Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

2.2. Философские взгляды Гераклита и элеаты. Атомизм Демокрита.




Гераклит (ок. 544 –480 гг. до н. э. ) принадлежал к царско-жреческому роду. Ещё в древности он был прозван «Тёмным» за туманность и иносказательность выражения своих мыслей и «Плачущим», поскольку, выходя из дома, плакал, жалея людей, дурно живущих и дурно умирающих. Первопричиной, порождающей всё многообразие явлений, Гераклит называет огонь. Вещи не просто составлены из огня или неких огненных частиц, а образуются его различными состояниями, каждое из которых имеет свою собственную меру.

У Гераклита можно выделить ход мысли, характерный для многих античных философов. Это – разделение космоса на два уровня, пласта бытия: чувственно-конкретный, постижение которого доступно обывателю, и умопостигаемый – доступный мудрецу. Чувственно-конкретный мир множественен, изменчив, преходящ. Он возникает из-за недостатка огня и погибает от его избытка, мирового пожара, через определённый период. Становление этого пласта бытия происходит благодаря непрерывному переходу одной противоположности в другую. Всё в мире состоит из противоположностей, всё происходит через распрю, борьбу. Вследствие этого всё изменяется, течёт; образно говоря, нельзя дважды войти в одну и ту же реку.

Гераклит впервые попытался выразить одно из сложнейших понятий всей философии – понятие становления. Когда вещи нет, она ещё не становится, а когда она есть, то уже не становится. Поэтому момент становления невозможно выразить иначе, как сказать: «Становление – это когда вещь уже есть и одновременно её нет». Иначе говоря, становление невозможно выразить без противоречия. Исходя из сказанного, мы по праву можем считать именно этого философа отцом наивной диалектики, считавший развитие мира его неотъемлемым свойством и видевшим источником этого развития борьбу противоположностей.

Гераклит считает, что миром правит Логос. Логос – это и разумное слово, и повествование, и довод, и исчисление, и учение и т. д. Но Логос можно понять и как «закон» – всеобщую смысловую связь сущего, как принцип порядка и меры. Таким образом, то, что для чувства выступает как огонь, для ума есть Логос.

Элейская школа философов возникла в VI-V вв. до н. э. в городе Элее (Южная Италия). Однако Гераклитовская философия противоречий резко критиковалась элеатами, такими как Парменид и его учеником Зеноном. Так Парменид считал тех людей, у кого «быть» и «не быть» считается одним и тем же и не одним и тем же, «двухголовыми».

Особое внимание элеаты уделяли проблеме множественности. По их мнению, вопреки чувственным впечатлениям нельзя помыслить множественность. Если вещи могут быть бесконечно малыми, то их сумма никак не даст нечто конечное, конечную вещь. Если же вещи конечны, то между конечными двумя вещами всегда есть третья вещь. Противоречие: конечная вещь состоит из бесконечного числа конечных вещей, что невозможно. Невозможна не только множественность, но и движение. Зенон выдвинул ряд парадоксальных положений, которые получили название апории. С их помощью он хотел доказать, что бытие едино и неподвижно, а множественность и движение не могут быть мыслимы без противоречия, и потому они не суть бытие. Первая из апорий – «Дихотомия» доказывает: для того чтобы пройти определённый путь, надо сначала пройти его половину, а чтобы её пройти, надо пройти четверть пути, и далее – одну восьмую пути, и так до бесконечности. Получается, что невозможно из данной точки попасть в ближайшую к ней. Апория «Ахиллес и черепаха»: быстроногий Ахиллес не сможет догнать черепаху, потому что, когда он преодолеет разделяющее их расстояние, черепаха проползёт ещё немного и так всякий раз до бесконечности. Апория «Стрела»: летящая стрела на самом деле покоится. Зенон утверждает, что, если предположить, что стрела летит, т. е. движется в пространстве, то в то же время следует противоположное суждение, что в каждое мгновение полёта она занимает пространство, равное собственной длине, т. е. пребывает в пределах этой части пространства, значит, в нём неподвижна.

Апории Зенона опровергали много раз, указывая просто на факты: А догнал В, С летит и т. д. Однако такие опровержения не многого стоят. Элеаты ставят вопрос по-научному: если есть движение, то его надо осмыслить. Конечно, из непонимания движения и множественности не следует, что их нет вообще. Элеаты показывают роль и значение логических доказательств, необходимости рассмотрения – наряду с миром событий – умопостигаемого уровня реальности, не поддаваясь «обману воображения». Элеаты поставили проблему соотношения единого и множественного, непрерывного и прерывного, движения и покоя.

Гераклита интересует прежде всего изменение и движение, их истоки, причины, которые он усматривает в борьбе противоположностей. Элеаты в первую очередь обеспокоены интерпретацией того, как понять, что все считают изменением и движением. Согласно размышлениям элеатов, отсутствие непротиворечивого объяснения природы движения ставит под сомнение его реальность. Элеаты показали современникам, что едва ли те понимают содержание движения.

Кризис, вызванный апориями Зенона, был очень глубок. Чтобы его преодолеть, требовались новые идеи. Их предложил знаменитый философ Демокрит (род. ок. 470 г. до н. э. ). Он принимает тезис о том, что бытие есть нечто простое, понимая под ним неделимое – атом. Демокрит далее предположил, что вещество, пространство, время в принципе нельзя делить бесконечно, ибо есть мельчайшие, далее неразделимые их фрагменты – атомы вещества, амеры (атомы пространства), хрономы (атомы времени). То или иное тело состоит из определённого числа атомов, каждый из которых имеет конечный объём, соответственно конечный объём имеет и составленное из атомов тело. Стрела летит, ибо, по определению, движение есть преодоление определённого расстояния, состоящего из определённого числа амер, за определённое время, которое, в свою очередь, состоит из определённого числа своих квантов. Чтобы избавиться от затруднений с пониманием изменения, было предложено, что атомы неизменны, обладают как раз теми же абсолютными качествами, что парменидовское бытие, они неделимы и однородны. Демокрит как бы «свёл» изменение к неизменному, к атомам.

По Демокриту, есть атом и пустота. Атомы различаются формой, расположением, весом. Атомы движутся в различных направлениях. Земля, вода, воздух, огонь представляют собой первичные группировки атомов. Сочетания атомов образуют целые миры: в бесконечном пространстве существует бесконечное множество миров. Человек есть собрание атомов. Душа человека составлена из особых атомов. Всё происходит согласно необходимости, случайность отсутствует.

Демокрит сумел объединить сильные стороны представлений Гераклита и элеатов. Парменидовское бытие он уменьшил до атомов, сохранив тем самым постоянство мира. А все гераклитовские изменения связал с механическим движением атомов, их сочетанием друг с другом.

Атомная гипотеза имела и имеет огромное значение в физике и химии. Но древний атомизм явился результатом размышления не над физическими, а над определёнными философскими трудностями. Выход из ситуации оказался в чём-то гениальным, а в чём-то наивным. Заслуживает внимания сама методика разрешения философских проблем: новые идеи содержат в себе достоинство старых. Другое достижение состоит в обнаружении атомарного, элементарного.

Наивное в этих идеях объясняется неразвитостью воззрений философов. Обнаружив атомарность в мире событий, явлений, они ещё не были в состоянии дать ей теоретическое описание. Очень скоро древний атомизм встретился с трудностями, которые не мог преодолеть.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...