Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Игра «Золотые ворота». Консультация для родителей «Мини-музей в детском саду»




Игра «Золотые ворота»

Двое ведущих берутся за руки и строят «ворота» (поднимают сомкнутые руки вверх). Остальные берутся за руки и хоровод начинает двигаться, проходя под «воротами». Хоровод нельзя разрывать! Все хором произносят такие слова (сначала, пока ребята не разучили присказку, взрослый может говорить ее один):

 «Золотые ворота, проходите, господа:

Первый раз прощается,

Второй раз воспрещается,

 

А на третий раз не пропустим вас! »

Когда звучит последняя фраза, «ворота закрываются» — водящие опускают руки и ловят, запирают тех участников хоровода, которые оказались внутри «ворот». Тех, кого поймали, тоже становятся «воротами». Когда «ворота» разрастутся до 4-х человек, можно разделить их и сделать двое ворот, а можно оставить и просто гигантские «ворота». Игра, обычно, идет до двух последних не пойманных игроков Они становятся новыми воротами.

 

Консультация для родителей «Мини-музей в детском саду»

 Мини-музей даёт возможность формировать, обогащать представления детей об окружающем мире, расширять кругозор, поддерживать интерес к коллекционированию, развивать любознательность и творческие способности.

В группе у детей игрушки, а в мини-музее их привлекают именно настоящие вещи, которыми пользуются взрослые, орудия труда, предметы быта, украшения. Дети берут в руки экспонаты (в настоящих музеях нельзя трогать, а в детском музее – можно), начинают исследовать, экспериментировать, действовать с ними. Дети получают знания о разных предметах и явлениях, об отношениях с другими людьми и многое другое, что складывалось веками и передавалось от поколения к поколению. Любой предмет мини-музея может подсказать тему для интересного разговора.

На базе мини-музеев можно организовать различные выставки. Здесь же размещаются детские работы, выполненные совместно со взрослыми. Каждый мини-музей – результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.

В работе по созданию мини-музея можно условно выделить несколько этапов:

•      Обозначение темы, согласно комплексно-тематическому планированию ДОУ, с актуализацией на развитие познавательной активности воспитанников.

•      Привлечение детей и родителей к пополнению коллекции экспонатов мини-музея по теме, с последующим совместным изготовление экспонатов.

•      Изучение экспонатов (составление описательных рассказов по теме, опираясь на экспонаты, развитие творческих способностей путём изображения данных экспонатов на листе бумаге, придумывание загадок и сказок по тематике, отображение в театральной деятельности и др. ).

•      Самостоятельная деятельность детей в мини-музеи (рассматривание, исследование, работа в парах, игры с экспонатами). Организация различных выставок детских работ, выполненных совместно с взрослыми.

•      Приглашение детей других групп на экскурсию в мини-музей (в данной ситуации дети пробуют себя в роли экскурсовода).

•      Совместные мероприятия с родителями по заданной теме (праздники, конкурсы, развлечения).

Работая по данной теме, обратила внимание на то, какое бесценное влияние оказывает музей на воспитание дошкольников: расширение кругозора, обогащение словарного запаса, формирование познавательно-исследовательских способностей. Дети узнают интересные факты об исторических событиях, об истории происхождения предметов старины; у них развиваются тактильные ощущения, так как они могут потрогать, поиграть, поэкспериментировать с объектами мини-музея. При создании детьми музейных экспонатов, развиваются творческие способности, фантазия, воспитанники с огромным интересом создают поделки в нетрадиционных техниках, очень любят демонстрировать их при проведении экскурсий, делятся опытом со сверстниками.

 

 

Мир русской деревни.

(народное искусство в жизни человека: обычаи, традиции, праздники).

Экспозиция «Мир русской деревни» знакомит посетителей с одним из самых полных в стране собраний русского народного искусства XVIII - начала XX века. Посетители музея на примере большого круга памятников традиционной культуры имеют возможность получить объемное представление о среде, в которой жили и творили народные мастера, наиболее значимых обрядах, семейных, календарных и трудовых праздниках русской деревни.

Первый зал экспозиции  посвящен рассказу об архитектурном наружном и внутреннем убранстве крестьянского жилища конца ХIХ – начала ХХ века. Богатое собрание архитектурной резьбы музея-заповедника свидетельствует о разнообразии и богатстве техник, приемов, композиционно-образных решений памятников народного зодчества Русского Севера и Поволжья. Особую ценность представляет резной фронтон дома, выполненный в 1882 году мастером Михаилом Малышевым из Нижегородской губернии. Свобода творческого мышления, легкость и непринужденность исполнения характеризуют М. Малышева как одного из самых талантливых мастеров поволжской домовой резьбы.


Зал 1. Охлупень. XIX век

Зал 1. Фронтон дома


Зал 1. Наличники на окна

Вера крестьян в существование «иного» мира» подтверждается такими, часто встречающимися в народном искусстве добрыми и злыми персонажами, как русалки, водяные, птицы–сирины. Почти весь спектр мифологических образов и мотивов, используемых в архитектурной поволжской резьбе, представлен в наличнике светелочного окна конца ХIХ века из Нижегородской губернии. В нем нашли отражение представления наших предков о древней картине построения мира.

Решение внутреннего пространства жилища, предметов его обстановки было строго установлено традицией и передавалось из поколения в поколение. В условно-сценической форме в экспозиции зала воссоздан интерьер крестьянского дома конца ХIХ – начала ХХ века из Вятско-Вологодского региона. Каждый угол жилой, отапливаемой части дома, имел свое, особое значение и как бы заменял отдельную комнату. Четыре угла избы соответствовали, используя современную терминологию, кухне, передней, гостиной и спальне. Главными для русского крестьянина были печной и «красный» углы дома, представлявшие особые сакральные центры.


Зал 1. Фрагмент экспозиции: красный угол крестьянского дома


Зал 1. Фрагмент экспозиции: печной угол

Согласно северо-русской традиции «русская» печь располагалась справа или слева от входа. Рядом с ней обычно оставался проход, где помещались кадка или лохань для воды, рукомойник с полотенцем. Сбоку, вдоль печи, устраивался голбец – расписная дощатая пристройка, конструктивно связанная с печью. Обстановка дома отличалась простотой и лаконичностью. Древними видами мебели являлись лавки и полки, которые изготавливались из широкого бруса, врубленного одной стороной в стену.

Полки использовались для хранения посуды и различной утвари, а лавки - для сидения и сна, для чего к ним приставлялись скамьи. Убранство комнаты дополняли переносные предметы мебели: столы, скамьи, различные короба. Со второй половины XIX века широкое распространение получают сундуки, шкафы, стулья, кровати, диваны, которыми вначале обставляли только горницы. Нередко предметы имели «рубленные» скульптурные или токарные формы, украшались яркой многоцветной росписью.

Второй зал экспозиции знакомит посетителей с кругом произведений, раскрывающих родильно–крестильные, предсвадебные, свадебные и поминально-погребальные обычаи и традиции русской деревни конца XIX – начала XX века. Образцы детской народной одежды редко встречаются в музейных собраниях страны. Большую ценность представляет группа предметов младенческой и детской одежды из Курской и Рязанской губерний: свивальник, детские одеяла, пеленки и изготовленные на Русском Севере золотошвейные наголовники для детских пеленок.

Как правило, в крестьянских семьях детей не баловали. Часто единственным лакомством ребенка и желанным подарком были печатные пряники. Свое название они получили от деревянных резных досок-форм с контррельефным, т. е. углубленным орнаментом. С помощью этих форм хозяйки отпечатывали на тесте изображения с фигурками птиц, рыбок, лошадок и цветов.


Зал 2. Фрагмент экспозиции: «Приготовление приданого»


Зал 2. Пряничные доски

Большой раздел экспозиции посвящен свадебному обряду. Создание новой семьи в крестьянском быту никогда не было делом частным, внутрисемейным, оно принадлежало к числу ритуалов общественной важности. Крестьянских детей готовили к будущей семейной жизни с самого раннего возраста. Девочки с 7-8 лет начинали участвовать в приготовлении приданого. Его размеры зависели от уровня материального благосостояния семьи будущей невесты. В экспозиции эта тема раскрыта определенным смысловым комплексом предметов: прялками, вальками, рубелями из северных и поволжских районов, богато украшенных сценами посиделок, сватовства, полотенцами, в орнаментации которых присутствует детородная символика, а также сундуками для хранения приданого.


Зал 2. Фрагмент экспозиции: «Свадьба»


Зал 2. Свадебные костюмы

Деревенская молодежь брачного возраста активно участвовала в посиделках, хороводах, играх. В виде «хоровода» в зале представлена ценная коллекция праздничных, богато декорированных костюмов северо-русских губерний России XIX – начала XX века. Ее дополняют свадебные комплекты одежды из Воронежской губернии начала XX века. Они отличаются от одежды иного назначения своей многопредметностью, насыщенной колористической гаммой и богатым орнаментальным убранством, наделенным особой благопожелательной символикой.


Зал 2. Намогильные кресты и полотенца

Свадебные костюмы крестьяне бережно хранили всю жизнь. Часто они использовались в качестве похоронной одежды – отсюда поговорка: «В чем венчаться – в том и скончаться». В связи с древними верованиями крестьян в загробную жизнь в экспозиции нашли место предметы, которые по традиции помещались в гроб для того, чтобы умерший мог ими пользоваться на «том свете»: мыло, гребень, деньги. Отдельную группу экспонатов составляют намогильные кресты и полотенца с изображением процветших намогильных крестов, символизирующих веру в бессмертие души.

Третий зал экспозиции знакомит с праздничной культурой русской деревни конца XIX – начала XX века. Содержание основных традиционных праздников годового цикла - Рождества Христова, Масленицы, Егорьева дня, Троицы – раскрывается через комплексы предметов, являющихся их яркими атрибутами. Уникальное трехстворчатое зеркало ХVII века, выполненное в форме киота, ассоциируется с широко распространенным обычаем святочных гаданий, основными темами которого были брак и семья. А нарядные конские дуги, изящные расписные выездные сани Олонецкой губернии середины XIX века, предназначенные для праздничных прогулок и маленькие саночки Вологодской губернии, на которых, крепко обнимая друг друга, катались с гор в молодожены – с праздником Масленицы.


Зал 3. Фрагмент экспозиции. МасленицаЗал 3. Трёхстворчатое зеркало


Зал 3. Девичьи головные уборы

В Троицу было принято украшать дома и церкви ветками березы, водить хороводы вокруг берез, что имело ритуальное значение. В условно-сценической форме в экспозиции зала воссоздан «троицкий хоровод», который составляют праздничные женские и мужской костюмы южнорусских губерний. Они отличаются подчеркнутой декоративностью, гармоничным сочетанием разнообразных техник, приемов и материалов. Представление о крестьянском костюме дополняет коллекция женских и девичьих головных уборов Европейских областей России.

Зал 3. Фрагмент экспозиции: «Троицкий хоровод»

 

Четвёртый зал  экспозиции «Мир русской деревни» посвящен трудовым занятиям русских крестьян XVIII – начала XX века: гончарному, кузнечному и набивному делу, вышивке, ткачеству, плетению кружев и поясов. В каждом большом селении в те времена работала кузница, в которой мастер мог изготовить любую нужную вещь от простого гвоздя, топора до изящного светца или хитроумного замка.


Зал 4. Фрагмент экспозиции

Изготовлением глиняной посуды занимались по всей России. В одних местах применяли древнейшую технику лощения и задымления сосудов, в других они обваривались в горячих растворах молока и муки, но чаще всего изделия украшали разноцветными поливами, нередко дополненными росписью. В экспозиции можно познакомиться с традиционными формами корчаг, мисок, кувшинов, а также давно исчезнувшими рукомойниками с одним или двумя рыльцами, кубышками для хранения растительного масла, латками для киселя и холодца. Здесь же, в зале представлен гончарный круг, на примере которого можно проследить, как из комочка глины постепенно получается керамический сосуд.
Украшение тканей при помощи деревянных резных досок имело в России широкое распространение. В домашних «красильнях» или у мастеров, которые ходили по деревням с запасом инструментов и красок, крестьянки выбирали узор по специальным «заказникам». Один из них, из Каргопольского уезда Олонецкой губ. с 55 образцами узоров, представлен в экспозиции. Из набивных тканей шили женскую и мужскую одежду, скатерти, полотенца, занавеси и др. В зале представлены не только готовые изделия, но и набивные доски XVII – начала XX века, молотки, которыми набивали узор на ткань.


Зал 4. Фрагмент экспозиции


Во второй половине зала рассказывается о том, «как рубашка в поле выросла» - как пучки льна постепенно превращались в мягкое волокно, затем в нити, а нити в тканое полотно, из которого шили всё необходимое. Экспонаты, созданные руками крестьянских ткачих, вышивальщиц, кружевниц восхищают мастерством исполнения, разнообразием технических приёмов, образной наполненностью, жизнеутверждающей силой цветовой гаммы.
Большой раздел экспозиции посвящен прялке, которая сопровождала русскую женщину от рождения до старости. Среди них – дышащие архаикой резные и расписные тверские и вологодские прялки со множеством солярных символов, мезенские прялки Архангельской губернии с красно – чёрными узорами, напоминающие древние петроглифы, белофонные прялки Северной Двины с многоцветной сюжетной росписью.

Особенностью экспозиции зала является то, что посетитель музея имеет возможность познакомиться с интересным комплексом интерактивных экспонатов начала XX века из Вятской губернии. Они помогут наглядно разобраться с назначением предметов, использовавшихся при изготовлении ткани: трепалом, с помощью которого пучки льна освобождались от внешней оболочки–костры, прялкой и веретеном – предметами для прядения нитей, ткацким станом, за которым опытная ткачиха ткет разноцветный половик.

По мнению устроителей, экспозиция «Мир русской деревни» возвращает к истокам национальной культуры, помогает понять оптимистическое мировоззрение народа, его насыщенный образ жизни, представления о добре и красоте.

 

Используемая литература:  

1.     М. В. Короткова «Путешествие в историю русского быта». Москва, «Дрофа», 2008 – 256 с.

2.     Г. В. Лунина «Воспитание детей на традициях русской культуры». Москва, «Элизе трейдинг», 2007– 128 с

3.     http: //planetadetstva. net/vospitatelam/starshaya-gruppa

4.     http: //www. karakyli. ru/2016/10/21/kurilka-starinnaya-russkaya- narodnaya-igra/

5.     http: //www. edu. yar. ru/safety

6.       http: //museum-sp. ru/department/konny-dvor/

 

 

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...