Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Фронтальная форма организации производственного обучения 3 глава




Понятно, что обучение мастерству — процесс постепенный. Но с первых же занятий, после того как сформированы началь­ные навыки, учащиеся должны быть ориентированы на выпол­нение работ (пока — учебных!) в установленное время, в объе­мах, называемых производственным термином «норма выработ­ки».

Педагогическое значение нормирования учебно-производ- ственных работ заключается в том, что оно побуждает учащихся к овладению специальностью на должном уровне, воспитывает настойчивость и целеустремленность в достижении цели, способ­ствует стремлению к поиску более производительных приемов труда. Вместе с тем существует ряд условий, которые должны выдержи­ваться мастерами при осуществлении производственного обуче­ния. О них и пойдет речь в этой главе.

11.1. Цели и методы нормирования

Основными целями нормирования учебно-производственных работ являются следующие:

1) способствовать постепенному освоению учащимися приемов и методов работы; приучать ценить фактор времени и тем самым обеспечивать освоение к концу обучения норм, установленных на предприятиях для рабочих соответствующей профессии и уровня квалификации;

2) устанавливать исходные данные для правильного планиро­вания производственного обучения и использования имеющегося оборудования;

3) содействовать наиболее объективной оценке успеваемости учащихся по производственному обучению на основе показателей выполнения учащимися установленных норм.

Мастер производственного обучения должен хорошо понимать, в какие этапы обучения и как эти цели могут быть реализованы.

Нормирование учебно-производственных работ не производится, когда учащиеся обучаются правильному выполнению отдельных дви­жений и приемов, составляющих изучаемую трудовую операцию. Если в этот период обучения сообщить учащимся норму времени, ко­торая установлена на данную операцию, или норму выработки, которая должна соответствовать работе умелого исполнителя, — результат может оказаться отрицательным. Подстегиваемые жела­нием самоутвердиться, ученики будут больше внимания уделять количеству изготавливаемой продукции, а не ее качеству. Мето­дическое правило этого периода — отработка качественных показа­телей, развитие координации движений, выработка привычки выполнять каждый прием «как надо», с соблюдением строгой тех­нологической последовательности. Понятно, что от занятия к за­нятию выполнение операций будет происходить успешнее и бы­стрее, но, повторимся, в период освоения учащимися основных приемов работы нормы им не сообщаются. Мастер производит нормирование учебно-производственных работ, выполняемых уча­щимися при изучении операций, но исключительно для себя, для учета в целях планирования учебного процесса. Ниже будет пока­зано, что это время исключается из плана производственного обу­чения группы на конкретный период.

Совсем иначе обстоит дело при выполнении комплексных ра­бот. При изготовлении учащимися объектов труда в этот период обучения происходит совершенствование и закрепление уже сфор­мированных навыков. Учебно-производственные работы комплекс­ного характера, выполняемые учащимися в учебных мастерских, а также при обучении в условиях производства и повседневной прак­тики, обязательно нормируются с сообщением установленных норм времени учащимся.

Однако поскольку в разные периоды обучения степень умений и овладения мастерством различна и опыт производственной дея­тельности еще недостаточен, то и нормы на выполнение учебных работ отличаются от норм, установленных для квалифицирован­ных рабочих. Для учета этих различий введена единая шкала по­правочных коэффициентов, приведенная в таблице 16.

Шкала поправочных коэффициентов помимо периода обуче­ния учитывает также степень сложности учебно-производствен- ных работ, выполняемых учащимися. Из таблицы видно, как по­степенно изменяется величина ученической нормы, имея в виду, что к завершению конкретного периода обучения должно быть осуществлено приближение к расчетной норме соответствующего рабочего разряда. Оговоримся, что при наличии в учебном заведе­нии проверенных на практике обобщенных данных применитель­но к каждому месяцу обучения, указанные коэффициенты могут корректироваться.

Могут применяться и другие переводные коэффициенты в за­висимости от срока обучения и сложности работ. В

таблицах 17 и

18 приведены варианты переводных коэффициентов для одного­дичного и двухлетнего сроков обучения.

Расчет по этим коэффициентам производится следующим об­разом.

 

Например: работа производится на II курсе в январе. Перевод­ной коэффициент для января — 2,0. Рабочая норма времени на единицу продукции — 0,8 чел./ч. Для учащихся норма времени в январе будет: 0,8 х 2,0 =1,6 чел./ч.

Таким же образом переводится норма взрослого рабочего в ученическую на III курсе по 3-му разряду в январе: 0,8 х 1,6 = = 1,28 чел./ч.

Если учебно-производственные работы выполняются по зака­зам предприятия, а технологические процессы обеспечены осна­щением, принятом на реальном производстве, в качестве расчет­ных принимают нормы времени, действующие на предприятии. Если работы выполняются по различающимся технологиям (на­пример, на производстве — серийное, а в училище — единичное производство), то расчетные нормы устанавливает учебное заве­дение, используя рекомендации инструкций по нормированию.

Основанием для установления ученической нормы на изготов­ление одного изделия является норма техническая (расчетная), определяемая путем установления величины затрат времени на следующие составляющие: оперативное время, время обслуживания рабочего места, подготовительно-заключительное время, время перерывов на отдых и естественные надобности. Оперативным называется время, в течение которого выполня­ется производственная работа, направленная на выполнение дан­ной операции или задания. Оперативное время подразделяется 'на основное (технологическое) и вспомогательное. Топ -+ t^n мин.

Основным (технологическим) называется время, расходуемое на изменение геометрических форм и размеров обрабатываемых де­талей (станочные или слесарные работы) или изменение взаим­ного расположения частей изделия (сборочные или сварочные работы), что и является целью данного технологического процес­са. Основное (технологическое) время может быть:

машинным, если обработка осуществляется без непосред­ственного участия рабочего (например, рабочий только наблюда­ет за протачиванием при механической подаче);

машинно-ручным, если детали обрабатываются рабочим на станке (например, подрезка торца с ручной подачей, сверле­ние отверстий или фрезерование с ручной подачей и т.п.);

ручным, если обработка производится без применения ме­ханизмов (например, ручное опиливание, рубка и т.п.).

Вспомогательным называется время, затрачиваемое рабочим на установку и снятие деталей, их измерения, пуск и остановку стан­ка, включение и выключение подачи и т. п.

Время обслуживания рабочего места — это время, которое в продолжение всего рабочего дня затрачивается на уход за рабочим местом. В него включается время, затрачиваемое на смену и переточку инструмента, его раскладку и уборку, регулирование и наладку станка в процессе работы, его чистку и смазку, уборку стружки и т. п.

Подготовительно-заключительным называется время, затрачи­ваемое рабочим на подготовку к данной работе и на выполнение действий, связанных с ее окончанием, а именно:

1) получение и сдача наряда, технической документации, ме­талла (полуфабриката), инструментов и приспособлений;

2) ознакомление с работой, чертежом и получение инструкта­жа по выполняемому заданию;

3) наладка оборудования;

4) подготовка рабочего места;

5) установка и снятие инструментов и приспособлений;

6) сдача работы.

Особенности подготовительно-заключительного времени состо­ят в том, что оно затрачивается рабочим только в начале и конце работы над данной партией деталей и что продолжительность его не зависит от числа штук деталей в партии.

Время перерывов на отдых включается в норму времени при выполнении физически тяжелых, утомительных работ, при уско­ренном темпе работы и значительном грузообороте. Во всех ос­тальных случаях время на отдых в норму времени не включается.

Таким образом, норму времени (в минутах), затрачиваемого на изготовление одной детали (это время еще называют штуч­ным), можно выразить формулой

Для партии деталей (изделий) норма времени может опреде­ляться по следующей формуле:

гае Тпар — норма времени на изготовление партии деталей; Тшт — норма времени на изготовление одной детали; Z— число деталей в партии; tm — время подготовительно-заключительное; /оп — опе­ративное время; /об — время обслуживания рабочего места; /ест — время, необходимое на отдых и естественные надобности.

11.2. Требования к нормированию. Определение ученической нормы времени

Подчеркивая важность организации работ по нормированию и учет выполнения норм времени в училищах, следует предупре­дить молодых педагогов об определенных трудностях, которые могут им встретиться, — чаще там, где организация такой работы не на должной высоте, где нормированию не уделяется нужное внимание. В училищах, где по штату не предусмотрен технолог, нормированием должны заниматься старший мастер и мастера про­изводственного обучения. В крупном училище нормированием за­нимается технолог, который с участием мастеров и под руковод­ством старшего мастера устанавливает технические и ученические нормы времени.

При нормировании работ следует иметь в виду следующие ас­пекты, связанные со спецификой учебного процесса. Так как под­готовительно-заключительное время исчисляется на все произ­водственное задание, устанавливая технические нормы времени на изготовление изделий, необходимо заранее учитывать, каки­ми партиями они будут выполняться учащимися. Так, если группе токарей дается для обработки 100 заготовок деталей, то установ­ление нормы времени на каждую деталь будет зависеть от количе­ства заготовок деталей, данных каждому учащемуся, а не от коли­честв заготовок, данных на группу.

Так, например, если группе дано для обработки 100 валиков и мастер распределил их по 10 валиков на учащегося, учитывая, что штучное время на деталь Ттт - 5,85 мин, а подготовительно- заключительное время на всю партию составляет 25 мин, то нор­ма времени определяется по формуле

В этом случае ученическая норма времени рассчитывается так:

или

 


где К — переводной коэффициент (выбирается из приведенных выше таблиц в зависимости от периода обучения).

Определив норму времени на партию или на одно изделие в минутах, можно найти норму выработки за час и смену по фор­мулам:

где Nb — норма выработки (за час или смену); — норма штуч­ного времени.

Внедряя нормирование учебных работ, мастер производствен­ного обучения должен строго учитывать выполнение норм учащи­мися, а на основе этого принимать меры для постепенного увели­чения производительности труда каждым учащимся.

Необходимо сделать оговорку следующего характера. Количе­ство профессий, подготавливаемых в системе НПО, достаточно велико, а различия в специфике многих из них — значительны. Понятно, что нормирование при производственном обучении, например, станочников, кардинально разнится с нормировани­ем работ учащихся строительных профессий. Поэтому мы считаем крайне важным пояснить, что в каждом отдельном случае обяза­тельно должны учитываться специфика профессии и особенности учебного заведения.

При этом мастер, планируя работу с группой, должен руко-, водствоваться существующими по ряду массовых профессий таб­лицами нормативов. Такие таблицы распределения учебного вре­мени по каждой теме учебной программы, где показано время, отводимое на инструктаж, упражнения и производственную дея­тельность, позволят мастеру четко определять объемы, которые должны быть выполнены группой за месяц (квартал). Время, которое при этом рассчитывается, называется приведенным време­нем.


 

Именно оно является расчетным для определения плана для группы на конкретный месяц обучения. Покажем на примере, как рассчитывается — с учетом временных затрат на все элементы занятия — приведенное время.

Предположим, что в группе 25 учащихся. В месяц проводится 8 занятий (2 дня в неделю) продолжительностью 6 ч каждое.

Фовд учебного времени составит 25 х 8 х 6 = 1200 ч.

 

Время на инструктаж одного учащегося за этот период состав­ляет 8 ч; общее время на инструктаж группы будет равно 25 х 8 = = 200 ч.

Предположим, что отрабатываются комплексные работы, при которых время на упражнения учащихся не планируется.

Тогда время на производственную деятельность группы в ука­занный месяц определится путем вычитания из фонда учебного времени 200 ч, отводимых на инструктажи: 1200 - 200 = 1000 ч.

Если в этот период обучения применяется переводной коэф­фициент 3,5, то приведенное время составит 1000: 3,5 = 285,7 ч. В таблице 19 показано> как рассчитывают его величину.

Аналогично планируется время на другие периоды обучения (второй и последующие курсы). При этом следует иметь в виду, что переводные коэффициенты зависят от разряда выполняемых работ. Потери учебного времени отдельными учащимися при оп­ределении фонда времени на производственную деятельность во внимание не принимаются (см. таблицу 20).

Таким образом, нормирование учебно-производственных ра­бот — важный фактор не только для реальной проверки уровня подготовки учащихся на каждом конкретном периоде обучения, но и основание объективных данных для учета производственной деятельности за любой период обучения.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Объясните необходимость нормирования ученических работ.

2. В какие периоды обучения осуществляют или, напротив, не произ­водят нормирования учебно-производственных работ? Почему?

3. Охарактеризуйте составляющие расчетной нормы времени.

4. Для чего применяются переводные коэффициенты? В какие перио­ды обучения и при выполнении каких работ изменяются их значения?

5. Покажите на примере, как определяется ученическая норма вре­мени.

6. Как подсчитывается общий фонд времени на производственную деятельность группы? Покажите на примере (наполняемость группы — 25 чел.).

7. Как определяется приведенное время? Укажите его составляющие.

 

 

ГЛАВА 12

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ, ПРАВОВОЕ И МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ

Любая образовательная система всегда несет на себе отпечаток того состояния общества, в рамках которого она реализуется. Про­должающийся в нашем обществе всесторонний пересмотр функ­ционирования различных социальных институтов не мог не кос­нуться необходимости рассмотрения проблем в области профес­сионального образования. Потребовалось прежде всего осмыслить недостатки подготовки выпускников, в рамках выбранной рабо­чей профессии, за последние десятилетия. В исследованиях отече­ственных ученых и специалистов отмечалось:

недостаточный уровень развития профессиональной самостоя­тельности, неумение приспосабливаться к изменяющимся требо­ваниям производства;

узость специальной подготовки, ограничивающей профессио­нальную мобильность будущих рабочих;

низкую социальную мобильность, определяемую ограничен­ными возможностями индивидуального профессионального ста­новления личности в условиях педагогического процесса, ориен­тированного на массовый выпуск однотипной «кадровой продук­ции».

Если рассматривать современную профессиональную школу как инструмент общества, удовлетворяющий его потребность в под­готовке молодежи к деятельности в условиях производственной среды и реальной экономики, то следует отвести системе НПО ведущее значение как первой ступени. Имеется в виду, что про­фессиональное начальное образование при правильной трактовке современных концептуальных подходов к его приоритетам долж­но стать своеобразным «трамплином» для дальнейшей жизни и деятельности выпускников.

12.1. Содержание профессионального образования как педагогическая проблема

Действительный член Российской академии образования А. М. Новиков считает, что сегодня одними из наиболее важных целей профессионального образования представляются следую­щие:

полученное образование должно явиться для каждого выпуск­ника средством самореализации, самовыражения и самоутверж­дения личности, поскольку в наибольшей мере человек раскры­вает свои способности в труде, и в первую очередь — в профессио­нальном труде;

оно должно стать его собственным своеобразным капиталом, которым он как субъект может распорядиться на рынке труда.

Сформулированная таким образом педагогическая проблема предполагает решение ряда принципиальных учебно-воспитатель­ных задач.

1. Уже начальный этап профессионального образования дол­жен обеспечивать необходимое интеллектуальное развитие лич­ности (и это — объективный закономерный процесс развития современного общества!).

2. Воспитание на этом этапе подготовки рабочих понимания у них того значения, которое представляет для общества социально активная, творческая личность, способная к преобразованию про­изводства и его процессов, обладающая чувством гражданской ответственности за результаты своего труда, за деятельность пред­приятия, организации, где они работают.

3. Формирование у будущих членов общества системы общече­ловеческих и национальных ценностей и идеалов, позволяющих разделять вместе со всем обществом ответственность за судьбы страны и мира, включая в том числе экологическое мировоззре­ние, которое предполагает выбор способов производства только с учетом их влияния на окружающую среду.

Остановимся подробнее на этих аспектах педагогической про­блемы современного профессионального образования.

Общество и система образования не смогли своевременно учесть, что глобальный технологический мир с его закономерно­стями станет опережать необходимую для реальной жизни систе­му представлений людей о нем. Основываясь на приоритете гума­нитарных знаний над естественно-научными и технологически­ми, общество полагало, что последние нужны лишь для опреде­ленного спектра профессий. Однако материально преобразующая деятельность человеческого разума образовала техносферу, нераз­рывно связанную с сущностью человека, его развитием и дея­тельностью. Поэтому физическое, интеллектуальное и духовно- психическое развитие человека и общества в современных усло­виях (и в перспективе на будущее) потребовало углубления тех­нологического образования. Не следует понимать сказанное как принижение гуманитарных дисциплин. Представляется, что в све­те новых подходов технологическая культура молодежи должна выполнять интегрирующую функцию, связывая в единую систему все предметы, входящие в учебные планы профессионального обучения.

В самом деле, изучение явлений, законов и закономерностей строения и развития, присущих самой техносфере, не может обой­тись без того цикла дисциплин, которые в учебных планах НПО принято называть общеобразовательными. Однако каждая из этих дисциплин теперь должна рассматриваться, если можно так вы­разиться, через призму ее воздействия на снижение отрицатель­ных последствий развития техносферы.

Когда мы говорим об ориентации технологического образова­ния на создание нужного для общества продукта с целью улучше­ния жизни человека, подразумевается несколько направлений. Это и снижение затратности технологических процессов, и уменьше­ние их влияний на баланс экосистемы, и предупреждение техно­генного травматизма и болезней, и другие задачи. Необходимо отдавать себе отчет в том, что технология без человеческого уча­стия мертва и, следовательно, роль человека в воздействии на живую и неживую природу — решающая.

Поэтому преобразующая деятельность человеческого разума отражается в техносфере безгранично. Окружающие нас машины, аппараты, инструменты, приборы; строения, дороги, подземные и подводные сооружения; сельхозугодья и искусственные водо­емы; выращенные породы животных, сорта растений; процессы преобразования материалов, энергии и информации — вся ис­кусственно созданная или преобразованная среда либо служит на благо цивилизации, либо создает угрозу ее существованию.

К сожалению, отрицательных последствий деятельности чело­века на нашей планете более чем достаточно. Следовательно, не­обходимо формировать у учащихся такое мировоззрение, которое позволит оценивать соответствие своих действий — сегодня и зав­тра — состоянию природы и интересам общества.

Все сказанное довольно непросто реализовать сегодня и в силу психологической инерции в системе образования, и в связи с низким уровнем понимания новых задач в обществе в целом. Од­нако реалии жизни, опыт наиболее развитых стран показывают, что другого пути нет, и человеческая общность неизбежно пойдет именно этим путем.

Таким образом, содержательные требования к профессиональ­ному обучению учащихся, связанные с программами (заметим — независимо от изучаемой специальности), неизбежно ставят пе­ред нами такие педагогические задачи.

Во-первых, до сознания учащихся необходимо довести причи­ны потребности в высоком уровне технологического образования. Пусть молодые члены общества сами проникнутся ответственно­стью за свое будущее.

Во-вторых, желательно постепенно подводить учащихся к твор­ческому подходу в их деятельности. Если таковой станет воспи­танной привычкой, то активная жизненная позиция станет прио­ритетной в самостоятельной деятельности и, следовательно, бу­дет развиваться готовность к тому, чтобы в жизни надеяться, преж­де всего, только на себя.

В-третьих, систематические занятия по выполнению комплекс­ных работ (на протяжении всего обучения) по схеме «от пробле­мы до новой проблемы», когда освоенная тема дает толчок к новым поискам, формируют творческую самообучающуюся лич­ность.

В-четвертых, привычка к выполнению всех производственных процедур — от выбора инструментов и режимов до поиска пра­вильной технологии обработки и ее точного выполнения — дает чувство уверенности в своих силах. Такой человек легко адаптиру­ется в любых сферах и начинает творить с высокой степенью от­дачи.

Подобный подход к профессиональному обучению и подго­товке молодежи позволит успешнее решать задачи ее технологи­ческого образования.

12.2. Правовые аспекты оборудования учебных мастерских и организации рабочих мест учащихся

В практической деятельности мастера производственного обу­чения достаточно часто возникают вопросы организации и обо­рудования учебных и производственных помещений. К сожале­нию, многие практики недостаточно осведомлены о правовых и нормативных актах, регламентирующих эти стороны организации производственного обучения. Поэтому необходимо очертить круг установленных документами положений, которые могут быть ос­нованием при профессиональной деятельности мастера производ­ственного обучения.

1. Необходимо знать, что существуют четко установленные нор­мативы — строительные нормы и правила СНиП 2.08.02—1989, касающиеся размеров площадей учебных кабинетов, учебно- производственных мастерских для каждого из типов (см. главу 13), а также санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.3.1186 —2003, содержащие требования к гигиеничес­ким условиях в них.

2. Каждый учебный (специализированный) кабинет или учеб­но-производственная мастерская должны быть укомплектованы в соответствии с типовыми Перечнями учебно-наглядных посо­бий и учебного оборудования. Следует оговориться, что речь идет лишь о необходимом минимуме оснащения. Опыт показывает, что многие учебные заведения системы НПО всегда старались при­дать материальной базе обучения более широкое наполнение.

3. Ежегодно перед началом очередного учебного года в учебном заведении НПО должен быть оформлен акт-разрешение на прове­дение занятий в учебно-производственных мастерских. Его подпи­сывают представители администрации района (округа), комитета по образованию, инспекторы санитарно-эпидемиологической службы, технической инспекции, руководитель УНПО, заведую­щий мастерскими. В соответствии с правилами и нормами прове­ряются: заземление оборудования, функционирование установок пожаротушения, охранно-пожарной сигнализации, освещенность, работа систем вентиляции и т.д. Своими подписями члены ко­миссии удостоверяют, что организация рабочих мест для учащих­ся и санитарно-гигиенические условия помещений соответствуют нормам охраны труда, правилам техники безопасности и произ­водственной санитарии. Здесь же подтверждается, что весь педа­гогический персонал ознакомлен с установленными правилами, имеет (при необходимости) требуемые допуски и подготовлен для работы с учащимися.

Без наличия указанного акта-разрешения у мастера отсутствуют правовые основания для начала занятий с учащимися в мастерских.

4. В мастерской на каждом из видов оборудования должна быть типовая инструкция по технике безопасности с предупреждением об опасностях при работе и описанием необходимых действий, которые следует выполнить до начала работы, во время работы и после ее окончания.

5. Очень существенное значение имеет соблюдение установлен­ных «Положением об учебно-производственных мастерских» нор­мативов по расположению оборудования, определению расстоя­ний, дистанций при его размещении. Здесь нет мелочей и мастер должен четко знать, что отступление при планировке мастерской от нормативов недопустимо. Например, не один несчастный слу­чай был предотвращен потому, что у мастера была возможность со своего основного рабочего места мгновенно обесточить все обо­рудование мастерской. А если такой рубильник экстренного от­ключения находится еще и в другом конце помещения — это до­полнительная и нелишняя гарантия предупреждения возможного травматизма.

Итак, при организации работы в мастерских необходимо об­стоятельно изучить и скрупулезно выполнять все нормативные и правовые положения, установленные законодательством РФ Для производственного обучения. При их соблюдении будет сохране­но самое дорогое — здоровье и безопасность учащихся.

12.3. Требования к соблюдению санитарно-гигиенических норм в учебно-производственных помещениях

Проблема соответствия учебно-материальной базы трудового обучения оптимальным гигиеническим условиям для работы под­ростков весьма актуальна. Многочисленными исследованиями уче­ных установлена прямая закономерность их физического развития с правильно организованным процессом профессионального обу­чения. Он оказывает положительное влияние на все стороны фор­мирования молодого растущего организма: совершенствуется координация движений, укрепляется костная система, развивают­ся мышцы, улучшается обмен веществ вследствие большей эффек­тивности работы дыхательной и сердечно-сосудистой систем.

Мы просим обратить внимание на выражение «правильно орга­низованный», относя его в данном случае к соблюдению гигие­нических норм.

К аспектам, создающим оптимальные гигиенические условия для работы учащихся, относятся:

состояние воздушно-газовой среды мастерских, освещенность рабочей зоны и помещения, уровень производственного шума, режим работы во время занятий,

эргономические факторы при организации работы в мастерских, учет психофизиологического воздействия цвета на органы зре­ния учащихся и др.

Все вместе эти факторы призваны сформировать такие условия работы, чтобы профессиональное обучения содействовало всесто­роннему развитию организма обучаемых, укреплению их здоро­вья, а не приводило к переутомлению и другим негативным фи­зиологическим воздействиям.

Мастер должен осознавать и то обстоятельство, что при одном и том же возрасте индивидуальное развитие учащихся может зна­чительно различаться. В том числе и вследствие перенесенных ранее заболеваний, травм и т.п. Все эти сведения обычно содержатся в медицинских картах школьников и ознакомление с ними — пря­мая обязанность мастера. Тогда не будет ошибок в дозировании нагрузок, можно учесть индивидуальные особенности зрения и т.д.

Необходимо сделать оговорку, что по всем выделенным выше вопросам имеются четко установленные нормативы — санитар­но-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.3.1186— 2003, соблюдение которых обязательно. В противном случае моло­дому развивающемуся организму может быть нанесен непоправи­мый урон, тем более коварный, что он проявляется не сразу, а характеризуется накапливающейся степенью повреждений.

Относительно воздушно-газовой среды мастерских установлено, что в учебно-производственных и вспомогательных помещениях должны быть оборудованы вентиляция и отопление, чтобы обес­печить воздухообмен, оптимальную температуру и состояние воз­душной среды, предусмотренные санитарными нормами.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...