Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Друиды. Тиберий Клавдий Нерон




Друиды

 

У древних кельтских народов друиды были жрецами и поэтами. Организовавшиеся в замкнутые касты, они были тесно связаны с властью вождя.

Все сведения о друидах можно почерпнуть из «Записок о Галльской войне» и иных греко‑ римских сочинений IV века до н. э. – II века н. э. Из них узнаем, что друиды были хранителями героических преданий и мифологических поэм, передававшихся молодежи устно. Институт друидов, по всей видимости, был позаимствован островными кельтами у доиндоевропейского населения северо‑ запада Европы. Роберт Макалистер и некоторые другие ученые начала XX века приписывали друидам создание огамического письма.

Свою функцию поэтов у ирландцев и бриттов друиды утратили рано, уступив ее бардам, а после введения христианства (IV–V вв. ) выродились в деревенских знахарей. Наряду с готической традицией Нового времени существовала и менее известная друидская традиция: в литературе английского романтизма был востребован экзотический, окруженный мистической аурой образ друида, живущего в абсолютной гармонии с природой.

Было много дискуссий о происхождении слова «друид». Сегодня многие склоняются к точке зрения древних ученых, в частности Плиния, согласно которой слово это связано с греческим наименованием дуба – «drus». Второй его слог рассматривается как происходящее от индоевропейского корня «wid», что приравнивается к глаголу «знать». Такое утверждение выглядит вполне логично для религии, святилища которой располагались в смешанных лесах средней Европы.

В обрядах друидов особое место занимал процесс сбора омелы. Омелу друиды использовали для лечения. Ее также применяли при вытягивании жребия и для предсказаний будущего. Но не всякая омела подходила для этого. Для сбора сначала долго выбирали подходящее растение, затем на шестой день Луны устраивали церемонию.

Популярным у друидов был и обряд жертвоприношения. У подножия дерева они приготавливали все необходимое для совершения жертвоприношения и торжественной трапезы. Затем приводили двух белых быков, у которых впервые связывали рога. Одетый в белое, жрец, взобравшись на дерево, золотым серпом срезал омелу и складывал ее в белый плащ. Затем, совершая хвалебную молитву божествам, быков приносили в жертву. После этого ритуала считалось, что омела становилась противоядием любого яда.

Гай Юлий Цезарь в «Записках о Галльской войне», вероятно опираясь на сведения Посидония, писал, что друиды могли рассчитывать на помощь своих богов только принося человеческие жертвы. Для таких жертв употреблялись пленные враги, преступники, а при отсутствии таковых – и невинные люди. В Новое время на основе свидетельства Цезаря возникла легенда о том, что обреченных на приношение в жертву сжигали в клетке из ивовых прутьев, но археологических подтверждений этих рассказов не обнаружено. И все же кельты, подобно самим римлянам, к человеческим жертвоприношениям прибегали только в чрезвычайных ситуациях, каковой, безусловно, для них было вторжение Цезаря.

Плиний Старший описывал каннибализм друидов, и последние археологические находки – в пещере Алвестона на юге графства Глостершир, а также в торфяном болоте Линдоу‑ мосс близ деревни Мобберли, графство Чешир, Великобритания (так называемый человек из Линдоу) – подтверждают его сообщения.

В пещере в Алвестоне были найдены кости примерно ста пятидесяти человек, в том числе женщин, убитых в жертвенных целях. Убиты они были тяжелым острым оружием, скорее всего, топором или мечом. Анализ минерального состава костей подтвердил, что останки принадлежат людям, постоянно проживавшим в данной местности. Расколотая вдоль бедренная кость, как полагают, подтверждает потребление в пищу человеческой плоти – кость расколота для того, чтобы достать костный мозг. Так же раскалывались кости животных, употребляемые в пищу.

Находка в Алвестоне датируется примерно серединой I века н. э., то есть тем временем, когда римляне активно завоевывали Британские острова. Относится к тому же периоду и так называемый человек из Линдоу. Торфяное болото так хорошо законсервировало убитого, что сохранилась и кожа, и даже кишечник. Это позволило детально исследовать тело. Человек был убит непростым способом: ему был нанесен удар топором по голове – тяжелый, но не смертельный, шея перетянута петлей, а горло перерезано ножом – чтобы кровь хлынула потоком. На теле убитого была найдена пыльца омелы, что позволило связать жертву с друидами. Убитый молодой мужчина, по‑ видимому, принадлежал к кельтской знати. На это указывают маникюр на руках, аккуратная стрижка, бритье, строение тела, характерное для людей, не занятых тяжелым физическим трудом.

Римляне планомерно уничтожали друидов под официальным предлогом – как носителей нечеловеческого культа и как вдохновителей и организаторов сопротивления. Дорогие жертвы, возможно, были принесены для того, чтобы заручиться поддержкой богов в войне против римлян. В это время (40–60 гг. н. э. ) римские войска под руководством сначала будущего императора Веспасиана, а потом – наместника Гая Светония Паулина активно продвигались вглубь Британии. Но жертвы все же не помогли. Во время войны с Боудиккой в 60 году н. э. римские войска захватили главный оплот британских друидов – остров Мона (в настоящее время – о. Англси в Северном Уэльсе). Защитников острова римляне убили, а святилища друидов и их священные рощи уничтожили.

Интерес к друидам в Англии возродился в XVII–XVIII веках на волне изучения классической античности. Джон Обри (1626–1697) приписывал друидам сооружение таких британских мегалитов, как Стоунхендж. Много писал про друидов пастор Стьюкли (1687–1765). И Джон Обри, и пастор Стьюкли считали их приверженцами авраамической религии, родственной христианству.

В эпоху романтического национализма в друидах видели истинных вдохновителей британского сопротивления римлянам, а к их числу относили даже воинственную царицу Боадицею. Хранителями духовного наследия друидов и продолжателями их традиций в то время считались валлийские барды и филиды. В популярной литературе и музыке того времени также звучала друидская тематика, как, например, в «Мучениках» Шатобриана, «Норме» Беллини.

А 2 октября 2010 года Британская комиссия по делам благотворительности признала поклонение друидов духам природы религией. К друидам теперь причисляют себя более десяти тысяч британцев.

 

Тиберий Клавдий Нерон

 

Тиберий, полное имя Тиберий Клавдий Нерон (42 год до н. э. – 37 год н. э. ) – второй римский император из династии Юлиев‑ Клавдиев. Он же Великий понтифик (с 15 года), консул (13 и 7 гг. до н. э., 18, 21 и 31 гг. ), трибун. Полный его титул к моменту смерти был таким: Тиберий Цезарь Август, сын Божественного Августа, Великий понтифик, наделен властью народного трибуна тридцать восемь раз, император восемь раз, консул пять раз.

Тиберий происходил из знатного патрицианского рода Клавдиев. В 39 году до н. э. мать Тиберия развелась и, будучи еще беременна вторым ребенком (Нерон Друз) от мужа, вышла замуж за Октавиана Августа. После смерти отца Тиберий, как и его брат, стал пасынком императора Августа.

Тиберий был женат на Випсании Агриппине, дочери талантливого полководца Агриппы – близкого друга Августа. Брак был счастливым, но после смерти Агриппы Август заставил Тиберия развестись и жениться на своей дочери и вдове Агриппы – Юлии Октавиане Августе, что гарантировало Августу продолжение династии, поскольку сам Август сыновей не имел.

Однако любви между Тиберием и Юлией не было. Однажды Тиберий, встретившись с бывшей женой, до порога ее дома умолял о прощении. Август предпринял ряд шагов, чтобы Випсания и Тиберий больше не встречались. Несмотря на некоторое охлаждение отношений между принцепсом и Тиберием, Тиберий все же оставался в почете у Августа, особенно после смерти Агриппы и брата Тиберия Клавдия Нерона Друза. Тиберий был назначен командующим военными силами в Паннонии и Германии – ключевых для политики Августа областях, во второй раз стал консулом, получил трибунские полномочия.

В преддверии получения управления восточными провинциями империи Тиберий попросил императора освободить его от общественной жизни и уехал на Родос, и для этого были свои причины. Положение Тиберия как наследника Августа было неопределенным. Первыми претендентами на власть в империи продолжали оставаться сыновья Агриппы и Юлии – Гай Цезарь и Луций Цезарь, которые еще не достигли возраста вступления в наследство Августа. Другой причиной было откровенно распущенное поведение супруги Тиберия – Юлии, женщины, которую он не любил и которая, в свою очередь, публично унижала его, устраивая на форуме дикие оргии.

Но вот скончался Луций Цезарь, ситуация изменилась, и Тиберий возвратился в Рим. К этому времени Юлию, чье распущенное поведение стало вызывающим, по приказу Августа арестовали, обвинили в измене и выслали из Рима. Принцепс от имени Тиберия дал ей развод. Гибель Гая Цезаря в Армении не оставила шестидесятишестилетнему Августу выбора, и он был вынужден усыновить Тиберия, сделав его своим наследником. После этого Тиберий Клавдий Нерон получил имя Тиберия Юлия Цезаря.

В 13 году н. э. Тиберий получил продление трибунской власти и проконсульских империй, фактически став соправителем Августа. Вместе с Тиберием принцепс провел ценз сената и перепись населения.

Девятнадцатого августа 14 года н. э. Октавиан Август в возрасте семидесяти шести лет скончался, Тиберий был назван Тиберием Цезарем Августом и объявлен единственным наследником Римского государства.

Еще подростками Тиберий и его брат участвовали в триумфе Августа после победы при Акции. В возрасте семнадцати лет Тиберий занял должность квестора, после чего по разрешению принцепса он на пять лет раньше срока получил право баллотироваться на должности претора и консула.

В это же время Тиберий занялся юриспруденцией. В качестве адвоката он выступал на нескольких процессах, представляя интересы греческих городов. По поручению Августа Тиберий отправился на восток для ведения переговоров с Парфией о возвращении римских знамен. Через несколько лет Тиберий не только добился возвращения римских знамен, но и вернул армянское царство Тиграну II.

С этого началась его военная карьера. Как военный трибун Тиберий участвовал в кантабрийской войне в Испании. В 16 году до н. э. Тиберий, получив должность претора, был отправленв Трансальпийскую Галлию усмирять альпийские племена. Тогда же легионы Тиберия достигли истоков Дуная. В 13 году до н. э. Тиберий, вернувшись в Рим, был назначен консулом, а позже отправлен на войну с восставшими далматами и паннонцами, а также в Германию для борьбы с германскими племенами.

В 7 году до н. э. Тиберий снова возвратился в Рим, был избран второй раз консулом и получил трибунские полномочия на пять лет. После того как его усыновил Август, Тиберий снова отправился на германский фронт. В этом походе его сопровождал в качестве префекта конницы будущий римский историк Гай Веллей Патеркул. В 9 году н. э. Тиберию удалось подчинить всю Иллирию, а в 12 году н. э. победить германцев и далматов и отпраздновать свой триумф в Риме.

Сразу после смерти Августа cенат без каких‑ либо возражений и условий утвердил Тиберия законным преемником высшей власти, а после похорон Августа обратился к нему с просьбой принять на себя управление государством. На это предложение Тиберий скромно отвечал, что только один божественный Август был в силах поднять такой труд. «Я на личном опыте убедился, – говорил он, – как тяжко бремя управления, как беззащитно это дело перед ударами судьбы. Поэтому не следует передавать все дела в одни руки, когда есть так много способных людей, на которых может опереться государство: если дело управления распределить между многими, то общими трудами легче будет его исполнить».

Новый принцепс получил высшую власть в пятьдесят пять лет. К тому времени Тиберий уже был опытным руководителем и полководцем. Находясь многие годы при дворе Августа, хорошо разбирался в политике, стал активным продолжателем его дела по созданию империи.

При Тиберии обширные права народных собраний были поделены между сенатом, где с этого момента происходили выборы магистратов (консулов и преторов), проводились судебные разбирательства, и принцепсом, который получил право издавать законодательные акты. Теперь сенат рассматривался как соучастник верховной власти. Тиберий сделал очень многое для того, чтоб ослабить власть сената. Все предложения Тиберия сенат послушно принимал. Последние десять лет своей жизни Тиберий успешно управлял империей, удалившись из Рима в свои владения на острове Капри. В сенат он отправлял письменные распоряжения.

При Тиберии укрепилась власть принцепса, что было осуществлено путем нового толкования древнего закона об оскорблении величия римского народа. Обвинение в таком преступлении грозило суровым наказанием, иногда смертной казнью. Закон об оскорблении величества стал эффективным средством подавления любой оппозиции, в первую очередь в сенате.

Тиберием была проведена реорганизация преторианской гвардии, самой привилегированной и боеспособной части огромной римской армии. Так, в Риме были сосредоточены девять преторианских когорт, размещенных в постоянных казармах. Таким образом, в руках принцепса находилось мощное формирование из двадцати тысяч воинов (девять преторианских когорт, семь когорт вигилов и четыре городские когорты), в любой момент готовых подкрепить авторитет верховной власти.

Тиберий хорошо понимал, что реальной властью располагает тот, кто контролирует финансы, поэтому всячески стремился вести такую политику, при которой финансовые средства концентрировались бы в его руках. Вследствие такой политики практически все налоги из провинций, как императорских, так и сенатских, поступали в распоряжение императора. Такой подход к финансам страны позволил Тиберию сосредоточить в своих руках огромные суммы, что было мощным рычагом высшей власти, и им он умело воспользовался во время кризиса.

Продолжая политику Августа, Тиберий стал жестче контролировать деятельность провинциальной администрации и, в первую очередь, сенатских провинций. Известные слова о том, что хороший пастух стрижет своих овец, но не сдирает с них шкуру, принадлежат Тиберию. Он организовал несколько процессов против наместников по обвинению в злоупотреблении властью. При нем откупная система сбора провинциальных налогов была заменена прямым сбором налогов представителями центральной власти.

При дворе Тиберия в первые годы его правления преобладала партия его племянника Германика, сторонника активной военной политики. Германик, назначенный командующим рейнскими легионами, предпринял несколько походов на правый берег Рейна. Однако закрепиться там римлянам не удалось, и в 16 году н. э. его отозвали с германского фронта. В 17 году н. э. Юлий Цезарь Клавдиан Германик был направлен на восток империи для решения спорных вопросов с парфянским царем Артабаном. В результате переговоров империя получила новые провинции – Каппадокию и Коммагену.

После смерти Германика римлянам пришлось усмирять восстания покоренных племен. В провинции Нумидия, например, местный аристократ Такфаринат организовал повстанческую армию и противостоял регулярным римским войскам целых семь лет. В 21 году н. э. начались волнения среди племен эдуев и треверов, которые были недовольны непомерными налогами.

За двадцать три года правления Тиберия принципат как монархическая система стал общепризнанным государственным строем.

Шестнадцатого марта 37 года н. э. Тиберий скончался, не оставив преемника. Сенат и преторианская гвардия при поддержке римского плебса провозгласили принцепсом Калигулу.

На период правления императора Тиберия приходится проповедническая деятельность Иисуса Христа, который странствовал по Галилее, а затем осужденного и распятого в Иерусалиме по приказу римского прокуратора Иудеи Понтия Пилата. В Евангелии Тиберий упомянут по имени только один раз (Лк. 3: 1), хотя в нем нередки ссылки на Кесаря, т. е. на Цезаря – императора Тиберия.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...