Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Новое Царство (X в. – середина XVI в.) 2 страница




 

 

 

Таким образом, неточность в их календаре сводилась к ошибке лишь в одни сутки на каждые 10 тыс. лет!

Что и говорить, астрономические достижения майя поражают и сегодня. Так, лунный месяц, вычисленный звездочетами Паленке, равен 29, 53086 суток, т. е. длиннее фактического, продолжительность которого определена при помощи современных вычислительной техники и астрономического оборудования, всего лишь на 0, 00027 дня! А вот их коллеги, жрецы‑ астрономы из Копана (в сотнях километров непроходимой чащи мезоамериканских джунглей от Паленке! ), «просчитались» в другую сторону лишь на 0, 00039 дня (29, 53020 суток)! Значит, среднее из этих двух значений составляет 29, 53053 суток, что короче принятого в настоящее время всего на 0, 00006 дня!!

Так что же лежало в основе календаря древних майя? Прежде всего упоминавшаяся тринадцатидневная неделя. Дни недели записывались цифровыми знаками от (1) до (13). Вторым и третьим слагаемыми календарной даты были название дня двадцатидневного месяца – виналя, а также его порядковый номер внутри самого месяца. Счет дням месяца велся от нуля до девятнадцати, причем первый день считался нулевым, второй обозначался единицей, третий – двойкой и так до знака девятнадцать. Наконец, в дату обязательно входило название месяца (их было восемнадцать), каждый из которых имел свое собственное имя.

Таким образом, дата состояла из четырех компонентов – слагаемых:

числа тринадцатидневной недели,

названия порядкового номера дня двадцатидневного месяца,

названия (имени) месяца.

В записи, озвученной на русский язык и транскрибированной буквами нашего алфавита и арабскими цифрами, дата из календаря майя выглядела бы, например, так: 4 Ахав 8 Кумху. Это означает четвертый день тринадцатидневной недели, одновременно являющийся днем Ахав, порядковый номер которого внутри двадцатидневного месяца восьмой; сам же месяц называется Кумху.

Известно, что любая дата современного григорианского календаря, которым пользуется подавляющее большинство населения земного шара, повторяется ровно через год, например 16 июля, 19 января, 29 января. Исключение составляет только 29 февраля – эта дата повторяется лишь каждое четырехлетие, т. е. в високосный год. Однако если мы возьмем григорианскую дату в ее полном виде, включающем не только название месяца и порядковый номер (число) дня, но и название дня недели, на который он приходится (понедельник, вторник, среда и т. д. ), такая дата, как показывает математический расчет, повторится во всех этих трех компонентах уже не через год, а через пять либо шесть (если не было бы високосного года, то всегда через семь) лет.

В григорианском календаре название дня недели практически не играет сколько‑ нибудь существенной роли. В самом деле, если известно, что такое‑ то историческое событие имело место, например, 1 января, то для определения времени, прошедшего с этого дня, нужно знать не название совпадающего с ним дня недели, а год от начала (или до начала) новой эры.

Календарная дата 19 января 1957 года есть абсолютная историческая дата, и только тот, кто страдает мистикой и подвержен суеверию, может заинтересоваться, не был ли этот день, скажем, вторником или средой. Конечно, при нужде можно путем несложного расчета установить и эту подробность, однако, повторим, она ничего существенного не прибавит к нашим знаниям.

Совершенно иначе обстоит дело с датировкой дней по календарю майя. Присутствие в дате каждого из четырех слагаемых компонентов абсолютно обязательно. Если одно из них отсутствует, отсутствует и сама дата. Все дело в том, что 4 Ахав 8 Кумху, как и любая другая дата, в календаре майя может повториться только через… 52 года! Иными словами, в течение 52 лет только один день будет называться 4 Ахав 8 Кумху. только один‑ единственный раз четвертый день тринадцатидневной недели совпадает с восьмым днем, одновременно именуемым также Ахав, двадцатидневного месяца Кумху.

В этом и заключается главная особенность датировки у древних майя. Более того, именно она стала основой их календаря и летосчисления, обретя форму вначале математического, а позднее и мистического пятидесятидвухлетнего цикла, который принято также называть календарным кругом.

То, что любая дата календаря майя может повториться только через 52 года, подтверждает следующий математический расчет: число тринадцатидневной недели совпадает с названием дня двадцати дневного месяца только через 260 дней (13420 = 260). Название дня соответствует своему первоначальному порядковому номеру в течение одного года, ибо майя добавляли к 360 дням года, образуемым восемнадцатью месяцами (20418 = 360), пять дополнительных дней. Этим путем они получали 365‑ дневный год, т. е. подгоняли длину своего календарного года к длине хорошо известного им астрономического года. В результате ежегодно происходило смещение названий дней (на 5), и только через четыре года, когда из дополнительных дней образовывался целый дополнительный месяц (544= 20), восстанавливалось первоначальное соответствие между названиями и порядковыми номерами дней месяца.

Итак, название и порядковый номер дня месяца совпали через четыре года, а между тем дни тринадцатидневной недели продолжали свой самостоятельный отсчет. И тогда четырехлетний цикл сам пускается в погоню за первым днем недели. Простой математический расчет показывает, что это произойдет лишь по прошествии тринадцати четырехлетних циклов, т. е. через 52 года (4413 = 52), или 18 980 дней.

Сложность астрономического календаря майя, его невероятная точность, возможность считать на тысячи и миллионы лет в прошлое привели исследователей к заключению, что это изобретение уникальное в истории народов.

Майяский календарь строго привязан к конкретным сельско‑ хозяйственным работам, которые следовало проводить в каждый двадцатидневный отрезок времени года, начинавшегося с 23 декабря, т. е. в день зимнего солнцестояния, прекрасно известного астрономам майя.

Вот как назывались месяцы календаря майя:

 

 

 

В названиях месяцев майя очевиден смысловой и рациональный заряд. Они помогали своевременному проведению необходимых сельскохозяйственных работ во время каждого месяца – двадцатидневного трудового периода земледельца‑ майя.

В отличие от названий месяцев названия дней месяца не содержали подобной рациональной нагрузки, небыли связаны с какими‑ либо видами работ. Они плод жреческой фантазии: Имиш – «мировое дерево»; Ик, – «ветер», «дух»; Ак, баль – «ночь», «тьма», К, ан– «самка игуаны»; Чикчан– «большая змея»; Кими – «смерть»; Маник –?; Ламат– непонятно, может, «блестеть»?; Мулук–?; Ок – знак, изображающий уши животного; Чуэн – «мастер», «ремесленник»; Эб – «мелкий дождь»; Бен – что‑ то типа слова «хижина»; Иш – «ягуар»; Мен – возможно, означает «строить»; Киб – «воск»; Кабан – «землетрясение; Эсанаб – «наконечник копья»; Кавак – «буря», «дождь»; Ахав – «владыка».

Солнечные и лунные затмения вызывали у майя суеверный ужас. Умея рассчитывать наступление затмения и делая вид, что они могут его контролировать, жрецы ловко использовали свои знания, чтобы держать простой народ в страхе и повиновении.

Человечеству, как известно, свойственно периодически (особенно в конце тысячелетий) беспокоиться оконце света. Сегодня на рубеже тысячелетий оно в очередной раз стало живо интересоваться этой «проблемой». Поскольку знаменитый Нострадамус по этому поводу ничего убедительного написать не успел, то в качестве едва ли не основного аргумента активно используется долгосрочный календарный прогноз майя о «конце света» 23 декабря 2012 г. Но это уже отдельная история, выходящая за рамки данной книги…

Астрология и зодиак майя. Жрецы майя были сведущи в метеорологии и особенно в астрологии. В астрологических прогнозах очень важное значение майя придавали луне: если при убывающей луне были противопоказаны любые новые начинания, то растущая луна, по их мнению, наоборот, обеспечивала удачу в решении всех проблем; новолуние снижало активность и жизнестойкость, а полнолуние давало противоположный результат – максимально обостряя интуитивную и творческую деятельность человека.

Год у майя был символом и отражением всей жизни человека – от рождения до смерти. Центральной фигурой майяского зодиака являлся Млечный Путь – яркая светящаяся полоса на ночном небе, формой напоминающая рептилию с разинутой пастью, которая делила зодиакальный круг на две половины: условно говоря, южную, или живую («мужскую»), и северную, или мистическую («женскую») – В отличие от традиционных 12 созвездий Старого Света, майя выделяли на небе пояс из 13 зодиакальных созвездий. Особое мистическое место было отведено тринадцатому созвездию – Летучей Мыши (в Старом Свете – Змееносец), соединяющей в себе признаки млекопитающего и птицы[29].

Слева от Летучей Мыши (центра Галактики) – в живой половине зодиакального круга – по часовой стрелке располагались созвездия млекопитающих: Кабан (у нас – Стрелец), Олень (Козерог), Обезьяна (Водолей), Ягуариха с ягуарятами или Сука со щенками (Рыбы), Белка (Овен). По другую сторону пояса, справа от Летучей Мыши, против часовой стрелки расположены птицы, рептилии и скорпион – созвездия так называемых «связников» между мирами; Лягушка (Скорпион), Попугай (Весы), Удав или Пернатый Змей (Дева). Сова (Лев), Скорпион (Рек), Черепаха (Близнецы) и Гремучая Змея (Телец).

Созвездие Оленя (22. 12–20, 01) расположено в живой части Зодиакального круга первым. Млекопитающее олень принадлежит к миру живых, где все ясно – здесь встает и светит солнце, здесь тепло, существует пространство, время, предметы, растения и животные, а сам человек рождается, живет в постоянных грудах, вступает в брак и обзаводится детьми. Родившиеся в этом месяце отличаются, с одной стороны, связью с традициями, а с другой – такими положительными качествами мужского характера, как стремление к новому, к совершенствованию существующего. Будучи зачатыми под созвездием Попугая, они правдивы, у них развито чувство справедливости. В этот период года рекомендуется ориентироваться только на земные заботы.

Февраль проходит, согласно зодиаку майя, под знаком Обезьяны (21. 01–19. 02). Этот знак, как и предыдущий, принадлежит живой части мироздания. Обезьяна символизирует жизненную энергию, неутомимое упорство и некоторую бестолковость и неорганизованность, Знак предопределяет избыточность усилий для достижения любых результатов. Родившиеся в этот период люди наследуют все «обезьяньи» признаки. Вместе с тем зачатые под Гремучей Змеи, они порой пользуются ее интуитивной мудростью. В целом характер людей‑ Обезьян сориентирован на «мужской» тип поведения. В этом месяце следует быть особенно бдительным в момент зачатия ребенка, поскольку душу доставляет именно Обезьяна, которая всегда может что‑ нибудь напутать и доставить бесценный груз не туда, куда надо. В этом случае дети рискуют появиться на свет не со своей душой, что обрекает их на постоянное чувство неустроенности. Майя считали, что во всех неприятностях, происходящих в этом месяце, виновата Обезьяна – она все перепутала и тем самым обрекла дело (затею) на провал Поэтому в этом месяце следует быть особенно внимательным в делах, вплоть до мельчайших деталей, чтобы Обезьяна не подсунула чего‑ то ненужного.

Ягуариха с ягуарятами (20. 02–20. 03). Знаком этого месяца считалась мать ягуариха со своими ягуарятами, т. е. детьми* близнецами. Этот единственный женский знак в «мужской» половине зодиака майя – символ заботливой матери, действующей при необходимости предельно жестко. Родившиеся под знаком Ягуарихи были зачаты под созвездием Черепахи, находящейся в «женской»» части Млечного Пути, и потому обладают особым интуитивным видением, часто стремясь к постижению эзотерических знаний. Женщины этого знака удачней реализуют себя нежели мужчины, которым достаются по преимуществу характеристики незрелых ягуарят: болтливость, несамостоятельность, необязательность, любовь к сказкам. Женщины же успешно сочетают в себе мужское и женское начала. Одиночество противопоказано родившимся под этим знаком, так как Ягуариха без заботы о ближних обречена на жалкое существование. Ягyapиxa следила за тем, чтобы на земле всего было вдосталь, однако изобилие требует тщательного отбора. В этом месяце следует внимательно присматриваться к тому, что «плывет тебе в руки»: радоваться и принимать, если это что‑ то нужное, и решительно избавляться, когда вещь или явление таят в себе потенциальную опасность или просто не «ложатся на душу». И если на протяжении всего правления мамаши‑ Ягуарихи вы сделали правильный выбор, то в третьей декаде месяца можно спокойно встречать день весеннего равноденствия, благоприятствующий реализации ваших решений.

Белка (21. 03–20. 04) завершает живую половину зодиака. Доверчивая, безобидная, невзрачная Белка, которую всякий может обмануть, хлопочет об осуществлении появившихся в прошлом месяце замыслов, удивительным образом, в первую очередь благодаря своему упорству, выходя из самых сложных переплетов. Люди, родившиеся под этим знаком, гармонично сочетают в себе мужское и женское начала. С одной стороны, они способны решать все проблемы, легко обращаясь к интуиции и предчувствиям, чего от них решительно никто не ожидает. С другой, будучи зачатыми под знаком Скорпиона, они скептичны и трезвы в оценке реальности. Благодаря неутомимому труду, они накапливают в тайниках души опыт и мудрость, которые в один прекрасный день приводят к казалось бы необъяснимым успехам. В этом месяце следует закреплять успех, не предаваясь сомнениям, и твердо идти вперед. Однако следует помнить, что Белка не терпит лицемерия, и потому при ней опасайтесь лгать– иначе ждать беды.

Майя считали, что созвездие Гремучей Змеи (21 04–21. 05) открывает новый этап в жизни (начинается период влияния «связников» между мирами): время получения первых результатов всех предыдущих усилий. У родившихся под этим созвездием преобладает выраженная мужская модель поведения, с присущим ей не всегда оправданным риском. Кроме того, дата зачатия, приходящаяся на созвездие Совы, предопределяет избыток честолюбия и амбициозности. В начале мая людям необходимо быть особенно осторожными, обращая внимание на малейшие признаки всякой угрозы – в это время мы проходим мимо погремушки на хвосте Змеи, и если мы не услышали ее шума, то в дальнейшем все может обернуться непоправимой бедой И хотя твердость поведения и готовность отразить опасность способны избавить от змеиных укусов, только люди, обладающие магнетическими способностями, могут позволить себе поступать решительно. Змеи вынуждены им подчиниться, и потому власть таких людей становится практически неконтролируемой.

Знак Черепахи (22. 05–21. 06) весьма противоречив: он влечет одновременно в будущее и прошлое, в радость и тоску, в оптимизм и пессимизм, в свет и ночь, в логику и интуицию, в болтливость и молчание, в ненависть и любовь. Люди, родившиеся под этим знаком, глубоко связаны с мистическим началом, что подкрепляется их зачатием под созвездием Пернатого Змея. Именно им присущи постоянные поиски оптимального полового партнера, и остановить их в этом очень трудно. Поэтому им следует почаще оглядываться на обстоятельную Черепаху, чтобы не слишком зарываться в своих метаниях. Вместе с тем, оказавшись под покровительством Черепахи, можно ничего не опасаться и пускаться в самые рискованные авантюры. Черепаха надежно укроет от опасности и выведет к свету из любой передряги. Заметим, однако, что в первые дни этого зодиакального периода, считали майя, не следовало вступать в конфликты и выяснять отношения, так как велика опасность депрессий и даже психических заболеваний. Дети, родившиеся в первые дни этого периода, обречены на метания и неустроенность, постоянные поиски своей сущности.

Задравший хвост Скорпион (22. 06–23. 07) останавливает безоглядные метания предыдущего месяца. Подошло время осмыслить все, что происходило в первой половине года, а затем отменно повеселиться. День начинает уступать тьме, а год идет на убыль. Рожденные под знаком Скорпиона, с одной стороны, все еще сохраняют внезапные и не очень ясные связи с мистическими мирами, а, с другой, будучи зачатыми под знаком Солнечноглазого Попугая, реально воспринимают жизнь. В этот период смутные мечтания и неясные надежды на будущее чередуются с утратой иллюзий и попытками осознать прошлое. Однако неуверенность в понимании себя и своего отношения к окружающему миру могут привести к утрате способности реалы‑ но оценивать свои дела. Есть опасность замкнуться и начать агрессивно защищаться от окружающего мира, даже если в этом нет никакой необходимости Пока Скорпион на небе, лучше всего выждать, не принимая решений

Сова господствует на небе с 24. 07 по 23. 08. Майя считали, что, будучи птицей ночной, она связана с луной, что позволяет ей использовать всеобщий мистический опыт, Люди, родившиеся под покровительством Совы, стремятся достичь совершенства в каком‑ либо ремесле, познать самые древние знания и умеют использовать их для своих непомерных амбиций. Родившиеся под этим созвездием были зачаты под созвездием Жабы. Они должны остерегаться развития в себе некоторых не очень приятных женских качеств: самолюбования, завистливости и излишнего внимания к сексу. В делах к этому месяцу достигался пик силы, зрелости, творчества и жизненной энергии. Наступало время пожинания плодов и достижения определенного положения в обществе. Сова всегда самодовольно наблюдает сверху за происходящим на земле, и в этом ее самое слабое место: она настолько увлечена собой, что способна полностью оторваться от окружающей действительности и даже упустить достигнутое.

Родившиеся под знаком мудрого Пернатого Змея (24. 08–23. 09), стремятся к систематизации накопленных человечеством знаний. Однако знаки, под которыми они были зачаты, определяют два несхожих типа характера. Если зачатие произошло в самый мистический момент года, т. е, под знаком Летучей Мыши, то этим людям могут быть свойственны гениальные откровения Зачатие под знаком Кабана определяет наличие резких мужских качеств в характере, жизнерадостность и упорство в достижении поставленной цели, Все, что делается в этом периоде, имеет шанс обрести бессмертие. Этот период особенно хорош для того, чтобы начать готовить себе смену и воспитывать преемников.

Под знаком Солнечноглазого Попугай (24. 09–23. 10) день все быстрее становится короче ночи, а год направляется к своему завершению. Попугай восседал, согласно представлениям древних майя, на вершине мирового дерева и следил за гармонией отношений между людьми, а также приглядывал, чтобы мир мертвых не вторгался раньше времени к живым. Попугай, в отличие от лунной птицы Совы, всегда представлял божество соп‑ нца и потому родившиеся под этим знаком обречены на земные заботы без всякого намека на мистику. Олень, под знаком которого происходило зачатие, вносит элемент добропорядочное‑ ти и стремления к сохранению традиций. Дела в э гот период должны достойно продолжаться, наращивая обороты и расширяясь. Попугай – птица мудрая, умеющая повторять умные фразы, и потому в этот период особенно полезно в сложных вопросах обратиться за советом к более опытным людям Вместе с тем необходимо помнить, что, несмотря на всю свою мудрость и долгожительство, Попугай всегда занимает активную жизненную позицию, «режет правду в глаза», чем заслуженно сыскал себе славу существа склочного и хлопотливого. И потому не удивляйтесь, что в этот месяц выплывет на свет божий кое‑ что из того, что вам хотелось бы скрыть. А это, как известно, влечет за собой постоянную возможность скандала.

Рожденные под созвездием Жабы (24. 10–22. 11) отличаются невозмутимостью и поступают так, как считают нужным, не оглядываясь на окружающих. Будучи зачатыми под знаком Обезьяны, эти люди не впадают в панику при необходимости выбора. Толстой, самоуверенной Жабе не пристало суетиться, и потому в этот период вам обеспечено обстоятельное развитие успеха во всех ваших делах. Поскольку Жаба олицетворяет собой символ плодовитости, это самый удачный период для обдумывания планов на будущий год и выдвижения новых идей и предложений – как сиюминутных, так и долгосрочных. Однако всегда надо помнить: из большого количества икры, что мечет Жаба, выживает лишь очень малая часть зародышей, следовательно, лучше позаботиться не о количестве, а о качестве того, что вы производите в ноябре. Не следует забывать и того, что существуют ядовитые Жабы, поэтому, если вы не очень уверены в себе, будьте на всякий случай осторожны в новых знакомствах.

На конец ноября попадает особое, тринадцатое созвездие зодиака майя – созвездие Летучей Мыши (23. 11–30. 11), обычно соответствующее началу традиционного Стрельца. Созвездие приходится на центр нашей Галактики – это разинутая пасть рептилии, считавшаяся прямым выходом в иную реальность Вселенной. По представлениям майя, здесь находится память о происхождении жизни и сами ее истоки. Поэтому родившиеся в конце ноября люди – совершенно особые, божественные сущности, выполняющие некую специальную, зачастую не осознаваемую ими в этой жизни задачу. По сути, их порождает Космос В конце ноября контакты с этими «инопланетянами» бывают особенно полезны. Да и все, что происходит в этот период, преисполнено особым смыслом, который как важную подсказку свыше необходимо осознать для принятия единственно верного решения.

Последний месяц года проходит под знаком настоящего самца – Кабана (1. 12–21. 12). Рожденные под этим знаком обладают сугубо мужскими характеристиками: активное сексуальное поведение, безразличие к своему многочисленному потомству, самодовольство, сытая жизнерадостность либо голодная агрессивность, постоянный поиск приключений, драчливость, риск и отвага, полное отсутствие изысканности. Однако случаются и парадоксальные исключения: связь по зачатию с Пернатым Змеем иногда производит на свет эстетствующих интеллектуалов, которые весьма неуютно ощущают себя в этом мире. Если в предыдущем месяце вы сделали верный выбор, то сейчас можете с уверенностью готовиться к реализации ваших планов и даже при необходимости идти напролом. Кабан поможет вам в этом.

Браки майя заключали с оглядкой на звездные (зодиакальные) «характеристики» супругов. При этом они руководствовались следующими принципами, весьма простыми и логичными. Четыре знака Зодиака (Кабан, Белка, Лягушка и Гремучая Змея) считались универсальными, легко сочетаемыми со всеми остальными знаками из‑ за своего, условно говоря, «пограничного» расположения в майяском зодиакальном круге, т. е. на границах «мужской» и «женской» половин, а значит, и наличия некоторых взаимодополняющих черт на все случаи жизни, Остальным знакам Зодиака рекомендовалось «выбирать» себе «половину» из противоположной половины зодиакального круга майя, чтобы «земные», или «мужские», характеристики уравновешивались «мистическими», или «женскими», и наоборот (например, Олень и Сова, Обезьяна и Попугай и т. д. ). Не поощрялись браки между знаками из сугубо «мужской» либо сугубо «женской» половин Зодиака, поскольку у них отсутствовали взаимодополняющие черты характера (например, между Пернатым Змеем и Скорпионом или Черепахой и Попугаем). По той же причине считалось крайне нежелательным заключать браки между людьми одного знака. Особое положение было у двух представителей майяского зодиака – Ягуарихи с Ягуарятами и Летучей Мыши. Первый (особенно женщины) был весьма популярен из‑ за обилия положительных характеристик добропорядочного семьянина, а второй, наоборот, считался крайне неудобным партнером в браке, в основном по причине своей непредсказуемости и гениальности. С гениями, как известно, жить непросто: они живут совсем в других измерениях, нежели простые люди. Творцы люди более чем своеобразные! Впрочем, вполне возможно, что могли существовать и счастливые исключения. Ведь это жизнь, а в ней случается все что угодно.

И, последнее из области астрологии майя. Исключительно важное значение придавали майя зодиакальному знаку зачатия, т. к. ребенок должен был наследовать душу того из своих кровных родственников, чей знак рождения совпадал со знаком зачатия ребенка.

Владея астрологическим календарем, майя пытались предсказывать характер еще не родившегося человека. Считалось, что люди, родившиеся в день Ишим, будут распутными, Ак' баль – бедными, К’ан – мудрыми, Кими – убийцами, Ик, Имиш или Ок – прелюбодеями, Чуэн или Мен – искусными ремесленниками, Эцнаб – знахарями и т. д. Кроме того, от дня рождения зависело, будет ли благополучным будущее человека или нет. Но судьбу можно было «обмануть», договорившись со жрецами, чтобы они зафиксировали не день рождения, а день принесения ребенка в храм.

Почти у каждого майя было четыре имени. Первое имя – данное при рождении, второе – фамилия или имя отца, третье – фамилия отца + фамилия матери, и, наконец, четвертое имя – характеризовало внешний вид его носителя, т. е. было чем‑ то вроде прозвища.

Медицина.  Медицинские знания майя были достаточно обширными. Их врачи весьма точно ставили диагнозы ангины (к примеру, «томатное горло»), ревматизма, рака, трех видов лихорадки, проказы, геморроя, желтухи, лишая, разновидностей чесоток, грыжи, туберкулеза, опухолей, язв, астмы, водянки, глазных болезней и т. д.

В борьбе с различными недугами (от эпилепсии до малярии) применялось более 400 видов лекарственных снадобий. Естественно, кроме различных лекарств растительного происхождения (для них нередко создавались специальные ботанические сады), широко использовались и иные. Вот лишь некоторые из них: при кожных заболеваниях употребляли толченые осиные гнезда; для ускорения родов или устранения менструальных задержек – размельченный хвост опоссума; при кровавой рвоте– питье из пережженных перьев красного попугая‑ кардинала; для снятия полового возбуждения рекомендовали мясо ягуара; при сильном ударе в грудь пили напиток из человеческой мочи, в которой было сварено несколько ящериц; при ранах и ссадинах применялся белок птичьих яиц; при кровоизлиянии в глазах – свежее мясо, кровь, женское молоко; при опухолях и язвах– слюна беременных женщин, рога различных животных и сажа; при простуде – утренняя роса селитра. Большинство лечебных средств принималось с перцем, медом и другой пищей.

Примечательно, что пищевые продукты и медицинские снадобья в майяской врачебной практике делились на «холодные» и «горячие» из‑ за предполагаемого охлаждающего или горячительного воздействия на больного. Так, больной лихорадкой должен был принимать «холодные» пищу и медицинские «пре‑ параты», а роженицы – «горячие» и т. п.

Больных майя лечили с помощью не только разнообразных лекарств, кровопусканий, массажей, ингаляций и паровых ванн, но и всевозможных заклинаний. Майя владели искусством хирургического лечения. Познавать анатомию человека им, несомненно, помогали многочисленные жертвоприношения. В результате в области гинекологии они знали значительно больше, чем наиболее искусные медики в Старом Свете. Обсидиановыми ножами майя вскрывали нарывы, удаляли опухоли, снимали катаракту, осуществляли… трепанацию черепа. Раны зашивали с помощью волос. Для обезболивания применялись наркотики (их также использовала знать в ритуалах и др. ), которые получали из семян растений и грибов. Некоторые майяские лекарства вошли и в европейскую медицину, например рвотные, слабительные и мочегонные.

Вполне понятно, что при таком развитии медицины у майя существовала и врачебная специализация. Не исключено, что достижения майя в медицине во многом способствовали их долголетию, отмеченному первыми испанскими хронистами.

Высокого мастерства майя достигли в пластической хирургии. Они умели, подпиливая зубы с помощью камня, придавать им особую форму и инкрустировать их при помощи вещества, близкого к цементу, кусочками нефрита, бирюзы, раковин (последнее считалось привилегией сановников и жрецов), могли исправить поврежденный нос и даже придать ему новую форму.

Обычаи и мода.  Лицо и тело майя украшали геометрической татуировкой (предварительно раскрашенную кожу слегка надрезали). Чем больше татуировок было на теле, тем храбрее и доблестнее считался мужчина, так как нанесение татуировок прорезанием было очень болезненным и человек после нее болел несколько дней. Тех, кто не татуировался, осмеивали. Юноши до женитьбы не имели татуировки. Женщины татуировали верхнюю часть тела от лобка и седалища вверх, исключая грудь, особенно если она была полной (со временем кожа на ней по естественным причинам сильно вытягивается и рисунок татуировки искажается, теряя свой эстетический смысл), их татуировки были более изысканные и красивые, чем у мужчин.

Широко была распространена у майя и окраска тела и лица: перед военными действиями, к праздникам и т. п. Наиболее распространенными цветами являлись желтый (пленники), красный (воины), черный (Юноши, не вступившие в брак) и синий (жрецы). Краски были стойкими и держались на теле несколько дней. Судя по всему, они имели и практическое значение: защищали кожу от солнца, холода и москитов Женщины соединяли краски с благовониями. Наиболее популярным составом была пурпурная краска, смешанная с очень пахучей, липкой и стойкой камедью. Этой смесью они смазывали груди и прочие интимные места, что делало женщин нарядными и надушенными в течение многих дней. Особенно «увлекались» таким «макияжем» дамы легкого поведения – гуатополи.

Представления о физической красоте у майя несколько отличались от европейских. Так, косоглазие расценивалось как признак красоты, поэтому его развивали у ребенка с помощью каучукового шарика, подвешенного на пряди волос прямо перед глазами. Подобно многим народам Америки, майя искусственно деформировали лобную кость черепа, придавая ему удлиненную форму. Для этого ко лбу младенца плотно прибинтовывали деревянную дощечку. (Вполне естественно, что из‑ за подобных операций некоторые дети погибали. ) Майя полагали, что удлиненная форма головы придает им благородный вид, к тому же за лоб такой головы было удобнее зацеплять лямки от переносимых за плечами тюков. Деформация черепа, причем не только наиболее распространенная лобная, но и затылочная и даже вертикальная, т. е. лобно‑ затылочная, практиковалась во всех слоях майяского общества.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...