Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

3. Память 4 страница




«Радуйтесь о Господе» (Флп. 3, 1), призывает апостол, т. к. мир­ская радость не есть радость истинная, а в Господе и скорби со­ставляют отраду. Но как христианину переносить бедствия и скорби, подстерегающие на трудном жизненном пути? Все скорб­ное, что касается естества, мы должны переносить честно и бла­гопристойно, мужественно и твердо отражая греховные напа­дения и защищаясь Божественным учением. Праведный Иов, имеющий «адамантовое сердце», при всех жизненных ударах «не плачет, не рвет на себе волос, не издает какого-нибудь немуже­ственного гласа, но произносит это славное и всеми воспевае­мое благодарение: „Господь дал, Господь и взял; как угодно было Господу, так и сделалось; да будет имя Господне благословенно! " (Иов. 1, 21)» (свт. Василий Великий). Поэтому ни безвременная смерть, ни неожиданные злополучия не должны поразить нас.

Если жизнь человека будет обращена к Богу, он всегда сможет Радоваться. Житейские скорби облегчатся упованием будущих благ. На небесах уготована слава за терпение, неземные богатства и сокровища — за добрые дела, Отечество небесное — за изгна­ния, вечное веселие — за тяготы и печали. Горестям земным про- тивополагаются ожидаемые воздаяния, вселяя бодрость и возвы­шенность в человеческие души. Собирающий духовное веселие, ангельское радование воспаряет над настоящими ощущениями и устремляется душой к небу.

«Всему должно радоваться, что ни постраждешь, даже до смерти, за имя Господне и заповеди Господни», — учит свт. Ва­силий Великий. Заповеди блаженства ясно говорят нам: «Возрадуйтеся в той день и взыграйте: се бо мзда ваша многа на небе- сех» (Лк. 6, 23). Так апостолы, которых били, запрещая говорить об имени Иисусовом, идя из синедриона, радовались, «. что за имя Господа Иисуса удостоились принять бесчестие» (Деян. 5, 42). Как говорит псалмопевец, «о Нем возвеселится сердце наше, и во имя святое Его уповахом» (Пс. 31, 21). Так же и для нас само име­нование христианами служит источником ликования.

Но ап. Павел заповедует нам не только радоваться и стойко переносить скорби, но и плакать с плачущими (Рим. 12, 15). Как это согласуется со словами «всегда радуйтесь»? Святые плач и слезы происходят от любви к Богу. Эти слезы есть залог вечной радости. Если бы нам дано было созерцать ангельское состояние, мы увидели бы только радость и благодушие, ведь Ангелы «удо­стоены предстоять Богу и наслаждаться неизреченною красотою славы» Создателя (свт. Василий Великий). Так и нам заповеданы апостолом радость и благодарение. Сама природа человека под­талкивает его к тому, чтобы сострадать плачущему, ни один че­ловек не останется равнодушным при виде несчастного. Но видя благополучного, трудно не только не завидовать ему, но разде­лять его радость. Для того чтобы несчастья и злоключения ближ­него стали твоими, нужно благородство души. Плача с другом, ты становишься милостивым, а радуясь с ликующим, очищаешься от зависти и недоброжелательства. Сорадование — великое благо для обоих, ведущее к истинной любви. «Ничто так не располагает нас к любви, как то, когда мы разделяем друг с другом и радость и печаль... Разделяй с ним слезы, чтобы облегчить печаль его, раз­деляй радость, чтобы упрочить веселие, укрепить любовь и са­мому получить пользу», — убеждает Златоуст. Не случайно вслед за этой заповедью апостол назидает: «Будьте единомысленны ме­жду собою... будьте в мире со всеми людьми» (Рим. 12, 16, 18). Выс­шее благо состоит в любви, в братстве, в единении, в союзе, в жиз­ни мирной и кроткой. Царствие Божие — это «праведность и мир и радость во Святом Духе» (Рим. 14, 17). Праведность вводит в Царство, в мир с братьями, радость согласия и единения. Всякии должен поставить себе целью осчастливливать ближнего: делом, советом, добрым взглядом — тем, что ему нужно. «Благоприят­ствующий другому есть благодетель, отрада души. Это послан­ник Божий, Его наместник, разливающий отраду вокруг себя и, как солнце, всех согревающий. Очи всех — на него», — считает свт. Феофан Затворник. При подобном взаимном общении, как бы переливании из сосуда в сосуд, составится единое «питье, на­зываемое счастьем». «За все благодарите» (1 Фес. 5, 18)

Апостол Павел указал путь к постоянной радости, к непре­станной молитве и благодарению. Тот, кто обращается к Богу и благодарит Его за все, будет иметь постоянную радость. Сознание того, что на все есть воля Божия, делает человека благодарным. Человек благоговейно и со страхом смотрит на Господа, долготер- пящего его грехи. Он благодарит и славословит удивительную и непостижимую Благость. «Теряются во мне мысли; весь объем- люсь благодарением и славословием: благодарение и славословие вполне обладают мной, налагают благоговейное молчание на ум и сердце. Чувствовать, мыслить, произносить языком могу только одно: слава Богу! » — воспевает свт. Игнатий (Брянчанинов).

За все, что видим, мы возносим славословие. Благодарность — знак духа, преданного Богу. «С нашей стороны требуется толь­ко вера в благое промышление и готовое, радостное, благодарное приятие от Него всего посылаемого», — обращается к нам свт. Фео­фан Затворник. Любое лицо, вещь, деяние христианин принимает с радостью, всему покоряется с покорностью, желанием, миром.

Духовное созерцание дает человеку видеть поразительную картину — весь обширнейший мир, созданный Творцом всех тварей. Он есть и беспредельный их Владыка, всевидящий, всем управляющий, всему дающий смысл и назначение. Все события мираи судьбы людей разворачиваются перед взором человека, которого Бог допускает быть зрителем Своего управления. Вели ­ чайшее благо для человека — зреть Зиждителя всего видимого и невидимого; оно дает немощному силу, превосходящую естество. Христианин, видящий всеобъемлющий Промысл Божий, сохра­няет влюбых злоключениях непоколебимую твердость и муже­ство. Господь-помощник не дает предаваться унынию, погру­жатьсяв глубокую печаль, убояться лютых бед. От зрения Про­мысла в душепоявляются кротость, смирение и глубокая любовь к ближнему, отрада и спокойствие, тихое утешение, надежда на неизреченное милосердие Божие. «Человеку — слабому созда­нию — прилична тихая, смиренная покорность, одно благоговей­ное познание, созерцание судеб Божиих», по мысли свт. Игнатия (Брянчанинова).

Первую христианскую песнь воспела Божия Матерь: «Вели- чит душа моя Господа... » (Лк. 1, 46) С тех пор непрестанное сла­вословие продолжает восходить к Творцу всяческих от человече­ского рода. «Слава Богу! » — это могущественные, торжественные слова, которые позволяют человеку достойно и праведно непре­станно славить Создателя, «извлекшего нас в бытие из ничто­жества, по единой, бесконечной, непостижимой Твоей благости, украсившего нас красотой, славой Твоего образа и подобия, введ­шего нас в блаженство и наслаждение рая, для которых оконча­ния не было назначено» (свт. Игнатий (Брянчанинов)).

Апостол заповедует все творить во славу Божию, даже обыч­ные житейские дела (1 Кор. 10, 31). И это не просто совет, но тре­бование, обязательство, необходимая цель для каждого. Хри­стианин сотворен Богом и все дела должен принести Своему Создателю, Ему посвятить свою жизнь. «Позаботься, чтобы все время жизни твоей было непрерывною цепью добрых дел», — по­учает свт. Феофан Затворник. Даже страдания, болезни и скорби вплоть до самой смерти не могут отнять у христианина благо­датное чувство единства с Творцом. «Чаша Христова доставля­ет на земле причастникам своим участие в благодатном Цар­стве Христовом, приготовляет для них на небе престолы вечной славы», — говорит свт. Игнатий (Брянчанинов). Он считает, что чаша страданий есть дар Божий. Дело человека — принять ее му­жественно, с благодарением, с живой верой. Такой человек об­лекается в священный покой, в благодатный мир Христов, чаша доставляет ему исцеление и вечное бессмертие душе. «Мы отвер­гаем земные наслаждения, избираем в жребий свой страдания, лишь бы только соделаться причастниками Твоей сладости! Она, как предвкушение жизни вечной, сладостнее и драгоценнее вре­менной жизни! » Восстав от смерти, Ты даровал и нам возбужде­ние от вечного сна, «блаженное и славное воскресение!... Ты воз­нес обновленное естество наше на небо, посадил его одесную.. Отца Твоего! Ты соделал Отца Твоего и нашим Отцом! Ты от­крыл нам путь к небу! ».

Непрестанное благодарение — самая великая, истинная и приятная Богу жертва, совершенное приношение, какое человек в состоянии принести Всевышнему. Кто постоянно сознает свое

ничтожество и помышляет о неизреченном и безмерном челове­колюбии Божием, тот приближается к будущим благам, к жиз­ни бессмертной и бесконечной, к вечной радости. По слову свт. Иоанна Златоуста, блажен смиряющийся и благодарящий, он на­слаждается великим спокойствием и тишиной мыслей, он — как находящийся «в пристани, безопасный от всякой бури».

5. ИНТЕГРАЦИЯ ПРЕДМЕТОВ, ВХОДЯЩИХ В СОСТАВ ЗАКОНА БОЖИЯ. ВЗАИМОСВЯЗЬ ПРЕПОДАВАНИЯ С ЖИЗНЬЮ ЦЕРКВИ

Закон Божий разделяется на следующие предметы: Священная ис­тория Ветхого и Нового Завета; катехизис, изучение богослуже­ния и изучение молитвы. Каждый раздел в различной мере науча­ет истинам православной веры, образовывает внутреннее распо­ложение души, поучает волю, которая выражается в действиях и внешнем поведении человека. Но существует внутреннее единство всех предметов, входящих в Закон Божий.

Священная история — центральный раздел, ее изучение яв­ляется основанием для понимания молитв, катехизиса и богослу­жения. В Священной истории открываются свойства Божии, про­мысл Божий о мире и о каждом человеке. Вся история свершает­ся ради одной цели — спасения людей. Она показывает нам через жизнь избранного народа силу молитвы и искреннего покаяния, любовь к храму Божию, богослужению и Таинствам. Приведем примеры взаимосвязи предметов:

• Новыйи Ветхий Завет: притча о мытаре и фарисее — гордое желание людей построить башню до небес.

• Катехизис и Ветхий Завет: первая заповедь — рассказ о Дании­ле, продолжавшем, несмотря на запрещение царя, молиться Богу утром и вечером.

• Катехизис и Новый Завет: ходатайство Божией Матери — брак в Кане Галилейской; со 2-го по 6-ой члены Символа веры — ис ­ тория земной жизни Спасителя.

• Богослужение и Новый Завет: необходимость Таинства Миропомазания — сошествие Святого Духа. Тропари двунадесятых праздников — события Священной истории.

• Богослужение и Ветхий Завет: прообразы (жертвоприношение Исаака, таинственная лестница Иакова, неопалимая купина медный змей, спасение прор. Ионы) делают понятными чтения из Ветхого Завета во время богослужения (паремии), разъяс­няют происхождение и содержание молитв. Например: псалмы Давида, молитвы «Отче наш», «Богородице Дево».

Материал любого раздела связан с богослужением Православ­ной Церкви. Вместе с историческими повествованиями изуча­ем соответствующие молитвы, приводим праздничные тропари и иные богослужебные молитвословия, священнодействия, эпизоды служб: через них дети будут лучше понимать духовное торжество Церкви. Иконы также содержат изображения событий Священной истории. Говоря об иконах, мы говорим, зачем они употребляют­ся при молитве. Хотя непосредственное знакомство с богослужеб­ными действиями приобретается через участие в богослужениях.

Подробнее рассмотрим взаимосвязь предметов в теме: «Тре­тья Неделя Великого Поста — Крестопоклонная». (Синаксарь дня осмысливает центральное положение Недели, говорит о Кресте. ) Священная история Нового Завета: вместе с Церковью мы вспоми­наем Живоносный Крест Господень, страдания Христовы. Иисус Христос вперед Своих Страстей в середине поста посылает для по­клонения Крест, «ослабу и прохлаждение нам подаяй». Священ­ная история Ветхого Завета: Четыредесятница подобна горькому источнику, который Израиль нашел в пустыне и в который Мои­сей вложил древо, и вода стала сладкой. Так и воспоминание Древа Крестного услаждает нам горькое воздержание поста. Также вспо­минается древо жизни, насажденное посреди рая. Из катехизиса вспоминаем, какие члены Символа веры говорят о Крестной смерти Спасителя. В данном случае Церковь научает, а значит, и мы на уроке показываем, что есть Крест для христианина, воспитываем почитание к святыне, заучиваем молитву Кресту.

Итак, связь и последовательность материала нужны не только для повторения, для лучшего усвоения материала, но главное для становления реальной церковной жизни.

 

6. СВЯЗЬ ПРЕПОДАВАНИЯ С ЖИЗНЬЮ КАЖДОГО ХРИСТИАНИНА

Результатом преподавания Закона Божия должно быть становле­ние ребенка как активного члена Церкви. Неразрывная связь зна­ний и духовной жизни — основная позиция преподавания. Если уж различные предметы имеют «громадное воспитательное значение, то тем более нравственно-воспитательное значение должны иметь уроки Закона Божия. Обучение Закону Божию прямо не достиг­ло бы цели, если бы, занимая ум, оставалось без влияния на другие силы души детей, на самую их жизнь... », — пишет сщмч. Фаддей (Успенский). В слове Божием, записанном пророками и апостола­ми, выражено понятие о полной гармонии между знанием и дея­тельностью, верой и благочестием, догматами и правилами. Учение о Боге идет наряду с учением о наших обязанностях Богу, догмат дает начало деятельности, нравственная жизнь ставится в зависи­мость от веры и нигде нет указания на сухое, безжизненное знание в отдельности от благочестия. Самое высокое учение в Евангелии повсюду проводится во внутреннюю жизнь человека, глубочайшие тайны спасения указывают путь для деятельности, вера везде ста­вится в неразрывную связь с добрыми делами.

Учитель должен постараться, предупреждает сщмч. Фаддей, чтобы Закон Божий (особенно такие разделы, как катехизис) «не представлялся предметом сухим и безынтересным, состоящим из одних только определений... Догматы веры христианской суть жи­вые истины, близкие и дорогие сердцу человека. Что, например, Должно быть ближе сердцу христианина, как не мысль о Крестных страданиях Христовых, которыми они избавлены от греха, про­клятия, тяготевшего над нами, и вечной смерти? »

Догматы веры имеют непосредственное отношение к жизни, т. к. на них основываются и из них вытекают определенные нравствен­ные требования. Необходимость и спасительность догматов основывается на их значении для религиозно-нравственной жизни. И если они не имеют на нее влияния, то остаются в душе мертвым, бесплодым знанием. Задача — возбудить в детях живую, действенную веру, т. е. истины должны усвоиться разумом, проникнуть в сердце, сделаться основой нравственного совершенствования.

Учитель должен показывать применения догматов к жизни указывая на вытекающие из них нравственные правила и требова­ния. Символ веры говорит о почитании Бога, совершающего наше спасение. Почитание святых, например Иоанна Крестителя, озна­чает: читать молитву святому, просить его об искреннем покаянии быть в церкви в его праздник, выразить благоговение перед его иконой и храмом. Задача учителя — раскрыть внутреннее содер­жание нравственных требований Закона Божия и склонить волю детей к их исполнению. При объяснении заповедей необходимо по­мнить, что заповедь не формула, подлежащая изучению, а воля Бо­жия, которой христианин руководится в своей жизни. Беседа по заповедям показывает то, как повелевает Господь жить христиани­ну, какие поступки в настоящем и в будущем согласны с волей Бо­жией. Заповедь есть правило жизни. Нужно научиться смотреть на свои поступки с точки зрения Закона Божия и применять изу­чаемое к жизни. Задача примера не только в том, чтобы разъяс­нить, какие поступки согласны с заповедью и какие ею запреща­ются, но показать, как низок перед Богом грех и как высока доб­родетель. Примеры приведем из Священной истории. Высочайший образец смирения, кротости — Сам Господь, Пресвятая Богороди­ца; плача о грехах — апостол Петр, всю жизнь оплакивавший свое отречение от Христа. Большое значение имеют рассказы из житий святых, а примеры из обыденной жизни требуют осторожности. Главное не запомнить назидания, а выполнить. Научение ребенка чему-либо малому, что он может исполнить сейчас же, наиболее по­лезно. Например, четвертая заповедь Десятословия говорит о ле­ности, восьмая — об утаивании найденного и присваивании чужо­го, девятая — о клевете на товарищей. Со стороны людей мы видим в Священной истории множество примеров как послушания воле Божией (Авраам), так и ее дерзкого нарушения (Каин).

Изучение молитв должно привести детей к мысли о том, что нельзя чувствовать себя спокойным, не исполнив долга молитвы. Необходимо указать детям, где он может искать себе утешения, успокоения и поддержки. «Изъяснение богослужения, как и молитв... должно иметь характер практический, оно должно помочь детям понимать язык Церкви, значение ее священнодействии и чрез это удобнее воспринимать то воспитательное влияние Церкви, которое по выходе из школы будет продолжаться всю жизнь», говорилось в дореволюционной объяснительной записке к программе церковно-приходской школы. Задача школы — ввести ре­бенка во всю красоту богослужения.

Церковь учит нас личному участию во всем происходящем. Все события происходили не где-то когда-то с кем-то, а в данный мо­мент решается судьба каждого из нас. Каждый постоянно ставит перед собой вопрос — где я? с кем я?

 

Пример: Неделя о блудном сыне, седален по 3-ей песни канона:

«Объятия Отча отверсти ми потщися; блудно иждих мое житие, на богатство неиждиваемое взираяй щедрот Твоих, Спасе, ныне обнищавшее мое сердце не презри. Тебе бо, Господи, во умилении зову: согреших, Отче, на небо и пред Тобою».

Здесь покаяние и мольба блудного сына становятся покаянием и молитвой каждого из нас.

Это не просто слова из притчи, это я сам покаянно плачу и вос­клицаю: «Прости, Отче, согрешил пред Тобою» и возвращаюсь в Отеческие объятия после блужданий.

Так и каждая тема урока становится поводом для разговора. Когда идет живой обмен мнений, ответы на жизненно важные во­просы учеников, сведения не только усваиваются памятью и рас­судком, а проникают в души детей. Беседа становится живым об­щением между участниками, скорее даже диалогом. Сщмч. Фаддей призывает «заставлять детей поболее самих рассуждать, помогая им извлекать заключающееся в Символе веры, или молитве Гос­подней, или заповедях учение самостоятельно, при помощи после­довательных вопросов», «научиться рассуждать об истинах веры»! Для того, чтобы твердо верить самому и быть миссионером, исповедником.

 

 

Методика преподавания Священной истории

Материал, входящий в предмет Закон Божий, делится на несколько частей: Священная история Ветхого и Нового Завета, богослуже­ние Православной Церкви и молитвы, катехизис. Предметы, вхо­дящие в состав Закона Божия, при всем их внутреннем единстве, имеют свои существенные отличия. Катехизис нельзя преподавать как историю, историю нельзя объяснять, как объясняются молит­вы или катехизис и т. д. Священная история способна вызывать не­произвольное внимание, действует на воображение и чувство не­посредственно, а для усвоения и интереса к катехизису требуются напряженные усилия, работа ума. По общему правилу дидактики каждый учебный предмет преподается соответствующим методом.

Вот почему и мы будем говорить особо о методике: а) препода­вания Священной истории Ветхого и Нового Завета, б) объяснения молитв, в) объяснения богослужения и г) преподавания агиографии.

Священная история занимает центральное место по отноше­нию к остальным разделам Закона Божия. Рассмотрим отличи­тельные принципы ее преподавания.

ПРИНЦИПЫ ПРЕПОДАВАНИЯ СВЯЩЕННОЙ ИСТОРИИ

1. Стержень преподавания — домостроительство человеческого спасения

Прот. Аполлоний Темномеров пишет о том, что содержание Священной истории составляют главнейшие факты домостроительства Божия о спасении человека, те же истины о домостроительстве, только в отвлеченной форме предлагаются и в Символе Веры «Многочисленные обетования и повеления, наказание греш­ников и награды праведникам открывают нам в истории ту же волю Божию, которая изложена и в заповедях. Без знания Священ­ной истории невозможно ясное понимание ни молитв, ни богослу­жения, т. к. главным содержанием в них является благоговейное и благодарственное воспоминание событий из Священной истории». Совершенно справедливо поэтому она считается фундаментом ре­лигиозного образования. Начинать изучение Священной истории нужно, по мнению сщмч. Фаддея (Успенского), «с первого года по­ступления в школу, потому что она легче всех других предметов и потому что чрез изучение ее полагается основание для понимания молитв, катехизиса и богослужения».

В Священной истории нам открываются бесконечные свойства Божии: Его всеведение, всемогущество, премудрость, правда, осо­бенно же Его бесконечная любовь к роду человеческому. История показывает нам, как Господь промышляет о мире и о каждом от­дельном человеке (например, ап. Павел); Он владеет судьбами на­родов и царств, Он воздвигает вождей и царя и дает им власть, Он хранит свой народ, избавляя его от врагов, посылает провозвестни­ков Своей воли, укрепляет веру чудесами, устрашает непокорных Его воле наказаниями. И все это делается для одной цели — спасе­ния людей. Со стороны последних Священная история представ­ляет множество самых поучительных примеров, как послушания воле Божией (Авраам), так и дерзкого ее нарушения (Каин). Мы ви­дим удивительную преданность вере до готовности пожертвовать за нее своею жизнью, трогательные примеры братской и сыновней любви, самоотверженного служения ближнему, и т. д. В первых же строках священного повествования мы слышим о непослушании прародителей и его страшных следствиях для них и для всего че­ловечества, следующий рассказ о братоубийстве в семействе Адама и Евы дает видеть силу и распространение греха. Но вместе с этим мы видим, что грех человека не остается без наказания со стороны правосудного Бога. История же дает нам разительные доказатель­на силы молитвы (Соломон — тема «Храм»), действенности ро­дительского благословения (Ной), благотворности искреннего рас­каяния (блудный сын), непреложности Божественных обетований Рождество Иоанна Крестителя) и многое другое.


Изучая Священную историю, ученик познает:

• как Бог совершает спасение человеков: как благость Божия по­степенно устрояла спасение людей, подготовливала их к приня­тию Спасителя — в Ветхом Завете, совершала искупление че­рез Христа Сына Божия и основала благодатное Царство Бо­жие, Церковь — в Новом Завете.

• Как люди совершают свое спасение. Ученик находит полную сокровищницу примеров веры и благочестия.

• Сам научается спасению, незаметно восходит на высоту хри­стианского подвига, как строитель дома незаметно для себя поднимается на высоту.

Ветхозаветная история имеет значение как изложение приго­товления людей к принятию Спасителя. Она должна представлять не гражданскую историю евреев, а историю их веры и благочестия. Основная мысль, которой должны объединяться все рассказы, — как Господь Бог приготовлял род человеческий к принятию обе­тованного Мессии. На первый план выдвигается история тех со­бытий, которые служили наиболее рельефными прообразами бу­дущего и в которых яснее выразилась вера в Спасителя, а также история патриархов, которым подтверждалось обетование Спаси­теля, и пророков — провозвестников будущей благодати. Проис­шествия времен судей, царей после разделения царств отойдут на второй план и будут оставлены без изучения.

10. Несравненно большей подробностью должно отличаться преподавание новозаветной истории, ознакомление с жизнью и учением Христа Спасителя. Основная мысль этого раздела — как явившийся Спаситель и Искупитель мира открывал путь к вечно­му блаженству и какие Он дал людям средства к этому. Лучшим методом изучения является чтение самого слова Божия. По мне­нию сщмч. Фаддея (Успенского), «изучение Священной истории Нового Завета должно показать детям, как Своею жизнью, учени­ем, Своими страданиями и воскресением Господь Иисус Христос совершил наше спасение. Необходимо... обращать внимание детей не только на события из земной жизни Господа, но и на Его учение, излагать которое следует возможно ближе к евангельскому тексту, даже прямо иногда читая по Евангелию, потому что слова Спасителя не могут быть заменены никакими человеческими сло­вами. Следует внушить детям, что учение Христа Спасителя так же обязательно теперь, как и для людей, живших во время Его земной жизни».

Новый Завет является главным для каждого христианина, его нужно сделать близким и понятным. Он должен стать руковод­ством к действию; Заповеди блаженства, а не Моисеевы заповеди — определяющими в жизни.

2. Общий настрой уроков

Чтобы определить настрой занятий, нужно помнить, что стерж­нем преподавания является домостроительство человеческого спа­сения. Ветхий Завет есть приготовление к приходу Спасителя, по­этому уроки по ветхозаветной истории имеют настроение радост­ного, но трудного ожидания, надежды, упования на милосердие Божие. Преподавание истории Нового Завета, которая показывает совершение нашего спасения, имеет настроение священного трепе­та, радости о спасении.

Идеи Священной истории, обычно облеченные в форму расска­за, легче и доступнее душе ребенка, прочнее усваиваются его серд­цем, чем отвлеченно выраженные катехизические истины. Послед­ние всегда стремятся проникнуть в сердце через рассудок, тогда как при изучении истории рассудок постигает идею, следуя указа­ниям сердца, в котором переживается рассказ.

Чтобы рассказами из Священной истории возбудить в детях наибольшее участие, заставить их на своем уроке переживать из­вестные события, нужно сначала самому учителю пережить это внутреннее сродство по мыслям, чувствам и желаниям с теми ис­торическими лицами, о которых он желает говорить, чтобы рассказ носил отпечаток его искреннего чувства и настроения. В таком только случае он может заставить полюбить учащихся то, что сам любит, и вызвать в сознании и сердце ребенка нечто по­добное тому настроению, о котором сказала своей свекрови Руфь: «Господь Бог будет моим Богом» (Руфь 1, 16). Способность учителя °Душевляться предметом своего повествования и составляет душу рассказа. Возникает же эта способность из общего добросовестно­го отношения к делу, из доброго и нежного чувства человека, сте­пени его веры и религиозности вообще.

3. Единство и целостность в преподавании Свя­щенной истории

В преподавании Священной истории необходимо единство и целостность. Нужно осознать основную идею, которая должна пронизывать все преподавание Священной истории, являться кри­терием оценки степени важности исторических событий и уяснять, что нужно пройти и усвоить твердо, а что без всякого ущерба для дела можно опустить. Главное, что Священная история не должна остаться в виде отдельных листочков летописи. В ней все освеща­ется одной общей идеей. Основой преподавания Священной ис­тории является мысль о том, как Господь любил, любит и беско­нечно будет любить всех людей. Конечно, эту мысль не следует по­вторять перед каждым рассказом, но в ней должно объединяться все содержание Ветхого и Нового Завета. Кроме этого внутренне­го объединения, есть и внешние средства, самым распространен­ным из которых служит повторение нескольких отдельных повест­вований и установление между ними связи. Так, например, можно провести итоговый урок по разделу, обобщив под одним заглави­ем все чудеса Спасителя, все притчи, все время до явления Его на проповедь, время допотопное, послепотопное и т. д. Чем чаще про­изводится такое повторение и обобщение пройденного, тем глубже и сознательнее укореняется в умах учащихся история нашего спа­сения. При проведении таких обобщений отдельные исторические рассказы складываются в звенья единой цепи.

Главным объединяющим Лицом обоих Заветов служит Иисус Христос. Ветхозаветная история показывает этапы подготовки к Его приходу. Новый Завет есть единый подвиг любви от Рожде­ства Христова до Вознесения, и Деяния и Послания апостольские представляют свидетельство о Христе воскресшем, начало истории Церкви Христовой.

 

4. Духовно-нравственный смысл в материале каждого урока

Учителю, при преподавании Священной истории, необходимо иметь в виду две цели:

• Дети должны живо, полно и твердо усвоить фактическую сто­рону священно-исторических рассказов.

• Дети должны проникнуться теми идеями, которые сокрыты в священном повествовании.

Первая цель обычно достигается педагогами сравнительно легко, вторая — сложнее, т. к. учителю необходимо самому разо­браться, какие идеи заложены в рассматриваемом событии Свя­щенной истории. Для этого требуется провести большую подго­товительную работу, изучив литургические тексты и толкования святых отцов.

Выбор материала для занятий определяется главной целью пре­подавания Закона Божия: развитие и воспитание религиозно-нрав­ственного чувства через сообщение христианского учения. Не все факты Священной истории имеют одинаковое воспитательное зна­чение. Особое внимание нужно уделять событиям, из которых можно вывести нравственный урок. Делая нравственные выводы в ходе урока, например, говоря о развитии определенных доброде­телей, нельзя забывать о главном, догматическом выводе — какое значение имеет событие для нашего спасения, спасения каждого конкретного участника разговора, каждого ребенка. Например, мы рассматриваем тему «Благовещение». Невозможно не сказать о том, какой образ жизни вела Богородица в доме Иосифа, чем Она зани­малась в тот момент, когда Ей явился Архангел Гавриил, — а значит, какую жизнь должны стремиться проводить и мы. Но главная идея этого занятия такова: Благовещение, по словам тропаря, — «спасения нашего главизна», начало совершения нашего спасения, ставке возможным благодаря смиренному ответу Девы Марии: «Да бу­дет Мне по слову твоему» (Лк. 1, 38).

Каково соотношение нравственных и догматических выводов в материале одного занятия? Нравственные выводы нужны в каждом разговоре, в каждом уроке. Но они дают частные рекоменда­ции (блудный сын ушел, а мы не должны уходить от родителей должны любить и почитать их). Догматические выводы закладыва­ют принцип, дают общее положение на любой случай (нельзя ухо­дить, отпадать от Бога, если отпал — вернись, покайся). Это отно­сится к любой ситуации, к каждому греху. После рассмотрения об­щего принципа нужно расшифровать его на примерах. Это могут быть примеры из реальной детской жизни. «Одна из главных черт религиозной жизни и человеческого воспитания есть «добывание драгоценного» из окружающих нас малых обстоятельств и фактов жизни... Отыскать во всем, начиная с малого, смысл вечности», — говорил сщмч. Иоанн Рижский.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...