Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 10. Психология взрослости и психологические проблемы позднего возраста




Периодизация психического развития взрослого человека. Возрастные кризисы взрослого человека: характеристика, динамика протекания, способы преодоления. Акмеология и ее значение для решения проблем возрастной психологии.

Задачи развития взрослого человека (Э. Эриксон). Модель развития взрослых Р.Хейвигхерста.

Способность к личностным изменениям, открытость новому опыту, самоактуализация и самореализация. Проблема удовлетворенности жизнью. Особенности «Я-концепции» и ее динамика на этапе взрослости.

Когнитивное развитие в различные периоды взрослости. Изменение функций интеллекта. Роль опыта и мастерства в сохранении и изменении когнитивных возможностей в период средней взрослости.

Профессиональный цикл взрослого человека. Переоценка профессиональной карьеры в середине жизни. Потеря работы и трудовой стресс: психологические проблемы.

Семья как важный контекст развития взрослых. Семейный цикл. Задачи, решаемые родителями на разных стадиях развития детей. Отношения со стареющими родителями. Воспитание внуков. Отношение с друзьями на этапе взрослости.

Индивидуальные и половые различия в психологическом развитии на этапе взрослости.

Проблема периодизации позднего возраста (старости). Основные положения современной геронтологии. Биологическое, социальное и психологическое старение. Негативные стереотипы старости.

Выход на пенсию как критический этап жизни человека. Теории приспособления к выходу на пенсию. Психологические особенности адаптации к выходу на пенсию.

Семейные и межличностные отношения в период позднего возраста. Значение общения в позднем возрасте. Проблема одиночества.

Физические аспекты старения. Проблема здоровья.

Когнитивные изменения в процессе старения. Факторы, влияющие на снижение интеллектуального уровня. Компенсаторные механизмы.

Психологические изменения в личности и деятельности человека позднего возраста. Ретроспективная модальность жизни в старости. Специфика «Я-концепции» стареющего человека. Факторы удовлетворенности жизнью в пожилом и старческом возрасте. Типологии старости. Психологические условия активной старости. Психологическая поддержка людей позднего возраста.

Темы практических и семинарских занятий

 

Раздел 1.ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Тема 1. Условия, источники и движущие силы психического развития

Вопросы к теме:

1. Роль наследственных и социальных факторов в психическом развитии.

2. Сущность теорий психического развития личности (З.Фрейд, Э.Эриксон, Л.Колберг) и интеллектуального развития (Ж.Пиаже).

3. Роль деятельности в психическом развитии. Взаимосвязь обучения и психического развития. Культурно-историческая концепция Л.С.Выготского.

4. Закономерности динамики психического развития.

Список литературы

Основной

1. Кулагина, И. Ю. Возрастная психология: Развитие человека от рождения до поздней зрелости: учеб. пособие для студ. вузов / И. Ю. Кулагина, В.Н.Колюцкий. – М.: Сфера; Юрайт, 2003.

2. Обухова, Л.Ф. Детская (возрастная) психология: Учебник / Л. Ф. Обухова. – М.: Рос. пед. агентство, 2001.

3. Сапогова, Е. Е. Психология развития человека: учеб. пособие для студ. вузов. / Е. Е. Сапогова. – М.: Аспект Пресс, 2001.

Дополнительный

1. Выготский, Л.С. Собрание сочинений: В 6т. / Л.С.Выготский. – М., 1984. Т.4.

2. Егорова, М.С. Психология индивидуальных различий / М.С.Егорова. – М.: Планета детей, 1997.

3. Косякова, О. О. Возрастные кризисы / О. О. Косякова. – Ростов н/Д: Феникс, 2007.

4. Крайг, Г. Психология развития: пер. с англ. / Г. Крайг. - 7-е изд. – СПб.: Питер, 2003.

5. Крэйн, У. Теории развития: Секреты формирования личности / У. Крэйн; пер. с англ. Голубева О., Миронов Н., Ордановская Л. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2002.

6. Леонтьев, А.Н. Избранные психологические произведения: В 2т. / А.Н.Леонтьев. – М., 1983. Т.1.

7. Пивоварова, Г.Н. Влияние различных биологических и социальных условий на формирование личностных особенностей детей / Г.Н.Пивоварова. – М., 1998.

8. Поливанова, К. Н. Психология возрастных кризисов: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. зав. / К. Н. Поливанова. – М.: Академия, 2000.

Тема 2. Проблема возраста и возрастной периодизации психического развития

Вопросы к теме:

1. Основные подходы к периодизации психического развития.

2. Социальная ситуация развития.

3. Ведущая деятельности, ее роль в развитии человека.

4. Основные новообразования возраста.

5. Проблема периодизации психического развития в работах Д.Б. Эльконина.

 

Список литературы

Основной

1. Кулагина, И. Ю. Возрастная психология: Развитие человека от рождения до поздней зрелости: учеб. пособие для студ. вузов / И. Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий. – М.: Сфера; Юрайт, 2003.

2. Обухова, Л. Ф. Возрастная психология: учеб. пособие для студ. вузов /Л.Ф.Обухова. – 3-е изд. – М.: Пед. о-во России, 2001.

3. Сапогова, Е. Е. Психология развития человека: учеб. пособие для студ. вузов / Е. Е. Сапогова. – М.: Аспект Пресс, 2001.

Дополнительный

1. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности в детском возрасте /Под ред. Д.И. Фельдштейна. – М.; Воронеж: НПО "МОДЭК", 1995.

2. Выготский, Л.С. Собрание сочинений: В 6т. / Л.С.Выготский. – М., 1984. Т.4. С. 244-269.

3. Крайг, Г. Психология развития: пер. с англ. / Г. Крайг. – 7-е изд. – СПб.: Питер, 2003.

4. Моргун, В.Ф. Проблема периодизации развития личности в психологии: Учеб. пособие / В.Ф. Моргун, Н.Ю. Ткачёва – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981.

5. Психология человека от рождения до смерти: младенчество. Детство. Юность. Взрослость. Старость: полный курс психологии развития: учеб. пособие для студ. вузов / под ред. Реана А.А. – СПб.; М.: Прайм-Еврознак; Олма-Пресс, 2003.

6. Эльконин, Д.Б. Введение в психологию развития / Д.Б.Эльконин. – М.: Тривода, 1994.

7. Эльконин, Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте / Д.Б.Эльконин //Вопросы психологии – 1971. № 4. С. 6-20.

8. Эриксон, Э. Детство и общество / Э.Эриксон. – СПб, 1999.

 

Раздел 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В РАЗНЫЕ ПЕРИОДЫ ОНТОГЕНЕЗА

Тема 3. Психология младшего школьника

Вопросы к теме:

1. Социальная ситуация развития в младшем школьном возрасте.

2. Особенности познавательных процессов.

3. Развитие личности в младшем школьном возрасте.

4. Основные трудности в обучении и поведении младшего школьника, психологические причины и пути оказания психологической помощи.

Список литературы

Основной

1. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология. /И.Ю.Кулагина. – М.,1998.

2. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учеб. для студ. / В. С. Мухина. - 6-е изд., стер. – М.: Академия, 2002 - 456 с.

3. Сапогова, Е.Е. Психология развития человека: Учеб. пособие. / Е.Е.Сапогова. – М.: Аспект Пресс, 2001.

Дополнительный

1. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности в детском возрасте / под ред. Фельдштейна Д.И. – М.; Воронеж: НПО "МОДЭК", 1995.

2. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: хрестоматия: учеб. пособие для студ пед. вузов / сост. В.С. Мухина, Хвостов А.А. – М.: Академия, 2001.

3. Волков, Б.С. Психология младшего школьника / Б.С.Волков. – М.: Педагогическое общество России, 2002.

4. Крайг, Г. Психология развития: пер. с англ. / Г. Крайг. – 7-е изд. – СПб.: Питер, 2003.

5. Общение и формирование личности школьника / под ред. Бодалева А.А, Кричевского Р.Л. – М.,1997.

6. Психология развития младших школьников: Экспериментальное психологическое исследование / под ред. Давыдова В.В. – М.: Педагогика, 1990.

7. Психология человека от рождения до смерти: младенчество. Детство. Юность. Взрослость. Старость: полный курс психологии развития: учеб. пособие для студ. вузов / под ред. Реана А. А. – СПб.; М.:Прайм-Еврознак; Олма-Пресс, 2003.

8. Флейк-Хобсон, К. Развитие ребенка и его отношений с окружающими. / К. Флейк-Хобсон, Б. Робинсон, П. Скин. – М., 1993.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...