Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

СЕМИНАР № 2. Виды общения. Особенности невербальной и вербальной коммуникации




СЕМИНАР № 2. Виды общения. Особенности невербальной и вербальной коммуникации

План

1. Особенности невербальной коммуникации в процессе общения.

2. Особенности вербальной коммуникации в процессе общения.

3. Деловые формулы знакомства, представления, приветствия, прощания. Этикетные формулы, используемые в деловой ситуации.

4. Барьеры общения.

5. Национальные особенности вербальной и невербальной коммуникации.

В процессе занятия проводятся:

- устный опрос;

- представление и обсуждение докладов с презентацией по указанным темам;

- проверка выполнения заданий для самостоятельной работы и контрольных домашних заданий.

Контрольные вопросы для проверки знаний

1. Раскройте понятия конгруэнтность, невербальное речевое воздействие, невербальные знаки, невербальные сигналы, символы, симптомы.

2. В чем состоит суть вербальной коммуникации?

3. Каковы коммуникационные эффекты, повышающие эффективность общения?

4. Перечислите и охарактеризуйте функции и виды общения.

5. Что такое «барьеры общения»? Охарактеризуйте барьеры общения.

6. В чем состоит полисенсорная природа невербальной коммуникации?

7. Функции невербальной коммуникации.

8. Перечислите и охарактеризуйте факторы, влияющие на понимание невербального поведения.

Задания для самостоятельной работы

 


Перед выполнением Заданий 1, 2 следует ознакомиться со Справочными материалами к семинару № 2 «5. 1. 1. Этикетные формулы знакомства, представления, приветствия и прощания».

Задание 1. Выучите по три этикетные формулы знакомства, представления, приветствия, прощания.

Задание 2. Выучите пять этикетных формул, используемых в деловой ситуации.

Задача № 3. Какие из приведенных выражений характеризуют речь, а какие – язык? Ответы аргументируйте:

1. Средство хранения и передачи познавательного и трудового опыта многих поколений.

2. Система исторически сложившихся словесных знаков и средств общения.

3. Деятельность общения людей для передачи мыслей, выражения чувств, воли.

4. Психическая деятельность, которая проявляется как процесс общения.  

Задание 4. Составьте схемы: «Принципы речевого воздействия», «Структура невербальной коммуникации».


Перед выполнением Заданий 5, 6 следует ознакомиться со Справочными материалами к семинару № 2 «5. 1. 2. Психологические барьеры общения».

Задание 5. Проанализируйте предложенные ситуации, указав, какие психологические барьеры используются для описания реакций:

1. «Муж хмуро ест борщ, приготовленный женой, время от времени отпуская критические замечания. Это ее, наконец, выводит из себя, и она говорит: «Ты что, целый вечер так надо мной издеваться будешь? Специально все делаешь, чтобы мне настроение испортить! »

2. «Дочь возвращается в 1: 30 ночи, хотя обещала прийти в 12 часов. Мать ей говорит: «Я теперь знаю, что тебе совершенно нельзя верить. Какая ты бессовестная! Целый месяц ты никуда из дому не выйдешь! »

3. «У вас гости. Но ребенок мешает вам, отвлекая внимание гостей своими кувырками и прыжками на диване. «Ты что, не видишь, что нам всем это уже надоело? Иди в свою комнату и не вылазь оттуда, пока мы не закончим! »

4. «Взрослая дочь разговаривает с матерью после своего достаточно шумного дня рождения. В квартире – горы грязной посуды, мусор на полу, запах табачного дыма. Обе очень устали, но дочь довольна праздником, мать – раздражена. Мать говорит: «Кому нужны эти шумные праздники? Неужели нельзя пригласить только пару самых близких друзей? А еще лучше – друга бы себе завела. Все-таки 25 лет исполнилось, а у тебя – только эти дурочки в подружках ходят. Вот и убирай сама все после своих друзей! » Дочь отвечает: «Кого хочу, того и приглашаю – мой день рожденья! Не порть мне праздник! Пошла бы куда-нибудь – все спокойнее было бы! »

Задание 6. В предложенных ситуациях переформулируйте описанные реакции в терминах открытого выражения чувств и желаний.

1. «Мать убирает в комнате, а сын развлекается тем, что выдергивает вилку пылесоса из розетки и радостно смеется. Мать говорит: «Сынок, ты же уже вырос, а ведешь себя как маленький ребенок. Как тебе не стыдно? »

2. «Учитель звонит родителям и сообщает, что сын-подросток в классе нецензурно бранится и не слушает замечаний учителя. Отец говорит сыну: «Иди-ка сюда и объясни мне, почему я должен за тебя краснеть перед учителем. Ты слышал когда-нибудь, чтобы я или мама так ругались? Где ты этих слов понабрался? »

3. «Сын пару часов провозился в своей комнате и склеил, наконец, из бумаги клоуна в подарок отцу. Отец сидит у компьютера, сын дергает его за рукав и гордо преподносит клоуна. Отец говорит: «Отстань от меня! Сейчас закончу, приду и посмотрю. А пока начинай уборку в своей комнате! »

4. «Взрослая дочь разговаривает с матерью после своего достаточно шумного дня рождения. В квартире – горы грязной посуды, мусор на полу, запах табачного дыма. Обе очень устали, но дочь довольна праздником, мать – раздражена. Мать говорит: «Девчонки-то все уже замужем, одна ты меня изводишь! Вон сколько денег на еду и выпивку угрохали, лучше бы себе платье купила бы! А то ходишь, как оборванка! » Дочь отвечает: «Мои деньги – куда хочу, туда и трачу! И вообще - отстань от меня, так и норовишь мне праздник испортить! »

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...