Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

2. Эпоха Вселенских Соборов. систематические труды. 3. Эпоха после Вселенских Соборов




2. Эпоха Вселенских Соборов

Это — время наиболее оживленной догматической деятельности Восточной Церкви. Догматические споры велись в основном о личности Христа. Кто Он, Воплотившийся Бог или только духоносный человек, и как соединены в Нем две природы — Божественная и человеческая. На Вселенских Соборах были сформули­рованы догматические определения о Единстве Существа и Троичности Лиц в Боге и о Христе Спасителе как Истинном Боге и одновременно Истинном Человеке. Не менее остро с середины VIII до середины IX в. стоял вопрос о почитании святых икон, получивший положи­тельное разрешение на Седьмом Вселенском Соборе.

В ходе догматической борьбы оттачивалась единая богословская терминология, позволившая представителям различных богословских школ говорить на одном языке. В этом велика заслуга каппадокийских отцов: святите­лей Василия Великого, Григория Богослова и Григория Нисского, а позднее — Леонтия Византийского и св. Максима Исповедника.

Важны следующие богословские трактаты этого периода:

«Пять слов о богословии» св. Григория Нази-анзина, где раскрывается учение о Святой Троице.

«Шестоднев» свт. Василия Великого и «Об устроении человека» свт. Григория Нисского, где содержится учение о творении Богом мира и о природе человека.

«О жизни Моисея Законодателя» и комментарий на книгу «Песнь Песней» свт. Григория Нисского, а также «Ареопагитики» и комментарий на них св. Максима Исповедника раскрывают тему о богопознании.

 «Слово о Воплощении Бога Слова» свт. Афанасия Великого и три послания св. Григория Назианзина против Аполлинария — о двух природах во Христе и спасении человека, понимаемом как его обожание.

«Диспут с Пирром», «О двух волях Христа, Бога нашего» и ряд писем св. Максима Исповедника — о двух волях и действиях в Богочеловеке.

«Три слова против отвергающих иконы» св. Иоанна Дамаскина и три книги «Отвержений» пре­подобного Феодора Студита — об иконопочитании.

систематические труды

Святые отцы данной эпохи оставили систематические сочинения по богословию:

Катехизические поучения свт. Кирилла Иерусалимского.

«Большое огласительное слово» свт. Григория Нисского.

«Сокращение Божественных догматов» Блаженного Феодорита.

«Точное изложение православной веры» св. Иоанна Дамаскина является определенной вершиной в плане систематизации вероучения.

3. Эпоха после Вселенских Соборов

После Вселенских Соборов догматическая деятель­ность в Византии не угасала. Православную мысль в этот период волновали в основном следующие проблемы.

Вопрос о Евхаристии, который был решен на Константинопольских Соборах 1156—1157 гг. Главным деятелем, подготовившим решения, был св. Николай Мефонский. Соборы постановили, что Евхаристия — это Бескровная, однако действительная Жертва, единая с принесенной на Голгофе. В Евхаристии Богочеловек ИХ является одновременно и Первосвященником, приносящим в жертву Свое человечество Всей Святой Троице, и Жертвой, что соответствует словам молитвы, читаемой священником перед Херувимской песнью: «Ты бо еси Приносяй и Приносимый».

Вопрос о природе благодати, освящающей человека, был рассмотрен на Поместных Константинопольских Соборах середины XIV в. Главным защитником Православия на этих Соборах явился св. Григорий Палама ― «Триады». Предшественником свт. Григория, воспевшим соединение Бога с человеком и озарение человека нетварным Божественным Светом, был св. Симеон Новый Богослов. «Божественные гимны» и «Слова».

В 1054 г. произошло отделение Западной Церкви от Восточной, вследствие чего обострилась полемика ви­зантийских богословов с римо-католиками. Из полеми­ческих сочинений греческих отцов важны следующие: «Мистагогия» св. Патриарха Фотия, «Триады» свт. Григория Паламы и сочинения св. Марка Ефесского. Рядом Соборов были осуждены последова­тели унии с Римом. Захват Константинополя турками в 1453 г. ознаменовал окончательное падение Византии и пагубным образом сказался на состоянии греческих богословских школ. Уровень образования и творческая активность греческих богословов резко падают.

В 1517 г. западное христианство раскололось на два враждебных лагеря: католиков и протестантов. Упадок богословской образованности на Востоке способствовал проникновению сюда западных схоластических идей. По мнению исследователей, «это был период глубокого отрыва от святоотеческого предания в богословии. Только в XIX в. начинается постепенное освобождение восточной богословской мысли от запад­ного влияния и возвращение к преданию отцов.

Из современных догматических сочинений греческих авторов известны следующие:

Иоанн Кармирис. Догматические и символические памятники Православной Кафолической Церкви, I—II тома. Афины, 1952—1953 гг.

Синопсис догматического учения Православной Ка­фолической Церкви. Афины, 1957 г.

Проф. П. Требелас. Догматика Православной Кафо­лической Церкви, I—III тома. Афины, 1959—1961 гг.

Проф. Андрей Феодору. История догматов. Афины, 1963 г.

Проф. Константин Скутерис. Христология в Пре­дании Соборов. Леван, 1987 г.

Доктор архимандрит Иустин Попович (Сербская Православная Церковь) написал три тома Догматики (Белград, 1978—1980 гг). Это сочинение находится в большой зависимости от более ранних догматических курсов русских авторов: митр. Московского Макария и епископа Каневского Сильвестра.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...