Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

I. Физиология центральной нервной системы




Федеральное государственное бюджетное образовательное

Учреждение высшего образования

«Тюменск ий государственный медицинский университет»

Министерства здравоохранения Российской Федерации

(ФГБОУ ВО Тюменский ГМУ Минздрава России)

ЦЕНТРАЛЬНАЯ НЕРВНАЯ СИСТЕМА

ВЕГЕТАТИВНАЯ НЕРВНАЯ СИСТЕМА

АНАЛИЗАТОРЫ

 

Учебное пособие модульного типа

Для самостоятельной работы

Студентов педиатрического факультета

 

Тюмень, 2016

 

Учебное пособие модульного типа разработано в соответствии  с Федеральным государственным образовательным стандартом  высшего образования по специальности 31.05.02 Педиатрия, уровень - специалитета (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 августа 2015 г. № 853) и может быть использовано студентами педиатрического факультета для самостоятельной подготовки к зачетам и экзаменам по блокам дисциплин  Б 1.Б. 18 «Нормальная физиология» и Б 1. В. ОД. 8 «Клиническая физиология».

 

Центральная нервная система. Вегетативная нервная система. Анализаторы/ В.В.Колпаков, Е.А.Томилова,  Н.Ю. Ларькина, А.А. Ткачук, Т.А. Веснина, М.В. Столбов, Е.В.Чибулаева и др.: под редакцией профессора В.В.Колпакова.- ФГБОУ ВО Тюменский ГМУ Минздрава России, Тюмень, 2017.-207 с.

 

Рецензенты:

д.м.н., профессор, заведующий кафедрой нормальной физиологии ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный медицинский университет» Минздрава России С.Л.Сашенков

к.б.н., доцент кафедры биохимия ФГБОУ ВО Тюменский ГМУ Минздрава России Е.Л.Рудзевич

 

СОДЕРЖАНИЕ

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ.. 10

ВВЕДЕНИЕ. 11

I.ФИЗИОЛОГИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ.. 14

1.1 Современное представление об интегральной деятельности ЦНС. Взаимодействие между различными уровнями ЦНС в процессе регуляции функций. 14

1.2. Системная организация функций мозга по принципу взаимодействия проекционных, ассоциативных, интегративно-пусковых систем. Функциональный элемент мозга. 16

1.3. Роль спинного мозга в процессах регуляции деятельности опорно-двигательного аппарата и вегетативных функций организма. Характеристика спинальных животных. Принципы работы спинного мозга. Клинически важные спинальные рефлексы. 18

1.4. Спинальные механизмы регуляции мышечного тонуса и фазных движений. 23

1.5.Продолговатый мозг и мост, участие их центров в процессах саморегуляции функций. 24

1.6.Физиология среднего мозга, его рефлекторная деятельность и участие в процессах саморегуляции функций. 29

1.7. Децеребрационная ригидность и механизм ее возникновения. Роль среднего и продолговатого мозга в регуляции мышечного тонуса. 31

1.9. Физиология мозжечка, его влияние на моторные и вегетативные функции организма. 34

1.10. Особенности нейронной организации ретикулярной формации ствола мозга и ее нисходящее влияние на рефлекторную деятельность спинного мозга. Восходящие активирующие влияния ретикулярной формации ствола мозга на кору больших полушарий. Участие ретикулярной формации в формировании целостной деятельности организма. 39

1.11. Гипоталамус. Характеристика основных ядерных групп. Роль гипоталамуса в интеграции вегетативных, соматических и эндокринных функций, в формировании эмоций, мотиваций, стресса, биоритмов. 43

1.12. Таламус. Функциональная характеристика и особенности ядерных групп таламуса. 47

1.8.Лимбическая система мозга. Ее роль в формировании мотиваций, эмоций, организации памяти, саморегуляции вегетативных функций. 50

1.13. Роль базальных ядер в формировании мышечного тонуса и сложных двигательных актов. 52

1.14. Современное представление о локализации функций в коре полушарий. Полифункциональность корковых областей. Пластичность коры. 55

1.15. Парность в деятельности коры больших полушарий. Функциональная ассиметрия, доминантность полушарий и ее роль в реализации высших психических функций (речь, мышление и др.). 60

2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. 62

2.1. Сухожильные рефлексы у человека. 62

2.2. Определение времени реакции у человека. 64

2.3. Мозжечковые пробы у человека. 64

2.4. Методы исследования центральной нервной системы. 65

II. ФИЗИОЛОГИЯ ВЕГЕТАТИВНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ. 73

1.1.Структурно-функциональные особенности соматической и вегетативной нервной системы,  основные  виды  рецептивных  субстанций. 73

1.2.Сравнительная характеристика симпатического и парасимпатического отделов вегетативной нервной системы, синергизм и относительный антагонизм их влияния на иннервируемые органы. 74

1.3.Механизм передачи возбуждения в вегетативных ганглиях. Медиаторы вегетативной нервной системы. Передача возбуждения с постганглионарных волокон на рабочие органы. 76

 

 

1.4. Холинэргические и адренэргические нервы. Биохимический механизм передачи возбуждения в холинэргических и адренэргических нервах. М- и Н-холинореактивные системы. 80

1.5. Химическая передача возбуждения в ганглиях симпатической нервной системы. Ацетинхолин как передатчик возбуждения в ганглиях. Роль холиностеразы. Ганглиоблокирующие вещества и их роль в лекарственной терапии. 81

1.6. Значение вегетативной нервной системы в деятельности целого организма. Адаптационно-трофическое значение вегетативной нервной системы организма. 83

1.7. Участие вегетативной нервной системы в формировании целостных поведенческих реакций. 84

1.8. Роль ретикулярной формации, лимбической системы, гипоталамуса и коры больших полушарий в регуляции вегетативных функций. Роль вегетативных центров различных отделов ЦНС в регуляции вегетативных функций. Вегетативные компоненты поведения. 85

2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. 87

2.1. Оценка вегетативного статуса методом самооценки. 87

2.2.Изменение работы сердца, дыхания, потоотделения при физической нагрузке (проба минора). 90

III. ФИЗИОЛОГИЯ АНАЛИЗАТОРОВ. 94

1.1.Учение И.П.Павлова об анализаторах. 94

1.2.Рецепторный отдел анализаторов. Классификация, функциональные свойства и особенности рецепторов. Функциональная мобильность (П.Г.Снякин). 96

1.3.Проводниковый отдел анализаторов. Особенности проведения афферентных возбуждений. Участие подкорковых образований в проведении и переработке афферентных возбуждений. 96

 

 

1.4.Корковый отдел анализаторов (И.П.Павлов). Процессы высшего коркового анализа афферентных возбуждений. Взаимодействие анализаторов. 97

1.5.Системный характер восприятия. Влияние биологических и социальных мотиваций на состояние анализаторов. 98

1.6.Адаптация анализаторов, ее периферические и центральные  механизмы. 98

1.7.Характеристика зрительного анализатора. Рецепторный аппарат. Фотохимические процессы в сетчатке при действии света. 99

1.8.Восприятие цвета (М.В.Ломоносов, Г.Гельмгольц, И.П.Лазарев). Основные формы нарушения цветового зрения. Современные представления о восприятии цвета. 102

1.9.Физиологические механизмы аккомодации глаза. Адаптация зрительного анализатора. Формирование зрительного образа. Роль правого и левого полушарий в зрительном восприятии. 103

1.10.Слуховой анализатор. Звукоулавливающий и звукопроводящий аппарат. Рецепторный отдел слухового анализатора. Механизм возникновения рецепторного потенциала в волосковых клетках спирального органа. Теория восприятия звуков (Г.Гельмгольц, Г.Бекеши). Особенности проводникового и коркового   отделов слухового анализатора. 105

1.11. Роль вестибулярного анализатора в восприятии и оценке положения тела в пространстве и при его перемещении. Особенности деятельности вестибулярного  анализатора при  ускорениях и в   состоянии невесомости. 107

1.12.Двигательный анализатор, его роль в восприятии и оценке положения тела в пространстве и в формировании движений. 108

1.13.Тактильный анализатор. Рецепторный, проводниковый и корковый отделы анализатора. 110

 

 

1.14.Роль температурного анализатора в восприятии температуры внешней и внутренней среды организма. Рецепторный, проводниковый и корковый отделы температурного анализатора. 110

1.15.Физиологическая характеристика обонятельного анализатора. Классификация запахов, механизм их восприятия. 111

1.16.Физиологическая характеристика вкусового анализатора. Рецепторный, проводниковый и корковые отделы. Классификация вкусовых ощущений. 112

1.17.Роль интероцептивного анализатора в поддержании постоянства внутренней среды организма, его структура. Классификация интерорецепторов, особенности их функционирования. 113

1.18.Биологическое значение боли. Современные представление о ноцицепции и центральных механизмах боли. Антиноцицептивная система. Нейрохимические механизмы антиноцицепции. 114

2.ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. 116

2.1.Определение остроты зрения. 116

2.2. Определение полей зрения. 116

2.3. Исследование цветового зрения. 118

2.4.Наблюдение оптических обманов. 119

2.5. Влияние изменения интенсивности освещения на ширину зрачка. 120

2.6. Изменение ширины зрачка при конвергенции. 120

2.7. Демонстрация слепого пятна на сетчатке глаза (опыт мариотта). 120

2.8. Наблюдение сферической абберации. 121

2.9. Исследование явлений бинокулярного зрения. 121

2.10. Сравнение воздушной и костной проводимости (опыт рине). 121

2.11. Латерализация звука (опыт вебера). 122

2.12. Исследование бинаурального слуха. 122

2.13. Использование слухового аппарата для коррекции слуха. 122

2.14. Оптокинетический нистагм. 123

2.15. Вращательный нистагм. 123

2.16. Локализация тепловых и холодовых точек на коже. 123

2.17. Нулевой температурный уровень и его адаптационные сдвиги. 123

2.18. Определение пространственного порога тактильной чувствительности. 124

2.19. Локализация болевых раздражений. 124

2.20. Определение вкусовой «карты» языка. 124

IV. ПРОФИЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПЕДИАТРИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА.. 125

1.1.Морфофункциональные особенности центральной нервной системы в детском возрасте. 125

1.2.Структурно-функциональная характеристика цнс плода, двигательная активность плода. 132

1.3.Структурно-функциональная характеристика. 134

ЦНС новорожденного. 134

1.4.Характеристика рефлексов новорожденного. 137

1.5.Структурно-функциональная характеристика цнс детей грудного возраста. особенности гематоэнцефалического барьера. 139

1.6.Этапы развития  двигательных  навыков  у  ребенка  грудного  возраста. 143

1.7.Двигательные навыки в другие возрастные периоды. 145

1.8. Особенности ЭЭГ в различные возрастные периоды.. 147

1.9.Структурно-функциональная характеристика вегетативной нервной системы детей различного возраста. 148

1.10. Возрастные особенности сенсорных систем. 151

1.11.Особенности зрительного анализатора у детей дальнозоркость и близорукость, их причины.. 155

1.12. Возрастные особенности слухового анализатора. 159

V. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ. 161

ФИЗИОЛОГИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ И ВЕГЕТАТИВНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ. ФИЗИОЛОГИЯ АНАЛИЗАТОРОВ. 161

1.1.Контроль знаний – теоретическая часть. 161

Профильные вопросы для студентов педиатрического факультета. 165

1.2. Контроль знаний – практическая часть. 165

1.3. Контроль знаний –компьютерное тестирование. 166

1.4. Ситуационные задачи. 166

1.5. Тестовые задания. 178

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины.. 197

Материально-техническое обеспечение программы.. 198

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 200

 

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ

АКТГ адренокортикотропный гормон
ВНС вегетативная нервная система
КБП кора больших полушарий
ЛГ лютеинизирующий гормон
МАО моноаминоксидаза
ПД потенциал действия
РФ ретикулярная формация
ТТГ тиреотропный гормон
ФСГ фоликулостимулирующий гормон
ЦНС центральная нервная система
ЭЭГ электроэнцефалография

ВВЕДЕНИЕ

Центральная нервная система (ЦНС) связывает в единое целое все клетки, ткани и органы организма. ЦНС играет ведущую роль в регуляции и координации всех сторон жизнедеятельности, обеспечивая взаимодействие организма со средой. Это взаимодействие осуществляется благодаря формированию как простейших рефлекторных реакций, так и сложных поведенческих актов, включая психическую деятельность человека.

Вегетативная нервная система (ВНС) — отдел нервной системы, регулирующий деятельность внутренних органов, желез внутренней и внешней секреции, кровеносных и лимфатических сосудов. Под контролем вегетативной нервной системы находятся органы кровообращения, дыхания, пищеварения, выделения, размножения, а также обмен веществ и рост. Фактически эфферентный отдел ВНС осуществляет нервную регуляцию функций всех органов и тканей, кроме скелетных мышц, которыми управляет соматическая нервная система.

Анализаторы — представляют собой сложные физиологические структуры, которые воспринимают различные раздражения, преобразуют их в нервные импульсы, проводят в соответствующие центры ЦНС, где обеспечивается анализ информации.

Таким образом, изучениеособенностейморфофункциональной организации и регуляции центральной, вегетативной нервной систем и анализаторов, а также основные методики исследования функций данных систем, обеспечит формирование компетенций различного уровня у студентов педиатрического факультета для последующего изучения клинических дисциплин и формированию врачебного мышления.

В результате освоения  данной темы студент должен обладать следующими компетенциями:

общекультурными компетенциями:

- способностью к абстрактному мышлению, анализу, синтезу (ОК-1);

- готовностью к саморазвитию, самореализации, самообразованию, использованию творческого потенциала (ОК-5);

общепрофессиональными компетенциями:

- готовностью к использованию основных физико-химических, математических и иных естественнонаучных понятий и методов при решении профессиональных задач (ОПК-7);

- способностью к оценке морфофункциональных, физиологических состояний и патологических процессов в организме человека для решения профессиональных задач (ОПК-9);

профессиональными компетенциями:

- способностью к участию в проведении научных исследований (ПК-21);

В результате освоения дисциплины студент должен:

Знать:

- особенности и закономерности функционирования ЦНС;

- структурно-функциональные особенности соматической и вегетативной нервной системы;

-механизмы сенсорного восприятия и его роль деятельности целостного организма;

- методы исследования функций ЦНС, ВНС и анализаторов в эксперименте, а также проведения исследований на человеке, используемых с целью диагностики в клинической практике.

Уметь:

- самостоятельно работать с научной, учебной, справочной и учебно-методической литературой;

- интерпретировать результаты наиболее распространенных методов лабораторной и функциональной диагностики, термометрии для выявления патологических процессов в органах и системах детей и подростков;

- оценивать состояние рефлекторной деятельности нервной системы и вегетативной реактивности;

- оценивать функции сенсорных систем и болевой чувствительности;

Владеть:

- базовыми технологиями преобразования информации: текстовые, табличные редакторы, поиск в сети Интернет и др.;

- понятием «норма» и «патологические отклонения» в наиболее часто встречающихся лабораторных тестах;

- навыками интерпретировать и объяснять информационную (системную) ценность различных показателей (констант) и механизмы регуляции деятельности клеток, тканей, орга­нов, физиологических систем и целостного организма.

 

I.ФИЗИОЛОГИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...