабженных знаком.

Коллективные знаки обычно принадлежат группе или ассоциации предприятий. Они предназначены для использования членами группы или ассоциации. Коллективный знак, таким образом, отличает товары или услуги членов ассоциации от товаров и услуг других предприятий. Назначение коллективного знака состоит в информировании потребителей в отношении определенных конкретных свойств товара, для которого используется коллективный знак. Предприятие, использующее коллективный знак, может, кроме того, пользоваться своим собственным товарным знаком. Пример: в ассоциации архитекторов или инженеров один из членов может использовать логотип ассоциации, также как и логотип предприятия.

Сертификационный знак является знаком, указывающим на то, что товары или услуги, в связи с которыми он используется, сертифицированы владельцем знака в отношении происхождения, способа производства товаров, качества или других характеристик. Сертификационный знак может быть использован только в соответствии с определенными стандартами. Пример: ISO 9000.

Основное различие между коллективными знаками и сертификационными знаками состоит в том, что первые могут быть использованы только определенными предприятиями, например, членами ассоциации, владеющей коллективным знаком, в то время как последний может использоваться любым лицом, соблюдающим определенные стандарты.

Некоторые фирмы успешно приобрели всемирную известность посредством своих товарных знаков или знаков обслуживания. Вследствие чего потребитель может легко определить и идентифицировать их товары и услуги, а также качества и свойства последних, не обращаясь в представительство упомянутой компании. Такие товарные знаки называются общеизвестными или признанными знаками. Примеры: Sony, Versace, Louis Vuitton и т.д.

Как вам известно, существуют фирмы, которые намерены извлекать недобросовестную выгоду из существования таких общеизвестных товарных знаков, создавая знаки, сходные с ними до степени смешения, вводя таким образом потребителей в заблуждение. В целях решения этой проблемы Парижская конвенция, Соглашение ТРИПС, а также многие национальные законы предусматривают специальную охрану общеизвестных знаков.

Не существует четкого определения общеизвестного товарного знака. Однако должны быть определены факторы, которые следует рассматривать при определении, является знак общеизвестным или нет. Эти факторы включают степень известности или репутацию знака в соответствующем секторе потребления, а также срок действия, продление и географическое распространение использования данного знака.

Возможно ли обеспечить товарному знаку всемирную охрану с помощью одной регистрации, или для этого необходимо обращаться в каждую страну отдельно?

Да, придется обратиться в каждую страну отдельно, поскольку, как и все объекты интеллектуальной собственности, товарные знаки получают территориальную охрану, по существу означающую, что их охрана предоставляется национальной регистрацией. Существуют определенные системы региональной регистрации, которые упрощают регистрацию товарных знаков и, конечно, существуют международные договоры, однако все эти системы в конце концов предполагают регистрацию в каждой отдельной стране и на каждой отдельной территории: мы не должны забывать о том, что помимо возможности регистрации товарных знаков в странах, их также можно зарегистрировать на таможенных территориях, и что существуют некоторые другие территории, которые не признаются в качестве стран.

Существуют определенные территории, которые не признаются в качестве государств и не могут, например, стать членами Организации Объединенных Наций. Однако на этих территориях существует определенная административная структура, и регистрация товарных знаков может стать возможной. Хорошим примером является Гонконг, имеющий систему регистрации товарных знаков, отличающуюся от системы регистрации в Китайской Народной Республике. Итак, если я хочу получить охрану для моего товарного знака в Гонконге, мне придется пройти процедуру местной регистрации.

Итак, необходимо получить охрану для товарного знака в каждой из стран, в которых вы желаете использовать знак. К сожалению, национальные системы характеризуются значительными различиями. ВОИС прилагает большие усилия к тому, чтобы сделать и национальные, и региональные системы регистрации товарных знаков более "дружественными" путем гармонизации и упрощения некоторых процедур. В 1994 г. был принят Договор о законах по товарным знакам (ТЛТ), устанавливающий, какую информацию должны предоставлять граждане одного государства-участника, а также процедуры, которыми они должны пользоваться, для того, чтобы регистрировать товарные знаки в ведомстве по товарным знакам другого государства-участника.

Законодательные тексты:

• Парижская конвенция

• Договор о законах по товарным знакам (ТЛТ)

• Соглашение ТРИПС

 





©2015- 2017 megalektsii.ru Права всех материалов защищены законодательством РФ.