Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Великолепный Гоша




 

Иногда жалею, что не музыковед, и вообще не знаю ни одной ноты, чего стоит для других моё восхищение музыкой? Восхищение дилетанта? Вот я сегодня побывал на концерте моего друга Георгия Гусева (Гоши), и был в восхищении и в радости! А кто-нибудь поверит моему восхищению? Воспримет ли его всерьёз?

Но про Гошу уже и так написано: " Георгий Гусев — виолончелист-виртуоз, объединяющий в своей исполнительской практике в равной мере как классическую, так и ультрасовременную музыку".

Я прежде чем от себя писать, накидаю ещё со всяких справочников:

" Выпускник Московской консерватории (класс профессора А. Н. Селезнева). Совершенствовал мастерство в Национальной академии Санта-Чечилия в Риме (класс профессора Джованни Соллима). Участвовал в мастер-классах Филиппа Мюллера в Китае, Йенса Петера Майнца в Германии, Марии Клигель в Италии, Клаудио Бохоркеса в Швейцарии.

Его партнерами по сцене становились Наталия Гутман, Элисо Вирсаладзе, Джованни Соллима, Моника Лесковар, Энрико Диндо, Сониг Чакерян, Рокко Филиппини, Борис Андрианов, Александр Бузлов. Он выступал под управлением Бориса Фрумкина, Ивана Власова, Йоста Смейтса, Никола Гверини, Манфреда Кроччи, Джорджо Праделлы, Игоря Лермана.

Виолончелист-новатор, работающий в стиле crosover. Много концертирует, записывается на радио и телевидении, создает музыку. Цикл его пьес для виолончели соло Breviario per nomadi, премьера которого состоялась в римском Teatro Valle, стал музыкальным оформлением программы итальянского телеканала Rai 3. Собственные сочинения, а также обработки известных джазовых и рок-композиций легли в основу мультимедийного проекта CELLO DRIVE с использованием видеоряда, световых композицих и пластических образов.

Играет на виолончели немецкого мастера XIX века Эрнста Либиха и на электро-виолончели Yamaha".

Вот какой Гоша! Сегодня мы с ним выступали на одной сцене: он меня пригласил почитать стихов под аккомпанемент его виолончели (буквально за полчаса до начала концерта предложил)! Гордость и радость! Вообще, одно из потрясающих свойств Георгия Гусева - его восприимчивость, открытость другому... он любуется и радуется человеку, и всему окружающему, и любым существам, он впитывает, впускает в себя миры, как тонкая мембрана, реагирующая на мельчайшие колебания...

Мы так и познакомились однажды. Году в 2013 он на пару дней заехал в Казань, я попал на концерт, и подарил ему свою книжку - дилогию поэм про Винсента Ван Гога. И он - на следующий день прочитал! Удивительно! Мы так привыкли, что дарим - и оно пропадает втуне. Писатели многие вовсе не читают книги, которые дарят друг другу, или прочитают случайно по прошествии большого времени. Всего лишь два раза я могу припомнить, чтобы мою книгу читали тут же, один раз это был чудо-художник из Чечни Абу Пашаев, а вторым - был Гоша! Георгий Гусев.

Объединяет Гошу и Абу ещё и то - что оба они педагоги, работают с детьми. Георгий ездит по разным городам России (когда есть возможность), и даёт мастер-классы, много, для ребят самых разных возрастов, и не заставляют же его, а явно это потребность души, вот эта внимательность к другому наверное, воспитана из внимательности к ребёнку! И на сегодняшнем казанском концерте значительная часть зрителей - дети, лет 5-6-7, юные виолончелисты. Вот благодарная публика! Я видел мальчика, который старался рукой повторить движения смычка Георгия, двигал ею в такт смычку, а в другом конце зала я видел девочку, повторяющую незаметно движения другой гошиной руки, водящей по деке и гуляющей по струнам. Третья девочка снимала номер на свой телефон, то же самое делали некоторые родители. А дважды за концерт сначала одна, потом другая юные счастливицы - поднимались на сцену и помогали Георгию исполнять номер. Первая держала смычок, в то время, когда Гоша двумя руками исполнял " щипковое" соло, почти что как на джазовском контрабасе. А вторая девочка - задала Гусеву прекрасный и полный детской непосредственности вопрос:

- А как вы играете?

Это ли не лучшая оценка? Девочка, занимающаяся виолончелью, лет 7, может, восемь - видит, кажется, привычную виолончель, и не узнаёт! " Как это он так на ней играет? " В руках Георгия - она, действительно, непохожа на саму себя, ты и не ожидаешь от этого инструмента таких возможностей! Гоша позвал девочку на сцену... " у тебя любимая игрушка есть? " " Да, собачка! " " А ты можешь обнять сейчас виолончель, как любимую собачку? " А сам встал у неё за спиной, взял смычок и сыграл, так, чтобы девочка наблюдала игру на инструменте с того же ракурса, как её обычно видит виолончелист во время концерта...

Иногда виолончель в его руках похожа на мандолину или средневековую гитару, то на скрипку, то выдаёт цыганскую или почти русскую плясовую, то какой-то невероятный фьюжн, пальцы гуляют по всей деке. То, сложенные лодочкой уносятся наверх чуть не к самому уху, и удивляешься, как он смог настолько высоко их дотянуть, то " шагают" один за другим, смычок - то классический, то пунктирный, то вдруг сделает замысловатую петлю... Гоша в полутрансе, Гоша чудесно выдерживает паузу, " слышит" молчание. Глаза - то закрыты, а то... он как бы со стороны смотрит в изумлении на виолончель, выкатив изумлённо глаза, будто он вот только что очнулся от обморока или комы. Виолончель настолько разная, настолько живая и свежая в его руках. Непривычная молодость виолончели.

Здесь, конечно, влияние большое его учителя Джованни Соллима. Георгий - очень преданный ученик и пропагандист Соллима, он в своё время организовал его приезд в Россию, и на каждом мастер-классе, на каждом концерте Георгия звучат произведения Соллима и посвящения ему. Про Соллима на сайте Георгия Гусева сказано так: " Джованни Солима - человек, в корне изменивший развитие и понимание виолончельного искусства на рубеже XX — XXI веков, профессор Национальной Академии Санта Чечилия в Риме и фонда Романини в городе Бреша. Его называют «Паганини нашего столетия». "

Георгий впитывал и изумлялся. Впитывал миры Соллимы, его звуков, как и прочее, встречающееся ему великолепное. Так однажды он остановился изумлённый перед стаей кружащих итальянских скворцов, близ которых парят соколы, а скворцы сгрудились в огромные полчища, чтобы спастись... Гоша Гусев написал про это музыку, сегодня он исполнил её на концерте. А видеоряд с теми самыми полчищами скворцов ему предоставили друзья, чтобы снять его (для фильма о Риме для BBC), они использовали ручного скворца, к которому прикрепили камеру и запускали его кружить со всеми...

Это " птичье" явление случается в Риме каждый год, и однажды, обучавшийся там в академии у профессора Соллимы Гусев, остановился и открыв рот уставился на небо, где кружили птицы... Вот это изумление как после обморока, когда мы как бы заново встречаемся с миром и удивляемся ему - очень свойственное Гоше состояние или эмоция, как хотите зовите!

И когда я подарил ему книгу, на следующий день мы уже то ли созвонились, то ли встретились, и тут же сделались друзьями, у него тут же появилась идея, что его брат, выпускник одного из театральных вузов, сможет из этого сделать спектакль, а он, Гоша, напишет музыку. Брата, увы, заразить не получилось, но потом - мы встречались с Георгием в Москве, и он водил меня на экскурсию по московской консерватории, и знакомил со своим приятелем, реставратором скрипок, молодым парнем, который в тайне от других " сочиняет" свою скрипку, будущий русский Страдивари...

С тех пор мы не виделись несколько лет. Гоша сейчас живёт в Лос-Анджелесе, дружит с ведущими мировыми музыкантами, и сам, я думаю, пополнит или уже пополнил (по мне - так точно! ) их ряды. Но он регулярно приезжает в Россию организовывать здесь международный фестиваль " Мастера музыки", самая важная и неотъемлемая часть которого - мастер-классы. Работа с молодыми музыкантами, виолончелистами - одна из главных idee fixe Георгия Гусева, именно на обучение и передачу опыта, на то, чтобы поделиться своими навыками и искусством, Гусев тратит настоящую уйму времени и, видно, получает от этой деятельности подлинное удовлетворение.

Гоша ещё - прекрасный конферансье, видно, как его любит сцена и как он любит её, но и сценой: он любит делиться. И в этот раз, на сольном концерте Гоши на сцене с ним побывали ещё, как минимум пять человек. Его друг и ученик Алишер Гумаров, две юные виолончелистки (одна - с мамой), и я, грешный, со своими стихами, вот уж неожиданно! Эта открытость миру и коммуникация - свойственны Гоше особенно! У него и виолончель такая!

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...