Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Культурно-гигиенические навыки как часть гигиенической культуры




Содержание

 

Введение. 3

Глава 1. Теоретические основы воспитания культурно-гигиенических навыков у детей 3-го года жизни. 5

1.1. Культурно-гигиенические навыки как часть гигиенической культуры.. 5

1.2. Психолого – педагогические аспекты воспитания культурно-гигиенических навыков у детей 3-го года жизни. 8

1.3. Методика воспитания культурно-гигиенических навыков у детей 3-го года жизни 16

Глава 2. Практика воспитания культурно-гигиенических навыков у детей 3-го года жизни 21

2.1. Диагностика культурно-гигиенических навыков у детей 3-го года жизни……………………………………………………………………………..21

2.2. Методические аспекты воспитания культурно-гигиенических навыков у детей 3-го года жизни…………………………………………………………...22

2.3. Рекомендации родителям по воспитанию культурно-гигиенических навыков у детей 3-го года жизни. 27

Заключение. 33

Список литературы.. 35

Приложение. 38

 

 


Введение

 

Актуальность.

Культурно - гигиенические навыки в общей системе воспитания ребенка имеет большое значение. Гигиенические привычки помогают вырастить детей здоровыми и крепкими. С раннего возраста надо приучать детей мыть руки перед едой, ходить чистыми, вытирать ноги, больше быть на свежем воздухе - это в значительном предохраняет их от заболевания.

Освоение гигиенической культуры поведения является часть общей социализации ребенка, которые облегчают освоение ребенком социальных ролей.

Культурно-гигиенические навыки также являются необходимой частью навыков самообслуживание ребенка, которые являются обязательными для посещения детского дошкольного учреждения, поэтому данные навыки нужно воспитывать с самого раннего детства.

Проблема формирования у дошкольников навыков самообслуживания занимались: Петерина С.В., Каплан Л., Лямина Г.М., Урунтаева Г., Афонькина Ю. и др. в 70 - 80 гг. XX столетия. В работах этих авторов отражены данные о некоторых закономерностях гигиенического развития дошкольников, даются конкретные рекомендации по организации условий для их формирования, предлагаются эффективные педагогические приемы, которые используются педагогами-практиками в воспитательном процессе дошкольного учреждения.

Первые 3 года жизни - благоприятное время для воспитания навыков культурно-гигиенического поведения.

Объект исследования: дошкольное воспитание.

Предмет исследования: формирование культурно-гигиенических навыков у детей 3-го года жизни.

Цель исследования: рассмотреть формирование культурно-гигиенических навыков у детей 3-го года жизни.

Задачи:

1) Рассмотреть культурно-гигиенические навыки как часть гигиенической культуры;

2) Рассмотреть психолого – педагогические аспекты воспитания культурно-гигиенических навыков у детей 3-го года жизни;

3) Изучить методику воспитания культурно-гигиенических навыков у детей 3-го года жизни;

4) Провести диагностику культурно-гигиенических навыков у детей 3-го года жизни;

5) Выявить методические аспекты воспитания культурно-гигиенических навыков у детей 3-го года жизни;

6) Составить рекомендации родителям по воспитанию культурно-гигиенических навыков у детей 3-го года жизни.

Методы: анализ литературы, наблюдение.

Практическая значимость: материалы исследования могут быть использованы педагогами ДОУ в работе с младшими дошкольниками.


Глава 1. Теоретические основы воспитания культурно-гигиенических навыков у детей 3-го года жизни

Культурно-гигиенические навыки как часть гигиенической культуры

 

Всем известно, что здоровье организма человека закладывается с раннего детства. Детский организм особо чувствителен к воздействию окружающей среды. Здоровье человека будет зависеть от того, насколько благоприятны или неблагоприятны эти воздействия. Гигиеническое обучение и воспитание ребенка является основой укрепления, а также охраны его здоровья. Выделяют три основные категории воспитания ребенка: гигиенические навыки, навыки культурного поведения и навыки самообслуживания.

Гигиеническое воспитание является частью общего воспитания ребенка, а гигиенические навыки - это составная часть культурного поведения. Привитие навыков гигиенического свойства детям является обязанностью родителей.

Хорошему воспитанию культурных и гигиенических навыков у детей способствует благоприятная семейная атмосфера. Человеческие качества, такие как уважение, такт, чуткость, деликатность к окружающим необходимо закладывать в ребенке с самого раннего детства, когда он только начал говорить и слушать взрослых. Кроме того, с ранних лет необходимо прививать навыки культурного поведения в гостях, в помещении, на улице, в транспорте, на природе. С ранних лет ребенок должен усвоить, что культурный человек всегда и везде (даже дома) соблюдает основные нормы и правила поведения, что основой вежливости выступает доброжелательность и чувство меры, которое определяет, что делать можно, а что нельзя. Это касается и гигиенических навыков[1].

Отношения ребенка с социальным миром начинают складываться по мере формирования основных навыков и привычек. Происходит это на втором году жизни ребенка. В этом возрасте малыши достаточно негативно воспринимают любые перемены в своем окружении (перемещение мебели в его комнатке, отсутствие какой-либо игрушки). Они проявляют недовольство при виде того, как кто-то берет его игрушку или наоборот отдает другому малышу. Такое поведение ни в коем случае нельзя называть жадностью или капризом, поскольку это давно сформированная привычка, видеть собственные предметы на своих местах. Для ребенка окружающие предметы помогают ориентироваться, что не совсем бывает просто для маленького ребенка. Поэтому сложившийся «детский» мир не стоит нарушать, а наоборот, родители должны стараться сделать его более ярким и интересным для ребенка. Нарушение сложившихся условий жизни ребенка (распорядка дня, условий кормления или готовки пищи) может привести к негативным последствиям, а именно, нарушению душевного и эмоционального состояния ребенка. Поэтому самой главной привычкой, сформированной у ребенка второго года жизни, является соблюдение режима[2].

Ребенок должен овладеть культурно-гигиеническими навыками, которые составляют важную часть общей гигиенической культуры.

В возрасте 1,3 года ребенок должен уметь самостоятельно есть густую пищу из тарелки с высокими краями. Взрослый же при необходимости докармливает ребенка.

В возрасте 1,6 года ребенок уже самостоятельно может полностью съедать жидкую пищу (суп) из глубокой тарелки, держа ложку в кулачке.

В возрасте 1,9 года ребенок может самостоятельно снимать ботинки, туфли, носки или колготы. Взрослый помогает, при этом предоставляя ребенку посильную самостоятельность[3].

В возрасте 2 лет ребенок частично может самостоятельно одеваться, взрослый при этом всячески должен поощрять ребенка, показывать последовательность и предоставлять ему самостоятельность в действиях.

Гигиенические процедуры являются для ребенка привычкой, необходимой потребностью, если он был приучен к личной гигиене с ранних лет жизни. Обучение навыкам личной гигиены осуществляется со знакомства с основными предметами: носовые платки, зубная щетка, стаканчик для полоскания рта, мыло, мочалка для тела, детская расческа с тупыми зубчиками, полотенце для лица и рук, полотенце для тела, полотенце для ног, щеточка для мытья ногтей[4].

Гигиеническое воспитание ребенка жизни направлено на воспитание у ребенка определенных гигиенических навыков:

· обязательно мыть руки перед каждым приемом пищи и после каждого загрязнения;

· утреннее умывание и после каждого загрязнения;

· обязательные водные процедуры перед ночным сном, а в летний период - и перед дневным сном;

· мыться с помощью мыла и мочалки (через каждые два дня);

· подмываться перед сном и после сна, если малыш проснулся мокрым;

· полоскать рот после каждого приема пищи (с двух лет);

· пользоваться зубной щеткой (с двух лет);

· самостоятельно пользоваться носовым платком в помещении и на прогулке (с двух с половиной лет);

· пользоваться расческой, стоя перед зеркалом (с полутора — двух лет)[5].

Необходимо установить контроль за не выполнением гигиенических процедур ребенком, обязательно объяснить их необходимость и значение. Очень важно помочь ребенку усвоить эти навыки в первое время. Любую из гигиенических процедур, совместно проводимых с ребенком, необходимо делать очень аккуратно, стараясь не испугать его или вызвать неприятных ощущений. Кроме того, никогда не следует оставлять ребенка без присмотра во время проведения им гигиенических процедур.

Прежде чем приступить к той или иной гигиенической процедуре, необходимо продумать до мелочей каждую деталь, расположить все необходимые предметы так, чтобы не отвлекаться на их поиски, а лишние – вовсе убрать. Например, продумать места, куда необходимо положить мыло, кувшин, на какой крючок повесить полотенце[6].

Предметы личной гигиены ребенка лучше всего подбирать ярких и красочных оттенков, это будет способствовать запоминанию их ребенком. Например, в год ребенок знает, где висит его полотенце с нарисованным ярким сказочным персонажем. Именно правильная организация условий для проведения той или иной гигиенической процедуры побуждает ребенка к активным самостоятельным действиям.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...