Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 3. Философия Средневековья и эпохи возрождения. Философия нового времени




КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. С историей каких народов связывают эпоху античности? Когда и как возникла античная философия?

2. Назовите основные периоды в истории античной философии. Как менялась ее проблематика от периода к периоду?

3. Сравните взгляды первых философов на проблему первоосновы мира (Фалеса, Анаксимена, Анаксимандра, Гераклита). Что отличало от них учение Демокрита?

4. Известно выражение «Гераклитов поток». Воспроизведите знаменитое изречение Гераклита и объясните его.

5. Чем известна элейская школа? Чьими именами она представлена? Почему элеаты считали движение иллюзией? Назовите основные апории Зенона. Какова была логика Зенона, и что именно он пытался доказать?

6. Что такое диалектика в понимании Гераклита, Сократа, Аристотеля?

7. Почему Сократ не оставил ни одной рукописи? Как это было связано с его пониманием познания? В чем была особенность сократовского метода познания?

8. Учение об идеях (эйдосах) составляет краеугольный камень понимания бытия Платоном и в целом платоновской философии. Что означает платоновский «мир идей»?

9. Назовите основные достижения творчества Аристотеля. «Платон мне друг, но истина дороже», – сказал когда-то Аристотель. Что он имел в виду? С чем в учении Платона Аристотель был не согласен?

 

 

Глава 3. ФИЛОСОФИЯ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ И ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ. ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ

3. 1. Апологетика и патристика. Аврелий Августин

Философия Средневековья (V–ХV вв. ) – это синтез античной философии и христианского богословия. Предпосылки её возникновения связаны с социально-экономическими, политическими и идеологическими условиями существования Римской империи в I – IV вв. до н. э. Уменьшение производительности труда рабов, появление таких социальных групп как вольноотпущенные, свободные колонны и т. д., восстания рабов, варварские нашествия, вызывающие хаос и беспорядок, формировали новый уклад жизни. На смену официальной религии, не способной дать утешение массам, пришло христианство, которое утверждало, что земная жизнь преходяща и праведно живущие будут жить в блаженстве в ином мире. Христианство решало проблему человека, возводя его до божества, предлагая церковь-общину, своеобразный демократизм.

При этом христианская мысль нередко пыталась ассимилировать достижения античной философии. Но если античная философия была связана с языческим многобожием и была космоцентрична, то философская мысль средних веков уходит своими корнями в единобожие (монотеизм) и по своему существу она теоцентрична . Реальностью, определяющей для неё всё сущее, является не природа, а бог. Исходным пунктом философских размышлений стали догматы Священного писания. В основе христианского монотеизма лежат два важнейших принципа: идея творения и идея откровения. Обе идеи тесно между собой связаны, ибо предполагают единого личного бога. Идея творения лежит в основе средневековой онтологии, а идея откровения составляет фундамент учения о познании.

Креационизм – учение о сотворении мира Богом из ничего. Бог создал небо и землю, живые существа и человека – весь тварный мир. Бог есть несотворённое бытие, но всё сотворённое (тварное) не есть бытие как таковое, а лишь обладает бытием, получило бытие через участие в бытии. Идея творения из ничего призвана разрешить присущее античной философии противоречия единого и многого, бесконечного и конечного, неизменного и изменчивого, сверхчувственного и чувственного, абсолютного и относительного. Допущение изначального существования наряду с Богом чего-либо другого, например материи, означало бы фактическое введение не одной, а двух в равной мере божественных субстанций. Библия не рассматривает веру как чисто познавательный феномен. Вера предстаёт как особая способность души, несводимая к знанию или к незнанию. Вера постольку остаётся верой, поскольку она может существовать независимо от наличия или отсутствия знания, от его совершенства или несовершенства. Откровение призывает человека осознать ценность веры как таковой, ценность, отличную от той, которой обладает интеллект. Надежда есть убеждение в том, что праведный образ жизни, строящийся на соблюдении божественных заповедей, принесёт свои плоды, несмотря на всю тьму и весь грех, неизбежные в земной жизни. Провиденциализм – понимание истории как осуществление заранее предусмотренного Богом плана спасения человека. Провиденциализм фиксирует факт несвободы человека, но несвободы человека не столько со стороны природных, сколько со стороны неприродных сил.

Основными формами развития философской мысли в период раннего средневековья были апологетика и патристика. В период распространения христианства против него широко использовалась философия неоплатонизма. Именно в это время возникает апологетика как философское обоснование и защита христианства. Творчество всех христианских апологетов имело острую полемическую направленность, а потому ими создавались не столько философские трактаты, сколько произведения христианской литературы. Филон Александрийский был первым из философов, определивших в качестве основной цели не познание мира или человека, а познание Бога. Филон Александрийский предлагает исторически первое решение этой проблемы, разрабатывая концепцию градуализма. Он не сводит все формы бытия к одной-единственной. Но предлагает понимать их как ряд ступеней, образующих лестницу, нисходящую от самого верха до самого низа. Каждая ступень этой лестницы относительно самостоятельна, но все вместе они образуют единство.

Патристика – совокупность богословских (теологических), философских и политико-социологических доктрин христианских мыслителей II –VIII вв., которых принято называть «святыми отцами церкви». В русской традиции – святоотеческая литература. К числу наиболее известных авторов патристики относятся Ориген, Климент Александрийский, Иоанн Златоуст, Иоанн Дамаскин, Амвросий, Аврелий Августин. Основными темами патристики явились: тема троичности, т. е. учение о единстве Бога в трёх лицах – Бог-отец, Бог-сын, Бог-Дух Святой; христологическаятема, т. е. учение о сочетании в Христе двух природ – божественной и человеческой; тема богопознания, т. е. учение о путях познания Бога; тема соборности: обобщения практики жизни монахов.

Тема троичности: Бог в христианстве «един в трёх лицах». Каждое из лиц божественной троицы раскрывает одну из сторон единого Бога, выполняет в рамках вероучения определённую функцию. Бог-сын вечно рождается Богом–отцом, они единосущностны. Столь же единосущ Отцу и Бог-дух. Дух есть «начало освящения и обожения твари». Христологическая тема: если утверждать, что Христос – только божественное существо, значит обесценивать страдания Христа. Если считать, что Христос – человек, значит умалять его божественную полноту. Поэтому Христос – Богочеловек, сочетающий в себе две природы в полном объёме – божественную и человеческую.

Тема богопознания: Бога можно обозначить разными именами по аналогии с чувственными вещами земного мира. Однако эти имена должны быть употреблены в переносном смысле. Это первый способ познания Бога. Более адекватный способ познания состоит в выражении с помощью имён, взятых из сферы умопостигаемой реальности, как например: «красота», «любовь», «доброта» и т. д. Третий способ состоит в последовательном отделении от Бога того, чем он не может быть. Здесь выясняется, что молчание и таинственный мрак лучше всего выражают сверхсущую реальность, – лучше, чем слова и свет разума.

Аврелий Августин (Блаженный) (354–430 гг. н. э. ) – крупнейший мыслитель периода патристики и один из наиболее выдающихся «отцов церкви». Главными работами Августина являются «Исповедь», «О троице», «О граде Божьем». Ключевая идея размышлений Августина: познай Бога и собственную душу; Бога – через душу, душу – через Бога. Движение вглубь собственного «я» есть движение к Богу. На этом пути принципиально не может быть конца, рубежа, дальше которого уже некуда идти, – всегда остаётся нечто непознанное. Совокупность духовных и душевных процессов Августин называет «внутренним человеком». Внутренний человек есть «образ и подобие Божье». Во внутреннем человеке присутствуют структуры, являющиеся аналогами божественной Троицы. К их числу относится главная и основная триада: бытие, познание, любовь.

Природа зла и свобода воли. Зло не субстанционально, не имеет собственных источников существования. Оно не есть бытие, но лишенность бытия. Августин выделяет три уровня зла: метафизический, моральный, физический. С метафизической точки зрения зла как такового нет в Космосе. Поскольку зло возникает вследствие пустот, то оно может существовать лишь в отдельной части Вселенной, когда мы рассматриваем её отдельно от других частей и целого. С точки зрения моральной зло есть нарушение человеком божественных заповедей, т. е. грех. Причина греха – порочная воля. Порочность состоит не в обращённости к земному, а в забвении божественного. Отпадание от добра есть коренной источник злой воли. С точки зрения физической зло представлено болезнями, недугами и, наконец, смертью. Причина этого зла – в грехопадении первых людей. Преодоление морального и физического зла – на пути возвращения к Богу. Особую роль здесь играет свобода воли. Свобода – это свойство воли человека, а не разума. Необходимо употребить усилие воли, чтобы подчинить её божественной благодати – в этом и состоит свобода воли.

Истина. Благая воля и чистое сердце суть условия познания истины. Путь познания для Августина есть восхождение разума, ведомого верой к Богу. Фактическое познание начинается с чувственного восприятия и как бы по ступеням поднимается к истине. Данные пяти органов чувств передаются на следующий, более высокий уровень, к «внутреннему чувству». Внутреннее чувство (здравый смысл) – координатор чувств. Внутренне чувство позволяет человеку иметь связное представление о действительности. Такое представление становится материалом для осмысления разумом, откуда и возникает знание. С помощью разума душа обретает способность судить о вещах. Разум даёт критерии суждения. Тот факт, что сформулировать критерии трудно, говорит о подверженности нашего разума всякого рода колебаниям и отклонениям. Но этот же факт говорит о существовании некоторого закона вне нашего ума. Этот закон и есть истина.

Смысл истории. Историю Августин мыслит не в замкнутой цикличности, но в поступательном движении к максимальному нравственному совершенству, к той эпохе, когда победит божественная благодать. Смысл истории – нравственный прогресс. Августин развивает знаменитое учение о двух градах – «Граде Божьем» и «Граде земном». Сообщество праведных есть незримый Град Божий, или незримая Истинная церковь. Град земной, или Град дьявола, – это люди, живущие вне благодати, под воздействием страстей и управляемые порочной волей (не совпадает с земным человеческим обществом). Два града неразличимы простым человеческим умом, поскольку трудно обнаружить ту границу, которая их разделяет. Августин верит, что божественное провидение действует в истории. Поэтому за хаосом земной жизни, её трагедиями и несправедливостями скрывается незримый процесс нравственного совершенствования человечества. Государство может быть улучшаемо постепенно, но никогда в пределах земной истории не станет совершенным. Августин сторонник учения о конце истории.

Учение о времени и вечности. Одним из атрибутов Бога является вечность, которая понимается Августином как неизменность. Различные вещи находятся во времени. Они изменяются и время есть мера их изменений. Сотворив природу и вещи, Бог сотворил и время. Однако прошлое не обладает действительным существованием, его уже нет. Будущее тоже не существует, его еще нет. Настоящее же выступает как нечто ускользающее, оно есть миг. Прошлое связано с памятью, будущее связано с надеждою, и только настоящее связано с непосредственным созерцанием. Можно сказать, что прошлое, будущее и настоящее есть только в душе человека, они являются субъективными. Поэтому правильно считать, что есть настоящее прошлого, настоящее настоящего и настоящее будущего. Бог же в отличие от предметов природы существует вне времени. Бог – абсолютная вечность.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...