Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Характеристика внимания и социальной перцепции осужденных




<…>

По данным многолетнего обследования лиц, заключенных под стражу, и подсудимых, установлено, что около 78% из них на основании искаженных характеристик колоний, которые они получают в следственном изоляторе и которые исходят в основном от злостных правонарушителей, приобретают отрицательную социальную установку к деятельности сотрудников ИУ, потребность самоутвердиться в группах осужденных, нарушающих требования режима. В реализации такой установки не предполагается стандартный подход к познанию, этот процесс зависит от типологических характеристик как вновь прибывших в колонию осужденных, так и лиц, уже отбывающих наказания'.

Концентрация внимания осужденных на событиях, явлениях способна формировать перспективы дальнейшей жизни, отношения осужденных в колонии. Внимание - это направленность и сосредоточенность сознания осужденных на объектах социальной среды ИУ (малые группы, коллектив, отдельные личности и т.д.) с целью более глубокого познания, проникновения в сущность окружающих явлений.

Внимание имеет непосредственную связь и протекает в единстве с познавательными процессами, внимание направляется установкой, сформированной у осужденных в ходе судебного заседания, в следственном изоляторе, во время этапа и т.д.

Около 89,5% осужденных по прибытии в колонию ставят перед собой следующие задачи: познать окружающих людей (сотрудников ИУ других осужденных), научиться правильно воспринимать социальную ситуацию колонии, индивидуальные особенности осужденных, имеющих различный статус, давать им оценку и делать выбор конкретного окружения или создать его по своему усмотрению.

На первом этапе отбывания наказания в поле внимания попадает социальная среда колонии в целом (осужденные, сотрудники ИУ). В данном случае познается общий социальный фон, единство требований сотрудников всех отделов и служб к осужденным, уровни организации режима, воспитательной работы, труда, система общения в колонии, наличие отрицательных и положительных социальных групп, уровни их развития и степень влияния на поведение и деятельность осужденных колонии.

Приемы социальной перцепции осужденных идентичны общепризнанным: распределение внимания между объектами восприятия, доминирующими в сфере личных интересов, потребностей, анализ и обобщение их специфических признаков. На социальной перцепции формируются убеждения и тактика шагов поведения осужденных в колонии, независимо от категории (отрицательные, положительные или приспособленческие), - они целенаправленно изучают все стороны жизни колонии, максимально концентрируют свое внимание на позитивных, негативных социально-психологических явлениях. Полученные данные корректируются в соответствии с воспринимаемыми слухами в процессе неформального общения осужденных.

Уже в течение первых трех-шести месяцев пребывания в колонии (первый этап) осужденные вполне осознанно и целенаправленно выбирают объекты социальной перцепции, что проявляется в концентрации на них внимания. Если воспитатель колонии ориентируется в этом социально-психологическом явлении, то он может точно прогнозировать направленность поведения и деятельности осужденного в течение основного этапа отбывания наказания. Это обусловлено тем, что осужденный в зависимости от содержания индивидуальных особенностей собирается познать, установить контакты и включиться в активное общение с членами различных малых групп и их лидерами; той или иной самодеятельной организацией и ее руководителями; включиться в деятельность какой-то производственной бригады; установить тесные контакты с той или иной категорией сотрудников ИУ, непосредственно с каким-то конкретным лицом различных служб (безопасности, оперативной, воспитательной, производственной и т.д.), установить деловые связи с представителями общественности и т.д.

На втором этапе отбывания наказания социальная перцепция и внимание осужденных несколько отличаются, так как предполагают конкретный выбор общения и ближайшего окружения. Этот процесс не всегда устойчив у 27,5% осужденных по той причине, что глубокое изучение какого-то социального явления ломает первоначальные представления о нем, выявляет полное или частичное несоответствие его содержания индивидуальным интересам и потребностям личности. В этом случае намечается переориентация на другой объект, а это сопряжено с трудностями, сущность которых заключается в следующем:

1. Осужденный, войдя в какую-то микросоциальную среду (малая группа, самодеятельная организация, бригада и т.д.) и осознав, что не может принять ее ценности, должен порвать с нею, а это требует от него волевых усилий. Кроме того, прекращение контактов с малой группой отрицательной направленности, неприятие ее норм поведения может повлечь физическую расправу, травлю, другие формы унижения человеческого достоинства.

2. Разрыв с одной микросоциальной средой, как правило, осуществляется параллельно с вхождением в новую. А это требует познания последней, активизации социально-перцептивных процессов, внимания. Эта деятельность реализуется в условиях преодоления социально-психологических трудностей, барьеров контактного общения, что обусловливает в одном случае пониженный уровень психических состояний, в другом аффективные проявления характера, срывы, конфликтные ситуации. Изложенные психологические явления достигают своей кульминации в том случае, если среда общения меняется кардинально, то есть отрицательная на положительную или наоборот.

Сотрудники ИУ должны систематически интересоваться направлениями социальной перцепции и внимания осужденных, их содержательной стороной и на этой основе делать выводы о поведении правонарушителей, о намеченных изменениях в их психике. Приведем высказывания начальников отрядов по этому поводу: «Раньше осужденный К. не только не воспринимал меня и моих аргументированных выводов, но и избегал встречи со мной с глазу на глаз, сейчас он ищет моих встреч, пытается изучить мой характер, прислушаться к моим советам»; «Трудно поверить, что бригадир Н., будучи ярким сторонником честного труда, вдруг стал отказчиком от работы, а лиц с отрицательной направленностью стал воспринимать как своих лучших друзей» и т.п.

Таким образом, по уровню проявления социальной перцепции и внимания осужденных, направленности познавательных процессов можно судить о потенциальных намерениях осужденных, предполагаемых изменениях поведения в позитивную или негативную сторону.

<…>

Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...