Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Средства физического воспитания




К средствам физического воспитания относятся: физические упражнения, естественные силы природы и гигиенические факторы.

Физические упражнения (физ. упр.) – основное средство физического воспитания, а оздоровительные силы природной среды и гигиенические факторы – вспомогательные факторы (средства). Физ. упр. возникли на основе трудовых действий и стали средством физкультурно-оздоровительной практики, подготовки к труду. Физ. упр. – это двигательные действия, соответствующие по форме и содержанию задачам физического воспитания. Известные нам физ. упр. отличаются огромным разнообразием. Однако, всех их можно свести к 4-м основным видам, которые сложились исторически, на протяжении многих лет: гимнастика, спорт, игры, туризм.

Гимнастика получила свое название от греческого слова «гимнос», что означает обнаженный. В Древней Греции атлеты занимались физ. упражнениями обнаженными, отсюда и возникло слово «гимнастика». Это средство общего физического развития, помогающее овладеть основами движений, выполнять движения разной силы, формы, направления, соединять различные простые движения в сложные комбинации. Для гимнастики характерна точность положения тела, избирательное воздействие на определенные группы мышц, широкое применение музыкального сопровождения. Виды гимнастики: художественная, спортивная, ритмическая, атлетическая, производственная и др.

Спорт характеризуется стремлением получить более высокий технический результат в определенном виде упражнений. Отличительная черта спорта – это конкретное измерение движений, действий, совершаемых в процессе спортивной деятельности. (Важно не только пробежать, а пробежать за определенное время определенное расстояние и т.д.).

Игра отличается от других средств физического воспитания тем, что участник ее пользуется относительно большой свободой действий, ограничиваемых лишь правилами или содержанием игры. Различают подвижные игры (в основном для детей) и спортивные игры – они занимают промежуточное положение между спортом и собственно игрой, тяготея к спорту.

Туризм. Для туризма характерно более или менее длительное путешествие на лыжах, лодках, пешком, велосипедах и т.д. Но его главная отличительная черта – наличие познавательного элемента.

Ценность физических упражнений резко повышается, если они сочетаются с другими средствами физического воспитания: использованием солнца, воды и воздуха, которые служат средствами укрепления здоровья, закаливания и повышения работоспособности человека.

Оздоровительные силы природы используются в процессе физического воспитания в 2-х направлениях:

1. как сопутствующие условия (занятия на открытом воздухе, в условиях горного климата), усиливающие воздействие физических упражнений;

2. при организации специальных дозированных процедур (сеансы закаливания, воздушные, солнечные ванны).

Положительный эффект физических упражнений усиливает соблюдение гигиенических правил в процессе физического воспитания. К этим правилам относится поддержание чистоты тела, соблюдение режима сна, питания, работы и отдыха, санитарного состояния мест занятий (чистота, освещенность, вентиляция). Все это повышает эффективность проводимых физических упражнений.

Методические принципы физического воспитания

1. Принцип сознательности и активности – заключается в формировании у занимающихся сознательного отношения к учебному процессу (знать для чего, с какой целью они выполняют упражнение) и самостоятельности в оценке своих двигательных действий. В повышении активности немалую роль играет и личность педагога. Если он всегда бодр, инициативен, то это будет вызывать у них активность, рабочее настроение.

2. Принцип наглядности – решается посредством живого показа, изобразительной наглядности (фото, рисунки, кинограммы) и современными техническими средствами (учебные фильмы).

3. Принцип доступности и индивидуализации – необходимость учета возраста, пола, уровня подготовленности, физических и психических особенностей. Соблюдение этого принципа – залог оздоровительного эффекта физического воспитания.

4. Принцип систематичности. Во время обучения необходимо добиваться как бы слияния двух процессов – повторение старого материала и разучивание нового. Данное слияние (систематичность) обеспечивается тем, что вновь разученное двигательное действие базируется на временных связях, закрепленных разучиванием предшествующего двигательного действия. Систематичность в физическом воспитании означает также регулярность занятий и правильное чередование отдыха (1-2 дня между занятиями).

5. Принцип прочности предполагает сознательное изучение и многократное повторение освоенного материала. Это позволяет сохранить достигнутый уровень развития физических качеств. Постоянное повышение требований к занимающимся (постановка перед ними новых задач).

В процессе обучения принципы взаимосвязаны, что обеспечивает успех обучения.

Методы физического воспитания

Методы обучения – способы взаимосвязанной деятельности педагога и учащихся для решения задач обучения. В процессе изучения двигательных действий используют 3 группы методов: словесные, наглядные и практические.

Словесные методы – с помощью слова ставятся задачи, активизируется восприятие, сообщаются знания, направляется поведение занимающихся, анализируется и оценивается их деятельность. Это такие методы, как рассказ, беседа, описание, разбор (при подведении итогов), команды, подсчет. Речь проводящего должна быть четкой и понятной.

Наглядные методы:

I. Показ двигательного действия – должен соответствовать требованиям:

А) сочетаться с объяснением;

Б) соответствовать задачам объяснения.

В) зеркальный показ лучше использовать преимущественно в ОРУ.

II. Демонстрация наглядных пособий – плакаты, рисунки, фильмы.

III. Звуковая и цветовая сигнализация – создает слуховые и зрительные ориентиры для начала и окончания действия (флажки на дорожке), задают темп, ритм движений, амплитуду.

Практические методы:

I. Метод разучивания в целом – применяется для разучивания сравнительно простого действия, и когда у занимающихся высокий уровень подготовленности.

II. Метод разучивания по частям предусматривает первоначальное изучение отдельных частей действия с последующим соединением их в целое. Разучивают действия посредством подводящих упражнений. Не заменим при изучении координационно сложных упражнений.

III. Игровой метод.

IV. Соревновательный – применяется при совершенствовании упражнений, когда необходимы и допустимы предельные усилия

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...