Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Оглавление




МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФИЛИАЛ ВУНЦ ВВС «ВВА» В Г. СЫЗРАНИ

 

C. П. Петровский, В. А. Джаксбаев

 

 

Практическая аэродинамика
вертолета ми-8т(мт)

Учебное пособие

 

В двух частях

 

Часть 1

 

Сызрань 2021


УДК 629. 7

ББК 39, 5; 39, 6

   П 30

 

 

Рецензенты:

кандидат технических наук, доцент заведующий кафедрой «Летная эксплуатация воздушных судов и безопасность полетов» Ульяновского высшего авиационного училища гражданской авиации В. Д. Задорожный;

кандидат технических наук, доцент 6 кафедры аэродинамики и динамики полета ВУНЦ ВВС «ВВА имени профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина» (филиал, г. Сызрань, Самарская область) подполковник В. Полуяхтов;

доцент, кандидат технических наук доцент кафедры технической механики Самарского государственного технического университета Ю. Онушкин

 

        Петровский С. П.

П 30 Практическая аэродинамика вертолета Ми-8Т(МТ): учеб. пособие: в 2 ч. ч. 1/ С. П. Петровский, В. А. Джаксбаев. – Сызрань: ВУНЦ ВВС «Военно-воздушная академия имени профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина» (филиал, г. Сызрань, Самарская область), 2021. − 122 с.; 55 ил.

 

  Под общей редакцией кандидата технических наук, доцента кафедры аэродинамики и динамики полета В. А. Полуяхтова.

 

Учебное пособие разработано на основании квалификационных требований к военно-профессиональной подготовке выпускников по специальности -  25. 05. 04 (по военной специальности «Летная эксплуатация и применение авиационных комплексов») и рабочим программам учебных дисциплин «Аэродинамика и динамика полета» и «Практическая аэродинамика», изучаемой в Сызранском филиале ВУНЦ ВВС «ВВА». Может быть использовано также летным и инженерно-техническим составом авиационных частей.

УДК 629. 7

ББК 39, 5; 39, 6

© Петровский С. П., Джаксбаев В. А., 2021

© Военный учебно-научный центр

Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия им. профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина» (филиал, г. Сызрань, Самарская обл. ), 2021

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Практическая аэродинамика вертолета ми-8т(мт) 1

Оглавление. 3

Основные условные обозначения. 5

Сокращения. 8

Предисловие. 9

Глава 1 Основные характеристики и особенности аэродинамики вертолета. 10

1. 1 Общая характеристика вертолета. 10

1. 2 Аэродинамическая компоновка вертолета и характеристики основных частей вертолета Ми-8Т(МТ) 12

1. 2. 1 Несущий винт. 13

1. 2. 2 Рулевой винт. 28

1. 2. 3 Фюзеляж.. 35

1. 2. 4 Стабилизатор. 37

1. 2. 5 Киль. 38

1. 3 Основные системы координат. Углы, определяющие положение вертолета в пространстве 39

1. 3. 1 Нормальная земная и нормальная системы координат. 39

1. 3. 2 Связанная система координат (ОXYZ) 40

1. 3. 3 Скоростная система координат (ОXaYaZa) 41

1. 3. 4 Траекторная система координат (OXkYkZk) 42

1. 4 Силы и моменты, действующие на вертолет в полете. 43

1. 4. 1 Методика построения схемы сил и моментов, действующих на вертолет. 45

1. 5 Уравнения движения вертолета. 52

1. 6 Перегрузка. Уравнения движения в перегрузках. 54

1. 6. 1 Располагаемая и допустимая перегрузки. 57

Глава 2 Равновесие, устойчивость и управляемость вертолета. 59

2. 1 Понятие равновесия вертолета, общие условия равновесия. 59

2. 2 Центровка вертолета. 59

2. 2. 1 Методика расчета продольной центровки при изменении загрузки. 61

2. 3 Продольное равновесие. 63

2. 3. 1 Условия продольного равновесия вертолета. 63

2. 3. 2 Балансировочный угол. 63

2. 3. 3 Балансировочные кривые. 65

2. 3. 4 Влияние стабилизатора. 67

2. 3. 5 Влияние продольной центровки. 69

2. 4 Боковое равновесие. 70

2. 4. 1 Условия бокового равновесия. 70

2. 4. 2 Боковое равновесие без скольжения (с креном) 75

2. 4. 3 Боковое равновесие вертолета со скольжением.. 76

2. 5 Демпфирование. Демпфирующие свойства вертолета. 79

2. 6 Устойчивость вертолета. 81

2. 6. 1 Продольная статическая устойчивость. 81

2. 6. 2 Боковая статическая устойчивость. 86

2. 6. 3 Динамическая устойчивость вертолета. 89

2. 7 Управляемость вертолета. 92

2. 8 Применение автоматических устройств в системах управления вертолетами. 93

Глава 3 Горизонтальный полет вертолета. 97

3. 1 Продольная и боковая балансировка вертолета в горизонтальном полете. 97

3. 2 Потребные тяга НВ и мощность для горизонтального полета. 98

3. 2. 1 Располагаемая и потребная тяги НВ в горизонтальном полете. 98

3. 2. 2 Располагаемая и потребная мощность горизонтального полета. 102

3. 3 Кривые Н. Е. Жуковского и их изменение в зависимости от эксплуатационных факторов 106

3. 4 Диапазон скоростей и высот горизонтального полета. 109

3. 4. 1 Порядок построения теоретического диапазона высот и скоростей горизонтального полета 109

3. 4. 2 Эксплуатационный (практический) диапазон высот и скоростей горизонтального полета 111

3. 5 Первый и второй режимы горизонтального полета. 112

3. 6 Возможность горизонтального полета с одним работающим двигателем.. 114

3. 7 Условия и особенности выполнения горизонтального полета. 115

Глава 4 Набор высоты и снижение вертолета по наклонной траектории. 119

4. 1 Балансировка вертолета в установившемся наборе высоты по наклонной траектории. 119

4. 2 Тяга несущего винта и мощность, потребные для наклонного набора высоты.. 122

4. 3 Характеристики установившегося набора высоты.. 123

4. 4 Условия и особенности выполнения набора высоты.. 125

4. 5 Балансировка вертолета при установившемся наклонном снижении. 128

4. 6 тяга и мощность, потребные для наклонного снижения. 131

4. 7 Характеристики установившегося наклонного снижения. 132

4. 8 Условия и особенности выполнения снижения по наклонной траектории. 133

Глава 5 Режимы вертикального полета вертолета. 135

5. 1 Балансировка вертолета на режиме висения. 135

5. 2 Потребные и располагаемые тяги и мощности на режиме висения. 136

5. 2. 1 Потребная и располагаемая тяги НВ на режиме висения. 136

5. 2. 2 Потребная и располагаемая мощности на режиме висения. 137

5. 2. 3 Определение предельного взлетного веса и статического потолка вертолета по номограммам 139

5. 3 Вертикальный подъем вертолета. 148

5. 3. 1 Балансировка вертолета. 148

5. 3. 2 Потребные тяга и мощность для вертикального подъема. 150

5. 3. 3 График скороподъемности, барограмма подъема. 150

5. 4 Вертикальное снижение. 152

5. 4. 1 Балансировка вертолета. 152

5. 4. 2 Тяга и мощность, потребные для вертикального снижения. 152

5. 4. 3 Режим «вихревого кольца». 153

5. 4. 4 Условия и особенности выполнения вертикального снижения. 153

Библиографический список. 154

ПРАКТИЧЕСКАЯ АЭРОДИНАМИКА ВЕРТОЛЕТА МИ-8Т(МТ) 155

446007, Самарская обл., г. Сызрань-7, ул. Маршала Г. К. Жукова ВУНЦ ВВС.. 155

(филиал, г. Сызрань, Самарская обл. ) 155


Основные условные обозначения

O0XgYgZg нормальная земная система координат
OXgYgZg нормальная система координат
OXYZ связанная система координат
OX продольная ось
OY нормальная ось
OZ поперечная ось
OXaYaZa скоростная система координат
OXa скоростная ось
OYa ось подъемной силы
OZa боковая ось
OXкYкZк траекторная система координат
a угол атаки профиля
b угол скольжения
y угол рыскания
J угол тангажа
γ угол крена
θ угол наклона траектории
V воздушная скорость вертолета
w w R – – угловая скорость вращения вертолета окружная скорость вращения лопасти
ω х угловая скорость крена
ω у угловая скорость рыскания
ω z угловая скорость тангажа
m масса летательного аппарата
Jx момент инерции относительно оси OX
Jy момент инерции относительно оси OY
Jz момент инерции относительно оси OZ
æ (х) угол продольного отклонения автомата перекоса
η угол поперечного отклонения автомата перекоса
jош общий шаг винта
ТнвН) сила тяги несущего винта
Тх продольная составляющая силы тяги НВ
Ту нормальная составляющая силы тяги НВ
Тz поперечная составляющая силы тяги НВ
Тха составляющая силы тяги в скоростной системе координат (по оси OXa)
Туа составляющая силы тяги в скоростной системе координат (по оси ОYa)
Тzа составляющая силы тяги в скоростной системе координат (по оси OZa)
перегрузка
nх продольная перегрузка
nу нормальная перегрузка
nz поперечная перегрузка
nхa тангенциальная перегрузка
nуa нормальная скоростная перегрузка
nza боковая перегрузка
Cx коэффициент продольной силы
Cy коэффициент нормальной силы
Cz коэффициент поперечной силы
Cxa коэффициент лобового сопротивления
Cya коэффициент подъемной силы
Cza коэффициент боковой силы
Ст коэффициент тяги
mкр коэффициент крутящего момента
σ коэффициент заполнения
μ коэффициент режима работы несущего винта
Fнв площадь несущего винта
S площадь (стабилизатора, вертикального оперения)
b хорда лопасти
yл угол азимутального положения лопасти
относительная толщина профиля
скоростной напор
a скорость звука
М число Маха
К качество (профиля, винта, летательного аппарата в целом)
Р0 статическое давление
ρ плотность воздуха
v1 средняя индуктивная скорость в плоскости диска несущего винта
Vу осевая составляющая воздушной скорости
Vх тангенциальная составляющая воздушной скорости
α н угол атаки несущего винта
α ф угол атаки фюзеляжа
ω н угловая скорость вращения несущего винта
Yа подъемная сила фюзеляжа, стабилизатора
Ха лобовое сопротивление фюзеляжа, стабилизатора
rэ расстояние от оси вращения винта до среднего сечения элемента лопасти
Rэ полная аэродинамическая сила элемента лопасти
R радиус несущего винта
Sмид площадь миделя фюзеляжа, стабилизатора
Трв сила тяги рулевого винта
Тп потребная для конкретного режима полета сила тяги несущего винта
Тр располагаемая сила тяги несущего винта
Nп мощность силовой установки, потребная для обеспечения конкретного режима полета
Nр максимальная мощность, подводимая к несущему винту
ε конструктивный угол наклона вала несущего винта вперед
ε с угол скоса потока
Се удельный расход топлива
хт продольная центровка
ут вертикальная центровка
zт боковая центровка
G вес вертолета
Хвр вредное сопротивление фюзеляжа
Fцб центробежные силы, действующие на лопасти при их вращении
Мвт момент втулки, суммарный момент на втулке несущего винта, возникающий от упругих, инерционных и кориолисовых сил
Мр нв реактивный момент несущего винта
Мр рв реактивный момент рулевого винта
D1, D2 передаточные числа, связывающие углы отклонения тарелки автомата перекоса с отклонением тяги несущего винта
δ в искусственный завал конуса несущего винта
а1 продольный естественный завал конуса несущего винта
b1 поперечный естественный завал конуса несущего винта
Vпр приборная скорость вертолета
Vист (Vпут) скорость вертолета относительно земли
Н высота полета
t время полета
l эгш расстояние между эквивалентными горизонтальными шарнирами
g ускорение свободного падения
Мгир момент гироскопический
Ne мощность, снимаемая с вала свободной турбины
Ne 0 мощность, снимаемая с вала свободной турбины двигателя при стандартных условиях
Ni индуктивная потребная мощность
Nпр профильная потребная мощность
Nдв потребная мощность движения
η о относительный коэффициент полезного действия несущего винта
ξ м коэффициент использования мощности силовой установки
tнар. в температура наружного воздуха
∆ N избыток мощности
МY РСНВ аэродинамический момент рысканья на режиме самовращения несущего винта
Vу вертикальная скорость
Vпл скорость планирования по наклонной траектории
Vэк экономическая скорость полета
Vne непревышаемая скорость полета
Vкр крейсерская скорость полета
q километровый расход топлива
Qч часовой расход топлива
L дальность полета
VL max скорость максимальной дальности полета
Vt max скорость максимальной продолжительности полета
пнв обороты несущего винта
пст обороты свободной турбины
π к степень сжатия воздуха турбокомпрессором
δ z угол между проекцией Тнв на плоскость симметрии вертолета и осью вала несущего винта
δ х угол между Тнв и ее проекцией на плоскость симметрии вертолета

Сокращения

АП -автомат перекоса
АПЛ -автопилот
АЗС -автомат защиты сети
АРК - автоматический радиокомпас
БИСК -бортовая информационная система контроля
БПРМ -ближняя проводная радиостанция (радиомаяк)
ВП -воздушная подушка
ВК - вихревое кольцо
ВМЦ - высотомер цифровой
ГП - горизонтальный полет
ГШ - горизонтальный шарнир
ГТД - газотурбинный двигатель
ДПРМ - дальняя приводная радиостанция (радиомаяк)
ЗК - задатчик курса
ЗМГ - земной малый газ
ИКМ - измеритель крутящего момента
КСУ - комплексная система управления
КПД - коэффицент полезного действия
МСА - международная стандартная атмосфера
НВ - несущий винт
НР - насос-регулятор
ОНД - один неработающий двигатель
ОНДП - один неработающий двигатель, продолжительный режим
ОПВР - особые правила визуального полета
ОШ - общий шаг винта
ПМГ - полетный малый газ
ПВП - правила визуальных полетов
ПУ - пульт управления
ПВД - приемник воздушного давления
РВ - рулевой винт
РСНВ - режим самовращения несущего винта
РАП - разъем аэродромного питания
РЛЭ - руководство по летной эксплуатации
РУД - рычаг управления двигателем
РЦШ - рычаг циклического шага
РОШ - рычаг общего шага
РРУ - рычаг ручного управления
САУ - система автоматического управления
СГФ - строительная горизонталь фюзеляжа
ТПРП - точка принятия решения на посадку

Предисловие

В настоящее время вертолеты получили широкое распространение, расширился круг задач, возлагаемых на них, повысились требования к безопасности полетов.

Поэтому все время остается актуальной необходимость изучения практической аэродинамики вертолета, основанной на динамике полета и позволяющей в результате анализа различных видов и режимов полетов обосновывать правильные действия летчика.

В учебном пособии рассмотрены аэродинамические характеристики вертолетов Ми-8Т, Ми-8МТ в целом, а также их основных элементов как на установившихся режимах полета с постоянными значениями скорости поступательного и вращательного движения, так и характеристики движения вертолета на неустановившихся переходных режимах, в том числе при предельных и критических режимах полета.

Большая часть пособия посвящена особенностям аэродинамики вертолета при нормальной работе силовой установки вертолета и его систем. Особое внимание уделено отказам одного и двух двигателей, системе путевого управления, то есть режимам и условиям, при которых еще возможно достижение летных характеристик, установленных Нормами летной годности. Также приведены результаты поиска рациональных траекторий и методов пилотирования вертолета как на основных, так и предельных режимах, даны обоснованные пояснения к основным требованиям Инструкции экипажу (Руководства по летной эксплуатации) вертолетов Ми-8Т, Ми-8МТ.

Учебное пособие «Практическая аэродинамика вертолета Ми-8Т(МТ)» разработано в соответствии с Учебными программами дисциплин «Аэродинамика и динамика полета» и «Практическая аэродинамика», изучаемыми в пятом и седьмом семестрах. Его целью является обучение курсантов анализу характеристик и обоснованию техники пилотирования учебного вертолета. Анализируются особенности аэродинамики несущего, рулевого винтов и планера вертолета, особенности балансировки, устойчивости и управляемости, характеристики на установившихся режимах полета, при маневрировании вертолета, а также аэродинамические и летно-эксплуатационные ограничения вертолета и действия летчика как при выполнении установившихся, так и неустановившихся режимов полета, при попадании в особые случаи и критические режимы полета.

Изучив материал учебного пособия, курсант должен:

· знать:

- эксплуатационные ограничения и их физическую сущность;

- технику выполнения элементов полета, фигур пилотажа;

- возможные ошибки, отклонения при выполнении полетов, действий по их исправлению и предупреждению;

· уметь:

- увязывать знания законов динамики полета с практическими действиями в процессе пилотирования вертолета;

- обосновывать положения Инструкции экипажу, используя знания динамики полета и практической аэродинамики.

Учебное пособие рекомендовано летному и курсантскому составу, осуществляющему эксплуатацию вертолетов Ми-8Т, Ми-8МТ, оно поможет разобраться в сущности летных ограничений, в рекомендованных экипажу методах пилотирования.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...