Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

2.10. Исторические времена в интерьере культур неолита




 

 

Взаимодействуя и пересекаясь в определенных ландшафтах, тотемные культуры сформировали общую карту культур неолита ( рис. 2. 2 ), которая свидетельствует о значительном разнообразии и дифференциации культурного археологического фона
в Европе. В результате синергетики маршрутов тотемных
культур уже в неолитическое время образовались региональные комплексы культур – анатолийские культуры, культуры Юго-Восточной Европы (в том числе культура хум, культура свайных построек), культуры Триполье-Кукутени, западноевропейские культуры (в том числе сено-уазо-марнская культура, курганная культура, долужицкая культура), понтийско-анато-
лийские культуры и т. п.

Региональные комплексы культур отличаются друг от друга не только местоположением, хотя последнее и выступает, пожалуй, как главный фактор их дифференциации. Основные различия создает сочетаемость культур.

На территории Среднерусской возвышенности во времена неолита наиболее масштабно были представлены:

· трипольская культура, для которой был характерен особый вид селитьбы – вокруг свободной площадки располагались длинные прямоугольные дома;

· культура шнуровой керамики и боевых топоров, в которой главным оружием был боевой топор, а главным средством передвижения – конь;

· культура воронковидных кубков, которая была привнесена
к нам, скорее всего, с Востока и для которой характерно проживание в длинных домах, разделенных на маленькие каморки.

Региональные комплексы культур создают первооснову для формирования на их основе материнских этнических сообществ и дальнейшего хода этногенеза на данных территориях. Так, отсутствие на территории России мегалитических тотемов является не только фактом исторической географии. Оно, думается, во многом определило весь последующий ход этнического освоения нашей территории. В частности, стоит проверить варяжскую версию формирования государства Российского на отсутствие мегалитических признаков, которые должны были бы здесь появиться вместе с варягами.

Сложнее понять, что происходило в последней стадии неолита. Археологи утверждают, что во времена неолита между различными региональными комплексами культур не только существовали территориальные контакты, но и шла бойкая торговля жерновами, янтарем, кремнем. Люди торговали и путешествовали на челнах и лодках, обтянутых шкурами животных. Использовали также лошадей и телеги с дисковыми колесами. Для сообщения иногда прокладывали лежневые дороги и деревянные настилы.

В конце неолита осуществился переход к производительному способу хозяйствования. Это позволило взаимодействовать труду земледельцев и пастухов в пределах одного ландшафта. Попутным результатом этого объединения стало культивирование диких злаков и одомашнивание овец, коз, свиней и лошадей
в пределах единого ареала хозяйствования.

Колоссальные изменения произошли в жизненном укладе людей. В это время у них впервые появляется экономическая возможность содержать большие семьи. Возникают первые крупные селения, а в 8-м тыс. до н. э., т. е. в конце неолита, на Земле появился первый укрепленный город – Иерихон. В нем наряду с традиционными круглыми тростниковыми и саманными домами стали строиться прямоугольные дома из обожженного кирпича.

Быстро расширяется ассортимент мира вещей, используемых человеком. Появляются первые вещи – произведения искусства, не имевшие прямого утилитарного значения. Так, сначала стали распространяться украшения из ракушек и камней, а вскоре из золота и серебра, а также драгоценных камней. Широко используется гончарный круг. Поделки из глины украшаются узорами и изображениями.

Главным центром художественного творчества становятся Сузы. Здесь впервые начинают изготавливать глиняную скульптуру, в частности с этих пор известна так называемая сузская баба.

Можно, конечно, говорить о поступательном развитии социально-экономических отношений. Но факты свидетельствуют
о принципиально новом состоянии культуры человечества.
В конце неолита она приходит к цивилизованным нормам
и отношениям.

В конце неолита наиболее древними и развитыми были культуры Хассуна, Джармо (Восточный Ирак), Сиалк (Восточный Иран), Иерихон и Сакче-Гёзю (Сирия). Затем начинается период возвышения культур Халаф, Самарра, Арпачия, Тепе-Гаура, Гиссар, Таса, Бадари, Меримде и Файюм. Несколько позже, но до «Великого потопа» (около 3-го тыс. до н. э. ) успели возвыситься культуры Эль-Убейд, Сузы (Элам), Телелат-Гассул, Амра и Герзе. Археологические раскопки в Месопотамии свидетельствуют, что в период «Великого потопа» здесь было много наводнений, которые сопровождали катастрофические вулканические извержения. Именно тогда и началось строительство дамб и каналов в Египте (Нил) и Месопотамии (Евфрат и Тигр), которое возвестило начало «гидравлической» революции (по Виттфогелю). В зонах формирования первых высокоразвитых гидравлических культур появляются первые города ( рис. 3. 1 ).

Первыми из них были потамские (речные) культуры в Египте на Ниле, в Месопотамии на Евфрате и Тигре, в Индии на Инде, в Китае на Хуанхэ. Виттфогель считал, что главным фактором возникновения этих культур ( рис. 3. 2 ) стало изменение климата, которое привело к появлению обширного пояса пустынь – от Сахары до Тянь-Шаньских предгорий. Обитатели земель, затронутых засухой, перемещаются в долины великих рек, где они быстро научились возводить огромные гидравлические (оросительные и дренажные) системы.

Написал предыдущий абзац, – очень научный, согласующийся с большинством учебников, и задумался, – сплошной детер-

 


минизм получается. Когда сопоставляешь факты, то все чаще приходят на ум библейские сюжеты, из которых следует, что
в ветхозаветном мире развитие культуры определяли в основном люди посвященные. Именно они брали на себя роль учителей. Именно они несли новую культуру отношений между людьми «в массы». И вы знаете, при этом они много путеше-
ствовали.

Сейчас же скажем, что очень быстро под влиянием ли внешней среды, или при помощи слова людей посвященных на Ближнем Востоке сформировалась новая городская культура, которую в современной исторической науке принято называть «Плодородным полумесяцем». Скорее всего, здесь мы имеем дело не просто с новой гидравлической стадией революции на нашей планете, а с гораздо более мощным процессом, в результате которого неолитические времена заканчиваются. Начались новые, исторические времена.

Неолитические времена характеризуются слабой этнической дифференциацией людей. По-видимому, еще 10 тыс. лет тому назад родоплеменные союзы отличались друг от друга скорее тотемными признаками культуры, нежели антропоморфными. Вероятно, культурная дифференциация людей предшествовала их антропометрической дифференциации.

Именно эти времена получили свое отражение в Библии, конкретно – в Ветхом Завете – первом письменном источнике. Почему ученые, которые склонны верить каждому фрагменту летописи, пусть сотни раз переписанной, каждой глиняной дощечке и берестяной грамоте, верят даже старой газете, порой отказываются принимать библейские тексты как источник информации? Почему они ищут иных свидетельств, в которых, как они полагают, собрана вся мудрость человечества? Воистину, искали рукавички, а они – за пазухой!

Представляется, что в исторические времена многое в этногенезе людских популяций связано с их религиозной сущностью и тотемными привязанностями. Иначе трудно объяснить, как от одного праведника Ноя, точнее от его сыновей – Сима и Хама, – появились такие разные этносы – евреи и арабы.

Религия и во времена неолита, конечно, имела место, но она была связана с верой в жизнь после смерти, страхом перед возвращением мертвых, культом предков, родовыми тотемами.
В религиозных воззрениях неолитических людей много повин-
на их хозяйственная деятельность. Благодаря этому возникли культы плодородия, местные (ландшафтные) боги и демоны. Религиозные воззрения людей неолита были материализованы
в крупных строениях – первые сакральные постройки и хра-
мы появляются в Эриду, Тепе-Гауре и Уруке. В Уруке, кста-
ти, впервые найдены глиняные дощечки с иероглифическим
письмом.

Согласно Библии, именно в неолитическое время среди немногих посвященных возникает вера в Единого Бога. И многое
с этого момента будет определяться родоплеменными, а затем
и личными религиозными отношениями и верой в Бога.

А что же с феноменологией путешествий? Феномен путешествий, имевший в неолитические времена подтекст, связанный с дифференциацией культур, в исторические времена все более проявляет себя как мощный фактор этногенеза.

 

 


 

ПУТЕШЕСТВИЯ В НАЧАЛЕ ЭТНОГЕНЕЗА

 

 

В предыдущих главах было рассказано, как люди из родов собирались в племена. В основе этого процесса лежали маршруты культур, которые предпринимали люди, влекомые непонятными, почти биологическими, но от этого еще более сильными причинами, затрагивающими всех и каждого отдельного человека. Подобно тому, как угорь и лосось, олень и птицы, влекомые пока не по-
знанными инстинктами, совершают тысячекилометровые миграции, люди мигрировали, не зная границ, при этом осваивая новые и захватывая уже занятые пространства для жизни и распространяя в новых территориях тотемы своего рода. В это время человек вряд ли осознавал себя частью некоторой родовой общности. Люди, скорее, взывали к своим тотемам в поиске защиты и опоры.              

Происходило, по всей видимости, бытовое слияние многих тотемных свойств в одно. И вот этот новый интегрированный тотем становится общим для все людей, проживающих в пределах единой территории. Так, возможно, формировались региональные тотемные культуры. Еще не было этногенеза, но так, мне кажется, на нашей планете начинался культурогенез. В этом и проявлялся феномен путешествий в доисторические времена.

В результате действия этого феномена люди еще не осознали себя частью некоторой родовой общности, но уже стали понимать свою принадлежность к единой региональной культуре.

Только потом люди, проживавшие на единой территории
и обладавшие общей региональной культурой, стали собираться
в роды, роды – в племена, а племена – в народы. Тогда процессы этногенеза стали преобладать над культурогенезом. Соответственно, феномен путешествий стал проявляться не столько в путешествиях отдельных людей, сколько в миграциях больших групп – родов, племен и народов.

Рассмотрим феномен путешествия народов на примере тех районов, где он начал происходить ранее, чем где-либо. Это Египет, Междуречье и Палестина.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...