Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Молитва Шамиля. Фланкировка: правила и основные элементы




Молитва Шамиля

Танец кубанских казаков «Ой ся, ты ой ся! », имеющий второе название - танец Шамиля (в Чеченской республике – «Молитва Шамиля») - произведение с интересной историей и хореографией. Мелодию для него написал Магомет Магомаев, прадед знаменитого певца Муслима Магомаева, в начале 20 века (1910-1912 гг. ). Кумык по национальности (второе по численности национальное меньшинство в Чечне), он, будучи в Шатое, был впечатлен рассказами о национальном герое Кавказа Шамиле и эти эмоции легли в основу новой мелодии.

Удивительно, но этот танец стал обязательной частью программы выступления казачьих ансамблей и танцевальных коллективах. В станицах Кубани без него не обходится ни один казачий праздник, ни одна свадьба. Почему танцем кубанских казаков стал «Танец Шамиля»?

Еще в 19 веке историками и этнографами отмечалось сильное влияние черкесов на культуру казаков. Это не только танцы, но и национальная одежда (черкеска, бурка), горская манера владения оружием и скакать на коне. По мнению историка, этнографа И. А. Герасимовой: «... создание кавказского художественного образа носителями славянской традиции... столь же рационально, сколь и эмоционально... » («Философское понимание танца»).

Танец Шамиля - один из таких феноменов. До 30-50-х гг. 20 века его танцевали и в адыгской среде, но уже в те годы представители народов Кавказа сетовали, что он стал разновидностью «развесистой клюквы». В частности, такое мнение высказывал Х. Ошаев, известный чеченский драматург, писатель, автор ряда исторических произведений и поисковых работ. Он пишет: «... религиозное население усмотрело бы в демонстрировании молитвы перед танцем кощунство... » («Кто автор молитвы Шамиля», 1931 год). Действительно, танец не совсем традиционен для народов Кавказа - он состоит из двух частей. Первая - коленопреклоненная молитва, заимствованная казаками у кавказских народов, вторая - динамичная, даже неистовая, пляска.

Но обращение к инно - этническому материалу и не может быть точным копированием. Многочисленные исторические примеры наглядно свидетельствуют, что культуры проживающих рядом, в непосредственной географической близости, этносов, тем не менее, никогда полностью не смешиваются. Они могут проникать один в другой, заимствовать какие-то элементы, но это будет имитацией для реализации своих внутренних потребностей. И кубанские казаки заимствовали именно эту эмоциональную наполненность, совпадающие с их внутренними запросами, мелодию и движения, но не философский смысл «Молитвы... », безусловный для кавказских народов.

Фланкировка: правила и основные элементы

Упражнения с клинковым оружием, которые выглядят зрелищно, называются фланкировкой. Но это понятие, по сути, ошибочно. Дело в том, что в рукопашном бою некогда кавалеристы выполняли пикой боевые приемы, и эти действия получили название «фланкирование». Со временем ошибка лексического характера стала устойчивым термином и начала обозначать комплекс приемов владения холодным оружием. Но сегодня фланкировка шашкой является атрибутом казачьей культуры. Без нее сложно представить какой-либо праздник как самих казаков, так и тот, где они принимают участие.

Есть мнение, что искусство фланкировки казаки переняли у горцев Кавказа. Гипотеза вполне жизнеспособна, если вспомнить джигитовку, кавказские танцы, в которых задействовано оружие. Вместе с тем, по мнению специалистов, современная фланкировка саблей использовалась как один из обучающих методов защиты в бою. Казаки изначально обучались крутке оружием не чтобы показать свою удаль, а чтобы защищаться и нападать в строю.

Фланкировка построена на чередовании движений рукой с шашкой, которые являются эллипсоидными. Замахи помогают наносить мощные удары оружием максимально быстро, причем времени тратится не так уж много.

Движения во время крутки выглядят изящными и даже слегка небрежными. Однако за ними скрываются настоящие боевые приемы – махи, уколы, рубка.

Шашки бывают:

Названия элементов:

Восьмерки – простое движение клинка по восьмиобразной амплитуде. Бывает:
- восьмерка прямая;
- восьмерка обратная;
- вертикальная восьмерка;
- вертикальная восьмерка обратная;
- восьмерка за спину.

«Черт» – движение клинка по восьмерке вокруг правого бока (боковая восьмерка). Бывает:
- черт с прокрутом – совмещение фигуры 8 и 9;
- черт с обратным прокрутом;
- черт с двойным прокрутом;
- обратная восьмерка и черт с прокрутом;
- черт с прокрутом и вертикальная восьмерка;
- обратная восьмерка и черт с прокрутом.
Перехваты шашки:
- перехват перед собой простой с оттяжкой;
- перехват с прокрутом с обуха;
- перехват с круткой за спиной;
- перехват за спиной под локоть;
- перехват через кисть одной рукой;
- перехват через кисть с руки на руку;
- гашник (простой перехват за спиной);
- гашник с узлом (сложный перехват).

Прокрутка. Бывает:

- с локтя;

- со спины;

- с ноги.
Подбросы шашки. Бывают:

- простой;

- обратный;

- с подкрутами;

- перед собой;

- с оборотами (двойной, тройной).
Фигуры фланкировки двумя шашками:
- рубка с оттяжкой по очереди;
- горизонтальные удары с оттяжкой;
-мельница простая;
- мельница обратная;
- с горизонтальным на лево и на право;
- с двумя вертикальными восьмерками;
- с двумя обратными восьмерками;
- с двумя чертами;
- черт с прокрутом поочередно;
- прямые восьмерки двумя руками;
-обратные восьмерки двумя руками (простая и со сменой рук);
- комбинированные движения двумя руками (вертикальная восьмерка и черт с прокрутом);
- кресты;
- волна.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...