Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методика воспитания культурно-гигиенических навыков у детей 3-го года жизни




 

Задачи по формированию у детей культурно-гигиенических навыков у детей 2-3 лет:

1.Приучать есть аккуратно.

2.Продолжать учить детей с помощью взрослых мыть руки перед едой, после загрязнений, насухо вытирать лицо и руки полотенцем.

3.Опрятно есть, тщательно пережевывать пищу

4.Держать ложку в правой руке

5.Пользоваться салфеткой

6.Полоскать рот по напоминанию взрослого

7.Воспитывать умение выполнять элементарные правила культурного поведения, не выходить из-за стола, не окончив еды, говорить «спасибо».

Формирование культурно-гигиенических навыков осуществляется под руководством взрослых - родителей, воспитателя. Поэтому должна быть обеспечена полная согласованность в требованиях дошкольного учреждения и семьи. Главными методами обучения дошкольников являются наглядные, словесные, игровые и практические методы.

В раннем возрасте дети особенно склонны к подражанию, поэтому в формировании навыков большую роль играет личный пример взрослых.

Воспитание культурно – гигиенических навыков направлено на укрепление здоровья ребёнка. Вместе с тем оно включает важную задачу – воспитание культуры поведения. Забота о здоровье детей, их физическом развитии начинается с воспитания у них любви к чистоте, опрятности, порядку[18].

Все меры, которые разрабатывает дошкольная гигиена, способствуют нормальному физическому, гигиеническому развитию детей, укреплению их здоровья.

К числу основных условий успешного формирования культурно – гигиенических навыков относятся:

§ рационально организованная обстановка,

§ четкий режим дня,

§ руководство взрослых.

Под рационально организованной обстановкой понимается наличие чистого, достаточно просторного помещения с необходимым оборудованием, обеспечивающим проведение всех режимных элементов (умывание, питание, сон, занятия и игры)[19].

Для формирования культурно-гигиенических навыков нужно также выработать общие критерии в оценке отдельных действий, четко определить место расположения вещей, игрушек, порядок их уборки и хранения. Для малышей особое значение имеет постоянство условий, знание назначения и места каждой нужной ему в течение дня вещи. Например, в умывальной комнате должно быть достаточное количество раковин необходимого размера, на каждой из которых лежит мыло; раковины и полотенца размещаются с учетом роста детей; на вешалке над каждым полотенцем картинка. Это повышает интерес детей к умыванию.

Режим дня обеспечивает ежедневное повторение гигиенических процедур в одно и то же время – это способствует постепенному формированию навыков и привычек культуры поведения[20].

Формирование их происходит в играх, труде, занятиях, в быту. Ежедневно повторяясь, режим дня приучает организм ребенка к определенному ритму, обеспечивает смену деятельности, тем самым предохраняя нервную систему детей от переутомления. Выполнение режима дня способствует формированию культурно – гигиенических навыков, воспитанию, организованности и дисциплинированности.

Формирование культурно - гигиенических навыков осуществляется под руководством взрослых - родителей, воспитателя. Поэтому должна быть обеспечена полная согласованность в требованиях дошкольного учреждения и семьи[21].

Методы и приемы:

§ личный пример взрослых

§ непосредственно образовательная деятельность

§ показ

§ объяснение

§ пояснение

§ поощрение

§ беседы

§ упражнения в действиях

§ дидактические игры

§ потешки

§ стихотворения

§ пословицы, поговорки

§ игровые приемы

§ викторины, развлечения

§ прием повторения действий (например, попросили перед мытьем: «Покажите, как вы засучили рукава» или после мытья посмотрели, насколько чисто и сухо вытерты руки.)[22]

 

Критерии опрятности еды включают умения:

§ Правильное пользование столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой;

§ Не крошить хлеб;

§ Пережевывать пищу с закрытым ртом;

§ Не разговаривать с полным ртом;

§ Тихо выходить по окончании еды из-за стола;

§ Благодарить;

§ Пользоваться только своим прибором

 

Мытья рук и личной гигиены:

§ Мыть лицо, уши, руки

§ Закатать рукава;

§ Смочить руки;

§ Взять мыло, намыливать до появления пены;

§ Смыть мыло;

§ Сухо вытереть руки, аккуратно сложить полотенце и повесить в свою ячейку;

§ Пользоваться расческой[23].

 

Условия формирования культурно-гигиенических навыков:

§ организация привлекательной и удобной для выполнения действий и заданий обстановки в детском саду и дома (мебель, оборудование, соответствующие росту детей, закрепленные места хранения вещей, доступные для пользования и т.д.);

§ разделение осваиваемых действий, следующих в строго установленном порядке, на ряд операций, что способствует более быстрому созданию прочных динамических стереотипов;

§ многократные упражнения детей в действиях с выделением способа и порядка их выполнения (особенно на начальном этапе обучения). При этом характер действий должен быть неизменным, формы - разные;

§ индивидуальная работа с каждым ребенком, учет уровня его развития и темпов овладения культурно-гигиеническими навыками;

§ организация ситуаций, обеспечивающих контроль над выполнением осваиваемых детьми в непривычной обстановке действий;

§ безукоризненное выполнение взрослыми всех гигиенических и культурных требований[24].

 


Глава 2. Практика воспитания культурно-гигиенических навыков у детей 3-го года жизни

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...