Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Лиссабонский договор 2007 года




 

Лиссабонский договор, известный также как Договор о реформе (официальное название — «Лиссабонский договор о внесении изменений в Договор о Европейском союзе и Договор об учреждении Европейского сообщества») был подписан на саммите ЕС 13 декабря 2007 в в Лиссабоне. Его назначение - внести изменения в действующие соглашения о Европейском союзе в целях реформирования системы управления ЕС.

Необходимость нового регулирующего документа связана с почти двукратным увеличением ЕС (с 15 государств до 27), а также с появлением новых задач в области внешней политики, безопасности, энергетики, экологии и так далее. По замыслу авторов документа, прописанные в Лиссабонском договоре реформы позволят трансформировать громоздкий Евросоюз в более эффективную структуру..

Текст Договора вносит изменения в три основополагающих документа ЕС: Договор об учреждении Европейского Сообщества (Римский договор, 1957 г.), Маастрихтский договор 1992 г. и Договор об учреждении Европейского сообщества по атомной энергии, 1957 г.

После подписания и ратификации Договор о реформе перестанет существовать как единый текст, а нововведения инкорпорируются в три перечисленные выше документа.

Договор о реформе структурно состоит из преамбулы, 7 статей, 13 протоколов и 59 деклараций. В статье 1 характеризуются изменения, которые вносятся в Договор о ЕС (стр. 3 - 40), в статье 2 - изменения в Договор об учреждении европейского сообщества (стр. 41 - 150), в статье 3 перечислены заключительные положение (стр. 151-152).

Новый договор изменяет название Договора об учреждении Европейских сообществ на Договор о функционировании ЕС, чем напрямую связывает его с Договором о ЕС и целями, которые он ставит перед объединенной Европой. Принципы, рассматривавшиеся ранее как декларативные, - экономическое, социальное и территориальное единство, культурное многообразие и др., - становятся основополагающими задачами политики ЕС. Задачей ЕС также становится создание «внутреннего рынка» и достижение целого ряда целей: полная занятость, социальный прогресс, высокий уровень защиты окружающей среды, борьба против дискриминации, социальная справедливость, защита прав детей и т. д.

Договор о реформе вносит изменения в Договор о ЕС в отношении институтов Союза. Так, ввoдится пост президента Европейского Союза, который будет избираться европейскими лидерами сроком на 2,5 года. Президент ЕС будет представлять Союз во внешней политике в рамках своих полномочий и по вопросам общей внешней политики и политики безопасности.

В соответствии с Договором Европейский парламент осуществляет законодательные функции и функции, связанные с бюджетом ЕС, совместно с Советом (ст.9а). Парламент получает равный статус с Советом в отношении вопросов бюджета, так как дифференциация на «обязательные» и «необязательные» расходы не проводится. Европарламенту поручено избрание председателя Еврокомиссии (тогда как сейчас он только одобряет кандидатуру, выдвинутую правительствами стран-членов).

С 2009 г. вводится новая система распределения мест в Парламенте. Число депутатов ограничивается 750-ю + 1 (председатель Парламента); места распределяются по принципу «снижающейся пропорциональности»: минимум 6 представителей от государства, максимум — 96. Однако эта система распределения мест вступит в силу только в 2014 г., а до этого времени предусмотрен переходный период.

Европейский совет становится полноценным институтом Союза. Он состоит из глав государств или правительств государств-членов, его председателя и председателя Комиссии. В работе будет участвовать Высокий представитель ЕС по внешней политике и политике безопасности. Если раньше председатель назначался по принципу ротации каждые полгода, то теперь Евросовет будет избирать его квалифицированным большинством на срок два с половиной года.

Изменения вносятся в систему голосования в Совете ЕС по принципу квалифицированного большинства. Начиная с 1 ноября 2014 г., квалифицированным большинством считаются голоса как минимум 55% членов Совета (как минимум 15 стран), которые представляют как минимум 65% населения Союза. Блокирующим меньшинством становятся четыре государства-члена Совета.

До 31 октября 2014 г. будет применяться ныне действующая система, заложенная в Ниццком договоре, в соответствии с которой принципу квалифицированного большинства отвечают три условия: согласие 255 членов Совета (из 345, то есть 73,9%), которые представляют одновременно большинство стран-членов (14 из 27 государств) и 62% населения ЕС.

Данный механизм позволяет государствам, которые не способны создать блокирующее меньшинство в Совете, отложить принятие решения по проблемному вопросу на «разумный период времени», в течение которого предпринимаются попытки найти компромисс.

Председательство в Совете будет осуществляться заранее определёнными группами в составе трех государств-членов на протяжении 18 месяцев. Эти группы будут составляться по принципу равной ротации, при этом во внимание будет приниматься и географическая сбалансированность представленных членов ЕС. Члены Совета, в свою очередь, занимают пост председателя каждые 6 месяцев.

Европейская комиссия, действующая с 2009 по 2014 гг., будет состоять из одного представителя от каждого государства-члена, в том числе и Высокого представителя по внешней политике и политике безопасности. С ноября 2014 г. Комиссия будет состоять из числа представителей, соответствующего 2/3 количества стран-членов ЕС, «в случае, если Евросовет единогласно не примет иного решения».

Таким образом, в обычных условиях Комиссия будет состоять из 18 представителей от 27 стран. Члены Комиссии будут избираться на основе системы равной ротации между государствами-членами.

Председатель Комиссии избирается большинством голосов в Европарламенте по предложению от Евросовета. После этого Совет ЕС по предложению избранного председателя одобряет список стран-членов Комиссии. Непосредственно члены Еврокомиссии назначаются путём голосования по принципу квалифицированного большинства в Евросовете.

Европейский Совет по согласованию с председателем Еврокомиссии, квалифицированным большинством назначает высокого представителя Союза по внешней политике и политике безопасности (ст. 9е Договора о ЕС). Он будет возглавлять Совет по международным отношениям и одновременно являться одним из вице-председателей Комиссии, в сферу компетенции которого входят внешние связи ЕС.

Определенные изменения вносятся в статус Суда ЕС. Отныне судебная система будет состоять из Европейского суда, Суда первой инстанции и специализированных судов. От каждого государства в Суде будет представлен один судья. Кроме того, в штат Суда включаются 11 генеральных адвокатов (на данный момент - восемь). Судьи и адвокаты назначаются с общего согласия правительств стран-членов на шесть лет после консультаций со специальным комитетом.

Договор о реформе ЕС четко разделяет компетенции, относящиеся к ведению Союза и национальных правительств. Сообщество действует в рамках компетенции, предусмотренной договором и целями, которое оно ставит для него. Вопросы функционирования таможенного союза, внутреннего рынка; монетарной политики государств-членов, официальной валютой которых является евро; общей коммерческой политики и заключения международных договоров в ряде случаев также относятся к ведению Союза.

К сферам совместной компетенции Договор относит функционирование внутреннего рынка, социальную политику, экономическую, социальную и территориальную политику сплочения, сельское хозяйство и рыболовство, проблемы окружающей среды, защиту потребителей, транспорт, энергетику, пространство свободы, безопасности и правопорядка, общие проблемы здоровья населения, исследования, технологическое развитие, космическое пространство, развитие сотрудничества и гуманитарной помощи, координацию вопросов занятости и социальной политики.

На Союз возлагается обязанность оказывать поддержку государствам-членам в сфере защиты здоровья населения, культуры, туризма, образования, спорта.

В Договоре отведено значительное место политике в области обороны. Решения по вопросам в данной сфере принимаются единогласно (Ст. 17 Договора о ЕС). Устанавливается обязательная коллективная ответственность стран-членов ЕС. Если государство стало жертвой агрессии, другие государства «обязаны» оказать помощь и поддержку «всеми возможными средствами». Это обязательство не нарушает специфику политики безопасности ряда членов союза (нейтральных государств или связанных особыми соглашениями) и соглашения в рамках НАТО.

Что касается Хартии ЕС об основных правах 2000 г., то в Договоре содержится норма о том, что Хартия «… имеет ту же юридическую силу, что и основополагающие договоры Союза» (ст. 6 Договора о ЕС). То есть, положения Хартии будут носить обязательный характер. Это позволит контролировать соответствие директив и положений документов ЕС тем принципам, которые изложены в Хартии.

Новшеством в Договоре является наделение граждан ЕС правом обращаться с предложениями в Европарламент или Совет по вопросам изменения законодательства. Однако данная инициатива должна получить поддержку со стороны 1 млн. граждан. При этом Комиссия сохраняет за собой право решать, следует ли предпринимать действия для удовлетворения предложения.

Впервые в Договоре в рамках ЕС оговаривается возможность и процедура выхода из состава Союза. Для этого в соответствии с законодательством страны необходимо уведомить Евросовет. После обсуждения заявления о выходе Евросовет на заседании принимает решение квалифицированным большинством.

В Договоре уделяется внимание борьбе с глобальным изменением климата. В этой связи ЕС призывается «предпринимать меры на международном уровне по борьбе с региональными и глобальными проблемами окружающей среды, в первую очередь - с изменением климата».

Договор также предполагает создание Европейского пространства исследований, дополняет социальную политику, дает Союзу «стимулирующие» полномочия в вопросах образования, спорта, политики в отношении молодёжи; дает новое определение принципа субсидиарности; освещает вопросы в сфере сельского хозяйства и рыболовства.

Лиссабонский договор сравнивают с конституцией ЕС. Это связано с тем, что его положения касаются институционализации Евросоюза (например, введения поста президента, усиления роли Европарламента и т.д.). Однако по своему содержанию этот договор представляет собой лишь дополнение к уже действующим договорам. В случае принятия он заложит правовые основы для реформирования институтов ЕС.

 

Вопросы для самоконтроля:

 

1. Какие предпосылки обусловили европейскую интеграцию?

2. Что является экономической предпосылкой развития интеграции?

3. Какие политические факторы содействовали образованию сообществ?

4. Что образует культурные предпосылки европейской интеграции?

5. Какие идеологические предпосылки привели в образованию ЕС?

6. Какие события характерны для первого канала европейской интеграции?

7. Чем ознаменовался второй этап евроинтеграции (март 1957 г. - февраль 1986 г.)?

8. С какой целью был принят Единый европейский акт 1986 г.?

9. Назовите основные положения Маастрихстского договора 1992 г.?

10. В чем сущность Амстердамского и Ниццского договоров?

11. Какие причины обусловили разработку и принятие Конституции ЕС?

12. Какие новеллы (новшества) предусматривает Лиссабонский договор 2007 г.?

 

__________________________________

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...