Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Психосказки и дидактические сказки




Психосказки и дидактические сказки

Сходство психосказок с дидактическими сказками за­ключается в том, что: 1) форма сказки нужна для преподне­сения некоторых новых знаний? 2) используется тот же при­ем одушевления абстрактных символов и создается образ сказочного мира, в котором они живут; 3) оба вида сказок раскрывают смысл и важность определенных знаний.

Различия между ними определяются следующими момен­тами: 1) если в дидактических сказках «упаковывается» учеб­ный материал, связанный с объектами внешнего мира, то пси­хосказки являются носителями материала о внутреннем мире человека - его душе, психике, и этот материал может быть как учебным (например, при изучении «Психологической аз­буки»), так и личностно развивающим; 2) в дидактических сказках одушевляются абстрактные символы «внешнего» для ребенка характера (цифры, звуки, буквы, арифметические действия и т. п. ), в психосказках - абстрактные символы, обо­значающие «внутренние» психические феномены (мышление, память, способности, переживания и т. д. ); 3) дидактические сказки практически всегда содержат определенное задание учебного характера, которое должен выполнить ребенок, а для психосказок это не является обязательным.

Примером психологической сказки, имеющей дидактиче­ский характер, может служить «Сказка о речке Речь», пред­ставленная в приложении.

Психосказки и психокоррекционные сказки

Согласно Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой, психокоррекцион­ные сказки создаются для мягкого влияния на поведение ре­бенка; при этом под коррекцией она понимает «замещение» неэффективного стиля поведения на более продуктивный, а также объяснение ребенку смысла происходящего. Такая трактовка понятия психокоррекции представляется не впол­не справедливой, поскольку изменение поведения выступает целью ряда бихевиористски ориентированных направлений психотерапии (именно поэтому такие сказки на Западе носят название психотерапевтических историй), а значит, стирает­ся грань между терапией и коррекцией, теряется основание для выделения психокоррекционных сказок в отдельную группу. Однако если принять несколько иное понимание психокоррекции - как психологического воздействия на от­дельные структуры психики с целью позитивного измене­ния, - то такой вид сказок, как психокоррекционные, обре­тает право на существование. Под целями таких сказок мы будем подразумевать продуктивное влияние на решение детьми и подростками психологических проблем, одним из последствий которого должно стать изменение поведения.

Сходство психосказок с психокоррекционными сказками можно найти в следующем: 1) и в том, и в другом случае со­бытия, происходящие с героем (героями), должны быть по­хожими на реальные ситуации из жизни детей; 2) ребенок через сказку обретает возможность осознать свои собствен­ные переживания, отдельные психологические характери­стики; 3) альтернативные модели поведения, понятые бла­годаря сказке, помогают ребенку увидеть разные грани возникающих ситуаций и найти в них новые смыслы.

Различия между этими типами сказок могут быть обнару­жены в: 1) отсутствии в психосказках прямой аналогии между жизнью ребенка и сказочного героя в силу большей обобщен­ности сюжета; 2) разной целевой ориентации: у психосказки -на личностное развитие путем осознания своих особенностей, у психокоррекционной сказки - на изменение психических структур ребенка в сторону, желательную для психолога; 3) более объемной области предполагаемых изменений ребенка в результате воздействия психосказки - не только в конкрет­ных поведенческих проявлениях, как в случае психокоррекци­онных сказок, но и в изменении смыслов и ценностей.

Примером психологической сказки, преследующей цели психокоррекции, является сказка «Путешествие двух подруг», написанная участницей одного из наших семинаров по сказкотерапии учителем Н. Азопковой (см. приложение).

Психосказки и психотерапевтические сказки

Сходство этих двух видов сказок, пожалуй, более значи­тельно, чем различие. Его можно увидеть при анализе сле­дующих моментов: 1) обращение к глубинному Я ребенка, его важнейшим смыслообразующим содержаниям; 2) стрем­ление помочь в более осознанном отношении к самому себе, миру, другим людям, а при необходимости - в изменении этого отношения; 3) оказание психологической поддержки и избавление от страданий и негативных переживаний, свя­занных с какой-либо проблемной жизненной ситуацией или психоэмоциональной травмой.

Различия психологических и психотерапевтических ска­зок имеют, по-видимому, не принципиальный характер и за­ключаются в следующем: 1) психологические сказки не яв­ляются прямой аналогией индивидуальных эгопроцессов конкретного человека (разумеется, если не брать во внима­ние неизбежные проекции самого автора), а для многих пси­хотерапевтических сказок это очень важно; 2) психологиче­ские сказки в большей степени ориентированы на задачи улучшения качества обычной жизни ребенка и его развитие по сравнению с психотерапевтическими, особенно нужными именно в ситуации жизненных трудностей; 3) психологиче­ские сказки, как правило, пишутся автором-психологом, а психотерапевтические часто создаются самим клиентом.

Одну из психологических сказок, которые по своему по­тенциалу сопоставимы с психотерапевтическими, написала А. Попова - замечательнейший психолог, один из создателей и разработчиков программы «Психологическая азбука» (см. сказку «Коряга» в приложении).

Эта сказка заслуживает особого комментария, поскольку может быть не совсем ясно, почему она является психологи­ческой, а не чисто психотерапевтической, как это кажется на первый взгляд. Особенность этой сказки в том, что психоло­гическая трактовка ее содержания может быть принципи­ально различной. О чем она? О существе, которое в силу сво­ей непохожести на других и нестандартности страдало и подвергалось гонению со стороны красивых и благополуч­ных, а потом оказалось, что эта его непохожесть просто жиз­ненно необходима окружающим? Да, это очевидно.

Для кого эта сказка? Для детей, отвергаемых сверстника­ми? Для детей с физическими недостатками? Для детей, неумеющих общаться? Да, она может быть использована в работе с такими детьми. Тогда «Коряга» - это психотерапевтическая сказка, в которой ребенок видит отражение собственной жиз­ненной ситуации и идентифицирует себя с главным героем.

Но в том-то и прелесть этой сказки, что если суметь уви­деть в ней более глубокий смысл, то она превращается в сказку психологическую - о внутреннем мире человека.

Ведь можно предположить, что Бревна - это внутренние психологические содержания, привнесенные взаимодействи­ем с социумом, то есть нечто окультуренное, правильное, «отесанное». А Коряга - то подлинное Я ребенка, которое противостоит фасадному Я, желательному для взрослых -родителей и учителей. И пусть это подлинное Я неуклюже и неудобно для других, но зато оно способно стать ядром для развития личности; осознание и принятие своего подлинного Я дает возможность запустить механизм саморазвития.

Иными словами, эта сказка - метафора процесса самоосознавания, или, применяя юнгианские термины, продви­жения к Самости. Она может быть использована для объяс­нения процессов, происходящих во внутреннем мире любого человека, поскольку интеграция имеющихся психологиче­ских содержаний с усвоением культурно обусловленных со­держаний (знаковых систем, по Л. С. Выготскому) и составля­ет процесс социализации.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...