Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава I. Особенности возникновения и эволюции свирели




ГЛАВА I. ОСОБЕННОСТИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ЭВОЛЮЦИИ СВИРЕЛИ

1. 1 История зарождения народных деревянных

духовых инструментов

 

Народное инструментоведение (эту науку называют еще этноорганологией) — особая область музыкальной фольклористики, изучающая традицион­ные народные инструменты, их возникновение и развитие, особенности кон­струкции, способы звукоизвлечения и т. п. Специфика этноорганологии состоит в том, чтоее исследованию и классифи­кации подлежат древние музыкальные инструменты.

Инструментарий изучают уже несколько тысячелетий. Его описания содержатся в самых древних письменных памятниках. И все же полноценное изучение народной инструментальной культуры стало возможным лишь с появлением звукозаписываю­щей аппаратуры — фонографа (начало XX века). Среди ученых первой половины столетия особый вклад в становление этноорганологии как отдельной научной дисциплины внес К. Квитка. Им написан ряд статей, посвященных русскому гудку и скрипке, свирелям, жалейкам.

Расцвет отечественного инструментоведения приходится на вторую половину XX века: появляются исследования по народному инструментарию отдельных регионов (К. Вертков, И. Мациевский, Т. Кирюшина, А. Банин, И. Назина, К. Бромлей, Ю. Бойко, В. Щу­ров, Ю. Багрий и др. ), издается «Атлас музыкальных инструментов народов».

Народный инструмент — продукт одновременно и материальной, и духов­ной культуры народа.  Инструментальный фольклор имеет много общих черт с фольклором песенным: это и устность бытования (навыки игры на инструменте перенимаются непо­средственно — «с рук» или «с губ», а наигрыши запоминаются на слух, без нот); и возрастное распределение инструментария и репертуара (дети играют заклички на простейших звуковых орудиях самостоятельного изготовления, взрослые исполняют пьесы на инструментах более сложной конструкции); и, наконец, вариативность инструментальной музыки (самих наигрышей в каж­дой местной традиции не так много, и для односельчан — членов общины все они известны, однако задача каждого исполнителя — привнести в наигрыш что-то свое, индивидуальное, что является духовной частью народа. Также как исполнитель, каждый мастер привносит в устройство духового инструмента что-то новое, свое, индивидуальное. То, что отражает материальную культуру народа. Из этого следует – все инструменты имеют свои различия, свойства, виды и типы.

 Народные инструменты:

- могут иметь небольшую территорию распространения (локальные инстру­менты)— например, инструменты, встречающиеся на территории только одного района или группы сел;

- могут использоваться на обширной территории, включающей области тра­диционного проживания разных народов (ареальные инструменты)— напри­мер, инструменты, бытующие в регионе русско-украинского пограничья;

- могут встречаться на всей территории расселения одного этноса (нацио­нальные инструменты);

- могут иметь широкую сферу распространения в фольклоре всехвосточных славян (общеславянские инструменты).

Часто бывает, что один и тот же по конструкции и акустическим характе­ристикам инструмент, встречающийся в самых различных этнокультурных тра­дициях и у разных народов, называется по-разному. К примеру, жалейку — общеславянский музыкальный инструмент — в разных регионах называют дуд­кой, пищиком, осиной, варганом. В то же время нередко возникает путаница из-за одинаковых названий совершенно различных инструментов. Так, например, локальным термином «дудка» в одних традициях называют жалейку, в других — кугиклы, а на Украине — волынку.

Поэтому при классификации и описании народных инструментов важно понять, что представляет собой данный инструмент, т. е. типовые (или видо­вые) особенности его конструкции. Духовые инструменты можно разделить на три вида: свистя­щие (флейтовые), язычковые и амбушюрные — типа труб. Рань­ше всего возникли свистящие инструменты. Духовые (аэрофоны). Источник звука — столб воздуха, заключенный в канале ствола инструмента. По способу звукоизвлечения различают несколько подгрупп:

- свистковые или флейтовые (звукоизвлечение происходит в резуль­тате рассечения струи воздуха об острый край стенки ствола или специаль­ный клинчатый вырез рассекающего (свисткового) отверстия, расположен­ного на стволе).

Виды свистковых инструментов:

а) краесекущие — кугиклы (многоствольные флейты, закрытые с одного конца), украинская сопилка;

б) клинчатовырезные (с продольным или поперечным вырезом отверстия) — свистульки, дудки, пыжатки, парные флейты и др.

- язычковые (колебание вдуваемой струи достигается при помощи эла­стичного вибрирующего прерывателя — язычка, или трости).

Виды язычковых инструментов:

а)   со свободным язычком (украинская луска);

б)   с бьющимся одинарным язычком — одинарная и двойная жалейка, сурна, волынка (тип кларнета);

в)   с бьющимся двойным язычком — берестяной рог (тип гобоя).

- мундштучные (звучание столба воздуха вызывается напряженными, вибрирующими губами исполнителя, прижатыми к мундштуку или непосред­ственно к верхнему концу ствола) — различные трубы и рога.

Данная классификация принадлежит Э. Хорнбостелю и К. Заксу. В ее основе, лежат два признака: источник звука и способ его извлечения. В настоящее время наиболее удачной и детально разработан­ной является классификация русских народных звуковых орудий О. В. Гордиенко в основу, которой положена та же система. [13, 27].

В своем исследовании мы остановимся на изучении свирели. По своему строению флейта бывает продольная, поперечная, носовая и многоствольная. В свою очередь первая может быть открытая или свистковая. У различных народов мира наибольшее распространение получила цилиндрическая конструкция флейты с узким каналом, через который проходит воздух. Но встречаются и шарообразные конструкции, как, например, окарина или китайская свистковая флейта. Духовые инструменты бывают деревянные и металлические, причем последние появились только в недавнем прошлом. А истинно народные духовые инструменты изготавливались из природного материала.

К поперечным флейтам относится пикколо (малая флейта) которая начала свою историю в XVIII веке. Этот инструмент издает самый высокий звук среди всех остальных духовых. Отличается от обычной флейты - пикколо, как размерами, так и звучанием. В длину она в два раза меньше, а звук на октаву выше. В основном малую флейту используют в симфонических и духовых оркестрах.

«Свирели относятся к группе духовых музыкальных инструментов, звук в которых образуется при помощи воздуха. Но мало было открыть, обнаружить способность струй воздуха издавать звуки. Нужно было научиться управлять ими. Подсказала сама природа: ветер свистел, заставлял дрожать и колебаться различные тонкие перепончатые предметы, усиливал и разносил звуки, издаваемые другими. Человек заметил, что ветер, гудящий в печной трубе или в большом дупле, издает низкие, басовитые звуки, а из узеньких стволов камыша или корабельных снастей раздаются звуки высокие, свистящие. Так постепенно появились не только разновидности духовых инструментов, отличающихся друг от друга способом звукоизвлечения, но и приспособления для получения звуков разной высоты». [28]

«Свирель - ствол с шестью отверстиями и свистковым устройством — в та­ком виде предстает перед нами музыкальный инструмент «ста­ринная дудка», который суще­ствовал в странах Древнего Востока, Греции, Египта, Рима. Слово «флейта» происходит от латинского flatus — дуновение. За все время своего бытования неоднократно изменялись на­звание инструмента, его форма, количество дырочек на стволе и длина». [29]

«Древнейшей формой флейты, по-видимому, является свисток. Постепенно в свистковых трубочках стали прорезать пальцевые отверстия, превращая простой свисток в свистковую флейту, на которой уже можно было исполнять музыкальные произведения. Первые археологические находки флейты датируются 35 — 40 тысяч лет до нашей эры, таким образом, флейта является одним из древнейших музыкальных инструментов.

Продольная флейта была известна в Египте ещё пять тысяч лет тому назад, и она остаётся основным духовым инструментом на всём Ближнем Востоке». [30]

Поперечная флейта с 5-6 пальцевыми отверстиями была известна в Китае по меньшей мере 3 тысячи лет назад, а в Индии и Японии — более двух тысяч лет назад. В Европе в период Средневековья были распространены, в основном, простые инструменты свисткового типа (предшественницы блок - флейты и флажолета), а также поперечная флейта, которая проникла в Центральную Европу с Востока через Балканы, где до сих пор остается самым распространенным народным инструментом». [31]

В Европе была широко распространена в XV-XVII веках продольная флейта, имеющая 5-6 пальцевых отверстий и способная к октавному передуванию.

«Часто свирель ассоциируется с флейтой. Связь свирели с флейтой не случайна. В древнегреческих мифах и легендах находят неоднократные упоминания о флейтах. Этот факт подтверждает, что такой тип инструментов существовал у разных народов с древних времён. В восемнадцатом веке в Европе в придворном музицировании укрепилось его название — «продольная флейта». Инструмент изготавливали из различных материалов: тростни­ка, глины, кости, дерева, бамбука, металла. Делали флейту даже из серебра, фарфора и хрусталя». [32]

«Одинарная свирель – инструмент, изученный недостаточно. Исследованием традиции игры на ней детально занималась одна А. В. Руднева. Отдельные наблюдения имеются также у Н. И. Привалова, у К. В. Квитки, у А. А. Банина и других. [33]

«Само слово «свирель» известно в древнерусском языке с XI в., где «свирель» – производное от глагола «свирати», «свиряти» (играть на флейте, свистеть). Слово восходит к общеславянскому корню svьr-, родственному литовскому surma – «дудка, свирель». Первоисточник – латинское susurrus (шипение, звук флейты) от глагола susurro – «шипеть, шептать, жужжать».

По другим предположениям, слово восходит к восточным языкам: от древнеиндийского svarati (звучит), svaras (звук) или древнеисландского svarra (бушевать, свистеть).

Родственными являются:

Украинское – свирiль, свирiлка.

Болгарское – свирол.

Словенское – sviralo (музыкальный инструмент).

Производные: свиристеть, свирелька». [5]

На протяжении многих веков конструкция свирель подверга­лась изменениям и принимала то цилиндрическую, то коничес­кую форму. Каждая народность вносила в инструмент свои национальные особенности. Ин­струмент — это как бы результат коллективного творчества мно­гих поколений, поэтому у раз­ных народов он имеет свое название и различные конструк­тивные решения. У башкир это «курай», у узбеков «най», у белорусов «дудка», «флуэр» у молдаван, «сотгилка» у украинцев, «саламури» у грузин». [34]

В книге Банина А. А. «Русская инструментальная музыка фольклорной традиции» говорится, что наиболее часто русские летописцы употребляют три названия инструментов свистящего (флейтового) вида – свирель, сопель и цевница. В дошедшей до наших дней фольклорной традиции игры на флейтовых инструментах сохранились четыре разновидности свистящего инструмента: обертоновая флейта, многоствольная флейта без специального свисткового устройства и игровых отверстий, называемая носителями традиции кувиклами или кугиклами, и две разновидности продольной флейты со свистковым устройством – одноствольная и двуствольная – чаще называемые исполнителями просто дудками. [5]

Представляется неслучайным, что нет единообразия в названиях этих инструментов и в описаниях XVIII веке. Так, Штелин Я. употребляет для двойной дудки два названия: «дудка или свирель», а в другом месте – просто «русская дудка». Гасри М. называет одинарную дудку «дудкой», двойную – «жалейкой», а термин «свирелка» прилагает к флейте Пана. Тучков С. А. использует слово «свирель» при описании язычковой жалейки, слово «дудка» – при описании одинарной дудки. Термином «свирели» пользуется С. Разумихин, местный житель Тверской губернии, при описании двойной дудки.

Большая часть игрецов, опрошенных И. Горюновым и К. Квиткой, предпринявшими в 1940 году специальную поездку в Смоленскую область, называют двойную дудку просто «дудками». При этом выяснилось, что имеется множество других, местных разновидностей названия, в том числе “просвирели”, “свирелки”, “свирело”, «свирелина», «пищаль» и другие. [ 12,      с. 230].

Поскольку нет сомнений в том, что в памятниках древнерусской письменности словом «свирель» обозначался инструмент свистящего флейтового типа, и поскольку это название с аналогичным значением встречается в некоторых современных народных диалектах (например, на смоленском и белгородском ареале), мы используем его, наряду с диалектными, в качестве типового названия и прилагаем ко всем известным разновидностям инструмента флейтового типа, имеющим игровые отверстия. Для того чтобы различать между собой одноствольную и двуствольную разновидности инструмента, мы употребляем со словом свирель прилагательные «одинарная» и «двойная». [35]

Как профессиональный, академический, ансамблевый инструмент свирель начинает использоваться только во второй половине ХХ века.

В конце 20-х годов ХХ века на Украине организуются первые самодеятельные оркестры украинских народных инструментов. Руководители этих коллективов рядом с решением разнообразных художественно стилевых заданий, создания репертуара, воспитания дирижерских кадров, начинают хлопотливую работу над усовершенствованием музыкального инструментария, созданием оркестровых семей, организацией ансамблей народных инструментов при оркестрах. Впервые осуществляются попытки соединить в однородный ансамбль семью оркестровых свирелей талантливыми мастерами-конструкторами, руководителями оркестровых коллективов Л. Г. Гайдамакой и В. О. Зуляком. Их последователями стали мастера этого инструмента: Г. Каскун, О. Шленчик, Е. Бобровников, И. Скляр». [36]

«Как профессиональный, академический, ансамблевый инструмент свирель начинает использоваться только во второй половине ХХ века. Свирель используют в народном оркестре, нередко применение свирели в симфонической и эстрадной музыке. Именно во второй половине ХХ века свирель академический, профессиональный народный инструмент получила свое утверждение благодаря многим факторам, главное место среди которых принадлежит основателю свирельной академической школы И. Скляру. На этом отмечает М. Корчинский: «Шанс родиться новой, отдельной свирельной культурой ей дало ХХ век». [37]

Итак, в данном параграфе мы проанализировали история зарождения народных деревянных духовых инструментов. В результате изучения выяснили, что наукой, изучающей традицион­ные народные инструменты, является этноорганология или народное инструментоведение. Инструменты изучают уже тысячи лет, но полноценное изучение началось лишь с XX века, в связи с появления фонографа и записи наигрышей. Первый ученый, который начал этим заниматься – К. Квитка. Затем появляются работы К. Верткова, И. Мациевского, А. Банина, В. Щу­рова, Ю. Багрия и др. Э. Хорнбостелем и К. Заксом предложена классификация духовых (аэрофонных) инструментов: свистя­щие (флейтовые), язычковые и мундштучные и их подтипы. Аналогичная классификация предложена О. В. Гордиенко. Исследованием традиции игры на свирели детально занимались А. В. Руднева, Н. И. Привалов, К. В. Квитка, А. А. Банин.

Более подробно мы остановились на изучении свирели (свистковый духовой деревянный инструмент), который ведет свое происхождение еще с Древнего Востока, Греции, Египта, Рима, Китая, Японии, Индии. В Европе свирель была распространена лишь к XV-XVII веках. На устройство и название инструмента повлияло много национальностей, которые вносили в инструмент свои национальные особенности. Как профессиональный, академический, ансамблевый инструмент свирель начинает использоваться только во второй половине ХХ века.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...