Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Национальный банк Республики Беларусь как субъект макроэкономической политики




 

13.Денежно-кредитная политика Республики Беларусь

13.1. Понятие и сущность денежно-кредитной политики, ее место в системе экономической политики государства.

Денежно-кредитная политика центрального банка, являющаяся составной частью государственной макроэкономической политики, в общем виде может быть определена как управление денежным предложением или создание условий для доступа экономических субъектов к кредитам в объемах, соответствующих определенным целям экономической политики. Иными словами, под денежно-кредитной (монетарной) политикой понимают проводимые государством мероприятия, направленные на изменения денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и других показателей денежного обращения и составляющих финансового рынка. Ее цель – регулирование экономики путем воздействия на состояние денежного обращения и кредита. Это значит, что центральный банк, воздействуя на кредитные институты, создает условия их функционирования, определяющие не только направления деятельности самих коммерческих банков, но и ход экономического развития страны. Характер и содержание денежно-кредитной политики предопределяются экономической стратегией общества, национальными особенностями кредитной системы, общей хозяйственной ситуацией в стране.

Таким образом, при создании условий функционирования денежного рынка и, следовательно, эффективности капиталовложений государство может оказывать воздействия на процессы воспроизводства, инфляции и занятости. На практике центральный банк, изменяя параметры денежно-кредитной политики, определяет поведение коммерческих банков по отношению к экономике и тем самым влияет на экономические развитие страны.

Выделяют два типа монетарной политики – денежно-кредитная рестрикция и денежно-кредитная экспансия.

Денежно-кредитная рестрикция (политика «дорогих» денег) направлена на ограничение денежно-кредитной эмиссии, т.е. ужесточение условий и ограничение объемов операций коммерческих банков, повышение уровня процентных ставок. Целями данной политики являются сдерживание инфляции, улучшение сальдо платежного баланса, сглаживание циклических колебаний деловой активности в периоды экономических подъемов (рис.13.1)

 


Общественный сектор
Частный сектор

 

       
   
 
 
   
 
 

 


Сокращение деловой активности в экономике
Снижение спроса на товары и услуги

 

 

Рис.13.1 Влияние на экономику рестриктивной

денежно-кредитной политики

 

Денежно-кредитная экспансия (политика «дешевых» денег) означает расширение масштабов кредитования экономики, ослабление контроля со стороны центрального банка за приростом количества денег в обращении, снижение уровня процентных ставок. Ее цели – стимулирование деловой активности и экономического роста, сокращение безработицы (рис.13.2)

 

 
 

 


Общественный сектор
Частный сектор

 

       
   
 
 
   
 
 
 

 


Рост деловой активности в экономике
Рост спроса на товары и услуги

 

Рис.13.2 Влияние на экономику экспансионистской

денежно-кредитной политики

 

Сложность разработки оптимальной денежно-кредитной политики состоит в том, что достижение желаемых результатов по одним параметрам вызывает, как правило, ухудшение по другим. Так, стимулирование инвестиций, как и рост деловой активности за счет увеличения денежного предложения, усиливает инфляцию. В то же время меры, направленные на борьбу с инфляцией и улучшение состояния платежного баланса, дестимулируют экономическую активность и ухудшают показатели занятости. В результате при проведении денежно-кредитной политики неизбежно возникает проблема маневрирования между задачами стимулирования экономической активности и борьбы с инфляцией. Поэтому центральный банк, проводя данную политику, должен действовать последовательно в зависимости от состояния экономики в тот или иной период ее развития.

Денежно-кредитная политика реализуется путем проведения денежно-кредитного регулирования – совокупности мероприятий центрального банка, направленных на достижение целей денежно-кредитной политики. Эффективность денежно-кредитного регулирования предполагает оценку роли монетарного сектора в макроэкономической системе государства (рис.13. 3).

 

 

       
   
внешний сектор платежный баланс ЧИА = (Э – И) + К  
 
сектор правительства Дгб - Ргб    
 


 

       
 
   
Дгб – доходы госбюджета Ргб – расходы госбюджета ЧИА – чистые иностранные активы ЧВА – чистые внутренние активы ШДМ – совокупная (широкая) денежная масса Э – экспорт И – импорт К – сальдо движения капиталов П – потребление I - инвестиции
 

 


Рис. 13.3. Место монетарного сектора в экономике

 

 

Как следует из рис. 13.3, монетарный сектор, выполняя роль посредника при обмене товаров и обеспечивая прохождение потоков денежных средств между секторами экономики, в свою очередь активно воздействует на них, Так, связь с сектором правительства выражается в финансировании банковской системой бюджета (кредиты, покупка государственных ценных бумаг и т.д.). Размер и изменения этих обязательств определяют уровень государственных расходов и, соответственно, внутреннего спроса в экономике.

Можно также проследить связь между монетарным и реальным секторами экономики. Например, изменения в объеме и структуре денежной массы (прежде всего, колебания свободных ликвидных ресурсов) могут стимулировать (дестимулировать) рост ВВП (национального дохода, конечного потребления). В то же время изменение доходов и потребления влияет на предложение экспорта, что отражается на состоянии чистых иностранных активов (ЧИА) страны и, в конечном счете, оказывает вторичное воздействие на денежную массу. В свою очередь, состояние монетарного сектора в части изменений в структуре иностранных активов и обязательств напрямую влияет на платежный баланс (внешний сектор).

Таким образом, роль монетарного сектора заключается в обеспечении процесса экономического развития общества, в том числе производства и реализации ВВП как внутри страны, так и в рамках открытой экономической системы.

В настоящее время в зависимости от выбора тех или иных экономических приоритетов теоретически выделяют три вида денежно-кредитного регулирования.

Первый вид – это гибкое регулирование, которое предполагает поддержание на оптимальном уровне кредитного процента, определяющего инвестиционные решения хозяйствующих субъектов. Реализация этого варианта денежно-кредитного регулирования при росте спроса на деньги приведет к соответствующей корректировке объема денежной массы в обращении при неизменной норме процента (рис. 13.4).

 
 


%

 

ШДМ

 

Рис.13.4. Гибкое денежно-кредитное регулирование

 

Второй вид – жесткое регулирование, предполагающее сохранение объема денежной массы неизменным. В этом случае любое нарушение спроса на деньги будет влиять на величину ссудного процента при фиксированной денежной массе (рис.13.5).

%

 

ШДМ

 

Рис. 13.5. Жесткое денежно-кредитное регулирование

 

Третий вид – промежуточное регулирование, при котором корректируются и денежная масса, и уровень процента, что дает центральному банку возможность выбора степени своего влияния на денежный рынок в соответствии со складывающимися экономическими условиями (рис.13.6).

 

%

 
 

 


ШДМ

 

Рис. 13.6. Промежуточное денежно-кредитное регулирование

 

Таким образом, современные теоретические подходы к денежно-кредитному регулированию исходят из определенной оценки роли денег в экономике (рис. 13.7).

 

 

 
 

 

 


Изменение валового выпуска (экономический рост, динамика цен, уровень занятости, равновесие платежного баланса)

 

 

Рис. 13.7. Влияние монетарного сектора на реальный (нефинансо вый) сектор

 

Система денежно-кредитного регулирования. Для управления потоками денежных средств между секторами экономики формируется система денежно-кредитного (монетарного) регулирования – организуемое государством в лице центрального банка управление денежным оборотом в целях поддержания устойчивости национальной валюты и решения других макроэкономических задач.

Система денежно-кредитного регулирования представляет собой совокупность элементов. К ним относятся:

● принципы организации денежно-кредитного регулирования;

● субъекты и объекты регулирования;

● методы и инструменты, а также механизм регулирования.

Принципы организации денежно-кредитного регулирования являются основополагающим компонентом всей системы. Они представляют собой набор правил, на которых базируются все другие элементы системы и соблюдение которых делает ее устойчивой, эластичной и экономичной. Большинство принципов являются общими, свойственными любому государству с рыночной моделью экономики, однако некоторые из них индивидуальны и отражают национальные особенности стран.

1. Принцип независимости центрального банка от исполнительной власти и подотчетности его органам законодательной власти. Это предполагает:

- институциональную независимость – законодательное закрепление за центральным банком исключительного права разработки и осуществления денежно-кредитной политики;

- материальную независимость – осуществление деятельности за счет собственных доходов;

- личную независимость – назначение высших органов центрального банка законодательной властью и их независимость от исполнительной власти.

2. принцип централизованного управления системой денежно-кредитного регулирования. Он означает:

- что деятельность всей системы управляется единым органом - центральным банком;

- что все субъекты системы в рамках данной территориальной единицы руководствуются единой денежно-кредитной политикой.

3. Принцип построения иерархии целей при разработке денежно-кредитной политики для рассматриваемой системы. Он должен учитывать:

- специфику экономики государства и особенности этапа ее развития;

- ориентацию на достижение долгосрочного макроэкономического эффекта.

4. Принцип единства и взаимной дополняемости денежно-кредитной политики другими сопоставляющими государственной макроэкономической политики.

5. Требование прозрачности и доступности обществу целей и задач, а также действий центрального банка (принцип регулирования ожиданий субъектов экономики). Для его соблюдения необходимо:

- постоянное информирование общественности через средства массовой информации о целях, инструментах монетарной политики, публикация статистики, отчетов и т.д.;

- безусловное выполнение центральным банком официально принятых обязательств, т.е.

- центральный банк должен принимать обязательства только по тем показателям, которые он в состоянии контролировать;

- число официально объявляемых показателей должно быть небольшим;

- планируемые показатели должны быть реально выполнимыми;

- необходимо предусмотреть возможность изменений на стадии утверждения целевых показателей (с учетом допустимых прогнозируемых отклонений).

 

13.2.Цели и инструменты денежно-кредитной политики.

Для снижения риска, связанного с возможными ошибками в предпринимаемых действиях, необходимо правильно определить стратегию денежно-кредитной политики. Это предполагает установление целей денежно-кредитной политики, конкретный состав которых, приоритетность и количественные параметры будут зависеть от национальных приоритетов данного государства, этапов его развития, а также тенденций в мировой экономике и странах-партнерах.

По сути выбор реальных (эффективных) целевых установок представляет собой достаточно сложную методологическую и прогнозную проблему. Во-первых, имеется значительное, особенно для кратко срочного периода, противоречие между экономическими целями. Например, резкое снижение темпов инфляции монетарными средствами через ограничение спроса может послужить тормозом в обеспечении высоких темпов экономического роста, требующем не только увеличения внутреннего потребления, но и расширения экспорта. И наоборот, задание значительных темпов производственного роста, нуждающегося в инвестициях, создает повышенный спрос и, соответственно, сопровождается нестабильностью денежной единицы (рост цен). Поэтому приоритетность и уровни целевых параметров должны быть определены с учетом как макроэкономических, так и эконометрических моделей. Во-вторых, постановка целей денежно-кредитной политики предполагает одновременное формирование условий и механизмов их реализации, обеспечение экономической и организационно-правовой основы, без которой целевые установки будут нереальными, а экономические процессы могут развиваться в нежелательном направлении.

Цели денежно-кредитной политики классифицируют по следующим признакам:

● времени действия:

- конечные (общеэкономические);

- промежуточные (монетарные);

- тактические (оперативные);

● границам действия:

- внешние (равновесие платежного баланса, стабильность валютного курса);

- внутренние (стабилизация производства, уровня цен, обеспечение максимальной занятости населения).

Конечные цели системы денежно-кредитного регулирования являются общими целями развития экономики. Это удовлетворение потребностей человека, максимизация общественного благосостояния. В качестве основных из них выделяют так называемый «магический четырехугольник» - четыре взаимосвязные цели, одновременное достижение которых не представляется возможным:

- рост производства товаров и услуг;

- обеспечение занятости населения;

- стабильность покупательной способности национальной денежной единицы: как внешней (обменный курс), так и внутренней (цены внутри страны);

- обеспечение равновесия торгового (платежного) баланса государства.

Существуют и другие варианты представления конечных (общеэкономических) целей. Например, к четырем названным целям иногда добавляют:

- справедливое распределение доходов;

- обеспечение экономической свободы;

- достижение эффективности производства и др.

Промежуточные (монетарные) цели формулируются центральными банками для реализации конечных (общеэкономических) целей. Они определяют значение тех или иных экономических переменных в длительных временных интервалах. Можно назвать, по меньшей мере, три основные причины, определяющие необходимость использования промежуточных целей денежно-кредитной политики:

- сложность отображения всех взаимосвязей экономических параметров на макроуровне;

- запаздывание реакции экономики на те или иные действия центрального банка в монетарном секторе (временной лаг);

- частое отсутствие у органов денежно-кредитного регулирования достаточной и своевременной экономической информации для принятия оптимального решения на долгосрочную перспективу.

Сегодня на практике используются следующие промежуточные цели.

1.Таргетирование (таргет – цель анг.) обменного курса (используется в 91 стране мира). Преимущество данного монетарного режима состоит в том, что он позволяет быстро снизить девальвационные ожидания субъектов экономики и темпы инфляции. В то же время к его недостаткам относятся:

● достижение целевого значения обменного курса в значительной степени зависит от состояния внешнего сектора экономики;

● при фиксации номинального курса национальной валюты рост ее реального курса приводит к ухудшению сальдо текущего счета платежного баланса;

● при темпах инфляции ниже 15-20% в год количественная связь между девальвацией и инфляцией в краткосрочных временных интервалах ослабевает, что снижает эффективность денежно-кредитного регулирования;

● эффективность режима зависит от уровня золотовалютных резервов и может негативно влиять на него.

2. Таргетирование денежных агрегатов (используется в 18 странах мира). Суть данного режима состоит в том, что при проведении монетарной стабилизации центральный банк принимает величину некоторого агрегата денежной массы в качестве основной промежуточной цели денежной политики. Данная концепция была разработана экономистами-монетаристами в конце 60-х гг. XX в. Ее главным условием является стабильность спроса на деньги. До образования ЕЦБ Deutsche Bundesbank (Германия) был единственным центральным банком, который официально объявлял ориентиром своей денежной политики. Однако и тогда данная концепция использовалась не на краткосрочной основе, а как среднесрочный ориентир денежной политики.

Положительным моментом таргетирования денежных агрегатов является возможность установления стабильных темпов прироста денежной массы, а также их снижения с целью борьбы с инфляцией. Основным недостатком данного режима считается невозможность достижения желаемых результатов в обеспечении ценовой стабильности из-за непредсказуемости изменения спроса на деньги в долгосрочной перспективе. Поэтому сегодня ведущие страны мира отказались от этого метода как в силу частого невыполнения намеченных ориентиров, так и по причине его неэффективности с точки зрения экономических интересов страны. В настоящее время денежные агрегаты рассматриваются лишь в качестве информационного индикатора, демонстрирующего развитие спроса на деньги в том или ином временном периоде.

3. Инфляционное таргетирование (используют наиболее развитые страны мира). Предполагает развитый финансовый рынок, преимущественно монетарную природу инфляции и независимость от исполнительной власти центрального банка. К преимуществам данного монетарного режима относятся гибкость и рост прозрачности денежно-кредитной политики; к обязательным условиям его эффективной работы: обеспечение ценовой стабильности (главная цель денежно-кредитной политики), юридическая и фактическая независимость центрального банка, необходимость сбалансированности доходов и расходов государственного бюджета и устойчивое функционирование финансовой системы,

4. Прочие целевые ориентиры, или «прагматичный монетаризм». Предполагает использование в качестве промежуточных целей кредитных показателей деятельности банковского сектора, показателей объема заимствованных коммерческими банками у центрального ресурсов, процентной ставки по кредитам и пр.

При выборе промежуточных целей используется несколько критериев:

● согласованность с конечными целями денежно-кредитной политики;

● контролируемость, предполагающая возможность для центрального банка влиять на величину промежуточной переменной. Кроме того, важна устойчивая зависимость между инструментами денежно-кредитного регулирования и промежуточной переменной;

● измеримость, предполагающая возможность правильно и точно измерить выбранную промежуточную переменную;

● своевременность. Достоверная информация о данной цели должна своевременно и регулярно поступать в центральный банк.

Следует отметить, что промежуточная цель не является раз и навсегда заданной, особенно в странах с переходной экономикой. Это обусловлено постоянным процессом развития рыночных отношений. Причем промежуточная цель может устанавливаться в мягкой (рекомендательной) и жесткой (подобно целевому показателю) формах.

Тактические (оперативные) цели устанавливаются центральными банками в связи со слабой взаимосвязью промежуточных целей с инструментами денежно-кредитного регулирования. Кроме того, промежуточные цели трудно прогнозировать или контролировать ежедневно, еженедельно или ежемесячно. Их проще использовать для ежеквартального либо ежегодного контроля. Достижение тактических целей возможно путем каждодневных регулирующих действий центрального банка. Через постановку и достижение тактических целей центральный банк обеспечивает выполнение своих промежуточных и, соответственно, конечных целевых установок.

Требования к тактическим целям:

● максимальное воздействие на них центрального банка;

● способность быстро и позитивно изменяться в ответ на действия центрального банка;

● стабильное влияние на промежуточную цель.

В зависимости от конкретной ситуации в качестве тактических целей может выступать регулирование резервов (ликвидности банковской системы), краткосрочных процентных ставок денежного рынка и пр.

Основной закон определения целей центрального банка при денежно-кредитном регулировании состоит в следующем: центральный банк может таргетировать (принимать за контрольный) только один показатель: например, либо агрегат денежной массы, либо обменный курс. То же касается и оперативных целей: возможно таргетирование денежной базы (но тогда ставка процента денежного рынка является переменной, определяемой банковской системой); таргетирование ставки процента (центральный банк, используя инструменты рефинансирования, устанавливает целевую величину ставки денежного рынка; в этом случае переменная, определяемая банковской системой, - денежная база).

Подход «одного показателя» объясняется вероятностью ошибок со стороны центрального банка: в этом случае неверное установление цели в отношении одного показателя будет корректироваться банковской системой посредством другого. Кроме того, в условиях контролирования двух целей одновременно населению труднее формировать свои инфляционные ожидания, поскольку не ясно, какой из двух целей будет отдано предпочтение в случае возникновения конфликта между ними.

В основе выбора инструментов денежно-кредитного регулирования лежит правило «компенсационного регулирования», т.е. расширения или снижения доступа к ликвидности центрального банка в зависимости от ситуации.

В экономической литературе выделяют следующие подходы к классификации инструментов денежно-кредитного регулирования.

1. По характеру воздействия:

- инструменты прямого (административного) регулирования и контроля;

- косвенные (экономические, рыночные) инструменты.

2. По объему воздействия на рынок:

- общие (воздействуют на систему в целом);

- селективные (предполагают избирательное воздействие на финансовый рынок).

В зависимости от типа денежно-кредитного регулирования (рестрикционное и экспансионистское) применение методов может быть тотальным или селективным. При тотальном регулировании мероприятия центрального банка распространяются на все учреждения банковской системы; при селективном – на отдельные кредитно – финансовые институты, либо их группы, или же на определенные виды банковской деятельности. Выбор метода регулирования деятельности банков производится в каждом конкретном случае исходя из состояния экономики.

К административным методам денежно-кредитного регулирования относится использование лимитов (прямых ограничений) или запретов, устанавливаемых центральным банком по отношению к количественным и качественным показателям деятельности коммерческих банков.

Косвенные (экономические, рыночные) инструменты предполагают воздействие центробанка на поведение коммерческих банков путем использования экономических интересов, т.е., изменяя объемы резервных денег или их цену, центральный банк изменяет спрос на кредит и эффект мультипликации в экономике. Важным фактором эффективности косвенных инструментов является формирование денежно – кредитной системы, способствующей оптимальному распределению сбережений и инвестиций в экономике, что предполагает:

- достижение относительно стабильного состояния экономики;

- формирование развитых рыночных отношений во всех секторах экономики;

- создание универсальной, стабильной, устойчивой инфраструктуры финансового рынка.

Инструменты денежно-кредитного регулирования центрального банка группируются по нескольким классификационным признакам.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...