Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Саратан. Сатиры. Сведенборговы ангелы




САРАТАН

 

 

Существует легенда, обошедшая все страны и все эпохи, рассказ о

моряках, причаливших к неизвестному острову, который затем погружается в

море и топит их, ибо этот остров - живое существо. Вымысел этот мы находим

в первом путешествии Синдбада и в песне VI, строфе 37 " Неистового Орланда"

(" Ch'ella sia una isoletta ci credemo" - " Мы думали, что это маленький

островок" ); в ирландской легенде о Святом Брендане и в греческом

Александрийском " бестиарии"; в " Historia de Gentibus Septentrionalis"

(Рим, 1555), написанной шведским священником Олавом Магнусом, и   в

следующем пассаже в начале " Потерянного рая" где Сатана, его " чудовищное

тело, по длине Титанам равное", сравнивается с китом:

 

               Как великан морей - Левиафан,

               Когда вблизи Норвежских берегов

               Он спит, а запоздавший рулевой,

               Приняв его за остров, меж чешуй

               Кидает якорь, защитив ладью

               От ветра, и стоит, пока заря

               Не усмехнется морю поутру, -

               Так Архивраг разлегся на волнах.

 

Парадоксальным образом одна из самых ранних версий этой легенды

приводилась с целью ее опровергнуть. Ее записал в " Книге животных"

Аль-Джахиз, мусульманский зоолог девятого века. Приводим его текст по

испанскому переводу Мигеля Асина Паласиоса.

" Что до саратана, я никогда не встречал человека, который бы видел

его собственными глазами.

Некоторые моряки утверждают, что им приходилось плавать у морских

берегов, на которых они видели лесистые долины и расщелины в скалах, и они

причаливали, чтобы развести костер, и когда жара проникала до хребта

саратана, зверь этот начинал погружаться в воду вместе с людьми, которые

на нем находились, и со всеми росшими на нем растениями, так что лишь  те,

кто умел плавать, спасались. Это превосходит самые смелые, самые

причудливые измышления фантазии".

А теперь посмотрим текст Аль-Казвини, персидского космографа,

писавшего по-арабски. Взят этот текст из его труда, озаглавленного " Чудеса

Творения", и гласит он следующее:

" Что до морской черепахи, то она столь огромна, что люди на кораблях

принимают ее за остров. Один купец рассказывал такое:

" Плавая по морю, мы обнаружили остров, поросший зеленью, и причалили

к берегу, и выкопали ямы, чтобы развести огонь и сварить пищу, как вдруг

остров заколыхался, и моряки сказали: " Скорее назад, на корабль! Это

черепаха! Жар огня разбудил ее, мы здесь погибнем! "

Эта история повторяется в " Плаванье по морю" Святого Брендана. " И

тогда они поплыли дальше, и вскорости подошли к этому острову; у берета

места были неглубокие и кое-где торчали небольшие скалы, но наконец они

нашли заливчик, который им показался удобным, и развели там костер, чтобы

приготовить обед, а Святой Брендан еще оставался на корабле. И когда

костер хорошенько разгорелся и мясо начало поджариваться, островок

зашевелился; перепуганные монахи бегом вернулись на корабль, оставив и

костер, и варившуюся еду, и очень дивились этому движению острова. И

Святой Брендан их успокоил, сказав, что это большая рыба, называемая

Джаскони, которая ночью и днем старается ухватить пастью свой хвост, но

из-за того, что она огромна, не может этого сделать".

В англосаксонском бестиарии " Книги Экстер" опасный остров - это

" искусный в коварстве" кит, который умышленно обманывает мореплавателей.

Они устраиваются на его спине, чтобы отдохнуть после трудов в море, и тут

Дух Океана внезапно опускается в воду и топит людей. В греческом

" бестиарии" кит - воплощение блудницы из Притчей " ноги ее нисходят к

смерчи, стопы ее достигают преисподней"; в англосаксонском " бестиарии" он

символизирует Дьявола и Зло. Такое же символическое значение он имеет в

" Моби Дике", сочиненном через десять веков.

 

 

САТИРЫ

 

 

Так называли их греки; в Риме их именовали фавнами, Панами и

сильванами. Книзу от пояса они - козлы; туловище, руки и лицо - человечьи

и обросшие шерстью. На лбу - рожки, уши остроконечные и орлиный нос. Они

похотливы и любят вино. Они сопровождали Вакха в его веселом покорении

Индостана. Подглядывали из укрытий за нимфами, любили плясать и искусно

играли на флейте. Крестьяне их почитали и приносили им первинки урожая.

Приносили им также в жертву баранов.

Один из представителей этих младших богов был в Фессалии захвачен и

заточен в пещере легионерами Суллы, которые затем привели его к своему

военачальнику. Он издавал нечленораздельные звуки и был так отвратителен,

что Сулла приказал немедленно отпустить его обратно в горы. Воспоминания о

сатирах повлияло на средневековые изображения чертей.

 

 

СВЕДЕНБОРГОВЫ АНГЕЛЫ

 

 

Последние двадцать пять лет своей жизни, посвященной науке,

знаменитый шведский философ и ученый Эммануэль Сведенборг (1688 - 1772)

жил в Лондоне. Но поскольку англичане не слишком словоохотливы, он

приобрел привычку беседовать с демонами и с ангелами. Бог даровал ему

возможность посетить Тот Свет и ознакомиться с жизнью его обитателей.

Христос говорил, что попасть на небеса могут лишь души людей праведных.

Сведенборг к этому прибавил, что они также должны быть разумными; позже

Блейк высказал мнение, что это должны быть художники и поэты. Анголы

Сведенборга и есть души, избравшие небесную обитель. Они не нуждаются в

словах - ангелу достаточно подумать о другом ангеле, и тот оказывается

рядом с ним. Пара влюбленных здесь, на земле, становится на небе одним

ангелом. Миром ангелов правит любовь, каждый ангел - сам по себе рай.

Облик ангела - это облик совершенного человека, облик рая таков же. В

каком бы направлении ни обратил ангел свой взор, он всегда лицом к лицу с

Богом. А главное - они прорицатели; самое большое их удовольствие - это

молитва и решение богословских проблем. Дела земные суть лишь символы дел

небесных. Солнце - лик божества. На небесах время не существует, облик

райских существ меняется согласно настроению. Одеяния ангела сияют

соответственно возвышенности его ума. Души богатых богаче, чем души

бедных, ибо богатые привычны к роскоши. На небесах все предметы,

окружающая обстановка и города более телесны и более сложного состава, чем

на земле, цвета более разнообразны и ярки. Ангелы английской породы

выказывают склонность к политике, евреи - к продаже безделушек, а немцы

носят с собой пухлые тома, куда заглядывают, прежде чем решиться дать

ответ. Поскольку мусульмане почитают Мухаммеда, Бог снабдил их ангелом,

воплощающим Пророка. Нищие духом и отшельники к утехам небесным не

допускаются, ибо не способны ими наслаждаться.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...