Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

3. Память 1 страница




Память — способность сохранять, накапливать и воспроизво­дить информацию с целью многократного использования в после­дующей деятельности. Этапы памяти:

• запоминание,

• сохранение,

• воспроизведение.

Виды памяти: 1) произвольная, непроизвольная. 2) образная (зрительная, слуховая, вкусовая и др. ), двигательная, эмоциональ­ная, словесно-логическая.

Ее характеристики в данном возрасте:

• непроизвольность;

• развитие преимущественно эмоциональной и зрительной памяти;

• отсроченность. Заучивать трудный материал нужно заранее — желательно за 3 дня до воспроизведения, перед сном (в гори­зонтальном положении), а утром повторить;

• слабое овладение приемами рационального запоминания.

Для хорошего запоминания учащимися материала необходимо:

• установка — что и на какое время нужно запомнить. Например, «данный материал нужно знать к следующему уроку», или «это необходимо запомнить на всю жизнь»;

• использование различных видов памяти — зрительной, слухо­вой, двигательной, тактильной (осязательной), с упором на зри­тельную. Например, при изучении букв церковнославянского алфавита не просто просмотреть их, но понаблюдать, на что по­хожа каждая буква, придумать свой вариант написания, прого­ворить вслух название, написать в воздухе, сделать из веревоч­ки или пластилина. При изучении темы «Молитва» дать поня­тие «молитва — путь к Богу» и нарисовать дорожку;

• подача материала в системе, целостности. Необходима связь с Предыдущим и последующим материалом, связь Нового Заве­та с Ветхим, с богослужением, праздниками, житиями святых. Опора на имеющиеся знания. Занятия по строгому плану;


количество материала — посильное;

четкость изложения материала, понимание, осмысленное запо­минание, а не механическая зубрежка;

мотив, интерес к занятиям. «Сделай приятным твое изложение, чтобы ребенок находил в нем некоторое удовольствие, и оно не утомляло его душу», — говорит свт. Иоанн Златоуст; активное воспроизведение материала детьми (повторение учи­теля эффекта не дает); повтор материала через 15-20 мин., через 24 часа, через неделю (запоминается 90 % того, что делаешь сам, 30 % того, что делают другие, 10 % из рассказа о том, как делать); различные приемы запоминания — рисунки, схемы, таблицы, игры.

4. Мышление

Его характеристики:

наглядно-образный тип, средний между предметно-действен­ным и абстрактно-логическим. Модель наглядного типа мыш­ления: «через образ и схематизацию к пониманию сути». Необходимы предметные действия. Например, при изучении устройства храма — выполнение модели храма из бумаги или плана. Также требуется создание опор, схем, таблиц. Это может быть построение генеалогического древа при изучении родо­словных или древа Ветхого Завета. При чтении притч Христо­вых — заполнение таблицы, в левой части которой — внешний план действий, героев, а в правой — внутренний (оживать — каяться, блудный сын — я, каждый из нас); новый этап в развитии. Если дошкольник называет предмет, выделяет его среди других, младший школьник начинает ис­следовать, определять признаки, связи предмета; во все при­вносит интеллектуальный момент, дает объяснения тому, что делает. Урок для этого возраста нужно строить с учетом увели­чения способности к выдвижению гипотез, построению умоза­ключений, решению проблемных ситуаций; неумение выделять существенные признаки, отвлечься от вне­шнего. Например, про парту младший школьник может ска­зать, что это желтый деревянный предмет, а не стол, предна­значенный для письма. Чтобы суть не ускользала, необходимо

сравнение предметов (героев, явлений) с учетом того, что от­личное дети замечают лучше, чем общее. Допустим, изучает­ся тема «Патриархи». Следует указать главные, отличительные черты каждого: Авраам — крепкий в вере, Исаак — кроткий, смиренный... При этом оформить в виде схемы и выделить разным цветом. Хорошо также использовать загадки и игру «Отгадай предмет с помощью вопросов»; неподвижность (трудность переключения).

Для тренировки мышления нужны:

• немонотонность заданий;

• разнообразие способов работы (не рассказ, а экскурсия; не бе­седа, а создание поделки из бумаги);

• игра «Вопрошайка» (победит тот, кто задаст больше вопросов в завершение урока, или победит учитель, если ответит на все вопросы);

• подбор синонимов, эпитетов (Моисей — мудрый, праведный... );

• творческие задания;

• поиск различных сторон объекта (праздника, человека, явле­ния Божия мира, события Священной истории). Например, дождь — чем плох, чем хорош.

Выдающийся русский психолог Л. С. Выготский считал, что обучение должно быть согласовано с уровнем развития ребенка. Он ввел важные понятия зон актуального и ближайшего развития.

Первая зона — актуального развития, показывает уровень, ко­торый уже сложился в результате определенных, завершившихся Циклов развития. Когда достигнут этот уровень? Когда происходило развитие? Данный уровень фиксирует «вчерашний день» развития ребенка.

Вторая зона — ближайшего развития, это расхождение между Уровнем решения задач, доступных в самостоятельной деятельности, и уровнем решения задач в коллективной деятельности, под Руководством взрослого. Зона ближайшего развития показывает «завтрашний день» ребенка, обозначает динамику его развития.

Рассмотрим для примера двух детей 7 лет, пришедших поступать школу. Будущие ученики самостоятельно выполняют традиционные для этого случая задания. При проверке выясняется следующее: зона актуального развития первого ребенка шире, чем второго. Логично предположить, что первый ребенок развивается лучше. Но зона ближайшего развития, определяемая с помощью выполнения более сложных заданий под руководством педагога, оказывается значительно больше у второго ребенка. Значит, пока­затели его будущего развития гораздо перспективнее.

 

          

 



«Только то обучение является хорошим, которое забегает впе­ред развитию», — учил Л. С. Выготский. Оно тянет, ведет за собой развитие ребенка, вызывает к жизни целый ряд новых процессов, которые вне обучения были бы невозможны. Это значит, что раз­витие идет вслед за обучением. Из этого становится понятна роль трудного, интенсивного, насыщенного обучения.

Духовно-нравственная сфера

Прежде чем рассмотреть духовно-нравственное состояние младших школьников, дадим краткую характеристику дошколь­ника. Увидим два возраста в сравнении.

Ребенок дошкольного возраста любит мир, что является сви­детельством подлинной духовной жизни. Он воспринимает мир как единое целое, чувствует, что единство в мире есть, мир не на­бор случайных отдельных фактов. «Интуиция смысла в мире» считает прот. Василий Зеньковский, есть основа религиозного со­знания. Смысл ребенок находит в Боге. То, что Бог есть, ему ясно «само собой».  

Дошкольника отличает чистота и ясность души. Он знает добро и зло, но не осознает свое «авторство». «Я плохой? », — с удивле­нием спрашивает он взрослых. Дети свободны, но не ответствен ны за свои поступки, поэтому до 7-летнего возраста не прибегаю к Таинству Исповеди.

 

Характеристика младшего школьника:

1. Если дошкольникам свойственны духовная чуткость к горнему миру, мистицизм с интуициями и прозрениями, благодат­ная целостность, непосредственность, невинность, то сейчас это «исчезает навсегда — дитя устремляется к миру», по словам прот. В. Зеньковского. Отсюда происходит стремление приспособиться к миру, они находят даже некоторое «наслаждение в приспособ­лении». «Наступает пора реализма, трезвости, пора приспособле­ния к миру и людям — и духовная жизнь сразу мелеет». Интерес к учебе, подражание взрослым, желание обрести социальные на­выки означают пробу сил. Постепенно вырабатывается терпение, умение принять точку зрения другого человека.

2. Понятия о норме и долге. Школьное детство — «время оформ­ления моральных идей и правил». «Дитя типически послушно в эти годы, с интересом и увлечение принимает оно правила и законы». Это же происходит и в духовной жизни. Сейчас легко приучить ребен­ка к участию в богослужении, в домашней молитве через послуша­ние. «Чрезвычайно просто и естественно дети в это время переходят к религиозной активности — посещение храма... прислуживание в нем, выполнение обрядов и соблюдение церковных требований ста­новится естественным и приятным» (прот. В. Зеньковский). В этом возрасте дети начинают находить радость в молитве.

3. Самооценка. Младший школьный возраст — это начало ори­ентирования во внутреннем мире. Повышается требовательность к себе, проявляются осознанные попытки самонаблюдения и даже самонаказания. Начатки покаяния являются показателями готов­ности к сознательной Исповеди.

 

ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ (12-17 ЛЕТ)

Физиологическая сфера

В данный период физиологическую сферу характеризуют: ра­бство головного мозга взрослому, резкое возмужание организма, скачок в весе и росте, гормональная перестройка в связи с половым развитием, активный рост тканей. Но за этим ростом не успевают позвоночник, грудная клетка, сердце. То есть физиологические процессы характеризуются противоречивостью, неравномерно­стью, неуравновешенностью. Следовательно, необходимо учиты­вать возможное нарушение сердечно-сосудистой деятельности быструю утомляемость, головные боли, быстрое истощение голов­ного мозга, непроизвольные двигательные реакции. На смену без­удержной двигательной активности может прийти состояние апа­тии, вялости; нередки острые и резкие колебания настроения. Для подростков необходимо физическое воспитание; туризм и занятия спортом возможны в церковно-приходских школах.

Психическая сфера

Ведущий вид деятельности — личностное общение. Это значит, что активизируется общение, формируются группы и компании, появляются устойчивые дружеские связи. Часто общение происхо­дит в виде малосодержательных разговоров, т. к. важна интенсив­ность, а не содержание общения. Подросток пытается социализи­роваться, «вписаться в мир» с помощью сверстников. Он ищет свое место через общение с людьми, природой, миром.

Важно в этот период формировать умение сотрудничать:

• слушать (не перебивать, не осуждать, не оценивать, а интересо­ваться и задавать вопросы);

• говорить (точно, кратко, со знанием, конструктивно);

• общаться с помощью жестов, взглядов, движения, улыбки, громкости разговора и т. п.

Новообразование возраста — оценка себя как взрослого. Подросток чувствует потребность в познании самого себя. К этому возра­сту сформированы самосознание и самооценка. Появляется чувство взрослости. Подросток ощущает себя взрослым и требует призна­ния самостоятельности при отсутствии для этого достаточных условий (физических, интеллектуальных, социальных). Хотя становление самостоятельности все-таки происходит: возрастает физическая, духовная сила, способность решать практические вопросы.

Критериями самооценки в этот период являются не внешние, а внутренние стандарты: способности, интеллект, эмоциональные качества. Это значит: и учителю надо делать акцент не на внешнем (мама заругает), а подчеркивать ценность данных качеств. Как проверяется самооценка? Очень реально!

• Соизмерением уровня притязаний с фактическими результа­тами деятельности (спортивные достижения, отметки);

• сравнением с оценкой окружающих людей.

Самооценка часто служит средством психологической защи­ты. Она легко падает в связи с эмоциональным состоянием. Сле­довательно, нельзя сравнивать подростка с другими детьми. Нуж­но создавать ситуацию успеха (найти вид деятельности с реальным успехом), привлекать к самооценке (как работал на уроке, что было трудно), объяснять особенности возраста.

Эмоциональное состояние. Подростки порой не узнают сами себя, их собственное состояние вызывает недоумение, растерян­ность. В дневнике святой императрицы Александры Феодоровны есть запись: «Если вы осознаете, что вы из себя представляете, вы не будете обращать внимание на то, что о вас говорят люди». У под­ростков усиливается критичность, требовательность к учителям, сверстникам, к себе (самокритичность); увеличивается неудовле­творенность собой, а возможно, и миром. Может появиться нега­тивное отношение к другим, выражающееся иногда в мягкой фор­ме, иногда в форме раздражительной активности. Это необходимо подростку, чтобы его заметили. Грубость появляется лишь в случае Угрозы его личности, он не позволяет себя оскорблять и унижать.

Все вышеописанное нормально для роста самосознания, если не потеряно самоуважение. Ведь самокритика — это начало ана­лиза и нахождения у себя недостатков, осознания их отрица­емого влияния, выработки непримиримого отношения к ним. Такая особенность возраста — в русле православного воспитания, а значит, совпадает с линией работы церковно-приходской школы. Но при этом необходимо наличие самоуважения, т. е. принятия себя чувства собственного достоинства. Человек с самоуважением верит в возможность преодоления недостатков. Не случайно сказано в Писании: «Возлюби ближнего, как самого себя» (Мк. 12, 31). Низкое самоуважение предполагает чувство ущербности, за кото­рым может следовать и одиночество. Учителю важно помочь под­ростку в принятии себя нового, в преодолении недостатков, пока­зать роль Церкви, доказать, что человек не одинок.

Что такое скука и тоска? Грех уныния. Часто он толкает на бег­ство из дома, уход от устоявшегося образа жизни. Святые отцы учат, что уныние побеждается «терпением и противоборством», а не бегством. Древние мудрецы говорили: «Самое трудное — по­знать себя, самое сложное — победить себя».

Отношения «дети — взрослые».

Трудность заключается в том, что старшие утрачивают для юношей воспитательное значение, важнее становятся сверстники, Взрослым трудно с подростками из-за импульсивности, критич­ности, тяги к самостоятельности. Они максималисты, хорошо зна­ют, как нужно, говорят правду в лицо. Взрослые часто действуют по принципу: «Не мешай, делай как надо». Вот что говорит девоч­ка-подросток: «Главное — не мешай, тогда к тебе будут хорошо от­носиться. Я стала такой, как надо: стихов не пишу, ничего не делаю, кроме того, что надо сделать. И вообще мне теперь все безразлич­но и ничего не нужно».

Авторитет взрослых сохраняется в том случае, если происхо­дит переход от авторитета власти к авторитету личности взросло­го (он интересен как личность). Авторитет родителей чрезвычайно значим для подростка, он остро нуждается в совете и помощи. Се­мья представляет важность как оплот, семейные нормы составля­ют ценность, эталон для построения собственной жизни, будущей семьи. Подростку нужна свобода, но не менее нужна и безопас­ность, крепкий «тыл», крепость, куда он может всегда вернуться, где все жизненные ценности незыблемы как скала. Если родители высказывают анормальные взгляды, мир ребенка рушится. Несмо­тря на весь его нигилизм, взрослые должны стоять на твердых по­зициях — таково мнение подростка.

Обычно родители относятся к подросткам как к детям, когда речь идет о правах, и как ко взрослым, когда говорят об обязанно стях. Родители должны принять ребенка, понять его друзей и интересы и не отлучать от семьи. Любить и терпеть. Часто выросшие

дети вызывают у взрослых раздражение и гнев. Воспользуемся со­ветами свт. Иоанна Златоуста: «Если нужно кого-то обличить, и в это время видишь себя в гневе и нестроении, то не нужно ничего ему говорить», «что предпринято в гневе, то никогда не бывает благоразумно». «Мы часто сердимся на детей: удержим здесь гнев, что­бы нам легко было обуздать его пред друзьями, а затем и пред вра­гами». Прп. авва Дорофей советует наставникам обучать «делом и словом, а более делом, потому что примеры действительнее слов. Если можешь, будь им примером и в телесных трудах; если же ты немощен, то в добром устроении душевном и в исчисленных апо­столом плодах Духа: в любви, радости, мире, долготерпении, бла­гости, милосердии, вере, кротости и воздержании от всех страстей (Гал. 5, 22-23). За случающиеся же проступки не слишком него­дуй, но без смущения показывай вред, происходящий от проступ­ка. Если нужно сделать выговор, то обращай внимание на лицо и выбирай удобное время. Не взыскивай строго за малые проступ­ки, как будто сам ты совершенно праведен, и не часто обличай, ибо это тягостно и привычка к обличениям приводит в бесчувствие и небрежение. Не приказывай властительски, но со смирением, как бы советуя брату, ибо такое слово бывает удобоприемлемо и силь­нее убеждает и успокаивает ближнего. Во время же смущения, ко­гда брат тебе сопротивляется, удержи язык твой, чтобы отнюдь ни­чего не сказать с гневом, и не позволяй сердцу твоему возвыситься над ним; но вспомни, что он образ Божий, искушаемый от обще­го врага нашего. Сжалься над ним, чтобы диавол, уязвив его раз- Дражительностию, не пленил его и не умертвил злопамятностью, и чтобы от нашего невнимания не погибла душа, за которую Хри­стос умер».

В этом возрасте ребенку нужен авторитетный, значимый взрос­лый, являющийся образцом, примером. Только он, а не сверстники может повести за собой. Интенсивному общению он придает содержательность. Это может быть и главарь, и атаман, а может быть и учитель. Такие примеры есть в воскресных школах, когда священник или активный прихожанин становится для ребят стар­шим другом, вожаком не только в духовной жизни, но и в туризме, спорте, ремесле, искусстве.

 Подростки особо чувствительны, несчастны, имеют склонность к ссорам, нарушению дисциплины. Периодически они ощущают печаль и страдание, тоску и подавленность, иногда — тревожность, выраженную в застенчивости и страхе, редко впадают в глубокие де­прессии. Эти чувства способны парализовать социальную жизнь ре­бенка, он может отказаться от групповой активности. Педагог дол­жен иметь в виду особую чувствительность подростка к оценкам, ведь даже безобидное: «Ну, как же ты? » может стать причиной серь­езных переживаний. Ребятам нужна похвала, внимание к самым мелким успехам. Нельзя ругать их в присутствии других. При тре­вожности — не создавать ситуации повышенной ответственности, прорабатывать предстоящие действия, больше общаться.

Свт. Феофан Затворник рекомендует в этом возрасте меньше вре­мени проводить со сверстниками, больше — с хорошими взрослыми.

Отличительная черта возраста — романтизм, тяга к неизведан­ному, рискованному, к приключениям, героизму. По словам свт. Феофана, «подвижная фантазия» рисует «обольстительное, заман­чивое будущее». Мечтательность может выражаться не в форме ре­альных действий, а в фантазировании. Поэтому со стороны взрос­лых требуется внимательный подбор информации: жития, герои­ческие эпизоды ветхозаветной истории и помощь в координации воображаемого и реального. Нельзя не отметить тягу подростков к сопротивлению, преодолению, что приводит, в отдельных случаях, либо к хулиганству, либо к аскетизму и необдуманному монаше­ству. Во избежание ошибочных действий необходимо повышенное внимание, организация целенаправленного группового общения, иногда — просто личностное общение с подростком. Активная деятельность также способствует нормальному развитию юно­ши. Свт. Филарет Московский предупреждает: «Мир представляет себе забавы почти такою же потребностью жизни, как труд, пища и покой. Он думает жить играя. Нет, братие, жизнь не игра, но дело важное. Земная жизнь дана человеку для того, чтобы из нее рукой свободной воли силою Божией благодати выработать вечное бла­женство. Кто понял сие дело и занялся им как должно, тот едва ли найдет много времени для игр и забав».

Отношения «дети — дети»

Подросток с обостренными чувствами одиночества, жалости, нежности, внимания к себе стремится к совершенству, к выбору высокого образца, но может обратиться к внешнему миру. По образному выражению свт. Феофана, он сейчас похож на порох, под­ставленный под искры. Как важно быть рядом настоящему хри­стианину, чтобы использовать такую готовность юноши воспри­нять истинный образец!

Этот период — возраст появления друзей. «Невзгоды — это то время, когда нужно поддержать ближнего» (из дневника св. имп. Александры Феодоровны). Важно помочь подростку найти дру­зей, выстроить отношения с ними, учить терпимости и сопере­живанию. Друг — это не столько тот, кто меня не предаст, сколько мой ближний, ради которого я готов на любую милость, на подвиг. С другой стороны, психологи считают, что если молодой человек одинок, не имеет друзей, то нужно бить тревогу.

Круг товарищей с его занятиями может надолго определить деятельность ребенка. «Страсти так же заразительны, как заразные болезни», по мысли прп. Варсонофия Оптинского. Православная молодежная среда, созданная на приходе, способствует формиро­ванию той группы, в которой подросток будет возрастать духовно.

Главная опасность возраста, «верх опасности», по мнению свя­тителя Феофана Затворника, — общение с другим полом. Опасная «склонность к общению» «обнаруживается в потребности товари­щества, дружбы и любви». Юноша «имеет нужду в лице, которое могло бы разделять его чувства», — предостерегает свт. Феофан. Психологи также утверждают, что детское чувство более опасно, чем взрослое. Ведь человек становится «болен» — прекрасное, со­вершенное принимает в душе человеческий образ. Нередко за этим следует разочарование, тоска, уныние, ничто становится не доро­го. Подросткам хочется любви, а любить они не умеют, учатся из сериалов. Здесь необходимо дать им образ истинного совершен­ства — образ Христа и Его святых.

Прп. Исайя Отшельник говорит, что блудная страсть усилива­ется от празднословия, тщеславия, многоспания, внешних украшений и одежды и пресыщения. Свт. Феофан настаивает на том, что нужно показать, как бороться со страстями: грустно — не меч­тай, испытываешь жалость к себе по гордыне — отрезви себя, по­кажи свою ничтожность, усиль занятия, бегай другого пола, молись, прибегай к Таинству Исповеди. Со стороны взрослых поможет организация посильного труда, поста, молитвы и обязательно — дисциплины.

Стереотипы общества крайне важны для юношей, поэтому не нужно закрывать тему отношений с противоположным по­лом в воскресной школе: показать, что говорит Священное Пи­сание о любви и семье, провести беседы «Как выбирать друга и спутника жизни? » на примере святых (свв. Петр и Феврония Му­ромские, свв. Царственные Страстотерпцы). Очень важны сейчас эпизоды из Священной истории, связанные с семьей, с отношения­ми мужа и жены, родителей и детей. Конечно, лучший пример от­ношений с родителями дает нам Господь Иисус Христос. Двенадца­тилетним отроком Он показывает наивысшее смирение: «И Он по­шел с ними... и был в повиновении у них» (Лк. 2, 51).

Психологическая зашита. Подростки более деятельны, работо­способны, но одновременно неусидчивы, не дисциплинированы. Это значит, учебную нагрузку можно увеличивать, но работа дол­жна быть немонотонная, разнообразная, меняющаяся. Психологи­ческой защитой для данного возраста являются новая работа, но­вые люди, новые хобби.

«Жажда впечатлений» — опасное влечение юности, как счита­ет свт. Феофан Затворник. «Он хочет быть под беспрерывным по­током впечатлений, всегда новых и потому разнообразных». «Ново, изобразительно, остро — самая лучшая для него рекомендация книге». Последнее мнение можно отнести не только к книге, но и ко всей жизни.

Какую же новость выбрать для детей? Церковное Предание дает нам ответ на этот вопрос. «Христос — это вечная новость», — говорит свт. Филарет Московский. Св. Иоанн Дамаскин утвержда­ет, что Христос — «Единственное новое под солнцем» (Еккл. 1, 10)- «Я бы добавил: всегда новое, не стареющее ни во времени, ни в веч­ности. Но в Богочеловеке и с Богочеловеком и сам человек стал существом новым под солнцем, существом Божественно важным, Божественно драгоценным, Божественно вечным, Божественно сложным», — добавляет прп. Иустин (Попович). Эту ценность и надо раскрыть перед детьми. Если в церковной школе не показать подросткам истинно Новое, таковыми могут стать для них развле­чения.

 

Познавательная сфера

1. Увеличение произвольности. Оно идет не по прямой, а со вспышками импульсивного поведения. Подростки контролируют себя, подчиняются правилам.

2. Познавательные интересы. В данный период происходит крушение старых интересов, в том числе и любви к учебе. Новые — гораздо многообразнее, более осознаны. Это могут быть интересы:

. интеллектуально-эстетические, например, к любимому делу;

• к накопительству, к азартным играм, причина которых — жела­ние оказаться в центре. Их необходимо направить в нужное русло;

• профильные. В условиях церковно-приходской школы они мо­гут реализоваться в кружке рукоделия, в мастерской, при рабо­те в храме;

• к художественной литературе. Учитель может помочь в выборе произведений, ведь святые отцы советовали выбирать из светской литературы те произведения, которые «ведут в жизнь вечную»;

• к простой беседе. Нужно их выслушать, дать им выговориться.

3. Развитие способностей идет интенсивно. Речь идет и об об­щих способностях (память, внимание, воображение... ), и о специ­альных (живопись, музыка, конструирование). Ребят отличают думы о будущем и реальные действия, особенно у старших под­ростков, по выбору и подготовке к профессии.

4. Скачок в развитии логического мышления. Данный воз­раст — пик любознательности. Его важная черта — стремление во все внести интеллектуальный момент. По мнению свт. Феофана За­творника, рассудочность — важная черта возраста: «До небес воз­носится знание рассудочное». Резко расширяются рамки интере­сующего, раздвигаются временные пределы — влечет и прошлое, и будущее. Значит, можно изучать прошлое, говорить о будущем че­ловека, человечества.

Подростка характеризует напряженность и острота мысли, ты­сячи «почему? » (это снова возраст «почемучек»), способность к самостоятельным исследованиям, возрастание творческих возмож­ностей. Согласно исследованиям психологов, старшеклассники от­учают в знакомых сверстниках убеждения, кругозор, ум, волю отношение к труду и другим людям. Главное оскорбление для под­ростка — «тупой», «можешь, но ленишься» — почти похвала.

Юноша ценит обоснованное и доказательное изложение мате­риала, охотно воспроизводит длинные объяснения учителей, ино­гда не понимая смысла, любит внешнюю стройность выводов, что нередко говорит о неуверенности в собственном мнении. Вообще, подростковый возраст — это период интенсивного развития са­мостоятельного мышления, постановки проблем, решения задач, установления причинно-следственных связей, теоретических по­нятий, т. е. выделения главных, существенных признаков явлений.

Подростки не знают, что делать со знаниями. Как они связаны со смыслом жизни? Современный мир усиленно развивает в моло­дежи искание успехов в науках, тщеславие — «ты уникален». Обще­образовательная школа не показывает подлинного назначения зна­ний, а согласиться только с социальными мотивами (поступление в институт, получение должности и «достойной» зарплаты) макси­малистская душа юноши полностью не может. В дневнике св. имп. Александры Феодоровны читаем: «Истинная мудрость состоит не в усвоении знаний, а в правильном применении их во благо». Пока­зать место процесса получения знаний в Богопознании как цели жизни человека — задача церковно-приходской школы. Прото­иерей и профессор Глеб Каледа писал, что настоящая учеба подоб­на молитве и не имеет ничего общего в удовлетворением собствен­ного тщеславия.

Духовно-нравственное становление

Основание для развития подростка

«Река нашей жизни пресекается волнистою полосою юности. Это время воскипения телесно-духовной жизни... Надобно иметь очень твердую опору, чтобы устоять в это время от напора волн. Начинаются первые его собственные движения — начатки пробу­ждения его сил... », — считает свт. Феофан Затворник. Новые процессы могут вытеснить все прошлое, и оно станет предрассудков. В этот период, когда «юноша в огне», особенно явным становится результат предварительного научения, данный возраст — итог предыдущего. «Если сии начала глубоко напечатлены в сердце в перво­начальном воспитании... то все волнения будут происходить как бы на поверхности... не сдвигая основания, не колебля души» (свт. Феофан). Следовательно, ребенок должен подойти к подростково­му возрасту готовым, твердым в вере, хотя бы в знаниях право­славного вероучения и первоначальных навыках церковной жиз­ни. «Какими мы выходим из лет юношества, очень много зависит от того, какими вступаем в них» (свт. Феофан). Необходимость ра­нее сложившейся твердой опоры к подростковому периоду должна послужить настойчивым призывом для педагогов и родителей по своевременному духовному воспитанию детей.

В беседе с Мотовиловым о стяжании Духа прп. Серафим Саров­ский сказал: «Мы, преуспевая в возрасте, не преуспеваем в благо­дати», данной при Крещении, как Христос. «Иисус же преуспевал в премудрости и в возрасте и в любви у Бога и человеков» (Лк. 2, 52). Возрастание наших детей в юношей, согласно мысли святого, дол­жно идти параллельно с духовным преуспеянием.

Внутренний мир

«Душа подростка совершенно отошла от трезвости и реализма, от следования правилам и от приспособления к порядку», — пи­шет прот. Василий Зеньковский. Но подросток обращается к сво­ему внутреннему миру! Теперь духовный мир находится не вовне (как в раннем детстве), а внутри, в нем самом. Внутренний мир от­крыт, но живет юноша духовной жизнью слишком поверхностно. Он удивляется сам себе, интересен себе, и нужно показать ему вну­тренне богатство каждого человека, т. е. и его самого. «Исследова­ние себя — это самое полезное из всех прочих исследований», — подтверждает старец Паисий Святогорец. Исследование человека с точки зрения православной веры — вот чем должна заниматься с подростками воскресная школа. Это может происходить через лю­бой вероучительный или исторический предмет, но особо любимо в данном возрасте нравственное богословие.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...