Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

2. священное писание. ВОПРОС №8. а) Соборные вероопределения;. б) Исповедания веры, их характеристика. вероучительные тексты православной церкви




2. священное писание

Источником христианского вероучения является Бо­жественное Откровение. Священное Писание называется богооткровенным или богодухновенным. Оно именуется словом Божиим, т. к. сохраняет для нас и доносит до нас слово Бога на языке человека. «Величайшая тайна и чудо Библии коренится именно в том факте, что это слово Божие на человеческом языке. Совершенно верно первые христианские экзегеты видели в ветхозаветных писаниях предвосхищение или прототип грядущего Воплощения Бога». Прпд. Максим Исповедник говорит, что еще прежде Воплощения Бог Слово открывается, воплощается в природе и в Писании.

Прежде всего богодухновенность не означает, что Библия была просто продиктована Богом. Недостойно Бога было бы думать, что в момент сообщения Откровения священные авторы находились, как медиу­мы, в состоянии транса и автоматически фиксировали божественные слова. Воздействие Духа Св. на пророка, состояло в просветлении умственных способностей автора. Невозможно, чтобы Дух Премудрости делал человека лишенным ума. Авторы Священных книг сами говорят о своей творческой активности (см. Лк. 1, 3; 2 Ин. 1, 12; 3 Ин. 1, 13; Рим. 15, 15; 1 Кор. 7, 6 и т. д. ). Если бы написание Библии было делом одного Бога, то невозможно было бы объяснить литературные особенности Священных книг, а также наличие разного рода неточностей — исторических, хронологических, топографических, равно как и разночтений, которые встречаются в этих книгах.

Библия — книга Богочеловеческая. Написание Священных книг происходило в неразрывном взаимо­действии воли Божественной и человеческой. Когда дело касалось сообщения Богооткровенных истин, Святой Дух гарантировал непо-грешительность передачи учения автором книги. В других случаях благодать содействовала священному писателю в верном подборе и освящении фактов. Пример: святой евангелист Лука

Все Писание богодухновенно (2 Тим. 3, 16). Каждое слово Писания запечатлено Духом Божиим. Богодухновенность ― особое воздействие Св. Духа на личность писателя, благодаря которому автор, при полном сохранении всех своих сил и деятельном их проявлении, соответственно целям Домостроительства, возвещал в слове Божественное Откровение.

О богодухновенности Священных книг ясно свиде­тельствует их содержание. Они говорят о тайнах Божественной жизни, бесконечно превышающих всякий человеческий разум. Богодухновенность Библии засвидетельствована про­роками и Апостолами, наконец, Самим Богом. Уже в Ветхом Завете ясно выражается мысль о содействии Духа Божия пророкам в их проповеди: «Я буду при устах твоих и научу тебя, что тебе говорить» (Исх. 4, 12). Пророк Давид восклицает: «Дух Господень говорит во мне, и слово Его на языке у меня» (2 Цар. 23, 2). Аналогично и другие пророки утверждают, что они говорят от лица Бога слова Божий (Ис. 2, 1; Иез. 1, 3; 6, 1; 7, 1; Мих. 1, 1 и т. д. ). Сам Господь ИХ подтверждает, что Давид пророчествовал Духом Святым (Мк. 12, 36). То же самое сказано о Давиде в Деяниях (1, 16; 4, 25). Со всей решительностью богодухновенность пророков и их творений утверждается Апостолом Петром: «... Никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божий человека, будучи движимы (слав, «просвещаемы») Духом Святым» (2 Пет. 1, 21; см. также: Деян. 3, 18, 21).

Пророчества, заключенные в Писании, имеют без­условное достоинство Божественной истины. «... Не может нарушиться Писание», — учит Христос (Ин. 10, 35). «Ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все» (Мф. 5, 18) и т. д.

Богодухновенность новозаветных писаний засвиде­тельствована Спасителем в обетовании послать учени­кам Духа Св., Который наставит их на всякую истину (Ин. 14, 26; 16, 23).

Канон богодухновенных книг определен Церковью на Поместных Соборах IV в. 1. Он включает 39 канонических книг Ветхого Завета, относящихся к XV—V вв. до Р. Х., и 27 книг Нового Завета, написанных во второй половине I века.

 

ВОПРОС №8

ВЕРОУЧИТЕЛЬНЫЕ ТЕКСТЫ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ:

а) Соборные вероопределения;

б) Исповедания веры, их характеристика

вероучительные тексты православной церкви

Все вероизложения, имеющиеся в Православии, можно разделить на две группы. К первой относятся вероучительные тексты, принятые всей Вселенской Церковью и потому обладающие несомненным ав­торитетом и догматическим значением. Ко второй группе относятся вероизложения и исповедания веры, авторизованные отдельными Поместными Церквами и имеющие догматическую значимость в зависимости от их согласия с древним Преданием Церкви.

1. Соборные вероопределения

Первый Вселенский Собор 325 г. издал свой орос в виде Никейского Символа Веры. Этот Символ составлен на основе крещального символа Кесарийской (или Иерусалимской) Церкви, в который была внесена формулировка о единосущии Сына с Отцом. Символ пользовался вселенским авторитетом, как точное выра­жение веры, на последующих Вселенских Соборах до четвертого включительно.

Текст Никео-Константинопольского Символа является результатом переработки более поздних (после 370 г. ) крещальных символов, возможно, антиохио-иерусалимских. Впервые в соборных документах данный Символ встречается в актах Четвертого Вселенского Собора 451 г., который провозгласил Константинопольский Собор 381 г. Вторым Вселенским и назвал этот Символ «верою 150 отцов», т. е. фактически признал его памятником последнего. Вместе с Никейским Символом указанный Символ был объявлен непогрешимой формулой веры. Константинопольский Символ повсеместно на Востоке признавался полным и окончательным выражением христианской веры и вытеснил Никейский и все прочие крещальные и соборные символы из литургической практики Церкви. Шестой Вселенский Собор 680 г. подтвердил непреложный характео так называемого Никео-Цареградского Символа веры.

Четвертый Вселенский Собор (451 г. ) составил вероопределение о двух природах во Христе; Шестой (680 г. ) — о двух волях и действиях во Христе; Седьмой (787 г. ) — об иконопочитании. Второй Вселенский Собор дополнил и даже видоизменил текст Символа веры Первого Собора, а Пятый и Шестой Соборы дополнили христологические определения Треть­его и Четвертого Соборов. Подобного рода непогрешительные дополнения и разъяснения, в случае необходимости, могут появляться и в будущем,

Шестой Вселенский Собор своим вторым правилом утвердил догматические тексты и постановления, встре­чающиеся в правилах святых Апостолов, (12-ти) святых отцов и 9-ти древних Поместных Соборов: Анкирского (ок. 314 г. ), Неокесарийского (между 314—319 гг. ), Гангрского (между 361—370 гг. ), Антиохийского (341 г. ), Лаодикийского (ок. 363—370 гг. ), Сардикийского (347 г. ), Карфагенского (419 г. ), Константинопольского (394 г. ) и Карфагенского (ок. 256 г., при священномученике Киприане).

В догматическом отношении важны постановления Поместных Константинопольских Соборов: Собор 879— 880 гг., при святом Патриархе Фотии, провозгласил неизменность Никео-Константинопольского Символа ве­ры и анафематствовал всех, кто его видоизменяет. По своему составу этот Собор был Вселенским. На нем присутствовало 383 епископа, были представлены все пять патриархатов, включая Римский. Легаты папы подписали постановления Собора, в то время как в Римской империи получало распространение учение о filioque.

Собор 1156—1157 гг. изложил учение о Евхаристии.

Соборы 1341, 1347 и 1351 гг. изложили учение о нетварности Божественных энергий, посредством ко­торых человек соединяется с Богом. В основание соборных определений лег Св. рский Томос 1339 г., составленный святителем Григорием Паламой. Основные богословские положения этих Соборов вошли в Синаксарий Постной Триоди. Это свидетельствует о всеправо-славном церковно-богослужебном признании догматической важности данных соборных определений.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...