Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Предпосылки возникновения центральных банков




В эпоху стихийного развития рынка и обращения настоящих (золотых и серебряных) денег банки выступали преимущественно в роли простых посредников в осуществлении торговых операций. Но и тогда какой-нибудь банк выделялся из общего их числа как наиболее крупный или обслуживающий нужды властей. В течение многих веков подобную роль выполняли известные, обладавшие значительным состоянием и внушавшие доверие конкретные банкиры (банкирские дома). Но в целом в тех исторических условиях (чисто стихийное развитие плюс то, что государство стояло в стороне от экономики) банки отличались друг от друга размерами, а не специализацией. Даже близость к правительству не делала какой-либо банк центральным в современном понимании.

Идея центрального банка зародилась в условиях относитель­но развитых рыночных отношений, когда в нем возникла исто­рическая и экономическая потребность. Быстрое развитие кре­дитной системы сопровождалось ростом необходимости в банк­нотном обращении. Это потребовало замены банкнотной эмис­сии многих коммерческих банков эмиссией одного специального банка, поскольку децентрализованная эмиссия банкнот уже не соответствовала новым реалиям.

Во-первых, банкноты отдель­ных, часто малоизвестных банков не пользовались всеобщим до­верием у населения, а банкноты коммерческих банков могли об­ращаться только в сфере деятельности данных банков. Развива­ющийся рынок требовал универсального, соответствующего мас­штабам страны, покупательного и платежного средства.

Во-вто­рых, банкноты коммерческих банков не всегда пользовались достаточным доверием даже со стороны населения, пользую­щегося их услугами. Децентрализованная эмиссия банкнот не поддавалась контролю и регулированию со стороны государства. Это зачастую способствовало злоупотреблению банками правом банкнотной эмиссии, и в погоне за максимальной прибылью они выпускали не обеспеченные золотом банкноты. В результате при обмене последних на золото возникала опасность отсутствия не­обходимого количества наличных денег, т.е. золота для удовлет­ворения спроса со стороны владельцев банкнот. Подавляющее число обязательств до востребования у банков XIX в. приходи­лось именно на объем выпущенных ими банкнот. Поэтому необ­ходимо было определить оптимальное соотношение наличных денег в кассе банка и суммы выпущенных банком банкнот по предъявлению.

Таким образом, возникновение центральных банков истори­чески связано с сосредоточением банковской эмиссии в руках нескольких наиболее надежных, пользовавшихся всеобщим до­верием коммерческих банков, чьи банкноты могли успешно вы­полнять функцию кредитного средства обращения. Такие банки стали называться эмиссионными. Во всех европейских странах роль центрального банка постепенно, в ходе определенной кон­куренции, закреплялась за самым крупным и надежным банком страны. Государство, издавая соответствующие законы, активно способствовало данному процессу, поскольку выпускавшиеся многочисленными мелкими банками банкноты лишались спо­собности к обращению в случае банкротства эмитентов.

Исторически существовало два пути образования центральных банков. Одни из них стали центральными в результате длительной исторической эволюции. Это имело место главным образом в странах, где капиталистические отношения сложились сравнительно рано (в середине XIX — начале XX вв.). Так, Банк Англии стал эмиссионным центром в 1844 г., Банк Франции — в 1848 г., Банк Испании — в 1874 г.

В эпоху государственно-монополистического капитализма получил большое развитие процесс национализации центральных банков, ранее имевших статус акционерных. Национализацию акционерных банков ускорили экономический кризис 1929—1933 гг. и Вторая мировая война, усилившие тенденции государственно-монополистического развития экономики. В 1938 г. был образован государственный Банк Канады, в 1942 г. — Банк Японии, в 1946 г. — Банк Англии и Банк Франции.

Другие банки (федеральные банки США, образованные в 1913 г., центральные банки многих латиноамериканских государств) с самого начала были учреждены как эмиссионные центры.

После Второй мировой войны были созданы государственные эмиссионные институты в ФРГ — Бундесбанк (1957 г.) и Австрии — Резервный банк Австрии (1960 г.).

Выделение из общего ряда банков одного из них на роль центрального означало начало формирования в соответствующей стране двухуровневой банковской системы, на верхнем уровне которой располагается центральный банк. В свою очередь, необходимость создания двухуровневой системы банков была обусловлена противоречивым характером рыночных отношений: с одной стороны, они требуют свободы предпринимательства и распоряжения частными финансовыми средствами, что обеспечивают элементы нижнего уровня — коммерческие банки и иные кредитные организации; с другой стороны, указанные отношения необходимо регулировать (осуществлять целенаправленное воздействие и контроль), а это обстоятельство требует, в частности, особого института в виде центрального банка.

История показала, что централизация и общественно организованный контроль служат обязательными предпосылками эффективности банковской системы. Сугубо децентрализованное функционирование и развитие банковского дела, через которое в свое время проходили все страны, из-за разнородности бумажных денег, плохого регулирования и денежного предложения, не соответствующего нуждам экономики, вносило дополнительный беспорядок в и без того стихийную экономику.

Создание центральных банков с функциями регулирования денежных и кредитных отношений явилось выдающимся историческим открытием, позволившим обуздать стихию рынка при сохранении относительной свободы частного предпринимательства в этой специфической области.

Первоначально термин «центральный банк» подразумевал самый крупный банк, находившийся в центре системы. Затем такие банки постепенно монополизировали некоторые специфические функции, а на определенном этапе власти национализировали их (акционерный статус при этом может сохраняться). В большинстве случаев капитал центрального банка полностью принадлежит государству, но, как показывает опыт немногих стран, у него могут быть и другие акционеры — коммерческие банки и иные финансовые институты. В отдельных странах центральные банки по сравнению с коммерческими стали скромными по масштабам капиталов и балансов, а их функции и методы воздействия на банковскую систему постоянно модифицируются.

Вместе с тем сущность названных банков остается в принципе неизменной и заключается в посредничестве между обществом, государством и экономикой путем регулирования через банки денежных и кредитных потоков в стране. Какие бы конкретные функции ни возлагались на центральный банк, он всегда является органом регулирования денежного компонента экономики и в его деятельности сочетаются черты государственного ведомства и банка.

В современных условиях в большинстве стран центральные банки, по сути, являются государственными даже в тех случаях, когда формально не принадлежат государству. Например, государству принадлежит лишь часть капитала Швейцарского национального банка, 55% капитала Банка Японии, 50% капитала национального банка Бельгии.

Сегодня центральный банк — ключевой элемент финансово-кредитной системы любого развитого государства. Он выступает проводником официальной денежно-кредитной политики. В свою очередь, денежно- кредитная политика наряду с бюджетной составляет основу всего государственного регулирования экономики.

В 1920 г. международная финансовая конференция в Брюсселе отмечала, что в странах, где не существует центрального эмиссионного
банка, его следует создать. Там же подчеркивалось: «Банки и особенно эмиссионные банки нужно освободить от политического давления,
они должны управляться на принципах разумных финансов». Таким образом, вопрос независимости Центрального банка не надуман. Эта независимость гарантирует эффективность его деятельности.

Исторически центральные банки обычно формировались как акционерные компании, наделенные особыми полномочиями. Термин «центральный банк» подразумевал самый крупный банк, находящийся в самом центре банковской системы. Затем Центральные банки постепенно монополизировали некоторые специфические функции, а на определенном этапе власти национализировали центральные банки (акционерный статус при этом мог сохраняться, как, например, у Банка Италии или Национального банка Австрии).

История многих стран доказывает, что нали­чие централизующего начала и государственное регулирование денежно-кредитной сферы являются обязательными предпо­сылками эффективности рыночной экономики. Децентрализо­ванное функционирование банковской системы, разнородность бумажных денег, отсутствие разумного регулирования денеж­ного предложения, соответствующего нуждам экономики, вно­сят дополнительный хаос в структуру рынка. С этой точки зре­ния создание центральных банков с функциями регулирования кредитно-денежных отношений явилось историческим откры­тием, позволившим обуздать стихию рынка, сохранив свободу частного предпринимательства. К началу XX в. почти во всех европейских и в некоторых азиатских и африканских странах уже имелись центральные банки. В настоящее время они явля­ются главным звеном денежно-кредитной сферы практически всех государств, имеющих собственные банковские системы.

После первой мировой войны произошло усиление позиций центральных банков в финансовой системе с постепенным пре­вращением их в органы государственного регулирования эконо­мики. На этом этапе власти большинства стран национализиро­вали центральные банки, сохранив в некоторых случаях их акционерный ста­тус. Толчком к национализации послужили мировой экономи­ческий кризис 1929—1933 гг. и вторая мировая война, усилившие тенденции государственного регулирования экономики. Например, Банк Канады был национализирован в 1938 г., Банк Японии — в 1942 г., Банк Англии и Банк Франции — в 1946 г.

После второй мировой войны некоторые вновь созданные центральные банки учреждались сразу как государственные институты (например, западногерманский Бундесбанк в 1957 г., Резервный банк Австралии в 1960 г.). Процесс распада колони­альной системы сопровождался созданием центральных банков в молодых госу­дарствах Азии, Африки и Латинской Америки.

Таким образом, центральный банк - прежде всего посредник между государством и остальной экономикой через банковскую систему страны, и в качестве такого учреждения он призван регулировать денежные и кредитные потоки с помощью инструментов, которые закреплены за ним в законодательном порядке.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...