Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вектор поведения как характеристика человека в корпоративной системе




На основании анализа литературных источников – работ, посвященных изучению и моделированию поведения человека (см. приложение 2), можно сделать следующие выводы.

Многие авторы рассматривали различные характеристики, отражающие поведение человека, позволяющие, в той или иной мере, прогнозировать поведение человека.

Под поведением [человека, системы] будем понимать характеристику человека / системы, определяющую наиболее вероятные действия человека / системы.

Категория «действие» также требует уточнения.

Под действием в данной работе мы понимаем форму активности человека, изменяющую распределение его ресурсов и/или подконтрольных ему ресурсов.

Взаимодействие людей осуществляется в информационной плоскости. Совершая те или иные поступки, разговаривая, отдавая приказ, мы осуществляем передачу информации различным субъектам[74]. Если человек осознает и наблюдает эти процессы, у него есть возможность ими управлять. Если не обращает внимания на них (в том числе, вследствие недостаточной квалификации), то как-либо повлиять на этот процесс, управлять им, он не сможет.

Важным для управленческой деятельности выводом является то, что поведение человека детерминировано некоторой присущей ему характеристикой [75].

Эта характеристика формируется и закрепляется в сознании человека в процессе его жизнедеятельности. Основным фактором, влияющим на формирование такой характеристики является информация, поступающая человеку в процессе взаимодействия его с природой, в том числе, с другими субъектами.

Представляется целесообразным в качестве характеристики, детерминирующей поведение человека, использовать вектор поведения. Вместе с тем, следует отметить неопределенность этой характеристики и, соответственно, необходимость определения категории «вектор поведения».

Вектор поведения – имманентная характеристика человека как субъекта взаимодействия, определяющая:

· Восприятие поступающей к человеку информации.

· Оценку ресурсов, событий, действий других людей.

· Вероятность совершения того или иного действия.

Прежде сформированные поведенческие модели[76] влияют на оценку настоящих условий деятельности, получаемых в результате деятельности ресурсов, вероятности их получения, сигналов (информации), получаемых из среды.

Рассмотрим вектор поведения как категорию (понятие), а также влияющие факторы.

Человек – активный элемент системы, поэтому именно он определяет, совершить ему или не совершить то или иное действие. Причем, он может совершить только известное ему действие[77]. Человек совершает то или иное действие в том случае, когда у него в сознании определенным образом будут сочетаться выгоды и потери, связанные с совершением этого действия.

Но для внешнего наблюдателя, не имеющего информации о сочетании субъективных оценок человека выгод и потерь, связанных с совершением определенного действия, существует вероятность совершения человеком того или иного действия в определенных условиях. Соответственно, мы говорим о поведении человека.

Поведение человека – это отражение его действий в сознании других людей, некоторая информация о возможности совершения того или иного действия человеком. Оно существует именно в сознании других людей, у человека же есть именно действия, которые он совершит со 100% вероятностью при определенном сочетании субъективных оценок стимулов и ограничений. Но, вместе с тем, поведение – это именно характеристика человека как субъекта взаимодействия. В общем случае, оно может быть охарактеризовано численным значением вероятности совершения человеком определенных действий из интересующего субъекта анализа диапазона действий.

На основании анализа информации о поведении человека, были определены (выделены) следующие факторы, влияющие на совершение человеком того или иного действия:

· Актуальные потребности человека, которые зависят от потребностей человека вообще и доминанты – наиболее значимых потребностей в конкретный момент.

· Информация о ресурсах, которые человек получит (выгоды) / потеряет (затраты, издержки) в результате совершения действия – стимулах / ограничениях.

· Субъективная оценка вероятности получения выгод / потери ресурсов, формирующаяся в сознании человека на основе имеющейся у него информации.

· Знание человеком поведенческих моделей – обусловленных действий, их ассоциирование с получением и затратами ресурсов.

Безусловно, человек сам определяет выбор того или иного действия, которое он совершает. Но перечисленные выше факторы влияют на вероятность совершения человеком того или иного действия в конкретной социальной системе, в существующих условиях.

Для отражения этой информации в аналитической форме предлагается использовать вектор поведения – характеристику человека, определяющую его наиболее вероятные действия в рассматриваемой социальной системе. Социальная система определяет воздействующую на человека информацию; существующие возможности и, соответственно, стимулы и возможные затраты ресурсов. Кроме того, именно система определяет необходимые действия, которые должен и/или может совершить человек, а также ограничения на совершение тех или иных действий.

Базисом вектора поведения служат оси, отражающие вероятность совершения человеком определенного действия – p (on) = [0, 1]. Координатами вектора служат вероятности совершения того или иного действия on в пространстве вероятностей известных человеку действий O.

Вероятность совершения того или иного действия определяется вероятностью выбора этого действия, исходя из оценки человеком значимости стимулов (получаемых в результате совершения действия ресурсов) и ограничений (теряемых в ходе совершения действия ресурсов):

p (on) = φ [ S (on), L (on)] (2.1.1.)
где: on конкретное n -е действие;
  p (on) вероятность совершения человеком действия on;
  S (on) стимулы для действия on;
  L (on) ограничения, связанные с осуществлением действия on.
         

Стимулы и ограничения, как будет показано далее, являются функцией, зависящей от получаемых и, соответственно, теряемых ресурсов при осуществлении действия. Стимулы, соответственно, повышают вероятность выбора действия, ограничения – снижают.

Такая модель позволяет описывать, как элементарные, так и комплексные действия[78] человека.

Безусловно, каждому человеку известно много различных действий. Перечислить все, скорее всего, крайне сложно. Но для решения прикладных задач, связанных с управлением корпоративными системами, это, собственно, не нужно – достаточно оценивать вектор поведения человека в пространстве нужных (требуемых) и/или ненужных (запрещенных) субъекту управления действий.

Такие действия определяются требованиями к системе, закладываемыми алгоритмами функционирования, существующими ограничениями, в том числе, ограничениями, связанными с системной устойчивостью компании.

Можно выделить две цели использования категории «вектор поведения» в процессе управления (принятия решений).

Вектор поведения используется для получения информации о вероятности осуществления участником корпоративных отношений определенных действий – p (on), либо информации о наиболее вероятных действиях данного УКО в определенных условиях. Условия определяются, во-первых, действующими институтами, определяющими обусловленные действия и последствия их осуществления; во-вторых, информацией, которую получит или получил человек – инициирующие сигналы, информация о стимулах и ограничениях и т.п.

Кроме того, на основе вектора поведения реализуется функция оценки ресурсов, информации о ресурсах (предложения, прогнозы человека и т.п.). Но здесь, строго говоря, используется не сам вектор поведения, но исходная информация, на основе которой оцениваются вероятности совершения того или иного обусловленного действия (которые и определяют вектор поведения) – множество обусловленных действий и связанных с ними стимулов и ограничений. Как будет показано далее, вероятность совершения человеком некоторого обусловленного действия ox определяется кортежем стимулов (Sm), ограничений (Lm) и возможностей (O (N))[79] удовлетворения потребностей человека:

p (ox) = φ á Sm (O (N)) Lm (O (N)) O (N) N (t

Объединение кортежей, соответствующих действиям некоторого множества обусловленных действий (например, множества действий, необходимых системе – O ), отражение этого объединения в определенной форме, сформирует поведенческую матрицу (матрицу поведения) УКО, которая является основой вычисления вероятностей совершения действий в заданном базисе (в данном случае, базис – O ).

Рассмотрим факторы, влияющие на формирование вектора поведения как характеристику, отражающую вероятность совершения человеком действия [при получении определенного сигнала].

Потребности человека являются движущей силой, заставляющей его хотеть что-то делать – тратить имеющиеся у него ресурсы для получения других ресурсов, необходимых для удовлетворения потребностей. Но потребности человека меняются во времени – в зависимости от условий, физиологических циклов, др. факторов.

В общем случае, мы можем различать следующие категории:

· потребности человека – потребности, имеющиеся у человека вообще;

· актуальные потребности человека – потребности, существующие у человека в рассматриваемый момент или промежуток времени.

В предлагаемой модели, для определения актуальных потребностей, используются такие категории, как потребности человека вообще и доминанта (см. выше). Они моделируются, соответственно, матрицей потребностей и матрицей доминанты – N и Nдом. (t).

Потребности человека вообще – матрица вида: .

Потребности актуализируются доминантой. В нашем случае, доминанта – матрица вида: , обладающая следующими свойствами:

То есть, каждый в отдельности элемент матрицы может изменять значение от 0 до 1, но, при этом, сумма значений всех элементов должна быть равна 1.

Доминанта акцентирует те или иные потребности человека, ослабляя воздействие определенных потребностей. Если члены матрицы доминанты равны 0, то такая потребность и, соответственно, связанные с ней действия и ресурсы, исключаются из процесса принятия решения. В результате, получается матрица актуальных потребностей человека.

Установление пределов изменения значения членов матрицы доминанты в пределах от 0 до 1 при общей сумме равной 1 обеспечивает учет в модели того факта, что при существенном стимуле человек может, все-таки, сделать то действие, которое не способствует удовлетворению самой сильной актуальной для данного момента потребности, что повышает адекватность модели.

Например, даже если человек испытывает очень сильное чувство голода, он, тем не менее, может совершить действия, которые непосредственно на удовлетворение голода не влияют. То есть, он пересиливает себя, свою физиологию вследствие действия более сильных стимулов. В предельных случаях, человек способен преодолеть даже влияние жизненно важных потребностей – дышать, есть, пить, сохранять целостность тела. При этом он, конечно, может погибнуть, но выполняет действия. Такие факты, известные из истории, в том числе, показывают, что поведение определяется информацией, а не жестко определенными механизмами в биологической системе.

Вместе с тем, при определенных условиях, дефицит ресурсов может привести к абсолютному превалированию определенных потребностей – потребность в еде и/или воде, другие физиологические потребности. Применительно к данной модели, это определяется существенно меньшим значением соответствующих членов матрицы доминанты[80].

Соответственно, актуальные потребности человека определяются как функция матрицы потребностей и матрицы доминанты, результатом которой является матрица, члены которой представляют собой произведение соответствующих членов матрицы потребностей и матрицы доминанты:

В результате, мы получаем матрицу, члены которой характеризуют актуальные на данный момент потребности человека, влияющие на его выбор того или иного действия.

По мнению автора, следует различать потребности как факт желания человека чего-либо и потребности как желание получить определенные ресурсы.

Так, например, человек хочет есть вследствие поступления информации от органов о нехватке тех или иных веществ в организме. Но у него существует и потребность получить деньги за свой труд для того, чтобы он мог поесть. Кроме того, утолить голод он может с помощью множества различных продовольственных товаров и, в конечном итоге, выберет то, что ему более нравится и в соответствии с имеющимися у него ресурсами.

Соответственно, следует определить потребность в ресурсах – множество необходимых человеку ресурсов Rнеобх. (t).

Как мы уже отметили, оно определяется потребностями человека.

Существует множество потребностей N. Существует знание человека, формирующее у него в сознании ассоциативные связи, формирующие информацию о том, с помощью каких ресурсов он может удовлетворить эти потребности. Соответственно, формируется множество ресурсов, необходимых для удовлетворения потребностей – R (N). Причем, есть множества ресурсов, соответствующие каждой из потребностей человека – R (nk Î N) Í R (N).

Доминанта актуализирует потребности человека и формирует множество актуальных потребностей N (t). Соответственно, можно определить множество актуальных потребностей в ресурсах R (N (t)) как объединение множеств ресурсов, необходимых для удовлетворения каждой из актуальных потребностей человека:

R (N (t)) = È R (nk (t)),

nk (t) Î N (t))

Суммируя однотипные элементы этого множества, то есть, ресурсы одного вида, необходимые для удовлетворения различных потребностей, получаем матрицу потребностей в ресурсах[81]:

Соответственно, необходимые человеку ресурсы влияют на выбор человеком того или иного действия, которое может привести к получению нужных ресурсов. Во многом, это определяется информацией, которую получает человек, как до момента взаимодействия, так и непосредственно перед взаимодействием с тем или иным субъектом.

Помимо потребностей, действия человека определяются информацией, которую он получает, как в процессе жизнедеятельности, так и в момент совершения действия.

Поступающая человеку, точнее, воспринимаемая им информация[82] изменяет его поведение. В настоящей работе это отражено посредством введения принципа необратимости информационного воздействия на человека[83]. Это согласуется с мнением ряда авторов (Коган А.Б., Симонов П.В., Ухтомский А.А., Степанова Е.И., др. – см. выше), исследовавших высшую нервную деятельность человека и животных. Так, например А.Б. Коган в работе «Основы физиологии высшей нервной деятельности» [152] отмечает, что «каждое слово представляет собой «сигнал сигналов», то есть, прочно объединенный, но вместе с тем чрезвычайно подвижный комплекс конкретных раздражителей, которые обобщены в понятии, выражаемым данным словом. Однажды образовавшись, такой комплекс начинает вбирать в себя новые конкретные раздражители, ассимилирует одни из них, дифференцирует другие и изменяет свое содержание. Характерная особенность формирования понятия человеком состоит в том, что одно и то же понятие может быть образовано из разного «материала» его восприятий и действий в зависимости от условий жизни» [152, стр. 350].

Рассмотрим механизм влияния информации на поведение человека.

На основании информации, которую получает человек, формируются следующие параметры, влияющие на поведение человека[84]:

O множество известных человеку обусловленных действий[85] (далее – действия);
ok Î O конкретное k -е действие, из множества известных человеку действий;
S (ok) стимулы для каждого из действий – получаемые при осуществлении конкретного действия ресурсы (выгоды) m‑ вида (im) с вероятностью p (im, ok);
L (ok) ограничения – ресурсы m -вида, которые человек потеряет при осуществлении конкретного действия (затраты или из­держки осуществления действия) с вероятностью p (- rm, ok);
Sok) стимулы для каждого «не действия»[86] – выгоды, которые получит человек с вероятностью p (im, Ø ok), если не осуществит данное действие;
Lok) ограничения для каждого «не действия» – потери, которые понесет человек с вероятностью p (- rm, Ø ok), если не осуществит данное действие;
p (im, ok), p (im, Ø ok) вероятность получения выгод m -вида при совершении (не совершении) действия ok.
p (- rm, ok), p (‑ rm, Ø ok) вероятность потери ресурсов m -вида при совершении (не совершении) действия ok.

Каждое действие может принести те или иные выгоды. Получая информацию в процессе социализации и приобретения опыта, человек формирует ассоциации, связывающие действия и возможность получения ресурсов при совершении таких действий[87].

Каждое действие требует затрат каких-либо ресурсов человека. Соответственно, формируются ограничения – ассоциации в сознании человека, связывающие совершение какого-либо действия и затраты ресурсов.

Каждому стимулу и ограничению соответствует субъективная оценка вероятности получения или потери ресурсов – вероятности реализации этого стимула или ограничения.

Часть этих факторов оказывает прямое влияние на вероятность совершения действия. Причем, влияние может быть прямое и обратное. Прямое влияние означает увеличение вероятности совершения действия при увеличении значения фактора; обратное – уменьшение вероятности при увеличении значения фактора.

Влияние факторов на вероятность совершения действия показано на рис. 2.1.1.

Следует, также, учитывать, что, полученная человеком информация изменяет доминанту и, тем самым, актуальные потребности. В конечном итоге, это изменяет вектор поведения.

В частности, информация о возможности не получить средства в будущем создает условия, когда человек, тем не менее, совершает действия, направленные на получение ресурсов, хотя, в настоящее время, эти ресурсы у него есть и нет, соответственно, потребности, обусловливающей необходимость этих ресурсов.

Вероят­ность совершения действия – p (on)
Факторы прямого влияния: S (ok), Lok), p (im, ok), p (- rm, Ø ok)
Факторы обратного влияния: L (ok), Sok), p (- rm, ok), p (im, Ø ok)
Увеличивают
Уменьшают

Рис. 2.1.1. Влияние факторов на вероятность совершения определенного действия человеком.

Исходя из принятого нами принципа локальной рациональности, мы предполагаем, что человек осуществляет рациональный выбор действия в соответствии со своим представлением ценности выгод и затрачиваемых ресурсов. То есть, он сравнивает ценность получаемых выгод с затрачиваемыми на выполнение действия ресурсами. Причем, сравнивает на основе полученной ранее информации.

Соответственно, вероятность совершения человеком определенного действия тем больше, чем более предпочтительны стимулы совершения действия в сравнении с ограничениями совершения действия и ограничения «не совершения действия» в сравнении со стимулами «не совершения действия».

Вектор поведения человека можно определить как матрицу, члены которой представляют собой вероятность совершения конкретного действия on из множества известных человеку обусловленных действий O:

(2.1.2.)
где: B (O, t) вектор поведения человека в базисе обусловленных действий O;
  O множество обусловленных действий, известных человеку;
  ok конкретное k -е действие;
  p (ok) вероятность совершения человеком действия ok;
  S (ok) стимулы для действия ok;
  L (ok) ограничения, связанные с осуществлением действия ok;
  Sok) стимулы для «не действия»;
  Lok) ограничения для «не действия».
         

Под вероятностью совершения человеком определенного действия мы понимаем вероятность события, что стимулы совершения этого действия и ограничения, связанные с совершением «не действия» будут предпочтительнее для этого человека, чем, соответственно, ограничения данного действия и стимулы «не действия».

Как мы уже отмечали, существует матрица необходимых человеку ресурсов, которая определяется существующими у человека потребностями.

У человека существует информация, которая определяет, какие ресурсы, с помощью каких действий он может получить и с какой вероятностью; а также, какие ресурсы и с какой вероятностью он потеряет при осуществлении этого действия.

В сочетании с множеством известных человеку действий, эта информация определяет вероятность совершения им определенных действий в определенных ситуациях.

Рассмотрим более подробно компоненты вектора поведения. Для начала – стимулы и ограничения.

Описание влияния стимулов и ограничений на вероятность совершения действия опирается на следующие предпосылки:

· Стимул тем больше, чем больше человек получает или теряет необходимые ему для удовлетворения потребностей ресурсы.

То есть, из двух действий, человек выбирает то, которое даст ему больше ресурсов для удовлетворения имеющихся у него потребностей.

· Значимость стимула непропорционально снижается, если предложение превышает потребность человека в ресурсе.

То есть, если получаемые при совершении определенного действия выгоды i (ok) более необходимого человеку количества ресурсов rнеобх., то значимость разницы для выбора будет существенно меньше – только за счет возможности реализовать «ненужные» ресурсы, что, в свою очередь, потребует затрат ресурсов.

· Ценность ресурса с большей вероятностью получения – потенциально больше.

То есть, при выборе из 2 действий, каждое из которых предполагает получение сравнимых выгод, выбирается действие, получение выгод от которого более вероятно[88].

· Значимость выгод может компенсировать недостаточную вероятность их получения.

То есть, из двух действий человек выбирает то, которое дает более значимую интегральную оценку выгод с учетом вероятности их получения (выгоды, умноженные на вероятность их получения).

По-другому, вероятность пропорционально снижает ценность выгод.

Как уже отмечалось, необходимые человеку ресурсы определяются следующими факторами:

· Актуальными потребностями человека.

· Знанием человека о ресурсах, которые необходимы или могут быть использованы для удовлетворения потребностей.

Потребности человека, как мы говорили ранее, актуализируются доминантой.

Для каждой потребности человека существует некоторое множество ресурсов, которое может быть использовано для удовлетворения этой потребности: R (nk).

Тогда можно записать следующее выражение:

То есть, потребность человека в ресурсе m -вида определяется суммой ресурсов такого вида, необходимых для удовлетворения всех актуальных потребностей человека k -го вида.

У человека также есть какое-то количество имеющихся ресурсов, которые могут быть больше или меньше необходимого для удовлетворения потребностей. Соответственно, можно говорить о разнице между имеющимися и необходимыми ресурсами[89].

Строго говоря, стимулы и ограничения – это не ресурсы, но функция от ресурсов. Целесообразно различать следующие категории:

· стимул – ресурс, который получит человек при выполнении определенного действия;

· ограничение – ресурс, который потеряет человек при выполнении определенного действия;

· стимул-мотив, ограничение-мотив – функция от стимулов и ограничений.

Причем, в общем случае, функция нелинейная. Ее значение зависит от соотношения субъективных оценок получаемых или теряемых ресурсов, а также ресурсов, необходимых для удовлетворения потребностей:

s = φ (rим., rнеобх., rполуч.)

l = φ (rим., rнеобх., rтер.)

Стимул – функция отношения получаемых ресурсов к потребному ресурсу с учетом вероятности получения. Можно определить следующее соотношение:

· Больше вероятность получения выгод – больше стимул.

· Чем более получаемые ресурсы позволят перекрыть потребность в именно таких ресурсах, тем больше стимул.

· Чем больше получаемые ресурсы позволят удовлетворить потребностей, тем больше стимул.

Мы исходим из предположения, что если получаемые в результате выполнения ресурсы вместе с имеющимися у человека ресурсами превышают необходимые, в соответствии с его пониманием, ресурсы, то воздействие этого стимула существенно снижается.

В общем случае, функция, определяющая стимулы, выглядит следующим образом:

(2.1.3.)
где: s стимул для совершения некоторого действия;
  rполуч. ресурсы, получаемые УКО при осуществлении действия;
  rнеобх. ресурсы, необходимые данному УКО для удовлетворения своих потребностей;
  rим. ресурсы, имеющиеся у данного УКО;.
  λ коэффициент нелинейности, зависящий от индивидуальных характеристик человека.
         

В практической деятельности субъект, принимающий решение, должен определить значение коэффициентов λ1 и λ2, исходя из своего понимания характеристик участников корпоративных отношений.

Представляется, что наиболее целесообразно выбирать следующие значения коэффициентов: λ1 ³ 1, λ2 < 1. Тогда, график функции выглядит следующим образом (рис. 2.1.2).

Ресурсы, как мы уже отмечали, определяются знанием человека, как использовать те или иные феномены для удовлетворения потребностей. Соответственно, если нечто не является ресурсом (неизвестно, как это использовать), то оно и не будет влиять на принятие решений человеком.

 

im
sm

Рис. 2.1.2. График функции стимула.

Исходя из вышесказанного, сформулируем выражения для определения стимулов и ограничений, воздействующих на субъектов корпоративных отношений:

(2.1.4.)
где: sm (ok, t) стимул m -вида для совершения действия ok;
  im выгоды УКО (получаемые ресурсы) m -вида, связанные с осуществлением действия ok;
  rm необх. ресурсы m -вида, необходимые данному УКО для удовлетворения своих потребностей;
  rm им. ресурсы m -вида, имеющиеся у данного УКО;
  ok конкретное обусловленное действие;
  p (im, ok) субъективная оценка данным УКО вероятности получения выгод m‑ вида при совершении k -го действия;
  λ коэффициент нелинейности, принятый субъектом анализа.
         

То есть, стимул m -вида определяется как ресурсы m -вида, получаемые УКО как выгоды в данной корпоративной системе, умноженные на вероятность получения этих выгод, деленные на необходимое количество такого же ресурса.

Субъективная оценка вероятности получения выгод определяется следующим образом:

(2.1.5.)
где: p (im (ok)) оценка вероятности получения выгод m -вида в результате совершения действия on;
  Nполуч. количество случаев, когда человек совершал действие ok и получал выгоды m -вида;
  Nне получ. количество случаев, когда человек совершал действие ok и не получал выгоды m -вида.
         

Ограничение – отношение необходимых для жизнедеятельности ресурсов к имеющимся ресурсам с учетом потерь при совершении действия и вероятности потери. Здесь, видимо, можно определить следующие правила:

· Чем больше вероятность потери ресурсов при совершении действия – больше ограничение.

· Чем более теряемые ресурсы уменьшают имеющиеся ресурсы, что снижает возможность перекрыть потребность человека в именно таких ресурсах, тем больше ограничение.

· Удовлетворение чем большего количества видов потребностей ставится под угрозу в результате выполнения действия, тем больше ограничение.

Соответственно, можно определить:

· Множество потребностей – видов: N, N (t).

· Множество ресурсов, необходимых для удовлетворения каждой из потребностей – R (nk Î N).

· Матрица ресурсов, необходимых для удовлетворения потребностей.

Ограничения, как мы отмечали выше, – это функция от ресурсов, которые человек тратит при совершении того или иного конкретного действия[90]. На значимость ограничения влияют следующие факторы:

· Имеющиеся у человека ресурсы – количество и виды.

· Ресурсы, необходимые человеку для удовлетворения потребностей.

· Информация о количестве и видах ресурсов, затрачиваемых при совершении действия и, соответственно, вероятность потери этих ресурсов.

Если у человека значительно больше необходимого ему количества ресурсов, то потеря этого вида ресурсов не будет существенным ограничением.

Представляется очевидным следующее влияние факторов, определяющих ограничение для выполнения того или иного действия:

· Потеря ресурсов, необходимых для осуществления действия, уменьшает имеющиеся у человека ресурсы, необходимые для удовлетворения имеющихся потребностей. Соответственно, усиливается ограничение.

· Увеличение имеющихся у человека ресурсов – снижает воздействие ограничения.

· Увеличение необходимых ресурсов – усиливает ограничение.

· Ограничение проявляется тогда, когда ресурсов, необходимых для удовлетворения потребностей, становится меньше необходимого количества.

Исходя из вышесказанного, ограничения определяются следующим образом:

(2.1.6.)
где: lm(on, t) ограничение m -вида для совершения действия on;
  rm затр. ресурсы m -вида, затрачиваемые УКО при совершении действия on;
  rm необх. ресурсы m -вида, необходимые данному УКО для удовлетворения своих потребностей;
  rm им. ресурсы m -вида, имеющиеся у данного УКО;
  on конкретное обусловленное действие;
  p (- rm, on) субъективная оценка данным УКО вероятности потери ресурсов m -вида при совершении n -го действия;
  λ коэффициент нелинейности, принятый субъектом анализа.
           

Вероятность потери ресурсов при совершении того или иного действия определяется следующим образом:

(2.1.7.)
где: p (- rm (ok)) вероятность потери ресурсов m -вида в результате совершения действия ok;
  Nпот. количество случаев, когда человек совершал действие ok и потерял ресурсы m -вида;
  Nне пот. количество случаев, когда человек совершал действие ok и не терял ресурсы m -вида.
         

График функции ограничений представлен на рис. 2.1.3.

- rm
lm

Рис. 2.1.3. График функции ограничения.

Выгоды и ограничения – безразмерные величины, поскольку при определении каждого стимула и ограничения соотносятся ресурсы одного вида.

Используя матрицы стимулов и ограничений, формируется матрица «Обусловленное действие – Стимулы – Ограничения» следующего вида:

Обусловленное действие (ok) Стимулы (S (ok, t)) Ограничения (L (ok, t))
s1 s2 sm l1 l2 lm
При таких условиях сделать это…            

Аналогичная матрица формируется для «не действия»:

Обусловленное «не действие» (Ø ok) Стимулы (Sok, t)) Ограничения (Lok, t))
s1 s2 sm l1 l2 lm
При таких условиях не делать этого…            

Кортеж á ok, s1 (ok) ¸ sm (ok), l1 (ok) ¸ lm (ok), Ø ok, s1ok) ¸ smok), l1ok) ¸ lmok) ñ пол­ностью описывает услови<

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...