Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

НОД «Социально-коммуникативное развитие»




НОД «Социально-коммуникативное развитие»

Тема: «Деревянное зодчество»

Задачи:

Воспитывать интерес к архитектурным особенностям деревянного зодчества на Руси. Развивать внимание, зрительную память. Развивать творческие способности детей при рисовании узора на полосках бумаги, как элемента деревянной резьбы. и.

 Обогащение словаря детей: зодчий, плотник, сруб, наличники, ставни, розетка, зубцы резьбы, сени, горница.

Активизация словаря: кирпичный, каменный, бетонный, деревянный

Ход НОД:

          Сегодня мы с вами будем говорить о деревянном зодчестве на Руси.

Зодчий – красивое слово, именно так в старину называли на Руси строителей.

Как вы думаете, из каких материалов можно построить дом? (из дерева, кирпича, камня, бетона)

Как будет называться дом, построенный из кирпича (кирпичный), из камня        (каменный), из бетона (бетонный), из дерева (деревянный).

Ребята в старину дома строили чаще из дерева, потому что вокруг много лесов, древесины.

Наша Россия издревле славится своими лесами. Дерево у нас самый доступный и самый дешевый строительный материал.

Деревянные дома строят мастера - плотники. Дом, построенный из деревянных бревен, называли - изба.

В народе говорили, что избу не строили, а «рубили», делали «сруб». Потому, что основным инструментом плотника был топор. Топором рубили в лесу деревья, топором же обтесывали с бревен кору. Им же вырубали в бревнах углубления для более плотного их прилегания друг к другу. Из обработанных таким образом бревен складывали стены дома - «сруб». Между бревнами укладывали мох для утепления.

Изба состояла из двух частей: в нижней части – находился подвал, здесь хранили урожай и заготовки на зиму. В верхней части дома – жилое помещение.

Крыши у домов делали двух разных видов: двускатные (похожие на шалаши) и четырехскатные(как пирамиды) - демонстрация образцов. А на крыше избы всегда помещали конек. Вот посмотрите в книге и на избушке.

Конек считался и украшением, и оберегом дома. Часто внук, строя новый дом, брал конька с дома деда на счастье. О коньке говорили:

«Выше всех сидит,

На весь мир глядит,

На красно солнышко,

На ясный месяц».

Окна домов делали небольшого размера, чтобы тепло из дома не уходило.

Крыльцо всегда строили с навесом, чтобы было на нем чисто да сухо в любое время года. А вот навесы по форме могли быть разные: (показ иллюстраций) односкатные – с одним резным столбиком, двускатные или полукруглые с двумя резными столбиками и небольшими перилами.

Зодчие старались украсить свои жилища – избы. Украшали ажурной резьбой. Окна украшали резными наличниками.

Узоры резьбы тоже были разнообразными: зубцы                                                прямоугольные, треугольные, полукруглые с углублениями или отверстиями внутри (демонстрация)

Очень часто к наличникам окон крепили ставни, с их помощью окна закрывали. Ставни летним днем спасали избу от зноя, зимой в ненастную погоду сохраняли тепло в избе. Ограждали хозяев избы от уличного шума и недобрых людей.

Ставни также украшали резными узорами. Очень часто использовали украшение – «розетку»( демонстрация образцов)

Узоры в резьбе образуются из геометрических фигур: треугольников, квадратов, кругов или из растительных элементов: листьев, веток, цветов, ягод. Эти элементы складываются в орнамент и получаются узоры невиданной красоты.

•      Круг – это изображение солнца – было связано с мечтой о добром небесном светиле, от которого зависело благополучие в семье крестьянина. В народе говорят: «Не земля хлеб родит, а солнце».

•      Дуга – это изображение радуги – оно означало, что наступило наконец желанное лето. Вырезая дугу, человек призывал к себе в помощники добрые силы природы.

•      Прежде, чем делать резьбу, мастер прорисовывает ее на заготовках, как мы видели в книге.

•      Ребята, а может быть, вы сами хотите побыть мастерами? Давайте мы с вами разделимся на две группы: одна группа попробует прорисовать элементы резьбы на заготовках для дома, а другая группа прорисует элементы резьбы на заготовленных изображениях домиков. Для этого пройдите за столы.

Физкультминутка, пальчиковая гимнастика.

   Как в деревне у пруда

Стоит ладная изба.

Окошечки резные,

Ставни расписные,

Живет там добрая семья -

Хозяйка, хозяин и их сыновья.

Их умелые руки не знают скуки,

Засиделись в избушке братцы,

Захотел большой прогуляться,

Да скучно ему гулять одному,

Зовет он братцев всех прогуляться.

Слова сопровождаются движением рук.

Дети прорисовывают на полосках бумаги элементы деревянной резьбы простым карандашом, разукрашивают красками. Воспитатель осуществляет индивидуальную работу.

 

НОД « Познавательное развитие»:

«Путешествие по русской избе» в подготовительной группе.

Задачи:

Образовательные: формировать представления о предметах быта в Русской избе: печь, самовар, ухват, кочерга, коромысло, ведро

Развивающие: обогатить словарный запас детей.

Воспитательные: воспитывать устойчивый интерес и уважение к истории и культуре русского народа.

Материал: иллюстрации с изображением предметов быта.

Предварительная работа: изучение пословиц и поговорок о предметах быта в старину.

Ход: Воспитатель рассказывает детям о предметах быта в русской избе, их назначении, используя иллюстрации.

  Воспитатель: Ребята, я вам предлагаю совершить путешествие в прошлое и посмотреть как жили люди в старину, какие у них были жилища, чем и как они устраивали свой быт.

Входя в избу, волей-неволей каждый должен поклониться хозяевам, а то и шишку на лбу можно набить: дверь в избу низкая. А порог, наоборот, высокий, чтоб меньше дуло. Войдя в избу, на печь сразу обратишь внимание: она занимает почти пол-избы.

Без печи хата - не хата.

С печью связаны весь быт, вся жизнь крестьянина. Народ недаром наделял печь волшебными свойствами, а образ печи стал традиционным для русских сказок. Ребята вспомните в каких сказках вы слышали о печке? (она прячет Машу и её братца от злых гусей-лебедей, везёт Емелю к царю и т. д. ) Печь складывали из кирпича, а сверху обмазывали глиной. Такой русская изба дожила и до наших дней. Как вы думаете, как называли человека, который клал печь? (ответы детей). Правильно, человек который умел класть печь, - печник - пользовался почётом и уважением. Слава о хорошем печнике шла по всей округе. Важно было не просто сложить печь: она должна была как можно дольше держать тепло, а дров требовать как можно меньше.

Печь не только обогревала избу, как вы думаете, для чего ещё люди использовали печь? (ответы детей). Правильно, в печи пекли хлеб, готовили еду себе и домашней живности. На печи сушили одежду, обувь, грибы, ягоды, мелкую рыбёшку. Здесь можно было спать. Для этого делалась специальная лежанка. Правый от печи угол назывался бабий кут. Здесь командовала хозяйка, всё было приспособлено для приготовления пищи, стояла прялка. Отсюда и слово закуток, то есть отгороженное где-нибудь в помещении место, обособленный уголок. Другой, левый от печи угол, назывался красный, то есть красивый. Здесь стояли стол, скамейки, висели иконы. Это было особое место для гостей. Русский народ всегда славился своим гостеприимством, а какие поговорки вы знаете о печи и об избе?

Что есть в печи - всё на стол мечи.

Когда в печи жарко - тогда и варко.

Не красна изба углами, а красна пирогами.

Умей в гости звать, умей и угощать.

 А теперь послушайте загадку:

У носатого, у Фоки

Постоянно руки в боки.

Фока воду кипятит, и как зеркало блестит.

Самовар изобрели очень давно в городе Туле. Вода в нём быстро закипала и долго не остывала. Несмотря на изобретение газа и электричества, самовар сохранился до наших дней. Наши предки, в отличие от нас, пили чай не просто из стаканов и чашек, а наливали его в блюдце, которое держали за донышко.

Для приготовления пищи люди в старину пользовались различными предметами, а какими вы узнаете, если отгадаете загадки.

Чёрный конь скачет в огонь. (Кочерга)

Длинная рука чугунок держит за бока. (Ухват)

На плечах дуга держит вёдра, в них - вода. (Коромысло)

Новая посуда, а вся в дырках. (Решето)

Воспитатель: Почти всё в избе делалось своими руками. Люди долгими зимними вечерами резали миски и ложки, долбили ковши, ткали, вышивали, плели лапти, корзины. Хотя и не отличалось убранство избы разнообразием мебели: стол, лавки, скамьи, сундуки, - всё делалось тщательно, с любовью и было не только полезным, но и красивым, радующим глаз. Это мастерство передавалось от поколения к поколению. Поэтому неудивительно, что обычные бытовые предметы становились всё совершеннее. Появлялись народные умельцы, зарождались промыслы. Любая вещь, будь то детская люлька или ковш, - всё украшалось резьбой, вышивкой, росписью или кружевом. Самой распространённой обувью русского народа были лапти. Недаром говорится - " лапотная Русь". Не только для крестьян, но и для большинства небогатых горожан лапти были единственной доступной обувью. Материал для лаптей было найти нетрудно: их плели из липы, ивы, вяза, берёзы, дуба. На одну пару лаптей требовалось ободрать три-четыре деревца. Для прочности и утепления лаптей внутрь стелили солому, а подошвы подшивали конопляной верёвкой. Ноги в таких лаптях не промокали и не замерзали. Плелись лапти без различия правой и левой ноги. А какие поговорки вызнаете о лаптях?

Только лапоть на обе ноги плетётся, а рукавички -розни.

Торопясь, и лаптей не сплетёшь.

Не учась и лапти не сплетёшь.

Плетением лаптей занимались, в основном, старики. Хороший мастер мог за день сплести две пары лаптей:

Носились лапти недолго: в горячую крестьянскую пору - четыре дня, а зимой -десять дней.

Но зато и стоили лапти дёшево - не более пяти копеек (а сапоги несколько рублей). Отсюда их доступность и распространённость.

Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Найди такой же».

Сопоставить современные предметы с предметами старины.

Печь-плита электрическая

Самовар-чайник

Котелок-кастрюля

Утюг чугунный - утюг электрический

Люлька-кроватка

Лапти-туфли

Сундук-шкаф

Воспитатель: ну вот мы с вами и побывали в прошлом, узнали как жили наши предки, какими предметами быта они пользовались.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...