Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Приложение




 

Приложение 1

 

«У родителей, которые очень пылко любили друг друга, родился сын. И в честь златовласого бога любви, назвали они его Лелем. Шло время, мальчик вырос и стал пастушком. Как и все молодые пастушки, он зачаровывающе играл на свирели. Игра его была настолько волшебна, что тронула даже сердце самого бога Леля, своего покровителя. Как-то раз бог спустился к пастуху и подарил ему волшебную свирель, сделанную из тростника. Пастух настолько увлекся игрой на волшебной свирели, что даже не заметил как его полюбила прекрасная Светлана. Шли дни, а он все не видел девичьих чувств. Тогда оскорбленная Светлана решилась на отчаянный шаг. Она выкрала и сожгла свирель. Но сожженная свирель не заставила Леля обратить внимание на Светлану. Он стал с каждым днем угасать, пока осенью не угас насовсем. Возле реки и похоронили Леля, там до сих пор растет тростник. Существует предание, что именно поэтому пастухи всегда прекрасно играют на свирелях, но им никогда не повезет в любви». [53]

 

Приложение 2

 

«Дудочка играет

С виду дудочка простая,

Но звучаньем поражает:

В нем небесная лазурь,

Солнца лучик после бурь.

В нем звучание лесов

Под порывами ветров,

В нем последний вальс листвы,

Плеск ручья и песнь травы,

Спящих рек, озер дыханье,

Встречи в нем и расставанья,

В нем томленья грустной ивы,

Птиц волшебные мотивы». [54]

 

Приложение 3

 

«Жил в селе пастух Андрейка,

На свирели и жалейке

Он коровушкам играл,

Хор коровий подпевал.

Были у него коровы

Невредимы и здоровы.

Звуки их оберегали,

Злых волков, болезни гнали.

Все Андрейку уважали,

Угощали, ублажали,

Прославляли всем селом.

Слыл он лучшим пастухом.

— Без умения играть

Счастья стаду не видать.

Вам поклон, свирель с жалейкой, —

Говорил пастух Андрейка». [55]

 

 

Приложение 4

 

«Зачем? Зачем?... Была такая тишь,
И вдруг твои мечты зашелестели
Шагами вдоль оград... Зачем свирели
Не выронишь, души не пощадишь?

Зачем? Зачем?... Звучанье - как темница,
Где быть самим собой перестаешь;
Пусть жизнь сильна - еще сильней цевница,
Когда, тоскуя, жизнь в нее вдохнешь.

Молчанья дай душе, чтоб возвратилась
Туда, где, беспечальны и безмерны,
Венчают Мудрость, Молодость и Милость
Того, кто ускользнул от сладкой скверны.

Как крыльями устало бьет душа!
Затем ли ты влечешь ее над бездной,
Паденьем и молчаньем устраша,
Чтоб возвратилась робко, чуть дыша,
Ко мне под окна музыкой любезной? »
Рильке (пер. В. Топорова) [56]

 

Приложение 5

 

« Свирель запела на мосту,

И яблони в цвету.

И ангел поднял в высоту

Звезду зеленую одну,

И стало дивно на мосту

Смотреть в такую глубину,

В такую высоту.

Свирель поет: взошла звезда,

Пастух, гони стада...

И под мостом поет вода:

Смотри, какие быстрины,

Оставь заботы навсегда,

Такой прозрачной глубины

Не видел никогда...

Такой глубокой тишины

Не слышал никогда...

Смотри, какие быстрины,

Когда ты видел эти сны?.. »

(Александр Блок ) [57]

 

Приложение 6

 

«И запела душа, как свирель:

Только тронь ее, только дунь-

Постарался на славу апрель,

Теплый, солнечный, словно июнь.

Почему вдруг запела душа

Под напевы прогретой земли:

Разве стала вдруг жизнь хороша,

Разве страхи назад отошли?!?

………………………………..

Растревожил меня апрель,

Растопил, размягчил мне душу…

И запела душа, как свирель,

Хочешь вместе со мной послушать?! »

(И. Фролова) [58]

 

 

Приложение 7

 

«Весело на городской площади в воскресный день. В одном конце звонко играют дудки, на другом — жалейка плачет жалобно, а ее плач заглушает сильный голос бродячего музыканта с мешком свирелей: «Налетайте, не зевайте. За копейку песенку спою и свирель подарю. Будете играть да деток потешать».

Вдруг на площади появилась конная дружина во главе с князем и принялась разгонять музыкантов плетями. Потом слуги князя отняли у музыкантов инструменты, сложили их в кучу и подожгли.

В этот миг громко затрубила труба, спустилась с неба крылатая голубоглазая девушка.

— Не смей, князь, моих слуг-музыкантов обижать! — молвила девушка певучим голосом.

— Я приказал запретить музыку и игры! А ты кто такая? — гневно закричал князь.

— Я фея Музыки. Пусть твое сердце каменным станет до тех пор, пока музыка не заставит его плакать, — ответила фея и растаяла.

Хотел князь что-то крикнуть и не смог. Окаменело его сердце. Княгиня тут же издала указ: «Тот из музыкантов, кто заставит сердце князя плакать, получит сто золотых».

Тысячи музыкантов отправились в княжеский замок, но никому из них не удалось разжалобить князя своей игрой. Три деревенских музыканта тоже решили попытать счастья. Пришли они к старому музыкальному мастеру за инструментами.

— Я хочу на жалейке сыграть, — сказал один музыкант. — Ее жалобная песня любого тронет.

— Хорошо, — ответил мастер, — вот тебе жалейка — деревянная дудочка с дырочками. На конец дудочки я бересту накрутил для усиления звука, а в верхний конец специальный язычок вставил — «пищик».

— А мне волынка больше нравится, — заявил второй музыкант. — Она поет так тоскливо, что невольно плакать хочется.

— Очень удобный инструмент — волынка, — согласился мастер. — Сделал я ее в виде мешка из телячьей шкуры. В мешок вставил несколько трубок. Через одну трубку воздух в мешок нагнетается, через другую — можно играть. Остальные трубочки сами загудят заунывно, если на мешок нажать.

— Дайте мне свирель, ее переливчатая музыка за душу берет, — попросил третий музыкант.

— Возьми вот эту свирель, — предложил мастер. — Она из ветки ивы сделана. Сердцевину я выжег раскаленной проволокой, а потом прожег в ней шесть круглых отверстий и седьмое прорезал наискось. Конец трубочки я закрыл деревянною затычкой, только узенькую щелку оставил для воздуха.

— Дедушка, какой же из этих инструментов оживит сердце князя? — спросил внук мастера.

— Все эти инструменты — духовые. Люди говорят, что название это появилось от старинного слова «дух», что значит воздух. А я думаю, что оно от силы духа человека произошло. Только силой духа можно расколоть каменное сердце князя, — ответил старик. Пошли музыканты к князю, а мальчишка, внук мастера, за ними увязался, посмотреть.

Вот пришли музыканты в замок. Первый заиграл на жалейке. Запищала жалейка, словно девушка заплакала, которую с любимым разлучили. Вздохнула грустно княгиня, а князь даже не посмотрел на музыканта.

Второй музыкант взял в руки пузатую волынку и затянул грустную песню о человеке, который на чужбине по родине тоскует. Слезинка выкатилась из глаз княгини, но князь даже голову не повернул.

Поднес третий музыкант свирель к губам, и поплыли в воздухе грустные переливчатые трели об ушедшей молодости. Вспомнила княгиня свою беззаботную молодость и заплакала, только лицо князя по-прежнему было каменным.

Тут заметила княгиня мальчика и попросила:

— А ты умеешь играть?

— Я знаю одну колыбельную песенку, которую мне моя матушка пела, — ответил мальчик.

Он достал из кармана простую тростниковую дудочку и заиграл.

Запела дудочка нежным голосом матери, и дрогнуло лицо князя. Выкатилась из его глаза слеза, и сердце его снова живым стало». [59]

 

Приложение 8

 

«Жил в одном царстве царь: царь-тиран, царь-деспот. У него был личный парикмахер, который брил его бороду и голову при занавешенных окнах и плотно закрытых дверей, чтоб ни одна душа не видела голову царя, точнее царских ушей.

Шли годы. Люди замечают, что царский парикмахер сохнет, становится словно тень. Он задумчив и у него в душе тайна, которую боится кому-либо открыть. Жители интересуются: что же с ним стряслось и почему он в таком состоянии, но парикмахер ничего не может сказать им в ответ. Только пожимает плечами. В конце концов, он решил обратиться к одному мудрому знахарю.

Хотя парикмахер не открыл ему тайну, но мудрец понял, в чем дело и советовал идти в дремучий лес, вырыть глубокую яму, спустится туда и выкрикнуть там о своей тайне сколько душе угодно. Так цирюльник и сделал. В душе стало легко. Со временем стал поправляться.

Проходит определенное время. Однажды сюда, где была вырыта яма, забрёл один молодой человек.

Увидев толстые камыши, он срезал себе несколько штук и изготовил из одного свирель. Хотел сыграть, но вместе мелодичных звуков из него выходят слова: « У нашего царя ослиные уши! » Узнав об этом чуде, детвора тоже смастерили себе такие же свирели из тростника. Что удивительно, и эти свирели повторяли слова «у нашего царя ослиные уши». Разгневанный царь вызывает к себе дрожащего от страха парикмахера и говорит:

— Я тебя предупреждал, чтоб ты, мерзавец, никому и никогда не рассказывал о нашей тайне.

Был уговор, если ты нарушишь, то отсеку тебе дурную голову. Вот теперь настало время.

– Я ни в чем не виноват, - отвечает парикмахер.

– Кто же тогда виноват, если кроме тебя моих ушей никто не видел? – стал кричать всемогущий царь.

И парикмахер рассказал царю всё как было. Что же делать? Судьба. Тайна раскрылась. Он сбежал. Наступил мир — народ положил конец междоусобным войнам. Вот какая сила имеет свирель! Правда и в воде не тонет, и в огне не горит! - подытожил свою легенду Севзихан Буба». [60]

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...