Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Город живой и мёртвый. Иранские финики




ГОРОД ЖИВОЙ И МЁРТВЫЙ

 

Вчера казанские пространства были заполнены участниками двух событий... одних - было меньше, но они были разнообразны, чаще всего излучали прекрасное настроение, они были расслаблены, негромки и улыбчивы... участники же второго события, напротив, громки, горланящи, впрочем, этих участников второго события было несколько подвидов, однако у каждого из них - свои отличительные знаки, своя форма. Вместо летнего расслабленного улыбчивого разнообразия первых - боевая воющая " зарница" вторых.

так совпало, что фестиваль уличного искусства и футбольный матч Рубин-Спартак пришёлся на один день. Подозревали ли они (участники двух событий) друг о друге? Не знаю.

Я пришёл на фестиваль. Я смотрел на питерских кукол-марионеток и собравшийся тут же оркестрик из детей, которым раздали шумелки.

Я слушал прекрасный терменвокс, который до сих пор представляют здесь как такую невидаль, а ведь ещё в конце 1980-х сам Лев Термен, изобретатель инструмента, по приглашению нашего гениального Булата Галеева приезжал в Казань и демонстрировал терменвокс (руки движутся по воздуху над инструментом, создавая звуковые волны).

А потом - пришла новость об уничтожении в саду " Эрмитаж" вандалами инсталляции Ильгизара Хасанова, посвященной птицам и Велимиру Хлебнкову.

Я обнимался с друзьями, листал книжки... а потом видел бабу-ягу, которая встала перед фонтаном, где проходил перформанс, и рычала:
- Немедленно вылезайте из фонтана, у нас тут дети тонут, я сейчас милицию вызову!
Кто знает фонтан в Лядском садике, тот помнит, что глубина там едва по колено, утонуть невозможно, но вот такая невидимая война живого города, который для людей, и мёртвого города...

Мы же помним, что приезжая в другие страны вместо известной надписи " по газонам не ходить" видим лежащих на газонах, отдыхающую молодёжь и просто людей, при этом трезвых и аккуратных, и не мусорящих...

Мы не привыкли к ощущению счастья, к ощущению беззаботности, нам нужен военный порядок, нужны загородки, барьеры... в этом смысле - футбол нынешний (а в советские времена - был совсем другой футбол, может, и более подходящий нынешнему фестивалю искусств), кажется, вызовет менее раздражения у " мертвого города"?

Когда идёшь по Баумана и видишь экипированные парочки спецназа, с касками наперевес, с пуленепробиваепмыми жилетами, с нарукавниками и налокотниками... а потом - видишь автозаки. Зачем-то на всех автозаках и автобусах - заклеены номера, чтобы что? чтобы не видно было, какие номера увозят арестованных? Или стыдно им что ли? кого они бояться? Когда это видишь делается не по себе, особенно вспоминая, что где-то рядом сейчас играют оперу Баха на летней сцене...

Американский профессор недавно делал доклад в Германии (я слушал на конференции), сказал: происходит секьюретизация культуры, показывал фотки таких экипированных, входящих в университетский кампус и выводящих студентов с поднятыми руками.

Да, наверно, всё это оправдано, безопасность и прочее... но раньше - полиция не смела войти в университет, воришки это знали и бежали иногда скрыться там. Сейчас это невозможно, невозможно. По городу ходят фанаты и омоновцы, у всех - своя форма, а где-то в глубине парков есть ещё живой город...

Маленькая войнушка между городом мёртвых и живым, но вот тот же Олег Лаевский - организатор театральных лабораторий, кажется, прописался в Казани, мероприятие за мероприятием делают они сотоварищи на наших пространствах, но иногда кажется, силы не равны... и инсталляции иногда погибают, и с фонтанов хотят прогнать, и фанаты вчера были многим виднее фестиваля искусств, всё-таки мы знаем - попытка искусства продолжается, желание жить.

 

ИРАНСКИЕ ФИНИКИ

Рассказ студентки моей, путешествовавшей нынче по Ирану со своим молодым человеком... оказывается, туда уже вполне ездят туристы наши, я помню мрачноватый, но талантливый иранский кинематограф по фестивалю мусульманского кино в Казани: обычно нам привозили какие-то уж совсем беспросветные трагедии, которые однако не раз побеждали на нашем фестивале. Помню ещё молодого иранца, рассказывавшего про традиционные подарки на Навруз в Иране, мы тогда снимали сюжет для телевидения о том, как разные народы и их представители в Казани отмечают свой весенний " новый год".

Больше ничего про Иран не знаю, кроме общеисторических сведений. Ну и популярных сейчас в соцсетях фотографий иранских женщин до исламской революции 1979 года, ходивших с непокрытыми головами, делавших модные причёски, носивших брюки. Потом всё это ушло. Наступили другие времена, про которые в СССР ходила песенка Высоцкого, за которую мне бы в Иране, думаю, отрубили голову: " У нас любой второй в Туркмении — Аятолла, и даже Хомейни"

Мне бы пожалуй, страшновато было ездить в Иран даже сейчас. Но вот сегодня послушал. Разный, оказывается, Иран, на материковой части - один, а, скажем, на острове Кешм - другой совсем, ещё более закрытый, закутанный (как раз такой, каким мы представляем его по всяким комиксам и фильмам, на материке уже всё-таки всё мягче, хотя и там: женщины ходят только с покрытой головой и могут обратиться с вопросом только к женщинам)...

Зато в Кешме - все ездят на мотоциклах. Иногда - целыми семьями на одном мотоцикле. Но когда наша девушка, как это принято у нас, обхватила мотоциклиста, подвозившего их, за талию, чтобы держаться, тот воспринял это как жест сексуального согласия, и начал делать недвусмысленные намёки, даже несмотря на то, что за спиной у девушки вторым пассажиром ехал её парень. Всё закончилось спокойно, слава Богу, но это ещё раз напомнило: здесь надо очень следить за своими действиями, реакции могут быть непредсказуемы. Всё же, Иран - это совсем другой мир, нравы, устои.

Зато с другим водителем ребятам повезло: он возил их по всему острову, показывал достопримечательности, ему не нравилось слово " таксист", и он просил называть его " драйвер". На Кешме мало отелей, и драйвер привёз их на ночёвку к своему брату Абдрахиму. В Иране Абдрахим и Мухаммед - самые популярные имена, как Иван в России, или Георгий в Грузии... У Абдрахима - плантации Финиковых пальм, известные на Кешме. Он угощал молодыми казанцев своими финиками...

Настоящее маленькое чудо или забавный знак свыше случился у девушки (моей студентки) вчера. Они решили купить фиников, уже здесь, в Казани, зашли в магазин, взяли упакованный товар, перевернули пачку и прочитали: " производство: Иран. Кешм. фабрика Абдрахима"...

Чудо, достойное дервиша Бабы Азиза, из одноимённого фильма, снимавшегося частично в Иране, тунисским режиссёром, написавшим сценарий картины совместно с великим итальянцем Тонино Гуеррой, другом Феллини, настоящим " человеком эпохи Возрождения"...

Этот фильм - тоже был победителем Казанского кинофестиваля и я смотрел его тогда. И это самый светлый из фильмов нашего фестиваля, в титрах которого значилось " Иран". На самом деле, в качестве стран-производителей там был целый список указан: Тунис, Венгрия, Франция, Германия, Иран, Швейцария, Великобритания. И мне это нравится: фильм, как такой мост дружбы, также как и этот волшебный финик, отыскавший наших путешественников в Казани, и передавший им привет от Абдрахима.

Я услышал эту историю сегодня и сразу стал благодарен, и рассказавшей мне о ней студентке, и самому этому финику, потому что теперь - во мне, со мной: появилась хорошая, не трагическая, не грубая, а добрая и волшебная ассоциация-образ с Ираном, да ещё в Священный месяц Рамазан, разговение после поста (ифтар) в который - многие мусульмане как раз начинают с фиников!.. Люблю такое волшебство!

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...