Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

9. 9 опасные зоны полета в координатах «высота – скорость»




9. 9 ОПАСНЫЕ ЗОНЫ ПОЛЕТА В КООРДИНАТАХ «ВЫСОТА – СКОРОСТЬ»

Чтобы любая посадка вертолета при нормальной работе силовой установки (или в случае отказа) была безопасной, должны выполняться следующие условия:

- горизонтальная скорость в момент касания не должна превышать некоторого допустимого значения VКАС. мах 70 км/ч (ограничена по условию прочности шасси и зависящая от состояния грунта площадки);

- VУ снижения должна быть уменьшена так, чтобы VУ при приземлении не превышала некоторого максимального значения (VУД ≈ 3, 5 м/с; VУ ПО ≈ 3 м/с);

- к моменту приземления необходимо, чтобы вертолет имел посадочный угол тангажа и близкий к «0» угол крена и не имел скоса относительно земли.

При нормальной работе двигателей трудностей в выполнении этих условий не возникает. Наиболее сложной при отказах силовой установки является посадка на РСНВ, так как VУ при этом достигают больших значений.

Основным способом уменьшения VУ является использование кинетической энергии движения вертолета и вращения НВ путем энергичного торможения вертолета и резкого увеличения ОШ НВ.

Существуют общие закономерности эффективности взятия ОШ НВ на различных высотах висения при отказе 1-го двигателя. Максимальная VУ в момент приземления 2, 5 м/с (ограничивается нормами летной годности по условиям работоемкости и прочности шасси). Высота начала взятия РШГ увеличивается по мере роста высоты, на которой произошел отказ двигателя.

При оптимальном соотношении НВШ ≈ 0, 6 НВИС ≈ 1, 2 VУ.

VУ в  момент приземления  возрастает  от 0  (отказ двигателя на Н = 3 – 4 м) до 2 м/с (Н=10 – 11 м), а наибольшее уменьшение VУ снижения вследствие взятия РШГ составляет 2 – 3 м/с. На основе приведенных данных определяют предельное значение высоты висения, с которой возможна безопасная посадка вертолета после отказа двигателя с VУ = 2, 5 м/с. Это значение составляет 10 – 12 м, а для режима перемещения вертолета в воздухе на малой высоте со V ≈ 20 км/ч – 11 – 12. 5 м, что позволяет определить положение нижней границы опасной приземной зоны полета «А» в координатах НV.

С ↑ Н висения для обеспечения безопасной посадки предпосадочный маневр состоит из разгона со снижением, торможения, выравнивания и увеличения ОШ НВ перед приземлением. Значения Н и V, при которых летчик способен выполнить этот маневр, определяют правую границу зоны «А», которая определяется тремя основными факторами:

- РВК;

- темп разгона;

- устойчивость показателей УС.

Рис. 153. Опасные зоны полета вертолета в координатах «высота-скорость»

Верхняя граница рассматриваемой зоны определяется запасом высоты при разгоне вертолета с режима висения при отказе двигателя.

Во всех рассмотренных случаях вынужденной посадки вертолет входит в зону в. в. п. с VУ = 2 – 5 м/с.

При этом з. в. в. п. проявляется вдвое слабее, чем в обычных условиях зависания. Поэтому рассчитывать на сколько-нибудь значительное демпфирующее воздействие в. п. практически не приходится.

При отказе двигателя на малой высоте и большой скорости, увеличение угла тангажа в начальный момент может привести к касанию земли хвостовой балкой, а также, учитывая приемистость двигателя и реакцию летчика на отказ, назначают опасную приземную зону.

Если после отказа пилот успевает уменьшить ОШ для перехода на РСНВ, тяга НВ уменьшается пропорционально этому уменьшению.

Если же при висении на малой высоте он не успевает этого сделать, тяга НВ еще интенсивнее уменьшается вследствие падения nнв.

В обоих случаях возникают значительные вертикальные ускорения и скорость снижения вертолета, погасить которые к моменту приземления полностью не удается. Поэтому нижняя граница ОЗ при отказе 2-х двигателей всего 3 – 5 м. Однако ввиду малой вероятности возникновения данной аварийной ситуации такие зоны обычно не строятся.

При полете вертолета в момент отказа двигателей внутри или в окрестности опасной зоны А скорость VУ приземления достигает такого значения, что увеличением общего шага НВ невозможно обеспечить безопасной посадки вертолета (≈ 3, 5 – 3 м/с).

9. 10 ОТКАЗ ОДНОГО ДВИГАТЕЛЯ В ПОЛЕТЕ

Во всех случаях при отказе авиационной техники в полете командир экипажа обязан немедленно доложить о случившемся руководителю полетов и действовать в зависимости от характера отказа, условий полета и времени, которым располагает экипаж.

При возникновении угрозы безопасности полета, командир экипажа должен действовать инициативно, спокойно и решительно, заботясь в первую очередь о сохранении жизни перевозимого личного состава и членов экипажа.

Признаки отказа:

- разбалансировка вертолета, проявляющаяся как рывок (разворот) вертолета вправо, снижение, кренение вертолета вправо с опусканием носа;

- падение частоты вращения и температуры газов отказавшего двигателя;

- увеличение частоты вращения турбокомпрессора и температуры газов работающего двигателя;

- падение частоты вращения НВ;

- падение давления топлива и давления масла отказавшего двигателя.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...