Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Коммуникация в системе родитель-педагог




1. В системе социальных отношений взаимодействие является коммуникацией.

2. Условно можно выделить два типа знаний: о существовании чего-либо и о смысле этого существующего. Психологически человек не может выжить в мире, который он себе не в состоянии объяснить и который не имеет для него смысла. Реальность, которую мы видим, - это наш субъективный опыт существования. Реальность – это то, что мы сами строим из того, что, по всей вероятности, понимаем или думаем, что знаем (например, один педагог убежден, что родители заинтересованы в своих детях – это убеждение будет реальностью его существования, он свои поступки и отношения, т.е. коммуникацию, будет выстраивать с учетом этой реальности). Поэтому в коммуникации так много барьеров – смысловых и других и она так часто бывает проблемной, конфликтной.

3. Мы знаем, что существует роль педагога, роль родителя, роль взрослого. Причем, у каждой роли может быть своя реальность, так каждый из участников коммуникации, например педагог – родитель, будет прав, но по-своему.

4. Родители – это прежде всего взрослые, чувствующие себя компетентно в воспитании своего ребенка (вспомните, как на детских площадках «вспыхивают» мамы, если чужие люди делают замечания её ребёнку, даже на справедливые замечания; нередко можно услышать довольно агрессивную ответную реакцию на такие замечания). При наличии у родителя проблемного, особенного ребенка, такая позиция может стать защитной на бессознательном уровне, и тогда позиция детского сада: «Мы вас научим» оказывается неэффективной, встречая закономерное сопротивление со стороны родителя.

5. Специалисты – это тоже взрослые, они также нуждаются в понимании, уважении к своей работе. Очевидно, что без удачного общения и взаимодействия с семьей ребенка хорошие результаты почти недостижимы.

6. Технологии коммуникации. Важно понимать, что любой родитель, даже самый неумелый с точки зрения педагогики, своему ребенку желает добра. Эту же цель преследуют и педагоги. Родитель унижает, не удовлетворяет потребности ребенка, бьет его потому что только так умеет общаться с ребенком и делает все с убеждением, что это на пользу ребенку (субъективная реальность). Кроме того, родители могут просто не знать, что им не хватает специальных знаний. Родителям может не хватать педагогической выдержки и времени. Ситуация общения педагога с родителем является для последнего во многом обучающей (как говорит специалист, о чем сообщает, какой мимикой, жестами, интонациями сопровождается сообщение, о чем это сообщение и пр.).

7. Необходимые навыки: умение слушать (то есть слушать с желанием понять ту самую субъективную реальность собеседника); понимание невербального языка сообщения и адекватное его применение (жесты, мимика, интонации не должны противоречить содержанию беседы); овладение навыками передачи и приема обратной связи (прямое обращение к партнеру с просьбой высказать его мнение относительно ваших действий). Навык выражения неодобрения (негативная обратная связь): прямое выражение неудовольствия или неодобрения действий человека; может включать предположение о том, как эти действия улучшить, то есть какие действия были бы вами одобрены. Общение с рассерженным взрослым:

Ø показать собеседнику свое уважение к нему, отметив вслух факт существования раздражения, гнева («Я вижу, Вы разгневаны») и дать ему возможность выговориться;

Ø настойчиво обозначить границы, установить их («Я вижу, вы сердиты, однако я выслушаю вас, но слушать брань, оскорбления я не готова и не стану»);

Ø исходя их ситуации, сделать необходимое, зависящее от вас, принять какое-то решение, в том числе предложить партнеру по общению такие действия, которые помогли бы ему справиться с собственным состоянием (предложить сесть, выпить воды и т.п.);

Ø избегать скоропалительных выводов, типа «вечно у вас так», «все время вы так» и т.п.;

Ø справиться со встречей с родителем на следующий день после общения с ним в разгневанном состоянии, ведь большинство из нас нуждается в подтверждении, что отношения восстановлены или не пострадали после вчерашнего.

8. Профессиональное внешнее поведение педагога есть отражение его нравственной личностной и педагогической идеологии (субъективная реальность). Неэффективное коммуникативное поведение свидетельствует и о проблемах педагога, возможно об «эмоциональном выгорании», усталости, истощении, о профессиональной деформации личности. Грамотное общение – залог хорошего психического самочувствия педагога и его профессионального долголетия.

Семья как система.

Для эффективного взаимодействия с семьей недостаточно диагностики и желания сотрудничать. Необходимы современные знания о семье, причем эти знания должны стать достоянием каждого сотрудника детского сада, стать основой для профессионального взаимодействия.

Не всякая семья имеет положительный опыт воспитания ребенка и зачастую неумение родителей правильно воспитывать свое дитя является одной из причин возникновения жестокости. На первый взгляд эта проблема решается легко, достаточно просто объяснить родителям, как воспитывать ребенка. Но, к сожалению, истоки неправильного воспитания зачастую лежат гораздо глубже – в родительских мотивах (иметь в своем распоряжении объект для манипулирования; бессознательная потребность перенести на малыша унижение, которому подверглись когда-то сами; страх и неприятие каких-то проявлений в своих детях, потому что это слишком напоминает себя, причем не с лучшей стороны; потребность найти выход для подавленных чувств и др.), причина может быть в сложившейся системе взаимоотношений в семье. Как ни прискорбно звучит, но маме может быть «выгоден» больной ребенок, чтобы удержать в семье мужа, бабушке может быть «выгоден» нервный ребенок, чтобы доказать дочери, что как мать она ни на что не годна и без неё, бабушки, все пропадут; папа может быть заинтересован (бессознательно) в неуспехах ребенка, чтобы иметь оправдание своим запоям: ему так тяжело, жена воспитала такого плохого сына (дочь), все кругом виноваты, и так далее. Учет этих сложнейших механизмов функционирования семьи осуществляется с помощью системного подхода.

Системный подход формирует объемный, многомерный взгляд на семью и внутрисемейные проблемы, указывает на неоднозначность нарушения, на его комплексность. А значит, простого совета, как изменить ситуацию, быть не может.

Семья, как любая система, является самоорганизующейся. Иначе говоря, она стремится сохранить свою целостность, встречаясь с требованиями общества в виде правил, норм. Например, в глазах воспитателя, психолога семья может выглядеть благополучной, но на самом деле испытывать огромные трудности, которые до поры до времени скрывает от не слишком внимательных и наблюдательных глаз; семья может создать о себе любой миф (для окружающих), чтобы сохранить иллюзию целостности, от которого страдают сами члены семьи, особенно - дети.

Семья в своем развитии проходит разные стадии. Переход семьи на новую стадию развития предъявляет новые требования всем членам семьи. Например, в семье с младенцем требования к родителям одни, а в семье, где растет подросток, от родителей ожидаются совсем другое поведение. Разными будут требования к ребенку-дошкольнику и ребенку-первокласснику как со стороны членов семьи, так и со стороны общества. Если семья не справляется, возникает риск её дисгармонии. Такая семья становится дисфункциональной, то есть не справляющейся со своими функциями. Обычно подобная семья попадает в поле зрения специалистов.

Системный подход означает, что семья - не просто сумма её членов, а сложная система «невидимых» связей и взаимоотношений. Простая аналогия может лучше иллюстрировать это положение: ингредиенты для супа - не то же самое, что сам суп, именно последовательность, способ приготовления и сочетаемость, «взаимосвязь» за время кипения образуют суп как нечто особое, самостоятельное, чем отдельно взятые картошка, морковь, капуста и бульон.

Семья – это взаимозависимость одних членов от других: детей от родителей, родителей от бабушек и дедушек, других родственников. Ни один человек не является абсолютно автономным в семье. Непослушание ребенка, например, влияет на другие семейные проблемы и одновременно само объясняется их влиянием.

Благодаря системному подходу специалисты научились помогать изменять взгляды и взаимодействия в семье таким образом, чтобы они перестали быть негативными, пессимистичными, агрессивными и обучать членов семьи ответственности за свои слова, поступки. Итак, кратко резюмируем сказанное.

· Семья - это некая целостность. Изменение одного члена семьи ведет к изменению всей системы (например, хроническая болезнь ребенка влияет на других членов семьи и их отношения друг с другом и с ребенком).

· Проблема семьи обязательно рассматривается в контексте семейных отношений. В разных семьях внешне одинаковое поведение, скажем, ребенка или мамы, имеет разные причины. Важно увидеть причины, ведущие к усилению или ослаблению проблемного поведения. Например, ребенок ведет себя «ужасно», потому что мама с папой все время ссорятся, а ребенок своим поведением пытается объединить их «против себя», тем самым, сохраняя семью.

· Циркулярности процессов в семье. Если семья в тупике, то возникает порочный круг из стереотипных ситуаций, которые проблему не устраняют, но создают видимость стабильности. Например, девочка 4,5 лет отказывается ходить в сад, просится к бабушке, которая её жалеет, кормит вкусно и т.п. Повторяется постоянно в ситуациях ссоры бабушки и мамы.

· Проблема в семье обязательновыполняет какую-то функцию. Несмотря на болезненность проблемы, она часто становится в чем-то выгодной для всех членов семьи, и потому так трудно порой изменить поведение и установки членов семьи: им так удобно, привычно, понятно. Например, маме «удобен» больной ребенок, потому что таким способом мама удерживает в семье папу, который чувствует себя виноватым при мысли оставить жену с больным ребенком. С другой стороны, именно остывшими супружескими чувствами муж оправдывает измену своей жене.

Семейные отношения – это отношения власти: доминирование – подчинение, ответственность за принятие решений, иерархия отношений. Иерархия взаимоотношений определяет в семье правила поведения и роли, которые исполняют члены семьи (например, мама – «жертва», папа – «диктатор», ребенок – «кумир»; папе дозволено в семье то, что не может быть позволено маме и ребенку и др.).

С помощью системного подхода описываются границы семьи: внешние и внутренние. Внешние границы: некоторые семьи живут очень изолированно, замкнуто, как бы охраняя свою территорию. Другие напротив – чрезмерно общительны, открыты внешнему влиянию, редко собираются только своей семьей, у них постоянно присутствуют посторонние люди. В данном случае речь ведется не об эпизодических ситуациях, а об устойчивом стиле поведения семьи. Внутренние границы устанавливают разделение между поколениями – подсистемами (родительской, детской, прародительской, индивидуальной). Эти «водоразделы могут быть как очень проницаемыми, так и очень закрытыми, неподвижными. Н апример, бабушка в семье занимает родительскую позицию и по отношению к своему сыну, и по отношению к своему внуку, включаясь в жизнь обоих так, как если бы была матерью двух маленьких мальчиков, таким образом, границы ее прародительской подсистемы размыты и нечетки: где она действует как бабушка, а где как мама. Такая ситуация очень осложняет внутрисемейные отношения. В случае жестких границ между поколениями не происходит обмена опытом между поколениями, что тоже плохо для роста и развития семьи в целом и отдельных ее членов или, скажем, одинокая мама воспринимает себя только мамой пятилетней дочки и «забывает», что она еще и женщина, сотрудница, дочь, сестра, а «жертвует» своей карьерой и личным счастьем «ради дочери». Понятие границ семьи характеризует эмоциональную близость членов семьи: в семье сплоченной члены семьи оказывают друг другу поддержку и понимание; семья может быть разобщенной, холодной и неуютной для её членов; бывают ситуации, когда какие-то члены семьи так тесно привязаны друг к другу, что «душат» любые ростки самостоятельности – это ситуация симбиоза, слияния границ (например, мама настолько привязана к ребенку, что пребывает в полной уверенности: чего желает она, желает и её ребенок; мысли ребенка ей известны без утайки и на этом основании она склонна принимать решения, часто используя местоимение «мы»: «Мы хотим то-то, а вот это нам не нужно» и пр.).

Психологическое изучение семьи включает исследование:

- структуры семьи (состав);

- сплоченности;

- иерархии отношений;

- истории семьи (традиции, правила, ритуалы)

Изменения с кем-то одним заставляют остальных членов семьи взаимодействовать друг с другом по-новому, не так, как прежде. Как ни парадоксально, но может возникнуть опасность разрушения системы в результате усиливающихся изменений, поэтому специалистам важно уметь получать обратную связь, в том числе отрицательную. Очень важно постараться создать семье такие условия, когда она может и должна получить поддержку. Если в семье, вопреки благой идее улучшения взаимоотношений, возникнут напряженные моменты, необходимо вовремя это распознать и поддержать членов семьи в намерении изменить ситуацию, устоять против сопротивления других членов семьи. Такое сопротивление - нормальное явление, потому что семья - это система, вырабатывающая свои способы взаимодействия, чтобы быть целостной. Поэтому любые, даже вполне нейтральные на первый взгляд изменения могут в какой-то конкретной семье привести к так называемому «усилению отклонений», дестабилизирующих систему. Некоторые семьи, активно сопротивляются любым изменениям, потому что это чревато дестабилизацией, а они новым способам взаимодействия не научены и не готовы к ним. Поэтому так важна подготовка воспитателей и специалистов к восприятию семьи как системы, это поможет адекватно воспринимать жалобы членов семей на детей или природу конфликтов и своевременно подсказать пути выхода (направить на консультацию к психологу, предложить участие в тренинге, успокоить, обнадежить, помочь увидеть новую грань в болезненной проблеме и т.п.), быть бережным, экологичным специалистом.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...