Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Фронтальная форма организации производственного обучения 4 глава




Температура воздуха в учебных кабинетах, лабораториях долж­на составлять 18 — 20 °С при обычном остеклении, 19—21 °С при ленточном остеклении; в учебных мастерских 15 — 17 °С; в дисп­лейных классах должна соблюдаться температура воздуха в преде­лах 19—21 °С, допустимая 18 — 22 °С, при относительной влажно­сти соответственно 62—55 % и 39—31 %.

Удаление воздуха из классов и кабинетов проводится через систему вытяжной вентиляции с естественным побуждением. Че­рез открытые форточки (фрамуги, створки окон) осуществляется проветривание учебного помещения перед занятиями, в каждую перемену и по окончании занятий.

В лабораториях, учебно-производственных мастерских, на ра­бочих местах на предприятиях, где проводится обучение, у стан­ков и механизмов, работа на которых связана с выделением вред­ных веществ, пыли, повышенного тепла, оборудуется общая и местная механическая вентиляция. Она должна обеспечивать до­пустимые параметры воздушной среды и ограничивать уровень содержания вредных веществ в пределах, установленных гигиени­ческими нормативами.

В сварочных мастерских рабочие столы оборудуют местными отсосами с всасыванием воздуха в габаритном сечении со скоро­стью 5 —6 м/с. Удаление воздуха должно компенсироваться сосре­доточенным его притоком в полном объеме.

Электромонтажные столы оборудуют местными отсосами на поворотном шарнирном соединении со скоростью в габаритном сечении 5 — 6 м/с.

Резку металла осуществляют на раскройном столе, имеющем вытяжку снизу из-под решетки из расчета 0,7 м/с с открытой поверхности стола.

Освещенность рабочей зоны и всего помещения для учебных мастерских оценивается с использованием коэффициентов, ко­торые для естественного освещения приравниваются к производ­ственным помещениям для точных работ (3-й разряд работ). Ос­новной системой естественного освещения учебных помещений является боковое левостороннее. В слесарных и токарных мастер­ских направление света от боковых окон справа (при этом обеспе­чивается наименьшее затенение от корпуса тела работающего и громоздкой левой части токарных станков). Направление основ­ного светового потока не должно быть спереди и сзади от обучаю­щихся. При глубине учебных помещений более 6 м обязательно устройство правостороннего подсвета.

Вместе с тем нормативы, разрешая применение систем есте­ственного освещения в вариантах бокового одно-, двух- и трех­стороннего, предусматривают для учебно-производственных мас­терских и комбинированное (верхнее и боковое). Мастер должен знать, что в помещениях, специально предназначенных для рабо­ты или производственного обучения подростков, нормированное значение коэффициента естественного освещения (КЭО) повы­шается на один разряд и должно быть не менее 1,0 %.

К искусственному освещению дополнительно предусмотрены отраслевые нормы, учитывающие показатели дискомфорта, и ко­эффициенты пульсации. В учебных помещениях, лабораториях, в кабинетах с ПЭВМ уровни освещенности составляют: на рабочих столах — 300 — 500 лк; на классной доске — 500 лк (см. также табл. 21).

В учебных помещениях используют люминесцентные источни­ки с пускорегулирующими аппаратами (ПРА) с особо низким уровнем шума. Неравномерность освещения (отношение макси­мальной освещенности к минимальной) не должна превышать


 

1,3 для работ 1 — 3-го разрядов при люминесцентных лампах; при других источниках света — 1,5; для работ 4-го и выше разрядов — соответственно 1,5 и 2,0. Светильники местного освещения долж­ны питаться током при напряжении не выше 36 В.

Очистку от пыли светильников общего освещения следует про­изводить не реже 2 раз в год.

Уровень производственного шума крайне важен для состояния нервной системы. Он не должен превышать 70 дБА. Особенно вред­ны высокочастотные шумы, которые часто не только превышают допустимые уровни звукового давления, но и негативно отража­ются на психике. Санитарными нормами установлено, что обору­дование для мастерских должно иметь документы с отражением сведений по частотным характеристикам уровней звукового дав­ления, в том числе и уровней звука холостого хода станка. Они должны находиться в октавных полосах со среднегеометрическим значением от 62,5 до 8000 Гц.

Пребывание подростков в условиях шума, превышающего нор­мируемый уровень, ограничивается (см. табл. 22).

Тяжелое оборудование (станки, агрегаты и пр.) устанавлива­ют на первых этажах на специальном фундаменте, не связанном с фундаментом здания. При невозможности использования фунда­ментов под станки их устанавливают на амортизирующие про­кладки или специальные пружинные приспособления. Настоль­ные станки устанавливают на амортизирующие прокладки.

 

В учебных заведениях накоплен полезный опыт того, как в ус­ловиях ограниченности в средствах силами самого училища изго­тавливаются защитные кожухи из пенопласта (упаковочный ма­териал, легко принимающий любую форму) — такие кожухи значительно снижают шумовые пороги у работающих дисковых пил, отрезных фрез и т.п.

Установлено, что при проведении занятий в комфортных ус­ловиях работоспособность учащихся возрастает в среднем на 30 %.

Режим работы в мастерских должен учитывать чередование не­прерывной работы с периодами отдыха. Здесь не может быть еди­ных требований — все зависит от возраста обучаемых, темы изу­чаемого раздела программы и даже от места, которое занятие по производственному обучению занимает в учебном расписании. Раз­работчики СанПиН даже составили специальную таблицу груп­пировки предметов по степени сложности усвоения учебного ма­териала, которую следует учитывать при составлении расписания занятий.

Объем учебно-производственной нагрузки не должен превышать 36 ч (академических) в неделю и 6 ч в день. При прохождении производственной практики в организациях продолжительность рабочего дня зависит от возраста и составляет в соответствии с тру­довым законодательством для подростков до 16 лет — 4 ч в день (24 ч в неделю), от 16 до 18 лет — 6 ч в день (36 ч в неделю). При возрасте от 18 лет и старше не более 40 ч в неделю. Структура рабочего дня во время производственной практики обеспечивает постепенный переход от режима УНПО к режиму труда на производстве. Для этого на первом этапе, длительность которого зависит от сроков обучения и профессии, предусматривают десятиминутные пере­рывы через каждые 50 минут работы, на втором этапе через 1,5—2 ч. На заключительном этапе производственной практики режим ра­боты подростков приближают к режиму труда взрослых рабочих с более ранним обеденным перерывом (после 3 часов работы).

Продолжительность трудовых операций и перерывов на отдых при работе в мастерских связана с такими факторами, как мера физической нагрузки учащихся (скажем, рубка металла или стро­гание древесины требуют больших усилий, чем разметка) или степень однообразия работы. Если занятия по производственному обучению характеризуются сменой операций, то полезное рабо­чее время не уменьшается. Поэтому наибольший эффект будет достигнут, если мастером предусмотрено соединение или чередо­вание двух-трех операций при выполнении одного объекта труда. Вместе с тем мастер и в вопросе определения режима работы дол­жен подходить к отдельным учащимся строго индивидуально. Про­должительность перемен во время учебных занятий составляет не менее 10 мин (через каждые 50 мин практической работы), а для питания учащихся предусматривают перерыв не менее 45 мин.

Эргономика — наука, изучающая функциональные возможно­сти человека в трудовых процессах с целью создания таких усло­вий труда, которые делают труд высокопроизводительным и в то же время обеспечивают необходимые удобства, сохраняя силы, здоровье и работоспособность.

Важнейший эргономический фактор при организации работы в мастерских — соответствие оборудования росту учащихся. Очень важно ознакомить учащихся с необходимыми регулировками (на­пример, высоты тисков, подножных решеток и т.п.), чтобы рабо­чие позы при работе стоя или сидя были правильными. Мастер должен также знать, что антропометрические измерения позво­лили выработать четкие размеры рабочих столов (верстаков и др.) и сидений к ним.

Эргономические факторы позволяют учитывать многие сторо­ны организации производственного обучения, в том числе:

разработку рациональных рабочих поз в зависимости от харак­тера трудового процесса и величины рабочего усилия;

подбор и усовершенствование рабочей мебели с учетом антро­пометрических данных человека;

исключение из трудового процесса статических напряжений; рациональное размещение инструментов на рабочем месте и др. Учесть фактор роста при организации рабочих мест помогут данные процентного распределения этой характеристики, опре­деленные исследованиями медиков (табл. 23). Они, разумеется, не


 

абсолютны, но дают представления о вероятном соотношении роста учащихся.

Эргономически обоснованные соотношения высоты рабочих сто­лов или верстаков и сидений с ростом учащихся даны в таблице 24 и на рисунке 1. Их учет обязателен при организации рабочих мест.

При организации рабочих мест, как для теоретических заня­тий, так и для производственного обучения, необходимо ориен­тироваться на рекомендуемые значения по высотам, расстояниям при расположении вспомогательного оборудования, проходов между элементами учебных помещений и т. п. Если это необходи­мо (а акселерация современных молодых людей — факт очевид­ный), следует использовать индивидуальный подход с примене­нием регулировки по высоте и другим параметрам. Это должно

касаться не только обычно легко подгоняемых под индивидуаль­ные характеристики тисков, слесарных и столярных верстаков. Данное требование должно распространяться и на подножные решетки, тумбочки и т.п.

Учет психофизиологического воздействия цветовой гаммы сре­ды, окружающей учащихся во время занятий, — важнейшее ус­ловие создания ощущения психологического комфорта. Влияние цветовых ощущений на психику человека огромно. Необходимо придерживаться научно обоснованных рекомендаций по окраске оборудования и помещений, где проходят занятия. При подборе колеров для окраски пола, стен, мебели и оборудования необхо­димо добиваться оптимального сочетания цветов, которые в со­вокупности должны создать благоприятную цветовую гамму.

Следует при этом учитывать и особенности расположения са­мого рабочего помещения. Так, мастерские, окна которых выхо­дят на солнечную сторону, но стены окрашены в холодные тона, будут создавать для работающих учеников эффект снижения тем­пературы. Наоборот, в помещении, при окраске которого выдер­жаны теплые тона, создается ощущение несколько более высокой температуры, чем в действительности. Это целесообразно исполь­зовать, если оно расположено на теневой стороне.

В хорошо оборудованной и со вкусом оформленной мастерской складываются необходимые условия для воспитания культуры тру­да и эстетического воспитания. Вот почему внимание к оформле­нию всех элементов учебной мастерской, к внешнему виду средств наглядности, к интерьеру учебного помещения в целом — важный фактор создания благоприятных условий работы учащихся.

12.4. Обеспечение безопасных условий труда

Выше уже отмечалось, что как только мастер производствен­ного обучения подписал трудовой договор (контракт) с админи­страцией учебного заведения, он возложил на себя ответствен­ность за здоровье и жизнь обучаемых. Во время учебных занятий в мастерских и при проведении внеурочных мероприятий по спе­циальности мастер полностью отвечает за соответствие условий работы учащихся требованиям Основ законодательства Россий­ской Федерации о труде.

Вместе с тем существует много технических решений, простых и эффективных, широко апробированных в промышленности, использование которых возможно и в учебном процессе для га­рантированного предотвращения травматизма учащихся. Вот не­которые примеры.

Наиболее частой ошибкой у начинающих токарей является ос­тавление патронного ключа в патроне при раскреплении и закреплении детали. Случайное включение вращения шпинде­ля—и травма (самого наруши­теля или его соседа по станку) неизбежна. Применение подпру­жиненного патронного ключа (рис. 2) делает невозможным такое нарушение техники без­опасности.

Сравнительно недавно в США был выдан патент на откидной упор к столу сверлильного стан­ка. Когда его из нижнего вися­чего положения поднимают на несколько десятков миллимет­ров выше уровня стола, он предотвращает проворот детали от усилия вращающегося свер­ла и возможную тяжелую трав­му рук.

Нарезание наружной и внут­ренней резьбы на станке всегда считалось операцией повышен­ной опасности для молодого токаря, так как выполнялось чаще всего с применением ручных плашкодержателей и воротков. Ис­пользование механических приспособлений, закрепляемых в пи- ноли задней бабки (рис. 3), значительно облегчая работу, гаран­тированно предотвращает возможный травматизм.

Правила безопасной работы на оборудовании требуют останав­ливать станок в следующих случаях:

уходя от станка даже на короткое время;

прекращая работу;

при измерении детали;

при установке или смене режущего инструмента и приспособ­лений, принадлежностей;

при уборке станка и т.д.

Быть абсолютно уверенным, что учащийся, не имеющий до­статочной практики и опыта, во всех перечисленных и других случаях будет безукоризненно придерживаться этих требова­ний, мастер не может. Но доста­точно оснастить учебное обору­дование простеньким реле, ко­торое через 20 — 30 с выключа­ет двигатель, если работа не продолжается, и грозная опасность травматизма будет предупреж­дена. Сейчас многие современные производственные станки осна­щаются такими устройствами непосредственно на заводах-изго- товителях.

Можно предложить еще немало разных приспособлений, ши­роко известных и применяемых на производстве, для использова­ния по всем без исключения темам учебной программы. Они мо­гут быть изготовлены самими учащимися, усовершенствованы в ходе выполнения учащимися производственных заказов, нагляд­но показывая возможности безопасного труда при высокой про­изводительности. Самое интересное, что во многих случаях для предотвращения травм не нужны специальные, сложные принад­лежности. Достаточно приучить будущих слесарей с первых уро­ков надевать на свободные (не используемые) острозаточенные концы чертилок предохранительные пробки или специальные колпачки — и эта привычка убережет от несчастья. При обуче­нии рубке зубилом насадка за ударной частью в виде резиновой шайбы предотвратит травму кисти руки. Блокировка, не позво­ляющая запустить деревообрабатывающий станок без опущен­ного защитного экрана, предупредит попадание на лицо и в гла­за стружки...

Мы не ставим целью показать все возможные способы предот­вращения травматизма при работе в учебных мастерских. Для это­го имеются разработанные по самым разным профессиям под­робные инструкции. Но хотим, чтобы мастер прочувствовал ост­роту проблемы: юности свойственны неосторожность, ненужная лихость, пренебрежение правилами и законами безопасности и часто непонимание того, что работа на станке, большие скорости на нем не только интересны и увлекательны, но и крайне опасны. Вот почему так важно максимально сократить риски травматизма в учебно-производственных мастерских.

Для обеспечения здоровых, безопасных и комфортных усло­вий труда необходимо осуществить целую систему мер — техни­ческих, санитарно-гигиенических, психофизиологических, эсте­тических. Эти вопросы неизменно должны быть в зоне внимания мастера, первоочередными в его практической деятельности при производственном обучении.

12.5. Материально-техническое обеспечение учебно-воспитательного процесса

Успех занятий трудового обучения во многом определяет их материально-техническое обеспечение. Сегодня это — один из наиболее болезненных факторов организации производственного обучения.

Безделье — бич дисциплины на любом занятии. Наоборот, ко­гда все существо учащегося вовлечено в созидательную работу, время занятий буквально «пролетает», и звонок, возвещающий окончание работы, воспринимается как нежеланный. Отдавая себе отчет, насколько серьезно отражается на качестве подготовки ква­лифицированных специалистов база обучения, мастер должен добиваться наличия хотя бы минимума оснащения, предусмот­ренного существующими Перечнями по конкретным специаль­ностям. В эти нормативные документы, определяющие основное и вспомогательное оборудование, инструмент (в том числе механи­зированный), приспособления и вспомогательные инструменты, инвентарь, включаются также демонстрационные приборы, тех­нические средства обучения и дидактические материалы. В обяза­тельный Перечень могут входить подборки кино- и видеофиль­мов, альбомы фолий для демонстрации через графопроектор, диафильмы и кодограммы, учебно-наглядные пособия, техниче­ская документация и др. В таблице 25 приводится небольшой фраг­мент такого Перечня, относящегося к учебной слесарной мастер­ской.

Поясним, что основным учебно-производственным оборудовани­ем индивидуального пользования учащихся являются: в мастер­ских для механической обработки соответствующие токарные, фре­зерные или другие станки; в слесарной мастерской — верстаки слесарные с тисками и т.д. Вспомогательным оборудованием общего пользования являются сверлильные и заточные, опиловочные и другие станки, разметочные и правйльные плиты и т.д.

Необходимо подчеркнуть, что в номенклатуру и количество оборудования для учебно-производственных мастерских следует вносить изменения, соответствующие требованиям новых учеб­ных планов и программ. В зависимости от содержания выполняе­мых учащимися конкретных учебно-производственных работ по данной профессии училище может заменить отдельные виды обо­рудования, инструмента, приспособлений на другие, требующи­еся в соответствии со спецификой производственного процесса на предприятии, где будет проходить практика.

Можно дополнительно оснащать мастерские или учебные по­лигоны новым оборудованием, поступающим на производство взамен устаревшего. При этом должны быть учтены правила без­опасности труда, установленные для лиц, не достигших совер­шеннолетнего возраста. Кроме того, училище может оснастить ма­стерские учебно-наглядными пособиями и другими технически­ми средствами обучения, разработанными и изготовленными не­посредственно в учебном заведении в процессе методической ра­боты и технического творчества.

Учебно-производственное оборудование, а также средства ме­ханизации должны отвечать современному уровню техники и обеспечивать учащимся возможность изучения всех тем учебной про­граммы. Количество основного учебно-производственного обору­дования индивидуального пользования определяется из расчета работы учащихся не более чем в две смены; для каждой профес­сии должны быть отдельные, соответствующим образом оснащен­ные, рабочие места. В таком случае, при установившемся чередо­вании производственного обучения в мастерских с теоретически­ми занятиями (обычно — через день), при односменной работе на одном учебном месте могут работать двое учащихся, а при двух­сменной — четверо. Это же относится и к специализированным мастерским, используемым для учебного процесса учащихся, под­готавливаемых по разным профессиям.

 

Таким образом, говоря о материально-техническом обеспече­нии учебного процесса, мы хотели бы особое внимание уделить организации рабочего места во всем многообразии образующих его элементов.

Кроме определенной площади, которая отводится под исполь­зуемое оборудование и другие средства труда (механизмы и при­способления для производства работ и т.п.), на рабочих местах необходимы:

стеллажи, подставки или тара (ложементы) для расположения и хранения материалов (заготовок), полуфабрикатов и готовой продукции;

различные варианты устройств для расположения инструмен­тов, приспособлений, технической документации и т.п.; контейнеры или специальная тара для отходов; подъемно-транспортные средства (тельферы, тележки и т.п.), необходимые для подъема или транспортировки тяжелых и габа­ритных изделий;

необходимые на конкретном рабочем месте (предусмотренные требованиями нормальных и безопасных условий труда) устрой­ства вентиляции и охлаждения, защитные ограждения и блоки­ровки, местное освещение и др.;

предусмотренные условиями работы тумбочки, подножные ре­шетки, подставки для ног, стулья (чаще всего — регулируемые по высоте, а в необходимых случаях — с регулируемым наклоном спинки) и другие сопутствующие предметы.

Совершенно очевидно, что без организации рабочих мест уча­щихся, отвечающих требованиям безопасных условий труда, про­изводственной культуры и эстетики, нельзя считать материаль­ную базу обучения эффективной.

Отдельного разговора заслуживает организация рабочего места мастера, которая имеет выработанную многолетним опытом спе­цифику. В силу функционального своего назначения рабочее мес­то должно^располагаться на подиуме (возвышении высотой 15 — 30 см) так, чтобы мастер видел всех работающих, а учащиеся могли удобно наблюдать за демонстрацией наглядных пособий, приемов работы, технологической документации и т.д. Кроме этого (повторим!), именно на рабочем месте мастера должно быть пре­дусмотрено устройство для обесточивания в любой момент всего оборудования, на котором работают учащиеся, или избиратель­но, по единицам.

Мы не ставим здесь своей целью предложить рекомендации по организации рабочего места мастера при обучении конкретной профессии: за долгие годы в системе НПО накоплен богатейший опыт разработки и создания самых различных творческих вариан­тов. Следует лишь отметить, что методически грамотно организо­ванное рабочее место мастера, отвечающее требованиям НОТ, оснащенное современной оргтехникой, является инструментом, способствующим эффективности проведения учебных занятий.

Есть еще одна, очень важная для восприятия учащимися, вос­питательная сторона рационально организованного рабочего мес­та наставника.

Наглядный пример, находящийся перед глазами, убедительно покажет, как экономится время, как при отсутствии лишних дви­жений уменьшается усталость, как удобства в работе поднимают производительность труда.

Таким образом, можно заключить, что от состояния и насы­щенности материальной базы обучения, от инициативы и твор­ческого подхода мастера ко всем многогранным аспектам ее со­держания во многом будут зависеть успехи учащихся в овладении изучаемой специальностью.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Покажите особенности профессионального образования молодежи как современной педагогической проблемы.

2. Чем объясняется необходимость высокого уровня технологического образования современных рабочих?

3. Какие нормативы устанавливают требования к учебным и учебно- производственным помещениям?

4. Объясните функции акта-разрешения на производство работ в ма­стерских учреждений НПО.

5. Перечислите факторы, определяющие оптимальные гигиенические условия для работы учащихся. Дайте краткую характеристику.

6. Охарактеризуйте требования к освещенности учебных помещений и рабочих мест. Как варьируются величины значений необходимой осве­щенности, от чего они зависят?

7. Какими должны бьггь режим работы и объемы учебно-производ­ственной нагрузки для учащихся разного возраста?

8. Как учитываются психофизиологические факторы при выборе цве­товой гаммы для использования в учебных помещениях?

9. Объясните особенность требований к организации безопасных ус­ловий труда при производственном обучении.

 

ГЛАВА 13

НОРМАТИВЫ МАТЕРИАЛЬНОГО, ГИГИЕНИЧЕСКОГО И

ТРУДООХРАННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Рассматривая вопросы связи между содержанием труда при учебном процессе и реальным состоянием действующего произ­водства, следует выделить различия между ними. Производствен­ное обучение в условиях учреждения НПО всегда будет отличать­ся от реального производства, как бы максимально приближенно оно его ни имитировало. Существующий сегодня разрыв между ними в состоянии материального обеспечения (применяемое обо­рудование, технологии и т.п.) не может не отразиться на процес­се подготовки будущих специалистов. Радикального изменения такого положения в самом ближайшем будущем не предвидится, поэтому данный фактор не может служить оправданием для педа­гогов профессионального обучения в вопросе повышения требо­ваний к качеству подготовки будущих рабочих. Успех в решении этой задачи будет зависеть от грамотных научно-методических подходов к организации обучения на двух этапах — в учебном заведении и на производстве. Мы убеждены, что необходимые личностные и профессиональные качества будущих рабочих могут быть сформированы в учебном процессе по требуемым парамет­рам вне зависимости от различий учебного и реального производ­ства — они существовали и ранее. Опыт подготовки будущих рабо­чих показывает: при воспитанном бережном отношении к обору­дованию, к его грамотной эксплуатации в учебных мастерских легче проходит адаптация на производстве.

13.1. Нормативы учебных помещений для производственного обучения

Вся материальная база производственного обучения — мастер­ские, специализированные лаборатории и другие помещения мо­гут располагаться как непосредственно в учебном корпусе учреж­дения НПО, так и в отдельном здании. Второй вариант предпоч­тительнее: неизбежный производственный шум не проникает в кабинеты для теоретических занятий. Состояние и оснащение учеб­ных мастерских принципиально для качественной подготовки ква­лифицированных рабочих. Именно в мастерских приобретаются навыки рациональной организации рабочего места, формируется производственная культура.

Площадь мастерских рассчитывается с учетом особенностей учебного процесса и большой физической активности учащихся во время работы: по сравнению с нормой площади рабочего мес­та взрослого рабочего она может быть увеличена на 25 —40 %. Ус­тановлены следующие нормативные площади на одного обучае­мого в зависимости от вместимости учебно-производственных ма­стерских — на 15 и на 25 человек:

слесарная — соответственно 5,4 и 4,9 м2; слесарно-инструментальная — 7,2 и 6,0 м2; слесарно-сборочная — 8,0 и 7,2 м2; токарная, фрезерная, механическая — 12 и 10,8 м2;

электрогазосварочная — 12,0 и 9,6 м2; электросварочная — 9,0 и 7,5 м2; электромонтажная — 6,0 и 4,0 м2; механическая обработка по дереву — 12,0 и 10,0 м2; слесарей-монтажников крупногабаритного оборудования и тру­бопроводов — 10,0 и 8,0 м2.

Монтажные учебные мастерские имеют монтажные кабины размером 1,5 х 1,5 м; мастерские, где проводится электро- и газо­сварка, — кабины площадью 4 м2 каждая с передвижными боко­выми перегородками высотой 2 м.

Мастерские для сварочных работ, монтажные мастерские, в которых проводятся рубка и резка металла, а также мастерские и лаборатории с крупногабаритным и тяжелым оборудованием, с крупногабаритными материалоемкими объектами работ изолиру­ют от других мастерских, располагают на 1-м этаже. При свароч­ной мастерской организуют лабораторию для контроля и механи­ческих испытаний сварочных швов.

В зависимости от профиля учреждений НПО учебно-производ­ственные мастерские имеют склады или помещения для хранения инструментов, инвентаря, заготовок, сырья и готовой продукции. Инструментально-раздаточная кладовая должна иметь площадь из расчета 0,05 м2 на одного обучающегося, но не менее 15 м2. Длина складских помещений должна быть не менее 6 м, а площадь — из расчета 0,2—0,3 м2 на одно станочное место. Площадь отдела тех­нического контроля — 0,04 м2 на одного обучающегося.

При учебных мастерских следует предусматривать ремонтную мастерскую, санитарно-бытовой блок с гардеробами, душевыми и умывальниками. Лаборатории и мастерские не следует разме­щать в подвалах и цокольных этажах, а также над учебными поме­щениями. При этом рекомендуемая высота лабораторий от пола до потолка составляет не менее 3,3 м, а с крупногабаритным обо­рудованием — 4,2 м.

Оборудование в мастерских расставляют перпендикулярно или под углом 30—45° к светонесущей стене (при расстоянии между рядами станков 1,2 м, а между станками в рядах — не менее 0,8 м).

Расстояние для малогабаритного оборудования — 0,5 м, для сред- негабаритного — 0,6 м, для крупногабаритного — 0,8 м.

Установка под углом к несущим стенам в ряде случаев вполне себя оправдывает: в сочетании с тумбочками для инструментов и другими стеллажами такая планировка удачно организует рабочие места. Особое внимание уделяется нормам расстояний между обо­рудованием (рис. 4).

Примерные нормы расстояний:

ширина проходов между торцами станков или

верстаков.................................. — 800 мм;

ширина проходов между рядами —- 1200 мм;

ширина проезда в центре мастерской — 2000 мм;

расстояние от стены (колонны) до тыльной

стороны станка........................ — 500 мм;

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...