Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 2.3. Организация транспортного парка в строительстве




Виды строительных грузов и способы их транспортирования

Строительство, как отрасль материального производства, характеризуется значительным потреблением разнообразных строительных конструкций, материалов, полуфабрикатов и из­делий, а, следовательно, и перемещением большого количества грузов.

По своему виду строительные грузы бывают:

• порошкообразные материалы - гипс, алебастр, цемент, известь-пушонка и др.;

• сыпучие материалы - щебень, гравий, керамзит, шлак, песок, различные виды грунтов и др.;

• штучные изделия - кирпич, облицовочные и отделочные материалы, оконные и дверные блоки, железобетонные и доборные элементы, стекло, кровельные и изоляционные материалы, сантехническое оборудование и др.;

• крупноразмерные изделия - стропильные фермы, лестничные марши, стеновые панели сборного домостроения, отправочные элементы арок или балок пролетного строения мостов и др.;

• длинномерные материалы и изделия - сваи, трубы, арматура, прокат, лесоматериалы и др.;

• плоские элементы - плиты перекрытий и покрытий, панели перегородок, плиты дорожных покрытий и др. тонкостенные элементы - своды и оболочки, армоцементные плиты и др.;

• объемные элементы - сантехнические кабины, блоки подземных коллекторов, секции водостоков, канализации и смотровых колодцев и др.;

• теплоизоляционные материалы - минеральные и стекловата, газобетон, пеносиликат и др.;

• вязкие (подвижные) материалы - бетонная смесь, раствор, асфальтобетонная смесь и др.;

• жидкие материалы - разогретый битум, известковоетесто, грунтовки и др.

Приведенные виды грузов позволяют в практических це­лях прогнозировать тип транспортного средства и способ их транспортировки.

Транспортировка строительных грузов может осуществ­ляться открытым способом, а грузы, требующие защиты от ат­мосферных воздействий, специальных условий безопасности, соблюдения более сложных условий по сохранности качества и количества - закрытым.

По способу положения в транспортных средствах грузы могут находиться в вертикально-наклонном и горизонтальном положении. Способ положения груза определяется максималь­ным использованием транспортного средства по грузоподъем­ности и объему подвижного состава или физическим состояни­ем груза в процессе транспортировки.

По способу транспортирования строительные грузы мо­гут находиться в транспортных средствах навалом, штучно, па­кетах, контейнерах, специальной таре и т.п.

Виды транспорта, их классификация и структура

Одним из важнейших условий повышения эффективности строительного производства является своевременная и качест­венная доставка строительных грузов. Для этих целей исполь­зуется транспорт: железнодорожный, автомобильный, трактор­ный, водный, воздушный, трубопроводный, подвесной канат­ный и непрерывного действия.

Классификация транспорта

Все виды транспорта, применяемые в строительстве, раз­деляются:

по отношению к объекту строительства на внутрипостроечный, приобъектный и внешний;

по направлению перемещения груза - вертикальный и горизонтальный.

Внутрипостроечным транспортом осуществляются пе­ревозки строительных конструкций, материалов и изделий на строительной площадке с приобъектного склада на рабочие места, а приобъектным транспортом - со складов баз производ­ственно-технологической комплектации на приобъектные склады или рабочие места в пределах строительной организа­ции.

Внешним транспортом осуществляются перевозки строительных грузов от предприятий-поставщиков (производи­тель, торгово-посреднические предприятия и т.п.) до их потре­бителей (склады строительных организаций или их базы про­изводственно-технологической комплектации, приобъектные склады строительных площадок).

Вертикальный транспорт предназначен для подъема строительных конструкций, материалов, изделий и оборудования и осуществляется различными типами кранов, подъемни­ками, пневматическими нагнетателями и бетоно, - растворонасосами, винтовыми конвейерами и др.

Горизонтальный транспорт осуществляет перемещение грузов от места их производства или складирования к месту их потребления. К нему относятся все виды транспорта, перечис­ленные в начале данного параграфа.

По приспособленности к перевозке строительных грузов транспорт бывает:

• универсальный - для перевозки грузов широкой номенклатуры;

• специализированный - для перевозки грузов определенных видов;

• специальный - для конкретного вида груза или единичных перевозок.

В зависимости от принадлежности транспорта к различ­ным структурам различают транспорт общего назначения и ведомственный, входящий в состав организаций.

Рассмотрим основные виды транспорта и их структуру.

Железнодорожный транспорт

Железнодорожный транспорт является основным грузо­вым магистральным транспортом и транспортом, обеспечи­вающим массовые перевозки строительных грузов на большие расстояния.

Железнодорожный транспорт бывает нормальной ко­леи (1524 мм) и узкой колеи (750 и 600 мм).

Железнодорожный транспорт нормальной колеи приме­няется при внешних перевозках строительных грузов, доставке нерудных материалов и проката металла на предприятия стройиндустрии и др. Как внутрипостроечный транспорт при­меняется в тех случаях, когда проектом строящегося промышленного предприятия предусмотрены постоянные вводы же­лезнодорожных путей, и их строительство было осуществлено в подготовительный период, а также - при реконструкции дей­ствующих предприятий или после ввода в эксплуатацию пус­кового комплекса (очереди) строящегося промышленного предприятия с существующими железнодорожными путями.

Железнодорожный транспорт узкой колеи в основном применяется в карьерах по добыче камня, гравия, песка, песчано-гравийной смеси и т.п., леспромхозах, торфодобывающих и других предприятиях, когда имеются устойчивые грузопотоки.

Подвижной состав железнодорожного транспорта включает в себя:

• локомотивы на электрической и тепловозной тяге для грузовых перевозок и маневровые, вывозные, передаточные и тяговые агрегаты (мотовагоны, мотовозы и т.п.);

• вагоны универсальные и специальные.

Универсальные вагоны бывают крытые, полувагоны и платформы, а специальные, приспособленные для транс­портирования определенных грузов - вагоны-самосвалы (думпкары) для перевозки гравия, щебня, песка, других сыпу­чих грузов, вагоны - хопперы - цемента, извести, других гру­зов, требующих защиты от атмосферных воздействий, вагоны-цистерны - для сыпучих и наливных грузов.

Крытые вагоны имеют боковые раздвижные проемы, а у некоторых типов и крышу, что допускает перевозку различных видов грузов.

Полувагоны имеют люки в боковых стенках и иолу, от­крывающиеся торцевые стенки и предназначены для перевозки сыпучих, длинномерных и других грузов.

Платформы выполняют с бортами и без них и предна­значены для перевозки различных строительных грузов: желе-юбетонных конструкций и изделий, проката, оборудования, контейнеров, лесоматериалов и др.

По грузоподъемности вагоны бывают 54...135 тонн, а по объему кузова - до 130м.

По способу разгрузки вагоны подразделяются на саморазгружающиеся, разгружаемые при помощи механизмов и вручную.

Железнодорожные перевозки строительных грузов про­изводятся вагонами, принадлежащими объединенным желез­нодорожным хозяйствам, МПС, собственными или арендован­ными вагонами строительных предприятий и поставщиков гру­зов.

Организация работы железнодорожного транспорта осу­ществляется промышленными предприятиями железнодорож­ного транспорта, а также транспортными подразделениями крупных строительных объединений, предприятий стройиндустрии, карьеров и других хозяйств.

Автомобильный транспорт

Автомобильный транспорт является наиболее мобильным и маневренным из всех видов транспорта. С его помощью можно значительно быстрее, чем другим транспортом, доста­вить грузы на различные расстояния без перегрузок непосред­ственно на строительные площадки и сравнительно небольших объемов одновременной поставки, ввиду ограниченности приобъектных складов.

Автомобильный транспорт для перевозки строительных грузов классифицируется по роду двигателя, типу кузова, грузоподъемности, виду перевозимого груза, проходимости.

По роду установленного двигателя автомобили бываю! с карбюраторными, дизельными, газотурбинными двига­телями и двигателями, работающими на сжиженном или сжатом газе.

По типу кузова автотранспорт может быть универсаль­ный, специализированный и специальный.

По грузоподъемности, определенной заводом - изгото­вителем в соответствии с конкретным типом кузова, авто­транспорт разделяется на следующие классы: малый - до 2 т; средний - до 5 т; большой - свыше 5 т и до предела, уста­новленного дорожными ограничениями; особо большой -свыше предела, установленного дорожными ограничения­ми (карьерные, внедорожные автомобили). Наиболее рас­пространены в строительстве автомобили грузоподъемностью 3, 5, 8, 10, 12, 16, 27, 40, 60, 75, 120 т.

По виду перевозимого груза автотранспорт подразделя­ется на автомобили общего назначения, самосвалы (обще-строительные, карьерные, землевозы), седельные тягачи с полуприцепами (фермовозы, панелевозы, плитовозы, бло-ковозы, сантехкабиновозы, битумовозы, цементовозы и т.п.).

По проходимости автомобили делятся на дорожные, по­вышенной и высокой проходимости, и внедорожные.

Водный транспорт

В зависимости от условий плавания, перевозки строи­тельных грузов осуществляются морскими судами и речными, которые предназначены для внутренних речных путей и сме­шанного плавания (река - море).

Водный транспорт может быть транспортный, грузо­вой, служебно- вспомогательный (буксировщики, буксиры, толкачи, разъездные и т.п.) и технический.

Грузовой речной транспорт для внутреннего плавания подразделяется на самоходный, несамоходный, баржи и секции (полусекции).

Самоходные и несамоходные суда, в свою очередь, - на сухогрузы (закрытые, открытые и с люковым закрытием, пло­щадки), наливные (танкеры) и комбинированные (сухогрузо-наливные), а баржи и секции - открытые и площадки.

Воздушный транспорт

Воздушный транспорт используется при доставке строи­тельных грузов в места, недоступные для других видов транс­порта (водные преграды, отсутствие автомобильных и желез­ных дорог), а также специфических технологических условий (возведение верхних элементов доменных печей, труб, телеба­шен, опор ЛЭП и т.п.).

Средства воздушного транспорта классифицируются:

• по способу передвижения - самолетные (самолеты и вертолеты) и дирижабли;

• по типу двигателя - поршневые и газотурбинные;

• по грузоподъемности - I класса (более 10 т), II класса (5...10т), П1 класса (2...S т) и IV класса (до 2 т).

В строительстве в основном применяются грузовые само­леты типа "Антей", ИЛ-76, вертолеты МИ-1,2,4,6,8 и 10К, Ка-26 и дирижабли.

Все авиационные работы выполняются с соблюдением требований Воздушного кодекса РФ и других документов, рег­ламентирующих летную работу и эксплуатации воздушного транспорта.

Выбор транспорта

Для перевозки строительных грузов могут быть исполь­зованы все виды транспорта, применяемые в строительстве.

При выборе вида транспорта учитываются производст­венно-технические факторы (объемы, виды, габариты и парти-онность перевозимых грузов, дальность и сроки доставки, ус­ловия погрузочно-разгрузочных работ и возможность беспере­грузочной доставки, наличие и состояние транспортных путей, технические характеристики транспортных средств и др.), при­родно-климатические условия (сезонность завозки, состояние транспортных путей в различные периоды года и т.п.) и другие особенности строительства в каждом конкретном случае.

Выбор транспортных средств производят последователь­но.

На первом этапе анализируются конкретные условия пе­ревозок строительных грузов и определяются возможность и рациональность применения того или иного вида транспорта Например, автомобильный транспорт целесообразно ис­пользовать при перевозке грузов до 200 км, а при рассредото­ченном строительстве, доставке негабаритных грузов по усло­виям железнодорожных перевозок, при строительстве в труд­нодоступных районах и на большие расстояния.

Железнодорожный транспорт, обладающий высокой про­изводительностью и сравнительно низкой себестоимостью пе­ревозки, рационально применять при доставке больших объе­мов грузов на расстояния не менее 200 км из-за большой про­должительности погрузо-разгрузочных работ и небольшом среднесуточном пробеге подвижного состава.

Водный транспорт целесообразно применять для достав­ки массовых грузов при сосредоточенном строительстве объек­тов, непосредственно прилегающих к водным акваториям и имеющим соответствующее портовое оборудование.

Воздушный транспорт из-за высокой себестоимости пе­ревозок целесообразно применять в случае невозможности ис­пользования какого-либо другого вида транспорта или преодо­ления природных преград в транспортной схеме по доставке грузов.

Существенное значение для выбора транспорта имеет ве­личина грузооборота, а также мощность и стабильность грузо­вых потоков.

Величина грузооборота (Qrp) - это объем строительного груза, подлежащего к перевозке за определенный период вре­мени (год, квартал, месяц). Расчет грузооборота позволяет оп­ределить размер суточного грузооборота (Qrp.cyr).'

Мощность грузового потока Qrpn определяется величи­ной перевозимого груза в одном направлении за определенный период времени, а стабильность - интенсивность грузового потока (J,p.n) за принятую единицу времени

На втором этапе формируются возможные варианты транспортных средств для перевозки грузов с использованием одного или нескольких видов транспорта. Комбинированные способы доставки используются в тех случаях, когда по техни­ческим причинам невозможно применить один из видов транс­порта или применение нескольких видов транспорта с учетом перегрузок целесообразнее, чем одним из них.

Количество транспортных средств (N) каждого вида в принятых вариантах определяется по формуле

где: Q - общий объем перевозимого груза за определен­ный период времени, т, т.км.; g - доля грузов, перевозимых транспортным средст­вом данного вида в общем объеме, %; Пэ - эксплуатационная производительность транс­портного средства за определенный период времени, т., т.км.; Ки - коэффициент использования парка транспорт­ных средств.

На третьем этапе выбора транспортных средств произво­дится технико-экономическая оценка принятых вариантов пе­ревозок строительных грузов.

В основу выбора экономически эффективного варианта транспортных средств положен метод сравнительной оценки величины эксплуатационных затрат (Э).

Эксплуатационные затраты на содержание транспортных средств складываются из стоимости обслуживания и ремонт­ных работ, амортизационных отчислений на полное восстанов­ление и накладные расходы, затраты на энергоносители и эксплуатационные материалы, заработную плату эксплуатирующего и обслуживающего персонала и определяются по формуле:

Для перевозки строительных грузов принимается тот вариант, суммарные затраты на реализацию которого являются наименьшими.

Организация автотранспорта в строительстве

Основным транспортным средством в строительстве является автомобильный транспорт, на долю которого приходится более 80% всех перевозимых строительных грузов.

В недавнем прошлом автотранспортные средства до 80% были сконцентрированы в строительных министерствах и в зависимости от условий строительства были сосредоточены в основном в автотранспортных комбинатах, объединениях и трестах, автобазах и крупных автотранспортных предприятиях, осуществляющих централизованные перевозки.

В настоящее время автотранспорт находится в автотранспортных предприятиях, различающихся между собой по характеру собственности и правовому положению, а также в составе строительных организаций, предприятий стройиндустрии и механизации.

Сосредоточение транспорта в крупных автотранспортных и строительных предприятиях, концернах, холдинговых ком­паниях и т.п. позволяет значительно повысить использование автотранспорта и снизить себестоимость перевозки грузов за счет сбалансированности структуры транспортных средств и грузовых потоков, а также улучшения технического обслужи­вания и ремонта автомобилей.

Структура транспортных средств автотранспортного предприятия, т.е. количественный состав автопарка по классификационным принципам должен в максимальной степени соответствовать объемам перевозимых грузов и их видам, парционности поставок и интенсивности потребления, условиям перевозок и погрузо-разгрузочных работ, степени рассредоточенности объектов строительства и состояния дорог, удаленность поставщиков и потребителей грузов как между ними, так и до автопредприятия и другим требованиям.

По структуре подвижного состава автотранспортные предприятия могут быть общего назначения для перевозки грузов широкой номенклатуры и специализированными.

Взаимоотношения между транспортными предприятиями и грузополучателями определяются договорами, в которых регламентируются их обязательства и ответственность сторон.

Организация работы автотранспорта должна согласовываться с работой поставщиков и грузополучателей, ремонтом эксплуатации автомашин, графиком работы шоферов и обслуживающего персонала и может быть одно, - двухсменной и круглосуточной, а выпуск на линию - единовременный, после­довательный и периодический (групповой) в зависимости от условий погрузо-разгрузочных работ, периодичности поставок и т.п. Организация перевозок строительных грузов может осуществляться по трем схемам: маятниковой, челночно-маятниковой и челночной.

Маятниковая схема предусматривает доставку грузов автотранспортом с неотцепляемым кузовом и транспортным устройством.

Время оборота автотранспорта равно времени полного цикла (Тц): погрузка (Тп), груженый пробег (Тлв.г), выгрузка (Тв) и порожний пробег (Тлв.п).

Тм = Тл + Тдв.г. + Тв + Тднп,

При челночно-маятниковой схеме автотранспорт (тягач) обслуживает два полуприцепа. С одним он простаивает во время погрузки, а со второго в это время ведется разгрузка.

Время оборота тягача определяется:

где Т|1ер - время, расходуемое на отцепку и прицепку от­цепляемого транспортного устройства,

Челночная схема предусматривает обслуживание тягачом трех или более отцепляемых транспортных устройств. В этом случае исключаются затраты времени на погрузочно-разгрузочные работы.

Т =Т +2Т

Потребное количество автотранспортных средств (А) для перевозки грузов по определенному маршруту может быть оп­ределено по формуле:

где: Q - общее количество груза, перевозимое за расчет­ный период; Тр - продолжительность расчетного периода в сопоставимых единицах времени с продолжительностью полного цикла (Тц); gM - грузоподъемность одной автомашины; Кг - коэффициент использования автомашины по грузоподъемности Кп - коэффициент использования пробега, т.е. отношение пути автомашины с грузом к общей длине пути.

При определении количества автотранспортных средств при монтаже конструкций с "колес" должно быть сохранено следующее неравенство:

Т <К Т.

где: Тм - время, затраченное на монтаж, доставленных за один оборот конструкции и деталей, в сопоставимых единицах времени с Тц; Км - коэффициент резерва времени на монтаж.

В случае нарушения неравенства, т.е. ТцМТМ, количе­ство автомашин (А) увеличивается на величину частного от отношения ТЦМТМ.

Для оценки организации работы автотранспорт исполь­зуют ряд технико-экономических показателей:

• коэффициент использования парка автотранспорт ных средств (Ки), среднее значение которого равно 0,64-0,7:

КИ0Т.Г.,

где ао, Ат.г. - общесписочное количество автомобилей и технически готовых к работе, в автомобиле-днях;

• коэффициент использования автотранспортных средств по грузоподъемности (Кг), среднесписочное значение которого равно 0,9-0,95:

кг = рф0,

где: <3ф, Qo - количество фактически перевезенного груза и общее количество, которое может быть перевезено при пол­ном использовании грузоподъемности;

• коэффициент использования пробега (Кп), среднее значение которого равно 0,48^-0,52:

Kn-Lr/L0,

• V,e...

где: Lr, lo - пробег автомашины с грузом и общий про­бег, включая пробег с грузом, холостой пробег, подачу под по­грузку, возврат к месту стоянки, заправка топливом, заезды на техническое обслуживание и т.п.;

• средняя техническая скорость за один час движения
автотранспорта (VT):

где ТдВ - общее время нахождения автотранспорта в дви­жении, час.

Анализируется также производительность автомобилей и время их простоев под погрузкой и выгрузкой, средний суточ­ный пробег и продолжительность работы автотранспорта, вы­пуск подвижного состава на линию и другие параметры работы подвижного состава автопарка.

Автоматизированная система планирования и управления работой автотранспорта

Эффективность работы автотранспортных средств, объе­диненных в систему (автотранспортное предприятие и т.п.) или в составе системы (транспортный цех или автобаза в ДСК и т.п.), определяется четким взаимодействием всех ее состав­ляющих элементов.

К основным задачам функционирования этих систем от­носятся: определение грузопотоков и планирование перевозок на основе обработки и анализа потоков информации, распре­деление транспортных средств по маршрутам и разработка графиков их движения, планирование и развитие автопарка, оперативное планирование, управление и регулирование экс­плуатационной работой подвижного состава и многие другие инженерно-технические, экономические и финансовые задачи.

Для решения этих задач создается автоматизированная система управления работой автотранспорта, которая состоит из трех функциональных подсистем: "планирование", "управ­ление и регулирование", "учет и анализ".

В подсистеме "Планирование" осуществляется:

• долгосрочное планирование - прогноз и планирование
грузопотоков, развитие автопарка и технических средств, материально-техническое обеспечение ремонтных предприятий;

• квартальное и месячное планирование - изучение грузопотоков, обоснование развития транспортной сети и маршрутных схем, разработка планов грузоперевозок и распределение транспортных средств, составление расписания и графиков движения подвижного состава;

• оперативное и текущее планирование – оптимизация плана перевозок и движения подвижного состава.

Подсистема "Управление и регулирование" представляет процесс реализации планов перевозок: координированное оперативное управление всеми средствами подвижного состава в реальном масштабе времени; оперативное перераспределение транспортных средств в случае внеплановых изменений по организационно - техническим причинам и климатическим условиям.

Существует множество других задач (определение крат­чайших расстояний на транспортной сети, последовательность развозки строительных грузов и др.), решение которых с при­менением математических методов позволит повысить эффек­тивность работы транспортных средств.

Модуль 3. Организация проектно-изыскательских работ. Строительные генеральные планы.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...